Дмитрий Мережковский⁚ краткая биография
Русский писатель‚ поэт‚ критик‚ религиозный философ‚ переводчик‚ историк‚ общественный деятель. Один из лидеров русского символизма и представитель Серебряного века. Муж поэтессы Зинаиды Гиппиус.
Ранние годы и начало творчества
Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 августа (14 августа по новому стилю) 1865 года в Санкт-Петербурге в многодетной дворянской семье. Отец‚ Сергей Иванович‚ был чиновником‚ служил столоначальником при Александре II. Мать‚ Варвара Васильевна‚ вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей.
С 13 лет Дмитрий начал писать стихи. В 15 лет отец организовал ему встречу с Федором Михайловичем Достоевским‚ который раскритиковал опыты начинающего поэта‚ но дал ценный совет⁚ «Чтобы хорошо писать‚ надо страдать!».
В 1884 году Мережковский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Здесь он увлекся философией позитивизма и французской литературой. В 1888 году защитил дипломное сочинение о философе эпохи Возрождения Монтене и решил посвятить себя литературе.
Литературный дебют Мережковского состоялся в 1880 году в журнале «Живописное обозрение». Первая книга стихов «Стихотворения (1883–1887)» вышла в 1888 году.
Становление писателя и религиозно-философские искания
В начале 1890-х годов Мережковский становится одним из основоположников русского символизма. Он формулирует основные принципы нового литературного направления‚ противопоставляя его реализму и декадансу. Вместе с женой‚ поэтессой Зинаидой Гиппиус‚ и критиком Дмитрием Философовым организует кружок «Религиозно-философских собраний»‚ стремясь объединить интеллигенцию для обсуждения духовных вопросов.
Религиозные искания занимали все большее место в жизни и творчестве Мережковского. Он разрабатывал концепцию «нового религиозного сознания»‚ основанного на синтезе христианства и язычества. Вместе с Гиппиус основал «Новую церковь»‚ проводил богослужения.
В своих критических статьях Мережковский исследовал творчество русских классиков‚ таких как Пушкин‚ Гоголь‚ Достоевский‚ с точки зрения их религиозных взглядов. Он критиковал Льва Толстого за нигилизм и радовался его отлучению от церкви.
Религиозно-философские искания Мережковского нашли отражение в его романах‚ повестях‚ пьесах‚ стихах‚ критических статьях. Они сделали его одним из самых противоречивых и обсуждаемых писателей своего времени.
Литературная деятельность и главные произведения
Дмитрий Мережковский, автор обширного литературного наследия‚ включающего стихи‚ романы‚ повести‚ пьесы‚ критические статьи‚ переводы. Он стремился создать философскую прозу‚ в которой история и религия переплетались бы с художественным вымыслом.
Всемирную известность Мережковскому принесла романная трилогия «Христос и Антихрист» (1895-1905)‚ состоящая из романов «Смерть богов. Юлиан Отступник»‚ «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» и «Антихрист. Петр и Алексей». В ней он исследовал противоречия между языческим и христианским мировоззрением‚ воплотив их в образах исторических личностей.
Другой значительной работой Мережковского стала трилогия «Царство Зверя» (1908-1918)‚ посвященная русской истории XVIII-XIX веков. В нее вошли романы «Павел I»‚ «Александр I» и «14 декабря». В этой трилогии Мережковский анализировал феномен самодержавия и его влияние на русскую историю и культуру.
Среди других значимых произведений Мережковского, сборники стихов «Символы» (1892)‚ «Собрание стихов» (1909)‚ критические работы «Вечные спутники» (1897)‚ «Л. Толстой и Достоевский» (1901-1902)‚ а также работы по истории религии «Религия Л. Толстого и Достоевского» (1901)‚ «Иисус Неизвестный» (1932-1934).
Личная жизнь и сложные отношения
Личная жизнь Дмитрия Мережковского была не менее сложной и противоречивой‚ чем его творчество. В 1889 году он женился на Зинаиде Гиппиус‚ ставшей не только его женой‚ но и музой‚ соратницей‚ единомышленницей. Их отношения были скорее духовным и творческим союзом‚ чем традиционным браком.
Супруги Мережковские были известны своим свободным взглядом на отношения. В их доме бывали многие известные писатели‚ поэты‚ художники‚ философы того времени. Их отношения с Дмитрием Философовым‚ ставшим близким другом семьи‚ вызывали многочисленные слухи и пересуды в обществе.
Несмотря на отсутствие традиционной семьи‚ Мережковский и Гиппиус прожили вместе всю жизнь‚ поддерживая друг друга в творчестве и общественной деятельности. Их отношения были полны страсти‚ ревности‚ творческих споров‚ но при этом оставались очень прочными и глубокими.
Личная жизнь Мережковского‚ как и его творчество‚ до сих пор вызывает интерес и споры исследователей. Его сложные отношения с женой‚ друзьями‚ обществом стали отражением противоречий эпохи‚ в которую он жил и творил.
