Генрих Ибсен⁚ краткая биография
Хенрик Йохан Ибсен (20 марта 1828 ⎯ 23 мая 1906) – выдающийся норвежский драматург, режиссёр и поэт XIX века. Считается одним из основоположников реализма и модернизма в театре.
Ранние годы и начало карьеры
Хенрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в городке Шиен на юге Норвегии. Его отец, некогда уважаемый купец, обанкротился, когда Хенрику было 8 лет. Семья столкнулась с нуждой, усугубляемой замкнутостью и религиозностью матери. В 15 лет юноша покидает семью и переезжает в городок Гримстад, где работает помощником аптекаря. Ночи он проводит за учебниками, мечтая поступить в университет. В это время он пишет свою первую пьесу «Катилина» (1850), навеянную образами из римской истории.
В 1850 году Ибсен переезжает в Христианию (ныне Осло), чтобы учиться в университете. Однако театр влек его сильнее, и в 23 года он становится директором и драматургом нового театра в Бергене. Ему предстояло создавать национальную драматургию, используя традиции средневековых исландских саг, но в условиях господства на сцене французских салонных комедий.
Следующие годы Ибсен пытался создать театральный репертуар из столь разных элементов. Он ставил пьесы, писал собственные, но они не пользовались успехом. В 1858 году он женится на Сюзанне Торсен и переезжает в Христианию٫ где возглавляет Норвежский театр. К этому периоду относятся его пьесы٫ в которых уже проявляется талант драматурга⁚ сатирическая комедия «Любовная комедия» (1862) и историческая драма «Претенденты на престол» (1863).
Творческий путь и основные темы
Творческий путь Генрика Ибсена можно условно разделить на три периода. Ранние романтические драмы, написанные в Норвегии, не получили признания, но в них уже обозначились темы, волновавшие драматурга⁚ конфликт личности и общества, проблема выбора, место человека в мире.
Переломным становится второй период (1864-1877), когда Ибсен живёт за границей. Именно в это время он создает свои знаменитые стихотворные драмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867). В образах непримиримого идеалиста Бранда и конформиста Пера Гюнта Ибсен исследует природу человеческого выбора, цену компромисса, соотношение идеала и реальности.
Третий, самый плодотворный период (1877-1899) ‒ время расцвета реалистической драмы Ибсена. Пьесы «Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» (1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882), «Дикая утка» (1884), «Гедда Габлер» (1890) и другие сделали его знаменитым.
Ибсен создаёт социально-психологическую драму, острую по проблематике, с напряжённым сюжетом, мастерски выстроенным диалогом. Его герои – обычные люди, сталкивающиеся с ложью, лицемерием, ханжеством общества. Ибсен не даёт ответов, но заставляет задуматься над важнейшими вопросами человеческого бытия⁚ свобода и ответственность, долг и желание, смысл жизни.
Главная тема его творчества – противостояние личности и общества, стремление к самореализации, борьбе за право быть собой. Ибсен обличает лицемерие буржуазной морали, косность устоев, подавляющих личность.
Драматургия Ибсена, новаторская по форме и содержанию, оказала огромное влияние на развитие европейского театра. Его пьесы и сегодня не теряют своей актуальности, волнуя зрителей острыми проблемами, вопросами нравственного выбора, поисками смысла жизни.
Знаменитые пьесы
Среди множества пьес, написанных Ибсеном, особое место занимают произведения, ставшие классикой мировой драматургии⁚
- «Бранд» (1866) ‒ стихотворная драма о непримиримом пасторе Бранде, требующем от себя и других жить «все или ничего». Его максимализм приводит к трагическим последствиям, но заставляет задуматься о цене компромисса, смысле веры, месте человека в мире.
- «Пер Гюнт» (1867) ⎯ философская драма-притча о человеке, прожившем жизнь в погоне за призрачными желаниями. Образ Пера Гюнта, эгоистичного, изворотливого, но в чём-то трогательного, стал нарицательным для обозначения человека без стержня, проживающего чужую жизнь.
- «Кукольный дом» (1879) ⎯ одна из самых известных пьес Ибсена, вызвавшая бурю негодования в своё время. История Норы, покинувшей мужа и детей ради поиска себя, стала символом борьбы женщин за эмансипацию, право на собственную жизнь.
