Александр Николаевич Островский⁚ краткая биография
Александр Николаевич Островский (1823-1886) ‒ выдающийся русский драматург, чье творчество оказало огромное влияние на развитие русского национального театра. Он родился в Москве, в семье чиновника. Ранние годы провел в Замоскворечье, где наблюдал жизнь купечества, ставшую основой многих его пьес.
Ранние годы и начало творчества
Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве٫ в семье чиновника судебного ведомства. Детство будущего драматурга прошло в Замоскворечье٫ колоритном уголке старой Москвы٫ населенном преимущественно купечеством и мещанством. Эта особая среда с ее устоями٫ традициями и колоритными персонажами оказала огромное влияние на формирование личности и творческого гения Островского.
Отец Александра, Николай Федорович, стремился дать детям хорошее образование. После домашнего обучения под руководством учителя-семинариста, Александр поступил в Первую московскую гимназию. Гимназические годы пробудили в нем интерес к литературе и театру.
В 1840 году Островский поступил на юридический факультет Московского университета. Однако юриспруденция не увлекла его. Гораздо больше его привлекала литературная деятельность. В студенческие годы он начал писать стихи, пьесы, критические статьи.
Не окончив университет, Островский по настоянию отца поступил на службу в Московский совестный суд. Работа в суде, хотя и была не по душе молодому человеку, дала ему богатый материал для будущих произведений. Он внимательно наблюдал за жизнью разных слоев московского общества, вслушивался в речь купцов, мещан, чиновников.
В 1847 году в журнале «Московский городской листок» была опубликована первая пьеса Островского «Картина семейного счастья», которая принесла ему первый литературный успех. С этого момента начался его серьезный путь в драматургии.
Становление драматурга
В 1849 году Александр Островский написал комедию «Свои люди ー сочтемся»٫ которая стала поворотным моментом в его творческой биографии и в истории русского театра. Смелая сатира на нравы купеческой среды٫ яркие и жизненные персонажи٫ живой язык ー пьеса вызвала огромный резонанс в обществе.
Однако, путь «Своих людей...» на сцену оказался непростым. Цензура, усмотрев в пьесе крамолу, запретила ее к постановке. Лишь спустя несколько лет, благодаря поддержке влиятельных лиц, комедия была разрешена к постановке в Москве и Петербурге.
Успех «Своих людей...» утвердил Островского в качестве ведущего драматурга своего времени. Он оставил службу и полностью посвятил себя литературе и театру.
Островский создает целую галерею ярких пьес, которые с огромным успехом идут на сценах Москвы и Петербурга⁚ «Бедная невеста» (1851), «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853). Его пьесы отличаются глубоким знанием русской жизни, острым социальным анализом, сочным народным языком.
Островский не только писал пьесы, но и принимал активное участие в театральной жизни. Он сотрудничал с ведущими актерами своего времени, работал над постановками своих пьес, стремясь к тому, чтобы его произведения были воплощены на сцене максимально правдиво и ярко.
Расцвет творчества и общественная деятельность
Вторая половина 1850-х ‒ 1860-е годы стали временем настоящего расцвета творчества Островского. В этот период он создает свои самые знаменитые пьесы, которые вошли в золотой фонд русской драматургии⁚ «Гроза» (1859), «Доходное место» (1856), «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1869).
В этих произведениях Островский с непревзойденным мастерством раскрывает важнейшие социальные и нравственные проблемы своего времени⁚ произвол власти, тиранию в семье, положение женщины в обществе.
Островский не ограничивался только литературной деятельностью. Он принимал активное участие в общественной жизни, ратуя за развитие русского театра. В 1865 году по его инициативе был создан Артистический кружок – центр общения писателей, актеров, художников, объединенных идеей создания нового национального театра.
Островский многое сделал для развития репертуарной политики театров, заботился о повышении профессионализма актерской игры. Он стремился к тому, чтобы театр стал школой нравственности, просвещения, гражданского воспитания.
Деятельность Островского получила широкое признание. Он был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук, награжден орденами, ему была назначена пенсия от государства.
Личная жизнь
Личная жизнь Александра Николаевича Островского была непростой и полна драматизма. В молодости у него была связь с простой женщиной из народа, Агафьей Ивановой. От этих отношений у Островского родились дети, но брак не был официально зарегистрирован. Дети от этого союза умерли в раннем возрасте, что стало тяжелым ударом для писателя.
Долгое время Островский жил с семьей Агафьи Ивановой, не оформляя официальных отношений. Это было связано с тем, что в то время развод для человека его положения был делом сложным и скандальным.
Лишь в 1869 году٫ после смерти Агафьи Ивановой٫ Островский смог обвенчаться с актрисой Марией Васильевной Бахметьевой٫ которая стала ему верной подругой и помощницей. У них родилось шестеро детей.
Несмотря на трудности в личной жизни, Островский был человеком общительным, любил компании, был душой общества. Он обладал прекрасным чувством юмора, был интересным собеседником.
