Александр Сергеевич Даргомыжский: краткая биография

Александр Сергеевич Даргомыжский: краткая биография Краткие биографии

Александр Сергеевич Даргомыжский⁚ краткая биография

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) ─ русский композитор‚ пианист‚ дирижёр и педагог‚ один из основоположников русской классической музыки․

Ранние годы и начало творческого пути

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицкое Белёвского уезда Тульской губернии в дворянской семье․ Музыкальные способности проявились у него в раннем детстве⁚ он рано начал учиться игре на фортепиано‚ скрипке и начал сочинять музыку в возрасте шести лет․

В 1817 году семья Даргомыжских переехала в Санкт-Петербург‚ где Александр получил хорошее образование․ Он брал уроки музыки у известных педагогов‚ увлеченно посещал оперные спектакли и концерты‚ был знаком с Михаилом Ивановичем Глинкой‚ ставшим его другом и оказавшим большое влияние на становление Даргомыжского как композитора․

В 1830-е годы Даргомыжский начал сочинять романсы‚ которые быстро завоевали популярность в музыкальных салонах Петербурга․ Его ранние романсы‚ такие как «Я вас любил»‚ «Мне грустно»‚ «Ночной зефир»‚ отличаются мелодичностью‚ изяществом и тонкой передачей поэтического текста․ В этот период он также пишет фортепианные пьесы‚ вокальные ансамбли‚ музыку к водевилям․

Александр Сергеевич Даргомыжский: краткая биография

Становление композитора⁚ от романсов к операм

В 1830-е годы Александр Даргомыжский сближается с кругом литераторов‚ знакомится с Пушкиным‚ Лермонтовым‚ Жуковским‚ Гоголем․ Общение с выдающимися мастерами слова стимулирует интерес композитора к литературным первоисточникам‚ к воплощению в музыке ярких драматических образов․

В 1837 году Даргомыжский начинает работу над своей первой оперой «Эсмеральда» по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»․ Опера была завершена в 1841 году‚ но столкнулась с препятствиями со стороны театральной дирекции и была поставлена на сцене лишь спустя шесть лет․

Несмотря на успех у публики‚ «Эсмеральда» не получила должного признания критиков‚ которые упрекали композитора в подражании западноевропейским образцам․ Это побудило Даргомыжского обратиться к русской национальной тематике и найти собственный‚ самобытный стиль․

Важным этапом в творчестве Даргомыжского стало создание оперы «Русалка» по одноимённой драме Александра Пушкина (1855)․ В этой опере композитор проявил себя как новатор‚ стремящийся к реалистичному изображению человеческих чувств‚ к правдивости и психологической глубине музыкальной драматургии․

«Русалка» и сближение с «Могучей кучкой»

«Русалка» стала поворотным этапом в творчестве Даргомыжского․ В этой опере композитор отошёл от традиционных оперных условностей‚ стремясь к большей реалистичности и психологической глубине․ Он использовал речитативный стиль пения‚ приближенный к естественной речи‚ и уделил большое внимание оркестровой партии‚ которая активно участвует в драматическом развитии․

Премьера «Русалки» состоялась в 1856 году и вызвала неоднозначную реакцию․ Консервативно настроенная публика и критика не сразу приняли новаторство Даргомыжского‚ однако передовые музыкальные деятели‚ будущие участники «Могучей кучки»‚ высоко оценили оперу․

В конце 1850-х годов Даргомыжский сближается с молодыми композиторами — Милием Балакиревым‚ Модестом Мусоргским‚ Николаем Римским-Корсаковым‚ Александром Бородиным‚ Цезарем Кюи‚ которые видели в нём своего предшественника и учителя․ Он принимает активное участие в деятельности кружка‚ пропагандирует их музыку‚ помогает в издании и постановке их произведений․

Последние годы и значение творчества Даргомыжского

В последние годы жизни Даргомыжский работает над своей последней оперой «Каменный гость» по драматической поэме Александра Пушкина‚ стремясь к ещё более полному слиянию музыки и слова․ Он отказывается от традиционных арий‚ дуэтов и ансамблей‚ строя оперу на непрерывном развитии музыкальной речи‚ точно следующей за интонациями пушкинского стиха․

Завершить «Каменного гостя» Даргомыжский не успел․ Опера была доorcheстрована Цезарем Кюи и поставлена уже после смерти композитора‚ в 1872 году․ «Каменный гость» стал одним из самых смелых экспериментов в русской оперной музыке‚ предвосхитив многие искания композиторов XX века․

