- Биография А․Н․ Островского⁚ краткий обзор жизни и творчества
- Детство и юность
- Начало литературной деятельности
- Расцвет творчества
- Общественная деятельность
- Личная жизнь
- Интересные факты
- «Замоскворецкий» язык
- Запрещенная пьеса
- Дружба с актерами
- Любовь к Волге
- Щелыково – колыбель вдохновения
- Значимые даты
- 12 апреля 1823 года
- 1835 – 1840 годы
- 1843 – 1851 годы
- 1847 год
- 1849 год
- 1850-е годы
- 1865 год
- 1886 год
Биография А․Н․ Островского⁚ краткий обзор жизни и творчества
Александр Николаевич Островский ⸺ выдающийся русский драматург XIX века, творчество которого оказало огромное влияние на развитие русского театра․ В своих пьесах он мастерски изображал быт и нравы купечества, чиновничества и других слоев общества․
Детство и юность
Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве, в Замоскворечье – купеческом районе с особым укладом жизни․ Его отец, Николай Федорович, происходил из духовного сословия, окончил Костромскую семинарию и Московскую духовную академию, но избрал для себя светскую карьеру․ Он служил судебным стряпчим, занимаясь имущественными и коммерческими делами, дослужился до чина коллежского асессора и в 1839 году получил дворянство․ Мать Александра, Любовь Ивановна Саввина, была дочерью пономаря․ Она занималась воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства․
Детство Островского прошло в атмосфере, пропитанной рассказами о судебных тяжбах, купеческих нравах и житейских драмах․ Отец, помимо основной работы, занимался частной адвокатской практикой, и дом Островских всегда был полон посетителей – купцов, мелких чиновников, искавших защиты или совета․ Мальчик с ранних лет наблюдал за этими людьми, вслушивался в их речь, проникаясь особым колоритом замоскворецкого быта․
Образование Островский начал получать дома; В семье была большая библиотека, где будущий драматург с жадностью читал русскую классику․ Позже он поступил в Первую московскую гимназию, которую окончил в 1840 году․ Отец видел сына продолжателем своей карьеры и настоял на поступлении на юридический факультет Московского университета․ Однако юриспруденция мало интересовала Александра․ Он увлекся театром٫ начал писать стихи и пьесы٫ забросив учебу․ В итоге٫ не проучившись и трёх лет٫ Островский ушел из университета по собственному желанию٫ чем вызвал гнев отца․
Начало литературной деятельности
Уход из университета и отказ от карьеры юриста обострили отношения Александра с отцом․ Чтобы сын «взялся за ум», Николай Федорович устроил его писцом в Московский совестный суд․ Для Островского началась рутинная канцелярская служба, продолжавшаяся с 1843 по 1851 год․ Однако именно эта «скучная» работа стала настоящей школой жизни и драматургии для будущего автора «Грозы»․
В стенах суда Островский ежедневно сталкивался с представителями самых разных слоев общества, становился свидетелем человеческих драм, наблюдал за проявлениями характеров․ Он внимательно слушал речь истцов и ответчиков, записывая в свою тетрадь яркие выражения, пословицы, поговорки․ Этот бесценный материал лег в основу будущих пьес Островского, сделав их язык столь живым, сочным и правдивым․
Параллельно со службой Островский усердно занимался литературным творчеством․ Он пишет очерки из замоскворецкой жизни, пробует себя в драматургии․ В 1847 году в «Московском городском листке» выходит его первая пьеса — комедия «Картина семейного счастья»․ А уже через два года он заканчивает пьесу, которая принесет ему настоящую славу и станет манифестом русского реалистического театра , комедию «Свои люди — сочтёмся»․
Смелая пьеса, обличающая нравы купечества, вызвала неоднозначную реакцию․ Цензура запретила её к постановке, а сам Островский попал под надзор полиции․ Однако «Свои люди․․․» получили высокую оценку в литературных кругах, пьеса имела огромный успех в рукописных копиях и домашних спектаклях․ С этого момента имя Александра Островского становится известным широкой публике, он завоевывает репутацию талантливого и смелого драматурга․
Расцвет творчества
1850-е годы стали для Островского периодом необычайного творческого подъёма․ Он оставляет службу в суде٫ чтобы полностью посвятить себя литературе и театру․ Пьесы Островского с триумфом идут на сценах Москвы и Петербурга٫ каждая новая работа становится событием в культурной жизни России․
В этот период Островский создает целую галерею ярких, запоминающихся образов, в которых отразилась вся широта русской жизни․ Его герои — купцы-самодуры, мелкие чиновники, бедные невесты, гувернантки, актеры — говорят живым, колоритным языком, их диалоги поражают своей естественностью и сочностью․
