- Караваджо⁚ Биография Кратко
- Ранние годы и обучение
- Становление в Риме и первые успехи
- Расцвет творчества и скандальная репутация
- Последние годы и влияние на искусство
- Караваджизм и последователи
- Интересные факты
- Настоящее имя и прозвище
- «Мальчик-фрукт»
- Реализм и критика
- Светотень как драматургия
- Скандальная натура
- Тайна смерти
- Влияние на кино
- Значимые даты
- 1571
- 1577
- 1584
- 1592
- 1595-1597
- 1599-1600
- 1606
- 1607-1609
- 1610
Караваджо⁚ Биография Кратко
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) ⏤ итальянский художник٫ реформатор европейской живописи XVII века٫ основатель реализма. Прославился драматичными полотнами٫ написанными в технике кьяроскуро. Известен буйным нравом⁚ был заключен в тюрьму за убийство и умер молодым.
Ранние годы и обучение
Микеланджело Меризи, будущий гений барокко, известный миру как Караваджо, родился в 1571 году в городке Караваджо неподалеку от Милана. Его семья, хоть и не принадлежала к аристократии, была достаточно обеспеченной⁚ отец, Фермо Меризи, работал архитектором и управляющим у маркиза Караваджо.
Детство Микеланджело было омрачено трагедией⁚ в 1577 году эпидемия чумы унесла жизни его отца и деда. Семья нашла убежище в самом Караваджо, но и там смерть настигла бабушку Микеланджело. Эти события, несомненно, оставили глубокий след в душе будущего художника, повлияв на его восприятие мира и выбор тем для своих полотен.
В 1584 году, после окончания эпидемии, тринадцатилетний Микеланджело вернулся в Милан, где начал обучение живописи у Симоне Петерцано. Петерцано, будучи учеником великого Тициана, познакомил Караваджо с традициями венецианской школы живописи, с ее любовью к цвету, свету и чувственной красоте. К сожалению, ни одна из работ, созданных Караваджо в миланский период, не сохранилась до наших дней.
В 1592 году٫ после смерти матери٫ Караваджо отправляется в Рим — центр художественной жизни того времени. Этот город٫ пропитанный духом античности и религиозного рвения٫ стал для молодого художника источником вдохновения и ареной для головокружительной карьеры٫ полной взлетов и падений.
Первые годы в Риме были для Караваджо временем поиска своего места в мире искусства. Он сменил несколько мастерских, сотрудничая с такими художниками как Лоренцо Карли и Джузеппе Чезари. Именно в этот период он пишет свои первые жанровые картины, изображающие юношей с фруктами и музыкантов, которые привлекают внимание своей непосредственностью и мастерской передачей игры света и тени.
Ранние работы Караваджо, хотя и несут на себе отпечаток влияния его учителей, уже демонстрируют некоторые характерные черты его будущего стиля⁚ внимание к деталям, реалистичность изображения, интерес к передаче эмоций и внутреннего мира героев. Эти качества, помноженные на бунтарский дух и непокорный характер, в скором времени сделают Караваджо одним из самых ярких и противоречивых художников своего времени.
Становление в Риме и первые успехи
Переломным моментом в судьбе Караваджо становится знакомство с кардиналом Франческо Мариа дель Монти в 1597 году. Дель Монти, известный ценитель искусства и меценат, разглядел в молодом художнике неординарный талант. Он берёт Караваджо под свое покровительство, предоставляя ему кров, обеспечивая заказами и открывая двери в высший свет Рима.
Под крылом влиятельного кардинала Караваджо создает ряд знаковых работ, которые приносят ему первую славу. Среди них «Гадалка» (1594-1595), «Шулеры» (1594), «Музыканты» (1595-1597) — картины, поражающие своим реализмом, динамизмом композиции и новаторской работой со светом. Караваджо отходит от идеализированных образов Ренессанса, его герои — люди из народа, с их страстями, пороками и земной красотой.