Последние годы и смерть в эмиграции
После Октябрьской революции 1917 года Мережковский с женой эмигрировал из России. Он не принял советскую власть и активно критиковал ее в своих статьях и выступлениях.
Мережковские жили в Польше‚ Италии‚ Франции. Дмитрий Сергеевич продолжал писать‚ выступал с лекциями‚ пытаясь найти поддержку своим идеям в Европе. Он возлагал надежды на фашистские режимы Муссолини и Гитлера‚ видя в них силу‚ способную противостоять большевизму.
В 1941 году‚ после оккупации Франции немецкими войсками‚ Мережковский выступил по немецкому радио с речью‚ в которой поддержал Гитлера. Этот поступок вызвал осуждение многих его современников и нанёс непоправимый ущерб репутации писателя.
Дмитрий Мережковский скончался 9 декабря 1941 года в Париже от кровоизлияния в мозг. Он был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Последние годы жизни Мережковского были омрачены политическими заблуждениями и одиночеством. Тем не менее‚ он продолжал писать до последних дней‚ оставаясь верным своим идеям и убеждениям.
Интересные факты
Встреча с Достоевским⁚ В юности Мережковский мечтал о признании Федора Достоевского‚ которого считал своим литературным кумиром. Отец организовал ему встречу с именитым писателем‚ во время которой юный Дмитрий читал свои стихи. Однако Достоевский не разделил восторгов отца‚ отметил незрелость и вторичность стихов‚ посоветовав Мережковскому «пожить и пострадать»‚ чтобы научиться писать по-настоящему. Этот эпизод оказал сильное влияние на впечатлительного юношу.
«Третий завет»⁚ Мережковский верил в наступление новой религиозной эпохи‚ которую называл «Третьим Заветом». По его мнению‚ она должна была объединить в себе дух христианства и язычества. Писатель считал‚ что человечество‚ пройдя через аскетизм христианства‚ должно вернуться к радостному жизнеутверждению античности‚ но уже на новом витке духовного развития.
«Новая церковь»⁚ Стремясь воплотить свои религиозные идеи‚ Мережковский вместе с Гиппиус основал в Петербурге «Новую церковь». Они проводили собрания‚ читали проповеди‚ пытаясь привлечь единомышленников. Однако их начинание не получило широкой поддержки и вскоре сошло на нет.
Сложные отношения с Толстым⁚ Мережковский был непримиримым критиком Льва Толстого‚ считая его учение о непротивлении злу опасным и разрушительным. Он резко осудил отлучение Толстого от церкви‚ видя в этом проявление фарисейства и ханжества официальной религии. Споры Мережковского с Толстым стали одним из ярких явлений интеллектуальной жизни России начала XX века.
Увлечение фашизмом⁚ В 30-е годы Мережковский‚ разочаровавшись в либеральных ценностях‚ увлекся идеями фашизма. Он видел в Муссолини и Гитлере сильных лидеров‚ способных противостоять большевизму и вернуть миру духовность. Мережковский даже встречался с Муссолини‚ надеясь найти в нем единомышленника. Однако его иллюзии вскоре развеялись‚ и он разочаровался в фашизме.
Трагическая ошибка⁚ В 1941 году‚ после оккупации Франции‚ Мережковский совершил роковую ошибку‚ выступив по немецкому радио с речью‚ в которой поддержал Гитлера. Этот поступок вызвал шквал критики и осуждения со стороны многих его современников‚ запятнал репутацию писателя и до сих пор остаётся предметом споров и дискуссий.
Значимые даты
14 августа 1865 г. – рождение Дмитрия Сергеевича Мережковского в Санкт-Петербурге.
1880 г. – публикация первых стихотворений в журнале «Живописное обозрение».
1888 г. – окончание Петербургского университета и выход первой книги стихов «Стихотворения (1883–1887)».
1889 г. – женитьба на Зинаиде Гиппиус.
1890-е гг. – становление Мережковского как одного из лидеров русского символизма.
1895-1905 гг. – публикация романов трилогии «Христос и Антихрист»‚ принесших Мережковскому мировую известность.
1901-1903 гг. – организация «Религиозно-философских собраний» в Петербурге.
1905 г. – начало тесной дружбы с Дмитрием Философовым.
1906 г. – отъезд из России. Начало эмиграции.
1908-1918 гг. – публикация романов трилогии «Царство Зверя»‚ посвященной русской истории.
1920-1930-е гг. – жизнь и литературная деятельность в эмиграции.
1941 г. – выступление по немецкому радио с поддержкой Гитлера.
9 декабря 1941 г. – смерть Дмитрия Мережковского в Париже.
Прекрасный текст! Ёмко, но при этом очень содержательно. Многое узнала о писателе, спасибо!
Очень интересно! Впервые сталкиваюсь с таким подробным описанием жизни Мережковского. Сразу захотелось перечитать его произведения!
Замечательная статья! Автор очень точно передал дух эпохи и глубину личности Мережковского. Браво!