Среди наиболее известных пьес этого периода — «Бедная невеста» (1851), «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Гроза» (1859)․ Каждая из этих пьес — не просто бытовая зарисовка, а глубокое исследование нравственности, социальных проблем и человеческих взаимоотношений․
«Гроза», пожалуй, самая пронзительная и трагичная пьеса Островского, стала вершиной его творчества 1850-х годов․ В ней с необычайной силой показана душевная драма молодой женщины, задыхающейся в атмосфере ханжества и деспотизма․ «Гроза» вызвала бурные споры в обществе, критики видели в ней как обличение «тёмного царства», так и гимн пробуждающейся женской душе․
Расцвет творчества Островского совпал с периодом общественного подъема в России, когда остро стояли вопросы освобождения личности, прав женщины, социальной справедливости․ Пьесы Островского, с их правдивым изображением жизни и глубоким психологизмом, стали важным этапом в развитии русской национальной драматургии и оказали огромное влияние на всю последующую русскую литературу․
Общественная деятельность
Александр Островский был не только гениальным драматургом, но и человеком активной общественной позиции, радетелем за судьбу русского театра․ Он хорошо знал все проблемы театрального мира, видел тяжелое положение актеров, зависимость репертуара от вкусов высокопоставленных чиновников․
Стремясь к обновлению и развитию театрального дела, Островский в 1865 году вместе с композитором Николаем Рубинштейном и писателем Владимиром Одоевским организует в Москве «Артистический кружок»․ Эта организация объединила вокруг себя передовых деятелей искусства, стремящихся к созданию самостоятельного, независимого от властей театра․ В рамках «Кружка» проходили литературные чтения, концерты, организовывались постановки новых пьес, в том числе и самого Островского․
Огромной заслугой Островского стала его деятельность по реформированию театрального быта․ Он добился улучшения материального положения актеров, введения пенсионного обеспечения, создания условий для их профессионального роста․ Островский был инициатором открытия театральных училищ в Москве и Петербурге, где молодые актеры могли получать профессиональное образование․
Помимо театральной деятельности, Островский принимал активное участие в литературной жизни страны․ Он был одним из основателей и руководителей Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, боролся за защиту авторских прав, занимался издательской деятельностью․ Его авторитет в литературных кругах был непререкаем, к его мнению прислушивались, его слово имело весомое значение․
Общественная деятельность Александра Островского была не менее важной, чем его литературное творчество․ Он сделал огромный вклад в развитие русского театра, поднял престиж профессии актера, способствовал появлению новой генерации талантливых драматургов и актеров․
Личная жизнь
Личная жизнь Александра Николаевича Островского была полна сложностей и противоречий, отражая, быть может, те самые коллизии, что он так мастерски описывал в своих пьесах․
Семнадцатилетним юношей Островский пережил глубокую привязанность к Агафье Ивановне, женщине из простонародья, с которой его разделяли социальные барьеры․ Этот ранний роман, не имевший будущего, оставил след в душе будущего драматурга, возможно, вдохновив его на создание образов замоскворецких красавиц, жаждущих любви и счастья․
Более двадцати лет Островский прожил с гражданской женой, бывшей актрисой Марией Васильевной Бахметьевой․ Этот союз, хоть и не был освящен церковью, подарил драматургу четверых детей․ Мария Васильевна, простая и необразованная женщина, тем не менее обладала живым умом и чутким сердцем․ Островский ценил в ней преданность, понимание и поддержку․ Говорили, что именно ей он читал свои новые пьесы, прислушиваясь к её мнению․
Трагическое событие омрачило жизнь Островского⁚ в 1867 году умерли все четверо его детей٫ один за другим․ Это горе тяжело отразилось на драматурге٫ он надолго погрузился в уныние․ Однако творчество и поддержка близких помогли ему пережить эту утрату․
В 1869 году, спустя два года после смерти Марии Васильевны, Островский обвенчался с актрисой Малого театра Марией Петровной Васильевой․ Этот брак, окруженный тайной и порождавший разные толки, подарил драматургу ещё двоих детей․
Несмотря на сложности и драмы личной жизни, Александр Островский до конца своих дней сохранил веру в любовь, семью, человеческое счастье․ И именно эти темы, пережитые и прочувствованные им самим, нашли столь яркое отражение в его бессмертных пьесах․
Интересные факты
Жизнь и творчество Александра Николаевича Островского, наполненные яркими событиями и встречами, окутаны флером любопытных фактов, позволяющих нам прикоснуться к личности великого драматурга․
«Замоскворецкий» язык
