- Казимир Малевич⁚ краткая биография
- Ранние годы и становление
- От кубизма к супрематизму
- «Черный квадрат» и его значение
- Поздние годы и наследие
- Интересные факты
- Многодетное детство
- От чертежника до авангардиста
- «Черный квадрат» – не просто квадрат
- Космические амбиции
- Непризнанный при жизни
- Значимые даты
- 1879
- 1904
- 1912
- 1915
- 1919
- 1927
- 1930-е
- 1935
Казимир Малевич⁚ краткая биография
Казимир Северинович Малевич (1879-1935) – российский и советский художник-авангардист, педагог, теоретик искусства. Родился в Киеве, в семье польского происхождения. Основоположник супрематизма – одного из крупнейших направлений абстракционизма. Известен своими экспериментами с геометрическими формами и цветом, стремлением к минимализму и отказом от традиционной изобразительности.
Ранние годы и становление
Казимир Малевич родился 23 февраля 1879 года в Киеве в многодетной польской семье. Его отец, Северин Малевич, работал управляющим на сахарном заводе. Детство Казимира прошло в атмосфере, далёкой от искусства. Тем не менее, уже в юности он проявил интерес к рисованию. В 1895 году, в возрасте 17 лет, Малевич поступил в Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко.
В 1904 году Малевич переехал в Москву, где продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он учился у известных художников того времени, включая Валентина Серова и Константина Коровина. В этот период Малевич знакомится с различными художественными течениями, в т.ч. с импрессионизмом и постимпрессионизмом, которые оказали влияние на его ранние работы.
В 1907 году Малевич принял участие в выставке Московского товарищества художников, представив работы, написанные в стиле импрессионизма. Однако вскоре он разочаровался в этом направлении, стремясь к более радикальным формам художественного выражения. Малевич начинает экспериментировать с цветом и формой, изучая работы фовистов и кубистов. Он участвует в выставках авангардистских групп «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодёжи», где экспонирует работы, отражающие его поиск нового художественного языка.
От кубизма к супрематизму
В начале 1910-х годов Малевич активно работает в русле кубофутуризма٫ синтезируя идеи кубизма и футуризма. Его картины этого периода٫ такие как «Точильщик» (1912) и «Уборка ржи» (1912)٫ демонстрируют интерес к динамике٫ разложению формы на геометрические элементы٫ попытке передать движение и звук на холсте.
Однако Малевич не ограничивается рамками кубофутуризма. Он стремится к более радикальному отказу от изобразительности, к созданию чисто абстрактного искусства, основанного на взаимодействии геометрических форм и цвета. Этот поиск приводит его к созданию супрематизма.
В 1915 году на «Последней футуристической выставке картин “0,10”» Малевич впервые представляет свои супрематические работы, включая знаменитый «Черный квадрат». Супрематизм (от латинского «supremus» — высший) провозглашал примат чистого художественного чувства, не обремененного необходимостью изображения реальности. Геометрические фигуры — квадрат, круг, прямоугольник, крест, становятся основными элементами супрематической композиции, а цвет приобретает самостоятельное значение.
Переход Малевича от кубизма к супрематизму не был случайным. Это был логичный шаг в его творческой эволюции, стремлении к максимальной художественной свободе и выразительности. Супрематизм стал своеобразным манифестом абстрактного искусства, провозгласившим его право на существование и открывшим новые пути развития живописи в XX веке.
«Черный квадрат» и его значение
«Черный квадрат» (1915), пожалуй, самая известная и одновременно самая загадочная работа Малевича. Этот лаконичный образ, черный квадрат на белом фоне, стал символом радикального разрыва с традиционным искусством, манифестом нового художественного видения.
Значение «Черного квадрата» многогранно и не поддается однозначной интерпретации. Сам Малевич видел в нем «нулевую точку» живописи, начало отсчета нового, беспредметного искусства. Квадрат символизировал собой абсолютную свободу художника от необходимости изображения реальности, возможность творить, опираясь исключительно на собственные чувства и идеи.
Для многих критиков и зрителей того времени «Черный квадрат» стал шоком, вызовом устоявшимся представлениям об искусстве. Одни видели в нем проявление нигилизма, отрицание всех ценностей, другие – предвестник революционных преобразований, символ нового мира, рождающегося из хаоса.
Со временем «Черный квадрат» обрел статус иконы мирового авангарда, произведения, перевернувшего представление о возможностях живописи. Он стал предметом бесконечных споров и интерпретаций, источником вдохновения для многих художников и мыслителей.
Важно отметить, что «Черный квадрат» не был случайным экспериментом. Он стал результатом долгих поисков Малевича, его стремления к созданию универсального художественного языка, способного выразить глубинные основы мироздания.
Поздние годы и наследие
После революции 1917 года Малевич активно участвовал в художественной жизни молодой советской республики. Он преподавал в художественных школах Витебска и Ленинграда, занимался оформлением спектаклей, писал теоретические работы, развивая идеи супрематизма.
