Казимир Малевич⁚ Биография Кратко
Казимир Северинович Малевич (1879-1935) ⸺ выдающийся художник-авангардист, основатель супрематизма. Родился в Киеве, в многодетной семье. Известен как автор «Черного квадрата» и других супрематических композиций.
Ранние годы и становление в искусстве
Казимир Малевич родился 23 февраля 1879 года в Киеве, в многодетной семье польского происхождения. Его детство прошло в украинских деревнях, где отец работал на сахароваренных заводах. Живописная природа и колорит сельской жизни оказали сильное влияние на будущего художника.
С юных лет Малевич проявлял интерес к рисованию. В 15 лет он создает свою первую картину маслом. Несмотря на увлечение сына искусством, отец видел его продолжателем семейного дела и отправил учиться в агрономическое училище. Однако Малевич не оставил свою страсть и самостоятельно изучал живопись.
В 1896 году семья Малевичей переезжает в Курск. Здесь Казимир устраивается чертежником, но продолжает рисовать в свободное время. Стремление к профессиональному образованию привело его в Москву. В 1905 году Малевич пытается поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но безуспешно. Несмотря на неудачи, он не оставляет мечту стать художником и начинает посещать занятия в студии Ф. Рерберга.
В этот период Малевич знакомится с импрессионизмом и фовизмом, которые оказывают заметное влияние на его ранние работы. Он пишет в стиле неопримитивизма, создавая серию картин о жизни крестьян. В 1910-х годах Малевич примыкает к авангардному движению٫ участвуя в выставках вместе с художниками-футуристами.
Супрематизм⁚ Рождение нового направления
В 1915 году Казимир Малевич приходит к своему главному открытию – супрематизму. Этот радикальный стиль ознаменовал полный отказ от изображения предметов реального мира в пользу чистой абстракции. Основой супрематической живописи стали простые геометрические фигуры – квадрат, круг, крест, прямоугольник, – заключенные в пространство белого фона.
Рождение супрематизма связано с участием Малевича в футуристической выставке «Трамвай В», где он представил свою знаменитую работу «Черный квадрат». Эта картина, ставшая манифестом нового направления, вызвала шквал критики и непонимания со стороны публики и коллег-художников. Малевич видел в «Черном квадрате» символ «нулевой точки» в искусстве, полный отказ от прежних форм и начало новой эры – эры супрематизма, где цвет и форма обретали абсолютную свободу и самоценность.
В своей брошюре «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» Малевич провозглашает основные принципы нового направления. Он утверждает превосходство (supremus) чистого художественного чувства над изображением видимой реальности. Супрематические композиции, построенные на взаимодействии простых геометрических форм и цвета, призваны были выражать не предметы или идеи, а чистые эмоции и духовные переживания.
«Черный квадрат» и другие знаковые работы
«Черный квадрат» (1915) стал не только визитной карточкой Казимира Малевича٫ но и символом всего русского авангарда. Эта лаконичная и радикальная работа٫ изображающая черный квадрат на белом фоне٫ вышла далеко за рамки живописи٫ став предметом острых споров и философских дискуссий. Сам Малевич считал «Черный квадрат» символом «нулевой точки» в искусстве٫ полным освобождением от предметности и переходом к новому٫ супрематическому видению мира.
Среди других знаковых работ Малевича – «Черный круг» (1915) и «Черный крест» (1915)٫ составляющие вместе с «Черным квадратом» своеобразный триптих٫ знаменующий собой начало «черного периода» в супрематизме. В этих работах художник исследует выразительные возможности простейших геометрических форм٫ лишенных каких-либо ассоциаций с реальными объектами.
К числу важнейших произведений Малевича относятся также супрематические композиции «Красный квадрат» (1915), «Супрематизм. Живопись. 8 прямоугольников» (1915), «Супрематизм» (1916), в которых он экспериментирует с цветом и динамикой геометрических форм, создавая удивительные по своей выразительности абстрактные композиции.
Теоретические труды и философия Малевича
Казимир Малевич был не только талантливым художником, но и оригинальным мыслителем, стремившимся осмыслить сущность искусства и его место в новом мире. Его теоретические труды, написанные в период расцвета супрематизма, стали важной вехой в развитии художественной мысли XX века.
В своих книгах и статьях, среди которых «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «О новых системах в искусстве» (1919), «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой» (1927), Малевич излагает основные принципы своей философии искусства, тесно связанной с идеями супрематизма.
Он провозглашает превосходство чистого художественного чувства над изображением видимой реальности, утверждая, что искусство должно быть свободно от «тирании объекта». Малевич верит в трансцендентную природу искусства, способного выражать духовные идеи и универсальные законы бытия. Он видит в супрематизме путь к созданию нового, гармоничного мира, основанного на принципах абсолютной свободы и творчества.
Последние годы и наследие
В конце 1920-х годов в СССР усиливается идеологический контроль над искусством, и авангардные течения объявляются чуждыми советскому народу. Творчество Малевича подвергается жестокой критике, его работы изымаются из музеев. Художник оказывается в тяжелом положении. В 1930 году он был арестован по подозрению в антисоветской деятельности, хотя вскоре и был освобожден.
