- Краткая биография Малевича
- Ранние годы и становление
- Основные этапы творчества
- Супрематизм и его влияние
- Поздний период и наследие
- Значение творчества Малевича
- Интересные факты
- Многодетная семья
- Художник-самоучка
- «Курская аномалия»
- Четыре попытки поступить в училище
- «Черный квадрат» – не просто квадрат
- Возвращение к фигуративности
- Признание после смерти
- Значимые даты
- 1879
- 1896
- 1905
- 1910-е
- 1915
- 1920-е
- 1930-е
- 1935
Краткая биография Малевича
Казимир Северинович Малевич (1879-1935) ⸺ русский и советский художник-авангардист٫ теоретик искусства٫ педагог. Основоположник супрематизма ─ направления в абстрактной живописи٫ основанного на сочетании простейших геометрических фигур.
Ранние годы и становление
Казимир Северинович Малевич родился 11 (23) февраля 1879 года в Киеве в семье польского происхождения. Его детство прошло в атмосфере украинской деревни٫ среди бескрайних свекольных полей и простых сельских радостей. Несмотря на то٫ что его отец٫ Северин Антонович٫ работал управляющим на сахароваренных заводах и мечтал о технической карьере для сына٫ Казимир с ранних лет проявлял тягу к рисованию.
Первые художественные опыты Малевича были связаны с копированием природы и впечатлений от окружающего мира. Он рисовал всем, что попадалось под руку⁚ чернилами, карандашом, самодельными красками из глины и порошков. Поворотным моментом стало знакомство с профессиональными художниками, работавшими в местном соборе. Увиденное произвело на юношу неизгладимое впечатление и укрепило желание посвятить себя искусству.
В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, где Казимир устроился чертежником в железнодорожное управление. Работа не приносила ему удовлетворения, и живопись стала отдушиной в рутинных буднях. Вместе с коллегами, увлеченными искусством, Малевич организовал художественный кружок, который вскоре превратился в настоящее культурное явление для провинциального Курска. Они проводили выставки, изучали труды по искусству, искали вдохновение в природе и постепенно формировали собственное видение живописи.
Стремление к профессиональному развитию привело Малевича в Москву. Несмотря на неудачные попытки поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он не оставил мечту о серьезном художественном образовании. Малевич посещал занятия в студии Фёдора Рерберга, знакомился с новыми течениями в искусстве, общался с единомышленниками. Этот период стал для него временем активного поиска своего стиля и творческого голоса.
Основные этапы творчества
Творческий путь Казимира Малевича был ярким и многогранным, отмеченным постоянными экспериментами и поиском новых форм выражения. Условно его можно разделить на несколько ключевых этапов, отражающих эволюцию художественного языка мастера⁚
- Ранний период (1900-е – начало 1910-х гг.) – время постижения основ реалистической живописи, импрессионизма и символизма. Малевич пишет пейзажи, портреты, жанровые сцены, вдохновляясь работами французских импрессионистов и мастеров русского символизма.
- Период увлечения примитивизмом и лубочной эстетикой (1910-е гг.). Малевич обращается к простоте и выразительности народного искусства, создает яркие, декоративные полотна, проникнутые духом народных праздников и крестьянского быта.
- Кубофутуристический период (1910-е гг.) ознаменован радикальными экспериментами с формой и цветом. Малевич разлагает предметы на геометрические фигуры, динамизирует пространство, использует коллаж и аппликацию, стремясь передать динамику и энергию современного города.
- Супрематический период (1915-1920-е гг.) – вершина творческих исканий Малевича. Художник приходит к созданию собственного стиля – супрематизма, основанного на абсолютном превосходстве («супрематии») чистого цвета и формы над предметностью.
- Поздний период (1920-1930-е гг.) характеризуется возвращением к фигуративной живописи, но уже в новом качестве. Малевич создает лаконичные, монументальные образы крестьян, рабочих, используя супрематические принципы построения композиции и цветовых отношений.