Александр Сергеевич Даргомыжский скончался 5 (17) января 1869 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры․ Его творчество‚ отмеченное новаторством и стремлением к реалистическому воплощению образов‚ оказало большое влияние на развитие русской музыки‚ став связующим звеном между эпохой Глинки и творчеством композиторов «Могучей кучки»․

Александр Сергеевич Даргомыжский: краткая биография

Интересные факты

  • Даргомыжский был разносторонне одаренным человеком․ Он прекрасно играл на фортепиано‚ свободно импровизировал‚ был талантливым дирижером‚ обладал литературным даром‚ писал критические статьи о музыке․
  • Александр Сергеевич был знатным театралом․ Он посещал не только оперные‚ но и драматические спектакли‚ был лично знаком с выдающимися актерами своего времени‚ живо интересовался вопросами сценического искусства․
  • Даргомыжский был известным меломаном и обладал обширной фонотекой‚ в которую входили сочинения русских и зарубежных композиторов․ Он любил слушать музыку в исполнении лучших музыкантов своего времени‚ часто устраивал у себя дома музыкальные вечера․
  • Композитор был страстным любителем кошек․ В его доме всегда жили пушистые питомцы‚ которых он очень любил и баловал․
  • Даргомыжский был известен своим остроумием и едкими замечаниями․ Он не боялся высказывать свое мнение‚ даже если оно шло вразрез с общепринятым․ Многие его высказывания о музыке и искусстве стали афоризмами․
  • Композитор много путешествовал по Европе‚ побывал во Франции‚ Германии‚ Италии; Он знакомился с музыкальной культурой разных стран‚ общался с известными музыкантами‚ посещал оперные театры и концертные залы․
  • Даргомыжский был увлечён фотографией‚ которая была в то время новым и модным увлечением․ Он сам снимал и проявлял фотографии‚ создав целую галерею портретов своих современников․
  • Композитор был большим поклонником русской литературы‚ особенно ценил творчество Пушкина‚ Лермонтова‚ Гоголя․ Он часто использовал их произведения в качестве основы для своих музыкальных сочинений․

Александр Сергеевич Даргомыжский: краткая биография

Значимые даты

  1. 1813 год‚ 14 февраля ─ рождение Александра Сергеевича Даргомыжского в селе Троицкое Белёвского уезда Тульской губернии․
  2. 1817 год ─ переезд семьи Даргомыжских в Санкт-Петербург․
  3. 1820-е годы ー начало занятий музыкой‚ первые композиторские опыты․
  4. 1833 год ─ знакомство с М․И․ Глинкой‚ оказавшее огромное влияние на становление Даргомыжского как композитора․
  5. 1837-1841 годы ─ работа над оперой «Эсмеральда» по мотивам романа В․ Гюго «Собор Парижской Богоматери»․
  6. 1847 год‚ 17 мая ー премьера оперы «Эсмеральда» в Москве․
  7. 1855 год ─ завершение работы над оперой «Русалка» по одноимённой драме А․С․ Пушкина․
  8. 1856 год‚ 4 мая ー премьера оперы «Русалка» в Санкт-Петербурге․
  9. 1860-е годы ─ сближение с композиторами «Могучей кучки»‚ активная деятельность в качестве музыкального критика и педагога․
  10. 1866-1868 годы ─ работа над оперой «Каменный гость» по драматической поэме А․С․ Пушкина (осталась незавершённой)․
  11. 1869 год‚ 17 января ー смерть А․С․ Даргомыжского в Санкт-Петербурге․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга

    Спасибо за интересную статью! Всегда интересно узнавать больше о великих русских композиторах. Даргомыжский, безусловно, один из них.

  2. Екатерина

    Очень интересно было узнать о ранних годах Даргомыжского и о том, как он начинал свой творческий путь. Влияние Глинки на его музыку очевидно, но Даргомыжский нашёл свой собственный стиль.

  3. Михаил Петрович

    Статья хорошо структурирована и написана доступным языком. Даже не будучи большим знатоком классической музыки, я смог понять основные этапы творчества композитора.

  4. Светлана Николаевна

    Статья пробудила во мне желание послушать оперы Даргомыжского. Особенно заинтересовала «Русалка» — надо будет найти запись.

  5. Антон Сергеевич

    Жаль, что в статье не так много написано о позднем периоде творчества Даргомыжского. Хотелось бы узнать больше о его новаторских операх.