Последние годы и наследие
Последние годы жизни Александра Николаевича Островского были омрачены болезнью и финансовыми трудностями. Несмотря на признание и славу, он не был богат. Большая семья, материальная помощь нуждающимся родственникам – все это не позволяло ему жить в достатке.
Однако, несмотря на трудности, Островский продолжал активно работать. В последние годы жизни он создал ряд значительных произведений⁚ «Бесприданница» (1878), «Таланты и поклонники» (1881), «Виноватые безумия» (1884).
Скончался Александр Николаевич Островский 2 (14) июня 1886 года в своем имении Щелыково Костромской губернии.
Творческое наследие Александра Николаевича Островского огромно. Он автор более 50 пьес٫ которые составляют золотой фонд русской драматургии. Его произведения переведены на многие языки мира и до сих пор не сходят со сцены.
Островский создал русскую национальную драму, которая отразила дух своего времени, характеры и нравы русского общества. Его пьесы проникнуты глубоким психологизмом, социальной заостренностью, ярким языком.
Интересные факты
Жизнь и творчество Александра Николаевича Островского полны интересных фактов, которые раскрывают разные грани личности великого драматурга и позволяют глубже понять его произведения.
- «Замоскворецкий летописец». Островского часто называют «Замоскворецким летописцем» за то, что он с непревзойденной точностью и глубиной изобразил жизнь и нравы купечества этого колоритного уголка Москвы. Сам драматург признавался, что его детские и юношеские годы, проведенные в Замоскворечье, стали для него настоящей школой жизни и творчества.
- «Свои люди ‒ сочтемся» и цензура. Первая постановка пьесы «Свои люди ‒ сочтемся» была запрещена цензурой, которая усмотрела в ней «оскорбление купеческого сословия». Лишь спустя несколько лет, благодаря поддержке влиятельных лиц, пьеса была допущена на сцену и имела огромный успех.
- Островский и театр. Островский был не только талантливым драматургом, но и прекрасным знатоком театра. Он принимал активное участие в постановках своих пьес, много работал с актерами, добиваясь максимальной правдивости и выразительности сценических образов.
- «Гроза» и Добролюбов. Знаменитая пьеса Островского «Гроза» вызвала огромный резонанс в обществе. Критик Н.А. Добролюбов посвятил ей свою знаменитую статью «Луч света в темном царстве», в которой увидел в образе Катерины символ протеста против деспотизма и косности.
- Языковой талант. Островский обладал необыкновенным языковым талантом. Он создал свой особый язык, в котором органично соединились живая народная речь, яркие диалектизмы, меткие афоризмы.
Александр Николаевич Островский оставил неизгладимый след в истории русской литературы и театра. Его пьесы, наполненные глубоким психологизмом, социальной заостренностью, блестящим юмором, и сегодня волнуют и захватывают зрителей.
Значимые даты
Жизнь и творчество Александра Николаевича Островского насыщены событиями, которые отражают не только его личный путь, но и историю русской литературы и театра.
- 12 апреля 1823 года. Рождение Александра Николаевича Островского в Москве, в семье чиновника судебного ведомства;
- 1835 – 1840 годы. Обучение в Первой московской гимназии.
- 1840 – 1843 годы. Годы учебы на юридическом факультете Московского университета.
- 1843 – 1851 годы. Служба в Московском совестном суде, где Островский наблюдает жизнь разных слоев общества и черпает материал для своих произведений.
- 1847 год. Публикация первой пьесы «Картина семейного счастья» в журнале «Московский городской листок».
- 1849 год. Написание комедии «Свои люди ‒ сочтемся», которая была запрещена цензурой и поставлена на сцене лишь спустя несколько лет.
- 1853 год. Постановка на сцене Малого театра пьесы «Не в свои сани не садись», которая имела огромный успех и утвердила репутацию Островского как ведущего русского драматурга.
- 1859 год. Создание пьесы «Гроза», которая стала одним из вершинных достижений русской драматургии.
- 1865 год. Создание по инициативе Островского Артистического кружка – центра общения деятелей искусства.
- 1869 год. Женитьба на актрисе Марии Васильевне Бахметьевой.
- 1881 год. Назначение заведующим репертуарной частью московских театров.
- 2 (14) июня 1886 года. Смерть А.Н. Островского в его имении Щелыково Костромской губернии.
Эти даты – лишь некоторые вехи в биографии великого русского драматурга. Каждая из них связана с созданием произведений, которые стали достоянием мировой культуры, с событиями, которые оказали значительное влияние на развитие русского театра.
Прекрасный язык, легко читается. Хочется узнать больше о жизни и творчестве драматурга.
Замечательная статья! Кратко, но очень содержательно. Островский — гений русского театра!
Спасибо за статью! Вспомнил школьные годы и уроки литературы. Нужно перечитать пьесы Островского.
Очень интересно и доступно написано! Спасибо, что напомнили о величии Островского.
Очень интересно было узнать о том, как формировался талант Островского. Влияние Замоскворечья очевидно!