Джоаккино Россини⁚ Краткая биография
Джоаккино Антонио Россини (1792-1868) ⎯ знаменитый итальянский композитор, автор 39 опер, а также духовной и камерной музыки. Россини родился в семье музыкантов и с детства обучался музыке.
Ранние годы и образование
Джоаккино Антонио Россини родился 29 февраля 1792 года в небольшом итальянском городке Пезаро, в семье музыкантов. Его отец, Джузеппе, был валторнистом и трубачом, а мать, Анна Гвидарини-Россини, обладала прекрасным голосом и работала певицей. Музыкальная атмосфера в доме с раннего детства окружила будущего композитора.
С ранних лет Джоаккино проявлял музыкальный талант. Он обучался игре на нескольких инструментах, включая скрипку, виолончель и клавесин, а также пению. Его красивый голос позволил ему петь в церковных хорах и даже исполнять небольшие роли в операх уже в детском возрасте.
В 1800 году٫ когда Россини было восемь лет٫ семья переехала в Болонью٫ где он продолжил свое музыкальное образование. В Болонье он брал уроки у известных музыкантов٫ в т.ч. у Станислао Маттеи٫ который обучал его контрапункту. Под руководством опытных педагогов Россини совершенствовал свои навыки игры на инструментах٫ композиции и вокала.
В возрасте четырнадцати лет Россини поступил в Болонский музыкальный лицей, где продолжил обучение игре на виолончели и композиции. В лицее он изучал произведения классических композиторов, таких как Моцарт и Гайдн, которые оказали значительное влияние на формирование его собственного стиля. Уже в этот период он начал писать свои первые музыкальные произведения, преимущественно небольшие инструментальные пьесы и церковную музыку.
Начало оперной карьеры
В 1810 году, в возрасте 18 лет, Россини дебютировал как оперный композитор с оперой «Брачный вексель» («La cambiale di matrimonio»), поставленной в Венеции. Эта комическая опера имела успех у публики и критиков, и с этого момента Россини полностью посвятил себя оперному жанру.
Успех «Брачного векселя» открыл перед Россини двери итальянских оперных театров. В течение следующих нескольких лет он написал ряд опер, которые ставились в различных городах Италии, таких как Венеция, Милан, Рим и Неаполь. Среди этих ранних опер можно отметить «Необыкновенный случай» («L’occasione fa il ladro», 1812)٫ «Танкред» («Tancredi»٫ 1813) и «Итальянка в Алжире» («L’italiana in Algeri»٫ 1813).
Оперы Россини быстро завоевали популярность благодаря своей мелодичности, живости и блестящему использованию вокальных возможностей певцов. Его музыка отличалась яркими мелодиями, заразительными ритмами и виртуозными вокальными партиями, которые пришлись по вкусу итальянской публике, привыкшей к bel canto.
В 1815 году Россини получил приглашение работать в Неаполе, который в то время был одним из главных центров оперного искусства в Европе. В Неаполе он написал несколько своих самых известных опер, включая «Елизавету, королеву Английскую» («Elisabetta, regina d’Inghilterra», 1815), «Отелло» («Otello», 1816) и «Золушку» («La Cenerentola», 1817).
Ранние оперы Россини упрочили его репутацию одного из самых многообещающих композиторов Италии. Его музыка покорила публику своей энергией, эмоциональностью и блеском.
Расцвет творчества⁚ «Севильский цирюльник» и другие оперы
В 1816 году Россини создает одну из своих самых известных и любимых опер ⎯ «Севильский цирюльник» («Il barbiere di Siviglia»). Эта опера-буффа, поставленная впервые в Риме, мгновенно завоевала популярность благодаря своей искрометной музыке, забавным ситуациям и ярким образам. «Севильский цирюльник» стал вершиной оперы-буффа и до сих пор не сходит с мировых оперных сцен.
После «Севильского цирюльника» Россини продолжил писать оперы, которые пользовались неизменным успехом у публики и критиков. Среди наиболее значительных произведений этого периода можно назвать оперы «Золушка» («La Cenerentola», 1817), «Сорока-воровка» («La gazza ladra», 1817), «Моисей в Египте» («Mosè in Egitto», 1818) и «Семирамида» («Semiramide», 1823).
Оперы Россини этого периода отличаются мастерским сочетанием комических и драматических элементов, блестящей оркестровкой и виртуозным использованием вокальных ансамблей. Он продолжал развивать традиции итальянской оперы bel canto, обогащая ее новыми музыкальными и драматургическими приемами.
Расцвет творчества Россини пришелся на 1810-1820-е годы. За это время он создал большинство своих знаменитых опер, которые принесли ему мировую славу и признание. Его музыка звучала во всех крупных оперных театрах Европы, а сам он был признан одним из ведущих композиторов своего времени.
Жизнь в Париже и поздние годы
В 1824 году Россини переехал в Париж, где занял пост директора Итальянского театра. В этот период он создал несколько опер на французские сюжеты, в т.ч. «Путешествие в Реймс, или Отель Золотой лилии» (Le voyage à Reims, ou L’hôtel du Lys-d’Or», 1825) и «Граф Ори» («Le comte Ory», 1828).
В Париже Россини получил признание как один из ведущих композиторов Европы. Он был дружен со многими известными музыкантами, писателями и общественными деятелями того времени. В 1829 году он завершил работу над своей последней оперой «Вильгельм Телль» («Guillaume Tell»), которая стала вершиной его творчества и одним из шедевров французской оперы.