Несмотря на гонения, Малевич продолжает работать, обращаясь к новым темам и образам. В его поздних работах, наряду с абстрактными композициями, появляются портреты и жанровые сцены, в которых прослеживается влияние супрематизма, но уже в более сдержанной и реалистичной манере.
Казимир Малевич скончался от рака 15 мая 1935 года в Ленинграде. Его художественное наследие, долгое время преданное забвению, было переоткрыто в середине XX века и оказало огромное влияние на развитие абстрактного искусства во всем мире. Сегодня работы Малевича хранятся в крупнейших музеях мира, являясь признанными шедеврами мировой живописи.
Интересные факты
Жизнь и творчество Казимира Малевича полны парадоксов и неожиданных поворотов, отражающих бурный и противоречивый характер эпохи, в которую ему довелось жить и творить. Вот несколько интересных фактов о художнике, которые позволят по-новому взглянуть на его творчество⁚
- Несостоявшийся студент⁚ Несмотря на свое огромное влияние на историю искусства, Малевич так и не получил формального художественного образования. Он трижды пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но безуспешно.
- От реализма к абстракции⁚ Прежде чем стать основоположником супрематизма, Малевич прошел через увлечение различными стилями – импрессионизмом, фовизмом, кубизмом. Он даже создал серию картин в стиле неопримитивизма, посвященных жизни крестьян.
- «Черный квадрат» – не квадрат⁚ Вопреки своему названию, самая знаменитая работа Малевича не является квадратом в строгом геометрическом смысле. При ближайшем рассмотрении видно, что стороны фигуры не идеально ровные, а углы – не прямые.
- «Черный квадрат» как икона⁚ На выставке «0,10» в 1915 году Малевич разместил «Черный квадрат» в углу зала, традиционно отводимом для икон в русских избах. Этим жестом он бросал вызов традиционному искусству, провозглашая начало новой эры – эры супрематизма.
- Супрематизм за пределами живописи⁚ Идеи Малевича нашли свое воплощение не только в живописи, но и в других областях искусства. Он создавал эскизы костюмов и декораций для театра, разрабатывал дизайн предметов быта, мечтал о супрематической архитектуре будущего.
- Возвращение к фигуративности⁚ В последние годы жизни, под давлением идеологических гонений, Малевич вынужден был вернуться к фигуративной живописи. Однако и в этих работах прослеживается влияние супрематизма – в лаконичности форм, обобщенности образов, особой выразительности цвета.
Казимир Малевич оставил после себя богатое и многогранное наследие, которое продолжает вдохновлять художников, дизайнеров, архитекторов по всему миру. Его идеи о свободе творчества, о духовной сущности искусства, о преобразующей силе цвета и формы не теряют своей актуальности и в наши дни.
Значимые даты
Жизнь и творчество Казимира Малевича были тесно переплетены с бурными историческими событиями, происходившими в России в начале XX века. Вот некоторые ключевые даты, которые помогут проследить творческий путь художника⁚
- 23 февраля 1879⁚ Рождение Казимира Севериновича Малевича в Киеве, в семье польского происхождения.
- 1896⁚ Переезд семьи Малевичей в Курск. Казимир начинает работать чертежником, но продолжает заниматься живописью самостоятельно.
- 1905⁚ Первая попытка поступить в Московское училище живописи٫ ваяния и зодчества٫ окончившаяся неудачей. Начало увлечения импрессионизмом и фовизмом.
- 1910-е⁚ Участие в авангардных выставках٫ знакомство с футуристами. Создание серии картин в стиле неопримитивизма٫ посвященных жизни крестьян.
- 1915⁚ Создание «Черного квадрата» и других супрематических композиций. Участие в футуристической выставке «Трамвай В», где Малевич впервые публично представляет свои супрематические работы.
- 1919⁚ Переезд в Витебск, где Малевич возглавляет мастерскую в Народной художественной школе. Публикация первого крупного теоретического труда «О новых системах в искусстве».
- 1920-е⁚ Расцвет супрематизма. Малевич активно занимается преподавательской и теоретической деятельностью, пишет книги и статьи, посвященные своей философии искусства. Создает знаменитые супрематические композиции, экспериментирует с архитектурой и дизайном.
- 1930⁚ Арест по подозрению в антисоветской деятельности. После освобождения Малевич вынужден отказаться от абстрактного искусства и вернуться к фигуративной живописи.
- 15 мая 1935⁚ Смерть Казимира Малевича в Ленинграде после тяжелой болезни.
Несмотря на гонения и забвение, творчество Малевича оказало огромное влияние на развитие мирового искусства. Его идеи о свободе творчества, о духовной сущности искусства, о преобразующей силе цвета и формы не теряют своей актуальности и в наши дни.
Доступно и понятно даже для тех, кто далек от живописи. Автор — молодец!
Статья понравилась, но хотелось бы больше узнать о влиянии супрематизма на современное искусство.
Кратко, но по существу. Интересно было узнать о ранних годах жизни художника.
Очень интересно! Никогда не думал, что биография Малевича может быть такой увлекательной. Спасибо за статью!
Всегда восхищалась творчеством Малевича! «Черный квадрат» — это шедевр!