Особенно важным для становления Караваджо становится цикл картин, выполненный им для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599-1600 годах. «Призвание апостола Матфея», «Мученичество апостола Матфея» и «Святой Матфей и ангел» — эти монументальные полотна, наполненные драматизмом и эмоциональной силой, произвели настоящий фурор в художественном мире Рима. Караваджо мастерски использует контраст света и тени (кьяроскуро), чтобы выделить главное, создать атмосферу напряжения и придать своим персонажам почти осязаемую объемность.
Успех Караваджо был стремительным и громким. Его работы вызывали как восхищение, так и критику. Консервативные круги обвиняли его в натурализме, вульгарности и несоблюдении канонов. Однако именно эта смелость в отображении реальности, эмоциональная напряженность и новаторский подход к живописи сделали Караваджо одним из родоначальников нового стиля , барокко.
Расцвет творчества и скандальная репутация
Начало XVII века знаменует собой вершину творческого пути Караваджо. Он получает множество заказов от именитых римских семей и церковных организаций. Его картины, такие как «Обращение Савла» (1601), «Положение во гроб» (1602-1604), «Смерть Марии» (1605-1606), становятся образцами барочной живописи, восхищая своей эмоциональной силой, драматизмом и непревзойденным мастерством передачи света и тени.
Однако растущая слава имеет и обратную сторону. Караваджо прославился не только своим талантом, но и буйным, неуживчивым характером. Он часто ввязывался в драки, ссорился с за заказчиками и властями, пренебрегал общественными нормами. Документы того времени пестрят упоминаниями о его пьяных дебошах, арестах и даже обвинениях в богохульстве.
В 1606 году происходит событие, которое переворачивает жизнь Караваджо. Во время ссоры, возникшей во время игры в мяч, он убивает Рануччо Томассони. Обстоятельства этого преступления до конца не ясны, однако Караваджо приходится бежать из Рима, чтобы избежать смертной казни. Он становится изгнанником, скитальцем, преследуемым призраками своего прошлого.
Несмотря на постоянные переезды и необходимость скрываться, Караваджо продолжает писать. В своих поздних работах, таких как «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608), «Погребение святой Лючии» (1608), «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1609-1610), он достигает еще большей экспрессии, его полотен наполнены трагизмом, одиночеством и предчувствием скорой гибели.
Жизнь Караваджо, полная противоречий, страстей и творческих поисков, оборвалась трагически в 1610 году. Он умирает в возрасте 39 лет при невыясненных обстоятельствах, оставляя после себя богатое художественное наследие и легенду о гениальном бунтаре, бросившем вызов своему времени.
Последние годы и влияние на искусство
Жизнь Караваджо после бегства из Рима превратилась в череду скитаний и попыток обрести покой. Он искал убежища в Неаполе, на Мальте, на Сицилии, находя временное пристанище у влиятельных покровителей, но тень убийства преследовала его.
Несмотря на тяжелые условия жизни и душевные треволнения, Караваджо продолжал писать. Его поздние работы отличаются особой эмоциональной напряженностью, трагизмом и глубиной. На полотнах этого периода, таких как «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608), «Поклонение пастухов» (1609), «Давид с головой Голиафа» (1610), ощущается настроение безысходности и предчувствие близкой смерти.
В 1610 году Караваджо умирает в возрасте 39 лет при невыясненных обстоятельствах. Его смерть окутана тайной, как и вся его жизнь, полная драматизма и противоречий.
Несмотря на свою короткую и бурную жизнь, Караваджо оказал огромное влияние на развитие европейской живописи. Его новаторский подход к изображению реальности, использование контраста света и тени (кьяроскуро), эмоциональная напряженность и динамизм композиции положили начало новому направлению в искусстве , караваджизму.
