Казимир Малевич: путь от фигуративности к супрематизму

Казимир Малевич: путь от фигуративности к супрематизму Краткие биографии

Казимир Малевич⁚ краткая биография

Казимир Северинович Малевич (1879-1935) – российский и советский художник-авангардист, педагог, теоретик искусства.​ Родился в Киеве, в семье польского происхождения.​ Основоположник супрематизма – одного из крупнейших направлений абстракционизма. Известен своими экспериментами с геометрическими формами и цветом, стремлением к минимализму и отказом от традиционной изобразительности.​

Ранние годы и становление

Казимир Малевич родился 23 февраля 1879 года в Киеве в многодетной польской семье.​ Его отец, Северин Малевич, работал управляющим на сахарном заводе.​ Детство Казимира прошло в атмосфере, далёкой от искусства.​ Тем не менее, уже в юности он проявил интерес к рисованию.​ В 1895 году, в возрасте 17 лет, Малевич поступил в Киевскую рисовальную школу Н.​ И.​ Мурашко.​

В 1904 году Малевич переехал в Москву, где продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.​ Он учился у известных художников того времени, включая Валентина Серова и Константина Коровина.​ В этот период Малевич знакомится с различными художественными течениями, в т.​ч.​ с импрессионизмом и постимпрессионизмом, которые оказали влияние на его ранние работы.​

В 1907 году Малевич принял участие в выставке Московского товарищества художников, представив работы, написанные в стиле импрессионизма.​ Однако вскоре он разочаровался в этом направлении, стремясь к более радикальным формам художественного выражения.​ Малевич начинает экспериментировать с цветом и формой, изучая работы фовистов и кубистов.​ Он участвует в выставках авангардистских групп «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодёжи», где экспонирует работы, отражающие его поиск нового художественного языка.​

От кубизма к супрематизму

В начале 1910-х годов Малевич активно работает в русле кубофутуризма٫ синтезируя идеи кубизма и футуризма.​ Его картины этого периода٫ такие как «Точильщик» (1912) и «Уборка ржи» (1912)٫ демонстрируют интерес к динамике٫ разложению формы на геометрические элементы٫ попытке передать движение и звук на холсте.​

Однако Малевич не ограничивается рамками кубофутуризма. Он стремится к более радикальному отказу от изобразительности, к созданию чисто абстрактного искусства, основанного на взаимодействии геометрических форм и цвета.​ Этот поиск приводит его к созданию супрематизма.

В 1915 году на «Последней футуристической выставке картин “0,10”» Малевич впервые представляет свои супрематические работы, включая знаменитый «Черный квадрат».​ Супрематизм (от латинского «supremus» — высший) провозглашал примат чистого художественного чувства, не обремененного необходимостью изображения реальности.​ Геометрические фигуры — квадрат, круг, прямоугольник, крест, становятся основными элементами супрематической композиции, а цвет приобретает самостоятельное значение.

Переход Малевича от кубизма к супрематизму не был случайным.​ Это был логичный шаг в его творческой эволюции, стремлении к максимальной художественной свободе и выразительности.​ Супрематизм стал своеобразным манифестом абстрактного искусства, провозгласившим его право на существование и открывшим новые пути развития живописи в XX веке.​

«Черный квадрат» и его значение

«Черный квадрат» (1915), пожалуй, самая известная и одновременно самая загадочная работа Малевича. Этот лаконичный образ, черный квадрат на белом фоне, стал символом радикального разрыва с традиционным искусством, манифестом нового художественного видения.​

Значение «Черного квадрата» многогранно и не поддается однозначной интерпретации.​ Сам Малевич видел в нем «нулевую точку» живописи, начало отсчета нового, беспредметного искусства.​ Квадрат символизировал собой абсолютную свободу художника от необходимости изображения реальности, возможность творить, опираясь исключительно на собственные чувства и идеи.

Для многих критиков и зрителей того времени «Черный квадрат» стал шоком, вызовом устоявшимся представлениям об искусстве.​ Одни видели в нем проявление нигилизма, отрицание всех ценностей, другие – предвестник революционных преобразований, символ нового мира, рождающегося из хаоса.​

Со временем «Черный квадрат» обрел статус иконы мирового авангарда, произведения, перевернувшего представление о возможностях живописи.​ Он стал предметом бесконечных споров и интерпретаций, источником вдохновения для многих художников и мыслителей.​

Важно отметить, что «Черный квадрат» не был случайным экспериментом.​ Он стал результатом долгих поисков Малевича, его стремления к созданию универсального художественного языка, способного выразить глубинные основы мироздания.​

Поздние годы и наследие

После революции 1917 года Малевич активно участвовал в художественной жизни молодой советской республики. Он преподавал в художественных школах Витебска и Ленинграда, занимался оформлением спектаклей, писал теоретические работы, развивая идеи супрематизма.​

Однако в конце 1920-х годов отношение властей к абстрактному искусству меняется.​ Супрематизм٫ как и другие авангардные течения٫ объявляется «буржуазным формализмом»٫ чуждым идеологии социалистического реализма.​ Работы Малевича перестают выставляться٫ он подвергается критике.​