- «Привидения» (1881) ‒ драма, затрагивающая острые социальные проблемы⁚ лицемерие буржуазной морали, отношение к сифилису, положение женщины в обществе. Судьба госпожи Алвинг, скрывающей страшную тайну семьи, заставляет задуматься о последствиях лжи, цене молчания.
- «Враг народа» (1882) ‒ пьеса о докторе Стокмане, который, разоблачив загрязнение городских источников, сталкивается с непониманием и агрессией общества. Одинокий борец за правду, готовый противостоять всем, – один из самых сильных образов Ибсена.
- «Дикая утка» (1884) ⎯ драма о разрушении иллюзий, хрупкости человеческого счастья. История семьи Экдала, где правда оказывается губительнее лжи, поднимает вопросы о цене истины, праве на вмешательство в чужую жизнь.
- «Гедда Габлер» (1890) ⎯ одна из самых сложных и загадочных пьес Ибсена. Гедда, молодая женщина, задыхающаяся в атмосфере мещанского быта, стремится к красоте, свободе, но её желания разрушительны.
Это лишь некоторые из знаменитых пьес Генрика Ибсена, вошедших в золотой фонд мировой драматургии.
Вклад в драматургию
Генрик Ибсен по праву считается одним из величайших драматургов XIX века, реформатором театрального искусства. Его новаторство проявилось во всех элементах драмы, оказав огромное влияние на развитие мировой драматургии.
Отказ от условностей. Ибсен порвал с традициями романтической драмы, мелодрамы, отказавшись от внешней занимательности сюжета, пафосных монологов, искусственных приемов. Он создал новый тип драмы – социально-психологическую, в центре которой – внутренний мир человека, его переживания, мысли, мотивы поступков.
Реализм и глубина проблематики. Пьесы Ибсена отличает острый социальный подтекст, актуальность поднимаемых проблем⁚ лицемерие буржуазной морали, положение женщины в обществе, конфликт личности и среды, ответственность за свои поступки.
Мастерство психологизма. Ибсен – непревзойдённый мастер психологического анализа. Он создает сложные, противоречивые характеры, раскрывая их внутренний мир через диалоги, монологи, поступки. Его герои – не просто персонажи пьесы, а живые люди со своими страстями, сомнениями, трагедиями.
Новаторство языка и формы. Ибсен создал новый язык драмы – простой, лаконичный, приближенный к разговорной речи. Он отказался от длинных монологов, свойственных классической драме, заменив их динамичными, напряженными диалогами, которые двигают действие, раскрывают характеры.
Открытый финал. В пьесах Ибсена нет однозначных ответов, готовых решений. Он ставит вопросы перед зрителем, заставляя задуматься над увиденным, найти собственное решение. Открытый финал – одна из характерных черт драматургии Ибсена, делающая его произведения актуальными и сегодня.
Творчество Генрика Ибсена стало вехой в развитии театра, оказав огромное влияние на драматургов XX века – А. Чехова, Б. Шоу, А. Стриндберга, Ю. О’Нила и многих других.
Интересные факты
Жизнь и творчество Генрика Ибсена, драматурга-новатора, бунтаря и мыслителя, полны интересных и неожиданных деталей⁚
- Самоучка с амбициями. Юношеские годы Ибсена были далеки от беззаботной юности. Он был вынужден оставить учебу и работать помощником аптекаря, чтобы прокормить себя. Но тяга к знаниям и литературе не покидала его, и он упорно занимался самообразованием.
- Любовь к театру с юных лет. Страсть к театру проявилась у Ибсена очень рано. Еще в юности он организовал любительскую труппу, писал для неё пьесы и сам играл в спектаклях.
- «Катилина» ⎯ дебютная неудача. Первая пьеса Ибсена «Катилина» (1850), написанная им в 22 года, была встречена критиками прохладно и не имела успеха у публики.
- Годы странствий и творческий взлет. 27 лет Ибсен прожил за границей – в Италии, Германии. Годы эмиграции стали для него временем творческого подъема. Вдали от родины, свободный от давления общественного мнения, он создает свои самые значительные произведения.