Островский виртуозно владел языком своих героев, создавая на сцене иллюзию подлинности․ Он вел специальные записные книжки, куда вписывал услышанные в народе слова, выражения, поговорки․ Говорили, что он мог «по речи человека определить не только его профессию, но и улицу, на которой тот живет»․ Этот богатейший языковой материал лег в основу его пьес, сделав их диалоги такими живыми и неповторимыми․
Запрещенная пьеса
Комедия «Свои люди , сочтёмся», принесшая Островскому известность, сначала была запрещена цензурой․ Слишком смелым и обличительным показался чиновникам сюжет о купеческом мошенничестве․ Пьесу разрешили к постановке лишь спустя несколько лет, да и то с существенными сокращениями․
Дружба с актерами
Островский был не только автором пьес, но и их ревностным постановщиком․ Он много времени проводил в театре, репетируя с актерами, давая им советы, помогая раскрыть образы․ Многие известные актеры того времени считали Островского своим учителем и наставником․
Любовь к Волге
Волга была не только географическим объектом для Островского, но и источником вдохновения․ Он провел на волжских берегах много лет, наслаждаясь красотой природы, наблюдая за жизнью простых людей․ В своих пьесах он часто изображал волжские пейзажи, а его герои нередко оказывались связаны с великой русской рекой․
Щелыково – колыбель вдохновения
Усадьба Щелыково в Костромской губернии стала для Островского настоящим домом и местом творчества․ Здесь он написал многие свои пьесы, здесь же и закончил свой жизненный путь․ Сегодня в Щелыкове открыт музей-заповедник А․Н․ Островского, где сохранена атмосфера той эпохи и можно прикоснуться к истории создания великих пьес;
Александр Островский оставил после себя богатое литературное наследие, став не только «отцом русской драматургии», но и человеком, который изменил облик русского театра, подняв его на новую высоту․
Значимые даты
Хронология жизни и творчества Александра Николаевича Островского – это увлекательное путешествие по страницам истории русской литературы и театра, отражение целой эпохи․
12 апреля 1823 года
Рождение в Замоскворечье․ В семье судебного стряпчего Николая Федоровича Островского и его супруги Любови Ивановны на свет появляется будущий великий драматург – Александр Николаевич Островский․ Этот уголок старой Москвы, с его особым укладом и колоритными персонажами, навсегда останется в памяти будущего писателя, найдя яркое воплощение в его пьесах․
1835 – 1840 годы
Годы учебы․ Островский успешно оканчивает Первую Московскую гимназию и поступает на юридический факультет Московского университета․ Однако юриспруденция не увлекает его так сильно, как литература и театр․ Эти годы становятся временем поиска своего призвания․
1843 – 1851 годы
Служба в суде․ Островский служит писцом в Московском совестном суде, затем в Коммерческом суде․ Здесь, в атмосфере судебных тяжб и человеческих драм, он находит бесценный материал для своих будущих пьес, изучает характеры, вслушивается в живую речь людей разных сословий․
1847 год
Литературный дебют․ В «Московском городском листке» публикуется первая пьеса Островского — комедия «Картина семейного счастья»․ Этот год становится началом его триумфального пути в литературе․
1849 год
Создание комедии «Свои люди — сочтёмся»․ Пьеса, в которой Островский смело обличает нравы купечества, вызывает неоднозначную реакцию․ Цензура запрещает её к постановке, но пьеса получает широкую известность в рукописных копиях и домашних спектаклях․
1850-е годы
Расцвет творчества․ Островский создает целую серию ярких пьес⁚ «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Гроза» и многие другие․ Его пьесы с триумфом идут на сценах Москвы и Петербурга, принося ему всероссийскую славу․
1865 год
Создание Артистического кружка․ Вместе с единомышленниками Островский организует в Москве «Артистический кружок», который становится центром притяжения передовых деятелей искусства, стремящихся к обновлению русского театра․
1886 год
14 июня – смерть драматурга․ Александр Николаевич Островский умирает в своей любимой усадьбе Щелыково Костромской губернии․ Его смерть становится невосполнимой утратой для русской культуры․
Эти даты , лишь вехи на пути великого драматурга, чье творчество и сегодня не теряет своей актуальности, волнуя и увлекая нас в мир настоящих человеческих страстей и глубоких переживаний․
Спасибо за статью! Кратко и по делу. Особенно интересно было узнать про детство драматурга, про атмосферу, в которой он рос.
Хороший обзор жизни и творчества Островского. Жду продолжения статьи, где будет рассказано о его литературной деятельности!
Статья понравилась, но хотелось бы больше подробностей о творчестве Островского, о его самых известных пьесах.
Интересно и доступно изложена биография Островского. Сразу видно, что автор хорошо знает материал и умеет его преподнести.