Караваджизм захватил умы многих художников XVII века, как в Италии, так и за ее пределами. Среди его последователей были такие мастера, как Орацио Джентилески, Артемизия Джентилески, Хосе де Рибера, Жорж де Латур. Влияние Караваджо испытали на себе и такие великие художники, как Рембрандт и Рубенс.
Караваджо сумел сломать устоявшиеся каноны, внести в живопись новую энергию, драматизм и правду жизни. Его творчество стало важным этапом на пути от искусства Возрождения к искусству барокко, открыв новые пути для развития реализма в живописи.
Караваджизм и последователи
Влияние Караваджо на европейскую живопись XVII века было огромным. Его новаторский стиль, с его реализмом, драматизмом и виртуозной работой со светом и тенью, порождённый бунтарским духом и трагическим мироощущением художника, нашёл множество последователей. Так зародилось целое направление в искусстве — караваджизм.
Караваджисты, вдохновляясь творчеством мастера, перенимали его приемы⁚ использование кьяроскуро для создания драматического эффекта, обращение к жанровым сценам и образам простых людей, внимание к деталям и текстурам. Однако каждый из них вносил в караваджизм собственное видение и индивидуальный почерк.
В Италии яркими представителями караваджизма стали Орацио Джентилески и его дочь Артемизия Джентилески. Орацио, близко знавший Караваджо, развил его стиль в сторону большей гармонии и классической сдержанности. Артемизия, одна из не многих женщин-художниц того времени, прославилась своими динамичными и эмоционально насыщенными полотнами, часто посвященными теме женской силы и борьбы.
За пределами Италии караваджизм получил распространение в Голландии, Испании, Франции. Голландские караваджисты, такие как Дирк ван Бабюрен, Геррит ван Хонтхорст, Юдит Лейстер, создавали жанровые сцены и портреты, наполненные светом и воздухом, с характерным для них вниманием к деталям быта. Испанский художник Хосе де Рибера, работавший в Италии, прославился своими драматичными и экспрессивными работами, часто на религиозные сюжеты.
Караваджизм не был единым стилем, это скорее тенденция, направление в искусстве, которое нашло отклик в творчестве многих художников XVII века. Идеи Караваджо, его стремление к реализму, драматизму и эмоциональной выразительности оказали значительное влияние на развитие живописи барокко и поздних художественных течений.
Интересные факты
Жизнь и творчество Караваджо, полного драматизма и противоречий, до сих пор привлекают внимание исследователей и любителей искусства. Вот несколько интересных фактов о нем⁚
Настоящее имя и прозвище
Имя «Караваджо» — это не фамилия, а прозвище художника. Его настоящее имя — Микеланджело Меризи. Прозвище «Караваджо» он получил по названию своего родного города, где он родился и провел детство. Эта традиция брать названия городов в качестве прозвищ была распространена в Италии в ту эпоху.
«Мальчик-фрукт»
В начале своего творческого пути в Риме Караваджо жил бедно. Чтобы заработать на жизнь, он писал небольшие картины с изображением фруктов и просил своего друга, художника Джузеппе Чезари, продавать их на римском рынке. Благодаря этому он получил прозвище «Караваджо — мальчик-фрукт».
Реализм и критика
Реалистичная манеpa живописи Караваджо, с ее вниманием к деталям и изображением простых людей, вызывала неоднозначную реакцию современников. Некоторые критиковали его за «вульгарность» и «непристойность», считая, что он не должен изображать святых и библейские сюжеты так реалистично.
Светотень как драматургия
Караваджо был мастером светотени , техники, при которой контраст между светом и тенью используется для создания объема, драматизма и эмоционального напряжения. Его картины поражают своей атмосферностью и театральностью, которая достигается именно благодаря виртуозной работе со светом и тенью.
Скандальная натура
Караваджо был человеком вспыльчивым и неуживчивым. Он часто ввязывался в драки и конфликты, нарушал общественный порядок и даже был обвинен в убийстве. Его буйный нрав стал одной из причин его постоянных скитаний и преждевременной смерти.