- Скандальная слава. Пьесы Ибсена, поднимавшие острые социальные и моральные проблемы, часто вызывали скандалы и протесты. Его обвиняли в аморальности, подрыве устоев общества, но это не останавливало драматурга.
- «Кукольный дом» – манифест феминизма. Пьеса «Кукольный дом», в которой главная героиня Нора уходит от мужа и детей в поисках самореализации, вызвала настоящий фурор. Она стала символом борьбы женщин за свои права, за право быть свободными и независимыми.
- Противник ярлыков. Ибсен не относил себя ни к одному литературному направлению. Он был противником любых ярлыков и догм, отстаивая право художника на свободу творчества и самовыражение.
- Затворничество и молчание. Последние годы жизни Ибсен провел в затворничестве, практически не общаясь с внешним миром. Он тяжело переживал утрату творческих сил, но продолжал работать до последних дней.
- Признание в Норвегии. Несмотря на критику и непонимание, которые сопровождали его на протяжении всей жизни, Ибсен еще при жизни получил признание на родине. В Норвегии он считается национальным гением, а его произведения входят в школьную программу.
Жизнь и творчество Генрика Ибсена ⎯ это история о смелом новаторе, бросившем вызов обществу, о драматурге, чьи пьесы и сегодня заставляют задуматься о вечных вопросах человеческого бытия.
Значимые даты
Жизнь и творчество Генрика Ибсена нашли отражение в ключевых датах, которые позволяют проследить этапы его становления как драматурга и мыслителя⁚
- 20 марта 1828 года ⎯ рождение Хенрика Йохана Ибсена в городе Шиен, Норвегия. Начало пути будущего реформатора драмы.
- 1844-1850 годы ‒ работа помощником аптекаря в Гримстаде. Годы лишений, но и время формирования характера, первых литературных опытов.
- 1850 год ‒ написание первой пьесы «Катилина», ознаменовавшей начало драматургического пути. Поиск собственного стиля, неудачи и первые шаги к будущему успеху.
- 1851-1857 годы ‒ работа в театре Бергена. Приобретение ценного опыта в качестве режиссёра и драматурга, изучение театрального дела изнутри.
- 1858 год ⎯ женитьба на Сюзанне Торсен, ставшей верной спутницей и вдохновительницей драматурга. Брак, основанный на любви и взаимном уважении, оказал огромное влияние на творчество Ибсена.
- 1864 год ‒ начало многолетнего периода жизни за границей. Освобождение от давления норвежского общества, поиск новых форм и тем в драматургии.
- 1866-1867 годы ⎯ создание стихотворных драм «Бранд» и «Пер Гюнт», принёсших Ибсену мировую известность. Прорыв в творчестве, утверждение новаторского стиля, смелые философские искания.
- 1877-1890 годы ⎯ период создания знаменитых реалистических пьес⁚ «Столпы общества»٫ «Кукольный дом»٫ «Привидения»٫ «Враг народа»٫ «Дикая утка»٫ «Гедда Габлер». Расцвет творчества٫ утверждение реализма как основного метода٫ обращение к острым социальным проблемам.
- 1891 год ‒ возвращение Ибсена в Норвегию после долгих лет жизни за границей. Признание на родине, но в то же время непонимание со стороны консервативной части общества.
- 23 мая 1906 года ⎯ смерть Генрика Ибсена в Христиании. Уход из жизни великого драматурга, оставившего неизгладимый след в мировой литературе и театральном искусстве.
Эти даты – лишь вехи на пути жизни и творчества Генрика Ибсена, но они помогают понять масштаб личности драматурга, его вклад в мировую культуру.
Неплохой обзор творчества Ибсена. Особенно интересно было узнать о его ранних работах, о которых мало где пишут.
Интересная статья! Кратко и емко изложена биография великого драматурга. Хотелось бы больше узнать о его влиянии на развитие театра.
Спасибо за статью! Вспомнила школьные уроки литературы. Ибсен — гений! Его пьесы актуальны и сегодня.
Статья понравилась! Доступно и увлекательно написано о сложном. Хочется теперь перечитать пьесы Ибсена.