Александр Твардовский⁚ краткая биография
Александр Трифонович Твардовский (1910-1971) – выдающийся советский поэт, прозаик и журналист․ Автор знаменитой поэмы «Василий Тёркин», ставшей символом мужества и стойкости русского солдата в годы Великой Отечественной войны․
Ранние годы и начало творческого пути
Александр Трифонович Твардовский родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье неподалеку от деревни Сельцо, что в Смоленской губернии․ Его семья, хоть и была крестьянской, но очень любила и ценила книги․ Отец Александра, Трифон Гордеевич, был деревенским кузнецом, но при этом грамотным и начитанным человеком․ Мать, Мария Митрофановна, происходила из семьи однодворцев, тоже умела читать и прививала любовь к литературе своим детям․
Именно в семье, в атмосфере тепла и любви к чтению, начал формироваться будущий писатель Александр Твардовский․ Краткая биография его ранних лет неразрывно связана с хутором Загорье и его окрестностями, где прошли его детство и юность․ Зимними вечерами семья собиралась вместе, и кто-нибудь из родителей читал вслух произведения русских классиков – Пушкина, Лермонтова, Гоголя․ Эти вечера оставили неизгладимый след в душе будущего поэта, пробудив в нем любовь к литературе и желание самому создавать стихи․
Учился Александр в сельской школе․ Уже в 14 лет он начал пробовать свои силы в литературе, отправляя небольшие заметки в местные газеты․ Некоторые из них были опубликованы, что, несомненно, вдохновило юного автора․ Вскоре Твардовский решился отправить в газету и свои первые стихи․ Редактор смоленской газеты «Рабочий путь» разглядел в юноше талант и поддержал его начинания, помогая преодолеть робость и неуверенность․
После окончания школы Твардовский переезжает в Смоленск с надеждой продолжить образование или найти работу․ Однако отсутствие какой-либо профессии стало для него серьезным препятствием․ Твардовский жил в стесненных условиях, перебиваясь случайными заработками от публикаций в газетах․
В 1930 году, после неудачной попытки закрепиться в Москве, Твардовский возвращается в Смоленск, где и проходит следующий этап его жизни․ Здесь он поступает в педагогический институт, который так и не заканчивает․ В 1936 году Твардовский вновь едет в Москву и поступает в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории), который открывает перед ним новые горизонты․
В эти годы Твардовский активно печатается, а в 1936 году выходит его поэма «Страна Муравия», посвященная коллективизации, которая приносит ему первый крупный успех․ В 1939 году выходит первый сборник стихов Твардовского «Сельская хроника», закрепивший за ним репутацию талантливого поэта․
Военные годы и поэма «Василий Тёркин»
Великая Отечественная война стала переломным этапом в жизни и творчестве Александра Твардовского․ В 1939 году он был призван в Красную Армию и участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию в качестве военного корреспондента․ С первых дней войны Твардовский находился на передовой, работая в газете «Красная Армия» Юго-Западного фронта․
Именно в это суровое время рождается главное произведение Твардовского – поэма «Василий Тёркин»․ Она создавалась на протяжении всей войны, с 1941 по 1945 годы, и публиковалась небольшими главами в фронтовых газетах․ Поэма, написанная простым, доступным языком, с искрометным юмором и глубоким лиризмом, мгновенно завоевала любовь солдат и стала настоящей летописью подвигов советского народа․
Образ Василия Тёркина, простого русского солдата, олицетворял собой мужество, стойкость, жизнелюбие и непокорность духа перед лицом врага․ Твардовский создал уникальный образ героя, близкого и понятного каждому солдату, человека, который не теряет присутствия духа даже в самых тяжелых ситуациях․
Сам Твардовский так объяснял своеобразие построения поэмы⁚ «Книга о бойце без начала и конца․ Обстоятельства того времени определили такую форму․ Ведь и я мог, как и каждый из моих читателей, погибнуть․ Поэтому каждый номер газеты должен был быть законченным»․
Поэма «Василий Тёркин» принесла Твардовскому всенародную славу и стала одним из самых ярких произведений военной литературы․ За нее поэт был удостоен Государственной премии СССР и орденов Отечественной войны I и II степени․
Помимо «Василия Тёркина», в годы войны Твардовский создает цикл стихов «Фронтовая хроника» и начинает работу над поэмой «Дом у дороги» (закончена в 1946 году)٫ в которой отразил трагедию мирного населения٫ оказавшегося на оккупированной территории․
Послевоенное творчество
Послевоенные годы стали для Твардовского временем новых творческих поисков и свершений․ Он продолжает активно работать, обращаясь к темам, волновавшим людей в послевоенное время⁚ восстановление страны, судьба маленького человека на фоне грандиозных исторических событий, сохранение нравственных ценностей в условиях послевоенной действительности․