В 1930-е годы Малевич возвращается к фигуративной живописи, создавая портреты, пейзажи, жанровые сцены.​ Однако в этих работах прослеживается влияние его супрематического периода , лаконизм композиции, обобщенность форм, яркая цветовая гамма.​

Казимир Малевич скончался 15 мая 1935 года в Ленинграде.​ Его творчество, несмотря на годы забвения, оказало огромное влияние на развитие мирового искусства.​ Супрематизм стал одним из ключевых направлений абстракционизма, а «Черный квадрат» , символом художественного радикализма и новаторства.​

Сегодня работы Малевича хранятся в крупнейших музеях мира, включая Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Государственную Третьяковскую галерею в Москве, Музей современного искусства в Нью-Йорке.​ Его творчество продолжает вдохновлять художников, дизайнеров, архитекторов, подтверждая свою актуальность и значимость в XXI веке.​

Казимир Малевич: путь от фигуративности к супрематизму

Интересные факты

Жизнь и творчество Казимира Малевича полны парадоксов и неожиданных поворотов, как и его новаторское искусство.​ Вот несколько интересных фактов о художнике⁚

Многодетное детство

Казимир был старшим из 14 детей в семье, хотя выжило только девять.​ Такое многодетное окружение, возможно, повлияло на его ранний интерес к искусству как способу выделится и найти свой собственный мир.​

От чертежника до авангардиста

До того как полностью посвятить себя искусству, Малевич сменил множество профессий, включая чертежника на железной дороге и конторского служащего.​ Эти опыты, вероятно, способствовали его интересу к геометрии и технической точности, проявившимся впоследствии в супрематизме.​

«Черный квадрат» – не просто квадрат

Мало кто знает, что под слоем черной краски в «Черном квадрате» скрыты другие изображения, предположительно, кубофутуристической композиции.​ Это открытие, сделанное с помощью рентгена, еще больше усиливает символизм картины как образа радикального отказа от прошлого и перехода к новому витку в искусстве.​

Космические амбиции

Малевич был увлечен идеями космизма и верил в то, что супрематизм может стать языком будущего, понятным для жителей других планет.​ Он даже создавал эскизы супрематических костюмов для космонавтов и проекты «архитектонов» — фантастических архитектурных сооружений, которые, по его мнению, будут существовать в космосе.​

Непризнанный при жизни

Несмотря на то, что Малевич был одним из лидеров русского авангарда, его творчество подвергалось жестокой критике со стороны советских властей.​ В последние годы жизни ему приходилось скрывать свои супрематические работы и писать в более реалистичной манере, чтобы избежать преследований.

Эти интересные факты позволяют нам увидеть Казимира Малевича не только как великого художника-новатора, но и как сложную и противоречивую личность, жизненный путь которого был тесно связан с драматическими событиями российской истории начала XX века.​

Казимир Малевич: путь от фигуративности к супрематизму

Значимые даты

Жизнь и творческий путь Казимира Малевича были насыщены событиями, которые повлияли как на его художественные поиски, так и на развитие мирового искусства.​ Вот некоторые из ключевых дат⁚

1879

23 февраля (11 февраля по старому стилю)⁚ Рождение Казимира Севериновича Малевича в Киеве в семье польского происхождения.​

1904

Переезд в Москву и поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где Малевич знакомится с актуальными течениями в искусстве.​

1912

Участие в выставке объединения «Ослиный хвост», которое провозгласило разрыв с традиционным искусством и обращение к примитивизму и народному творчеству. В этот период Малевич экспериментирует с кубофутуризмом.​

1915

Декабрь⁚ Триумфальное появление супрематизма на «Последней футуристической выставке картин “0,10”» в Петрограде.​ Малевич представляет 39 абстрактных работ, в т.​ч.​ «Черный квадрат», ставший манифестом нового направления.

1919

Начало педагогической деятельности в Витебске, где Малевич возглавляет мастерскую в Народной художественной школе, основанной Марком Шагалом.​ Создание творческого объединения УНОВИС (Утвердители Нового Искусства), пропагандирующего идеи супрематизма.​

1927

Поездка в Германию и Польшу, где Малевич участвует в выставках и знакомится с европейским авангардом.​ Эта поездка оказывает большое влияние на его дальнейшее творчество.​

Казимир Малевич: путь от фигуративности к супрематизму

1930-е

Возвращение к фигуративной живописи в условиях господства социалистического реализма в СССР. Работы этого периода отражают сложное положение художника-авангардиста в тоталитарном государстве.

1935

15 мая⁚ Смерть Казимира Малевича в Ленинграде после тяжелой болезни.​ Художник был похоронен в селе Немчиновка под Москвой, а на его могиле установили деревянный куб с изображением черного квадрата — символа его творческого наследия.​

Эти даты – лишь вехи на пути художника, чьи новаторские идеи и смелые эксперименты продолжают вдохновлять и будоражить умы зрителей и сегодня.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Елена Смирнова

    Статья понравилась! Хотелось бы больше узнать о влиянии супрематизма на современное искусство.

  2. Петр Иванов

    Интересно было узнать о ранних годах Малевича и о том, как он пришел к абстракционизму. Статья кратко, но емко описывает его творческий путь.

  3. Андрей Кузнецов

    Малевич — гений! Его работы до сих пор поражают своей простотой и глубиной одновременно. Спасибо за статью!