Однако, после премьеры «Вильгельма Телля» Россини неожиданно для всех решил прекратить писать оперы. Ему было всего 37 лет, и он был на пике славы. Причины этого решения до конца не ясны, но, возможно, это было связано с ухудшением здоровья, творческой усталостью или желанием посвятить себя другим занятиям.
Несмотря на то, что Россини перестал писать оперы, он продолжал жить активной творческой жизнью. Он занимался педагогической деятельностью, руководил Итальянским театром в Париже, а также создавал духовную музыку и небольшие вокальные и инструментальные произведения.
Наследие Россини
Джоаккино Россини оставил после себя богатое музыкальное наследие, которое оказало огромное влияние на развитие оперного искусства. Его оперы, написанные в традициях итальянского bel canto, отличаются мелодичностью, динамизмом, блестящей оркестровкой и виртуозным использованием вокальных возможностей певцов.
Россини значительно развивает жанр оперы-буффа, обогатив его более глубокой психологической характеристикой персонажей, яркими контрастами и драматическими элементами. Его «Севильский цирюльник» стал эталоном оперы-буффа и до сих пор считается одним из самых популярных произведений этого жанра.
Но творчество Россини не ограничивается только комическими операми. Он также создал ряд прекрасных опер-seria, таких как «Танкред», «Отелло» и «Семирамида», в которых проявилось его мастерство в создании драматических сцен и глубоких эмоциональных образов.
Музыка Россини отличается жизнерадостностью, оптимизмом и искрометным юмором. Его мелодии легко запоминаются, а ритмы увлекают своей энергией. Не случайно его называли «итальянским Моцартом». Творчество Россини оказало влияние на многих композиторов XIX века, в том числе на Гаэтано Доницетти, Винченцо Беллини и даже Джузеппе Верди.
Интересные факты
Жизнь и творчество Джоаккино Россини полны интересных фактов и курьезов, которые отражают как его яркую индивидуальность, так и особенности эпохи, в которую он жил. Вот некоторые из них⁚
- «Високосный» день рождения. Россини родился 29 февраля, и этот факт часто обыгрывался в шутках и анекдотах. Сам композитор предпочитал отмечать день рождения 28 февраля, шутя, что не хочет ждать настоящего праздника целых четыре года.
- Музыкальная скоропись. Россини славился своей необычайной быстротой в написании музыки. Говорят, что он мог сочинять оперу всего за несколько недель. Однажды он даже написал увертюру к одной из своих опер за ночь, потому что потерял предыдущую версию.
- «Ленивый» гений. Несмотря на свою продуктивность, Россини обладал репутацией «ленивого» гения. Он не любил долгих репетиций и часто заканчивал свои оперы в последний момент. Возможно, именно поэтому он так рано закончил свою оперную карьеру.
- Гастрономические пристрастия. Россини был известным гурманом и прекрасным кулинаром. Он придумывал собственные рецепты и даже написал несколько книг о кулинарии. Некоторые блюда, изобретенные им, до сих пор носят его имя, например, «турнедо Россини».
- Музыкальное наследство. Музыка Россини продолжает жить и после его смерти. Его оперы ставятся по всему миру, а фрагменты его произведений часто используются в кино, рекламе и даже популярной музыке.
Джоаккино Россини был не только великим композитором, но и яркой личностью, чьи причуды и странности стали неотъемлемой частью его образа. Его жизненный путь и творческое наследие продолжают вдохновлять и поражать своей неповторимостью.
Значимые даты
Жизнь и творчество Джоаккино Россини были насыщены яркими событиями. Вот некоторые значимые даты, которые отражают ключевые моменты его биографии⁚
- 29 февраля 1792 года. Рождение Джоаккино Антонио Россини в городе Пезаро, Италия, в семье музыкантов.
- 1800 год. Переезд семьи Россини в Болонью٫ где Джоаккино продолжает своё музыкальное образование٫ беря уроки у известных музыкантов.
- 1806 год. Поступление в Болонский музыкальный лицей. Начало систематического обучения игре на виолончели и композиции.
- 1810 год. Премьера первой оперы Россини «Брачный вексель» в Венеции. Начало успешной оперной карьеры.
- 1813 год. Триумф оперы «Танкред» в Венеции. Россини становится одним из самых популярных композиторов Италии.
- 1815 год. Начало работы в Неаполе, в то время одном из главных оперных центров Европы.
- 1816 год. Премьера оперы «Севильский цирюльник» в Риме. Оглушительный успех, ставший поворотным моментом в карьере Россини.
- 1823 год. Премьера оперы «Семирамида» в Венеции. Вершина итальянского периода творчества Россини.
- 1824 год. Переезд в Париж и начало нового этапа в творчестве.
- 1829 год. Премьера оперы «Вильгельм Телль» в Париже. Вершина французского периода творчества Россини и его последняя опера.
- 1836 год. Возвращение в Италию. Россини почти полностью отходит от сочинения крупных произведений.
- 13 ноября 1868 года. Смерть Джоаккино Россини в возрасте 76 лет в Пасси, Франция.
Эти даты лишь немногие вехи в жизни выдающегося композитора, чьё творчество продолжает восхищать и вдохновлять любителей музыки во всём мире.