Каждый этап творчества Малевича был отмечен новаторством, стремлением выйти за пределы традиционного искусства и создать новый визуальный язык, способный выразить сложные философские и эстетические идеи.
Супрематизм и его влияние
В 1915 году Казимир Малевич явил миру свое самое революционное открытие — супрематизм, направление в абстрактном искусстве, основанное на чистой геометрии и цветовых комбинациях. Рождение супрематизма ознаменовало радикальный разрыв с традиционным искусством, стремящимся к изображению реальности. Малевич провозгласил превосходство («супрематию») чистого чувства над предметностью, утверждая, что геометрические формы и цвет сами по себе обладают мощной эмоциональной силой.
Знаковой работой супрематического периода стал «Черный квадрат» (1915), ставший манифестом нового искусства. Лаконичная геометрия квадрата, черный цвет, поглощающий все остальные оттенки, символизировали абсолютное начало, выход за пределы привычного восприятия. Вслед за «Черным квадратом» последовали другие супрематические композиции, в которых Малевич исследовал выразительные возможности геометрических форм, цвета, пространства.
Супрематизм Малевича оказал огромное влияние на развитие мирового искусства. Он стал одним из ключевых направлений абстракционизма, повлиял на формирование конструктивизма, минимализма, концептуализма. Идеи Малевича о чистой форме и цвете нашли отклик в архитектуре, дизайне, фотографии, театре.
Супрематические композиции Малевича и сегодня поражают своей смелостью, радикализмом, философской глубиной. Они стали символом новаторства в искусстве, стремления выйти за пределы привычного и открыть новые горизонты художественного творчества.
Поздний период и наследие
В конце 1920-х ⸺ начале 1930-х годов в творчестве Малевича наметился отход от чистой абстракции супрематизма. Художник вновь обращается к фигуративной живописи, стремясь соединить свой новаторский опыт с изображением человека и окружающего мира. В этот период он создает серии картин, посвященных сельской жизни, труду, портреты современников.
Однако фигуры на поздних полотнах Малевича далеки от реалистической трактовки. Они монументальны, обобщены, лишены индивидуальных черт, напоминая скорее архетипы, воплощающие вечные ценности бытия. В цветовых решениях и композиции этих работ прослеживаются супрематические принципы⁚ лаконичность, геометризм, контрастные сочетания цветов.
Поздний период творчества Малевича не получил при жизни художника такого же широкого признания, как супрематические работы. В условиях господствовавшей в СССР доктрины социалистического реализма, абстрактное искусство было объявлено «формалистическим» и подвергалось гонениям.
Несмотря на это, наследие Казимира Малевича оказало огромное влияние на развитие мирового искусства. Его идеи о супрематии цвета и формы, стремление к абстракции и минимализму, новаторские поиски в области живописи и дизайна оказали значительное влияние на художников, архитекторов, дизайнеров XX века и продолжают вдохновлять новые поколения творцов.
Сегодня работы Казимира Малевича хранятся в крупнейших музеях мира, его имя стало синонимом авангарда в искусстве, а «Черный квадрат» — одним из самых узнаваемых символов художественного новаторства.
Значение творчества Малевича
Творчество Казимира Малевича оставило неизгладимый след в истории мирового искусства, радикально изменив представление о возможностях живописи и ее роли в обществе. Малевич был не просто художником, но и теоретиком искусства, философом, стремившимся расширить границы восприятия и создать новый визуальный язык, способный выразить сложные идеи и чувства.
Одним из ключевых достижений Малевича стало создание супрематизма – направления в абстрактном искусстве, основанного на чистой геометрии, цвете и пространстве. Отказавшись от изображения реальности, Малевич открыл новые горизонты для художественного творчества, дав импульс развитию абстракционизма, минимализма, концептуализма и других направлений в искусстве XX века.
Работы Малевича — это не просто комбинации геометрических фигур и цветовых пятен, а сложные философские высказывания о сущности бытия, о месте человека в мире, о поиске гармонии и абсолюта. «Черный квадрат», ставший символом новаторства в искусстве, не является просто черным квадратом на белом фоне, а символизирует абсолютное начало, выход за пределы привычного восприятия.