В этот период Твардовский создает ряд значительных произведений, среди которых поэма «Дом у дороги» (1946), посвященная трагическим судьбам людей во время войны, стихотворения «Я убит подо Ржевом» (1946), «Рассказ о Танке и танчике» (1946)․
В 1950-е годы Твардовский работает над поэмой «За далью — даль» (1950-1960)٫ в которой отразились его размышления о судьбе страны٫ о путях развития общества٫ о месте человека в истории․
Одновременно с поэзией Твардовский много работает в прозе, создает книгу воспоминаний «Родина и чужбина» (1947), посвященную годам войны, а также ряд публицистических статей․
Важным этапом в творчестве Твардовского стала его работа над поэмой «Теркин на том свете» (1954–1963), которая явилась своеобразным продолжением «Василия Тёркина»․ В этой поэме Твардовский с сатирой и гротеском изобразил советскую бюрократическую систему, что вызвало резкую критику со стороны властей․
Несмотря на цензурные препятствия, Твардовский продолжал отстаивать право художника на правдивое отображение действительности․ Он был одним из инициаторов «оттепели» в литературе, выступал в защиту репрессированных писателей․
Послевоенное творчество Твардовского отличается глубиной и масштабностью художественных обобщений, острым чувством современности, верностью правде жизни․
«Новый мир» и конфликт с властью
В 1950 году Александр Твардовский вступает в новый, чрезвычайно важный этап своей жизни — становится главным редактором литературно-художественного журнала «Новый мир»․ Этот период, продолжавшийся с перерывами до 1970 года, стал временем настоящей борьбы за свободу слова и право писателя на собственную позицию․
Под руководством Твардовского «Новый мир» превращается в трибуну либеральной мысли, открытую для новых идей и смелых художественных экспериментов․ Здесь публикуются произведения писателей, чьи голоса были долгое время заглушены цензурой⁚ «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына, стихи Анны Ахматовой, проза Андрея Платонова, Михаила Булгакова и многих других․
Твардовский, обладая огромным авторитетом и мужеством, отчаянно защищал право «Нового мира» на публикацию острых, проблемных произведений, вступая в конфронтацию с партийным руководством и цензурными органами․ Он считал своим долгом дать слово талантливым авторам, чьи голоса были неугодны власти, и тем самым вернуть литературе ее главное предназначение — быть совестью народа․
Борьба за «Новый мир» стала для Твардовского делом чести и совести․ Он отдавал все свои силы и авторитет, чтобы сохранить журнал как оплот свободомыслия и подлинной литературы․ Однако давление со стороны властей все усиливалось․ В итоге в 1970 году Твардовский был вынужден покинуть пост главного редактора «Нового мира»․
Этот период жизни Твардовского — яркий пример гражданского подвига писателя, его бескомпромиссной борьбы за право на свободу творчества и свободу слова․
Последние годы и наследие
Уход из «Нового мира» стал для Твардовского тяжелым ударом․ Он остро переживал несправедливость и невозможность открыто высказывать свою позицию․ Тем не менее, он продолжал работать, занимался литературной деятельностью, пишет стихи и мемуары․
В последние годы жизни Твардовский обращается к теме исторической памяти, размышляет о судьбе России, о месте человека в сложные переломные эпохи․ Он работает над поэмой «По праву памяти» (1966–1969), в которой с небывалой до этого художественной силой и пронзительностью рассказывает о трагедии коллективизации, о репрессиях, коснувшихся и его собственной семьи․ Эта поэма, опубликованная уже после смерти поэта, стала настоящим откровением, проникновенным свидетельством о страшных страницах советской истории․
Александр Трифонович Твардовский скончался 18 декабря 1971 года в подмосковном поселке Красная Пахра после тяжелой болезни․ Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве․
Творческое наследие Твардовского огромно․ Он оставил после себя стихи и поэмы, вошедшие в золотой фонд русской литературы, публицистику, литературно-критические статьи, мемуары; Его произведения переведены на многие языки мира и продолжают вызывать живой интерес у читателей․
Твардовский был не только талантливым поэтом и прозаиком, но и яркой, неординарной личностью, человеком огромного мужества и гражданской смелости․ Он всегда оставался верен своим принципам, защищал право художника на правду, на свободу творчества․ Его жизненный и творческий путь — пример высокого служения литературе, своему народу, своей стране․
Интересные факты
Жизнь и творчество Александра Твардовского полны интересных фактов, которые позволяют лучше понять этого незаурядного человека и его место в литературном процессе⁚
- Происхождение фамилии⁚ Фамилия Твардовский, скорее всего, происходит от прозвища «Твардовский», которое, в свою очередь, могло быть связано с профессией его предков․ В польском языке слово «twardy» означает «твердый», «прочный», что вполне могло относиться к кузнечному ремеслу․