Однако в конце 1920-х годов отношение властей к абстрактному искусству меняется. Супрематизм٫ как и другие авангардные течения٫ объявляется «буржуазным формализмом»٫ чуждым идеологии социалистического реализма. Работы Малевича перестают выставляться٫ он подвергается критике.
В 1930-е годы Малевич возвращается к фигуративной живописи, создавая портреты, пейзажи, жанровые сцены. Однако в этих работах прослеживается влияние его супрематического периода , лаконизм композиции, обобщенность форм, яркая цветовая гамма.
Казимир Малевич скончался 15 мая 1935 года в Ленинграде. Его творчество, несмотря на годы забвения, оказало огромное влияние на развитие мирового искусства. Супрематизм стал одним из ключевых направлений абстракционизма, а «Черный квадрат» , символом художественного радикализма и новаторства.
Сегодня работы Малевича хранятся в крупнейших музеях мира, включая Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Государственную Третьяковскую галерею в Москве, Музей современного искусства в Нью-Йорке. Его творчество продолжает вдохновлять художников, дизайнеров, архитекторов, подтверждая свою актуальность и значимость в XXI веке.
Интересные факты
Жизнь и творчество Казимира Малевича полны парадоксов и неожиданных поворотов, как и его новаторское искусство. Вот несколько интересных фактов о художнике⁚
Многодетное детство
Казимир был старшим из 14 детей в семье, хотя выжило только девять. Такое многодетное окружение, возможно, повлияло на его ранний интерес к искусству как способу выделится и найти свой собственный мир.
От чертежника до авангардиста
До того как полностью посвятить себя искусству, Малевич сменил множество профессий, включая чертежника на железной дороге и конторского служащего. Эти опыты, вероятно, способствовали его интересу к геометрии и технической точности, проявившимся впоследствии в супрематизме.
«Черный квадрат» – не просто квадрат
Мало кто знает, что под слоем черной краски в «Черном квадрате» скрыты другие изображения, предположительно, кубофутуристической композиции. Это открытие, сделанное с помощью рентгена, еще больше усиливает символизм картины как образа радикального отказа от прошлого и перехода к новому витку в искусстве.
Космические амбиции
Малевич был увлечен идеями космизма и верил в то, что супрематизм может стать языком будущего, понятным для жителей других планет. Он даже создавал эскизы супрематических костюмов для космонавтов и проекты «архитектонов» — фантастических архитектурных сооружений, которые, по его мнению, будут существовать в космосе.
Непризнанный при жизни
Несмотря на то, что Малевич был одним из лидеров русского авангарда, его творчество подвергалось жестокой критике со стороны советских властей. В последние годы жизни ему приходилось скрывать свои супрематические работы и писать в более реалистичной манере, чтобы избежать преследований.
Эти интересные факты позволяют нам увидеть Казимира Малевича не только как великого художника-новатора, но и как сложную и противоречивую личность, жизненный путь которого был тесно связан с драматическими событиями российской истории начала XX века.
Значимые даты
Жизнь и творческий путь Казимира Малевича были насыщены событиями, которые повлияли как на его художественные поиски, так и на развитие мирового искусства. Вот некоторые из ключевых дат⁚
1879
23 февраля (11 февраля по старому стилю)⁚ Рождение Казимира Севериновича Малевича в Киеве в семье польского происхождения.
1904
Переезд в Москву и поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где Малевич знакомится с актуальными течениями в искусстве.
1912
Участие в выставке объединения «Ослиный хвост», которое провозгласило разрыв с традиционным искусством и обращение к примитивизму и народному творчеству. В этот период Малевич экспериментирует с кубофутуризмом.
1915
Декабрь⁚ Триумфальное появление супрематизма на «Последней футуристической выставке картин “0,10”» в Петрограде. Малевич представляет 39 абстрактных работ, в т.ч. «Черный квадрат», ставший манифестом нового направления.
1919
Начало педагогической деятельности в Витебске, где Малевич возглавляет мастерскую в Народной художественной школе, основанной Марком Шагалом. Создание творческого объединения УНОВИС (Утвердители Нового Искусства), пропагандирующего идеи супрематизма.
1927
Поездка в Германию и Польшу, где Малевич участвует в выставках и знакомится с европейским авангардом. Эта поездка оказывает большое влияние на его дальнейшее творчество.
1930-е
Возвращение к фигуративной живописи в условиях господства социалистического реализма в СССР. Работы этого периода отражают сложное положение художника-авангардиста в тоталитарном государстве.
1935
15 мая⁚ Смерть Казимира Малевича в Ленинграде после тяжелой болезни. Художник был похоронен в селе Немчиновка под Москвой, а на его могиле установили деревянный куб с изображением черного квадрата — символа его творческого наследия.
Эти даты – лишь вехи на пути художника, чьи новаторские идеи и смелые эксперименты продолжают вдохновлять и будоражить умы зрителей и сегодня.
Статья понравилась! Хотелось бы больше узнать о влиянии супрематизма на современное искусство.
Интересно было узнать о ранних годах Малевича и о том, как он пришел к абстракционизму. Статья кратко, но емко описывает его творческий путь.
Малевич — гений! Его работы до сих пор поражают своей простотой и глубиной одновременно. Спасибо за статью!