Тайна смерти
Обстоятельства смерти Караваджо до сих пор остаются невыясненными. Существует несколько версий⁚ от малярии до убийства по заказу врагов. Его могила не была обнаружена, что порождает различные домыслы и легенды.
Влияние на кино
Творчество Караваджо оказало заметное влияние на кинематограф. Его мастерство в использовании светотени, композиции и передаче драматизма вдохновляли многих режиссеров, среди которых были Сергей Эйзенштейн, Пьер Паоло Пазолини, Мартин Скорсезе.
Караваджо остается одной из самых загадочных и притягательных фигур в истории искусства. Его жизнь, полная страстей и противоречий, так же как и его новаторское творчество, продолжают волновать умы и вдохновлять художников, режиссеров и любителей искусства по всему миру.
Значимые даты
Жизнь Караваджо, хоть и короткая, была насыщена событиями, которые повлияли на его творчество и определили его место в истории искусства. Вот некоторые значимые даты в биографии художника⁚
1571
- 29 сентября — Рождение Микеланджело Меризи в городе Караваджо, недалеко от Милана. Его отец, Фермо Меризи, был архитектором и управляющим у маркиза Караваджо.
1577
- Семья Меризи переезжает в Караваджо, спасаясь от эпидемии чумы в Милане. В этом же году от чумы умирают отец, дед и бабушка Микеланджело.
1584
- Караваджо возвращается в Милан и начинает обучение живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика великого Тициана; Здесь он осваивает основы живописи, знакомится с манерой ломбардских мастеров и техникой венецианской школы.
1592
- Караваджо переезжает в Рим, центр художественной жизни Италии, в поисках новых возможностей и покровителей; Этот период становится важным этапом в его жизни и творчестве, временем становления его индивидуального стиля.
1595-1597
- Караваджо создает ряд картин, которые приносят ему первый успех⁚ «Гадалка», «Шулеры», «Музыканты», «Лютнист». Эти работы привлекают внимание своим реализмом, динамичной композицией и новаторской работой со светом и тенью.
1599-1600
- Караваджо получает заказ на роспись капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Созданные им монументальные полотна «Призвание апостола Матфея», «Мученичество апостола Матфея» и «Святой Матфей и ангел» производят настоящий фурор и утверждают его репутацию одного из ведущих художников Рима.
1606
- Май — В результате ссоры во время игры в мяч Караваджо убивает Рануччо Томассони и вынужден бежать из Рима. Начинается период скитаний и творческих поисков, полный драматизма и трагизма.
1607-1609
- Караваджо ищет убежища в Неаполе, на Мальте, на Сицилии. Он продолжает писать, создавая шедевры, наполненные тревогой, одиночеством и предчувствием гибели⁚ «Усекновение главы Иоанна Крестителя», «Погребение святой Лючии», «Се человек».
1610
- 18 июля — Караваджо умирает при невыясненных обстоятельствах в Порто-Эрколе, небольшом городке на побережье Тирренского моря. Ему было всего 38 лет. Место его захоронения неизвестно.
Несмотря на короткую жизнь и трагическую гибель, Караваджо оставил после себя богатейшее художественное наследие, которое оказало огромное влияние на развитие европейской живописи и продолжает вдохновлять художников и любителей искусства по сей день.
Римская школа живописи, безусловно, оказала огромное влияние на Караваджо. Но он сумел найти свой неповторимый стиль.
Невероятная жизнь! Гениальный художник с трагической судьбой. Спасибо за статью!
Техника кьяроскуро у Караваджо просто потрясающая! Свет и тень создают невероятный эффект.
Интересно, как трагические события в детстве повлияли на творчество Караваджо. Его картины действительно наполнены драматизмом.
Жаль, что не сохранилось работ миланского периода. Интересно было бы проследить эволюцию стиля художника.