- Первые публикации⁚ Свои первые шаги в литературе Твардовский начал делать еще в подростковом возрасте․ В 15 лет он отправил свои стихи в смоленскую газету «Рабочий путь», где они были опубликованы․ Этот первый успех вдохновил юношу на дальнейшее творчество․
- «Василий Тёркин» как народный герой⁚ Поэма «Василий Тёркин» стала настоящим народным эпосом времен Великой Отечественной войны․ Солдаты на фронте вырезали главы поэмы из газет, переписывали их от руки, учили наизусть и передавали друг другу․ Тёркин стал для них символом мужества, оптимизма и веры в победу;
- Твардовский и цензура⁚ Твардовский на протяжении всей своей жизни сталкивался с цензурными ограничениями․ Его произведения, часто содержавшие критику действительности, вызывали недовольство властей․ Однако он никогда не шел на компромиссы со своей совестью и всегда защищал право художника на правдивое отображение жизни․
- «Новый мир» как трибуна «шестидесятников»⁚ В период «оттепели» журнал «Новый мир» под руководством Твардовского стал главной площадкой для публикаций авторов, известных как «шестидесятники»․ Это были писатели, поэты и публицисты, стремившиеся к обновлению общества, к свободе творчества и слова․
- «По праву памяти» – запрещенная поэма⁚ Поэма «По праву памяти», в которой Твардовский обратился к трагическим страницам советской истории, стала одним из самых смелых и бескомпромиссных его произведений․ Она была запрещена цензурой и увидела свет лишь после смерти поэта․
- Награды и признание⁚ За свой творческий путь Твардовский был удостоен множества наград, в том числе Ленинской и Государственной премий СССР․ Он является одним из крупнейших русских поэтов XX века, его произведения вошли в школьную программу и переведены на многие языки мира․
Жизнь и творчество Александра Твардовского — это пример беззаветного служения литературе, своей стране и своему народу․ Он всегда оставался верным своим идеалам, своей совести, своей музе․ Его произведения продолжают волновать и трогать сердца читателей, напоминая о важности таких вечных ценностей, как патриотизм, честь, совесть, любовь к Родине․
Значимые даты
Жизнь Александра Твардовского была насыщенной и плодотворной․ Вот некоторые из ключевых дат, которые отражают его творческий путь и место в истории русской литературы⁚
- 21 июня 1910 года⁚ Рождение Александра Трифоновича Твардовского на хуторе Загорье Смоленской губернии․ Этот день положил начало пути будущего поэта, прозаика и общественного деятеля․
- 1925 год⁚ Первая публикация стихотворения Твардовского в смоленской газете «Рабочий путь»․ Этот ранний успех вдохновил юного поэта на дальнейшее творчество․
- 1936 год⁚ Выход поэмы «Страна Муравия», которая принесла Твардовскому первый крупный успех и признание читателей․ Поэма отражала сложные процессы коллективизации в деревне․
- 1939-1940 годы⁚ Участие Твардовского в освободительном походе в Западную Белоруссию в качестве военного корреспондента․ Этот опыт нашел отражение в его военных стихах и поэмах․
- 1941-1945 годы⁚ Создание поэмы «Василий Тёркин»٫ ставшей одним из самых ярких и проникновенных произведений о Великой Отечественной войне․ Тёркин٫ простой солдат٫ стал символом мужества٫ стойкости и народного духа․
- 1950-1954, 1958-1970 годы⁚ Работа Твардовского главным редактором журнала «Новый мир»․ Под его руководством журнал стал трибуной либеральной мысли, на его страницах печатались произведения многих выдающихся писателей и поэтов, в том числе и тех, чьи голоса замалчивались официальной цензурой․
- 1966-1969 годы⁚ Работа над поэмой «По праву памяти», в которой Твардовский поднимает сложные и болезненные темы сталинских репрессий и коллективизации․ Эта поэма, опубликованная уже после смерти поэта, стала одним из знаковых произведений периода «оттепели» и последующей борьбы за историческую правду․
- 18 декабря 1971 года⁚ Смерть Александра Твардовского после тяжелой болезни․ Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве․
Эти даты – лишь некоторые вехи в жизни и творчестве Александра Твардовского․ Его литературное наследие — это неотъемлемая часть русской культуры, а его имя навсегда останется в памяти народа как имя поэта-патриота, певца русского солдата, борца за справедливость и историческую правду․
Замечательная статья! Кратко, но ёмко описан ранний период жизни Александра Твардовского. Вдохновляет пример его целеустремленности и трудолюбия.
Очень интересно и доступно написано о детстве и юности Твардовского! Сразу видно, что автор глубоко изучил биографию поэта. Хотелось бы узнать побольше о влиянии смоленской природы на его творчество.
Прекрасный язык, чувствуется любовь автора к творчеству Твардовского. С удовольствием прочитал бы продолжение биографии, особенно о военных годах поэта.