Влияние Малевича вышло далеко за пределы живописи. Его идеи нашли отклик в архитектуре, дизайне, фотографии, театре, дав толчок развитию новых форм и эстетических концепций. Творчество Малевича — это яркий пример того, как смелые художественные эксперименты могут изменить не только мир искусства, но и само восприятие мира.
Интересные факты
Многодетная семья
Казимир Малевич был старшим из 14 детей в семье Северина
Антоновича и Людвиги Александровны Малевич. К сожалению, не все
дети дожили до совершеннолетия.Художник-самоучка
Несмотря на явный талант и стремление к искусству, Малевич не
получил formalльного художественного образования. Его путь в
мире живописи начался с самостоятельных занятий, копирования
работ мастеров и изучения трудов по искусству.«Курская аномалия»
Переехав в Курск, Малевич создал художественный кружок, который
превратился в настоящее культурное явление для провинциального
города. Местные жители, вдохновленные энтузиазмом Малевича,
массово увлеклись живописью, что современники окрестили
«курской аномалией».Четыре попытки поступить в училище
Малевич четыре раза пытался поступить в Московское училище
живописи, ваяния и зодчества, но получал отказ. Это не
сломило его дух, и он продолжил свой путь в искусстве
самостоятельно.«Черный квадрат» – не просто квадрат
«Черный квадрат» – не просто черная фигура на белом фоне. Эта
работа – манифест супрематизма, символ абсолютного начала,
выхода за пределы привычного восприятия. Малевич вкладывал в
нее глубокий философский смысл.Возвращение к фигуративности
В поздний период творчества Малевич отошел от чистой
абстракции супрематизма и вернулся к фигуративной живописи,
создавая образы крестьян, рабочих, проникнутые
супрематическими принципами композиции и цвета.Признание после смерти
При жизни Малевич не получил широкого признания в СССР. Его
новаторское искусство, особенно супрематизм, считалось
«формалистическим». Настоящее признание пришло к нему уже
после смерти, когда его работы стали известны всему миру.
Значимые даты
1879
23 февраля (11 февраля по старому стилю)⁚ В
Киеве, в семье управляющего сахароваренным заводом, родился
Казимир Северинович Малевич.1896
Семья Малевичей переезжает в Курск, где Казимир начинает
работать чертежником и увлекается живописью.1905
Малевич предпринимает первую попытку поступить в Московское
училище живописи, ваяния и зодчества, но получает отказ.1910-е
Период активных творческих исканий⁚ увлечение
неопримитивизмом, участие в выставках авангардистов,
эксперименты с кубофутуризмом.1915
Создание «Черного квадрата» – знакового произведения
супрематизма, манифеста нового искусства. Участие в выставке
«0,10» (Ноль-десять), где Малевич впервые представляет
публике свои супрематические работы.1920-е
Активная педагогическая деятельность, разработка теории
супрематизма, создание архитектурных проектов и
дизайнерских работ в духе супрематизма.1930-е
Возвращение к фигуративной живописи, создание серии картин,
посвященных сельской жизни и труду. Однако в условиях
господства социалистического реализма творчество Малевича не
получает официального признания.1935
15 мая⁚ Казимир Малевич умирает в Ленинграде
от рака. Похоронен, согласно его воле, под любимым
дубом в Немчиновке.
Статья пробуждает интерес к более глубокому изучению творчества Малевича. Хочется узнать больше о его пути к абстракционизму.
Замечательная статья! Кратко, но очень содержательно. Сразу видно, что автор хорошо разбирается в теме.
Доступно и увлекательно изложено! Автор хорошо передал атмосферу того времени и места, где формировался художник.
Очень интересно было узнать о детстве Малевича. Кто бы мог подумать, что будущий основатель супрематизма вырос среди «бескрайних свекольных полей»!