- Краткая биография Афанасия Фета
- Происхождение и тайна имени⁚ детство и юность Фета
- Поиск призвания и первые шаги в литературе⁚ становление Фета как поэта
- Служба в армии и поиски дворянского титула⁚ зрелые годы Фета
- Возвращение фамилии Шеншин и позднее творчество⁚ последние годы жизни Фета
- Любовная лирика и философские мотивы⁚ основные темы творчества Фета
- Интересные факты
- Значимые даты
Краткая биография Афанасия Фета
Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) – знаменитый русский поэт-лирик, переводчик и мемуарист, оставивший неизгладимый след в русской литературе.
Происхождение и тайна имени⁚ детство и юность Фета
Жизнь и творчество Афанасия Фета окутаны ореолом тайны, начиная с самого его рождения. Будущий поэт появился на свет 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1820 года в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Его матерью была Шарлотта-Елизавета Фет (в девичестве Беккер), немецкая дворянка, бежавшая из Германии в 1820 году от своего мужа, асессора местного суда Иоганна Фета.
В России Шарлотта-Елизавета познакомилась с отставным русским офицером, помещиком Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Между ними вспыхнули сильные чувства, и вскоре Шарлотта-Елизавета стала жить в доме Шеншина. Афанасий Неофитович усыновил мальчика, дав ему своё имя и фамилию. До 14 лет Афанасий Афанасьевич считался законным сыном Шеншина и носил его фамилию. Однако впоследствии выяснилось, что брак Шеншина и Шарлотты-Елизаветы не был оформлен по всем правилам православной церкви, так как на тот момент женщина ещё официально состояла в браке с Иоганном Фетом.
Это открытие имело для юного Афанасия катастрофические последствия. Он был лишён дворянского звания, фамилии отца и всех наследственных привилегий; С этого момента он был вынужден носить фамилию матери – Фет, став, по сути, человеком без имени и прошлого. Эта несправедливость глубоко ранила юношу и наложила тяжелый отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
Детство Афанасия Фета прошло в имении отца в Орловской губернии. В 1835-1837 годах он учился в немецком частном пансионе Крюммера в городе Верро (ныне Выру٫ Эстония)٫ где проявил блестящие способности к языкам и литературе.
В 1837 году Фет переехал в Москву и поселился в пансионе известного журналиста и литератора Михаила Петровича Погодина, где в течение года готовился к поступлению в университет. Погодин стал первым наставником Фета в литературе, высоко оценив его ранние поэтические опыты. Именно Михаил Петрович показал стихи молодого поэта Николаю Васильевичу Гоголю, который также разглядел в юноше недюжинный талант.
В 1838 году Афанасий Фет поступил на философский факультет Московского университета, где продолжил заниматься литературой. Годы, проведенные в университете, стали временем становления Фета как поэта. Он много писал, его стихи публиковались в журналах, он приобрел известность в литературных кругах.
Поиск призвания и первые шаги в литературе⁚ становление Фета как поэта
Литературный дебют Афанасия Фета состоялся в 1840 году, когда в свет вышел сборник «Лирический пантеон», в котором было опубликовано несколько его стихотворений. Этот сборник познакомил читателей с новым именем в русской поэзии, отметив рождение самобытного и яркого таланта.
Ранняя лирика Фета была проникнута романтическими мотивами – стремлением к идеалу, жаждой красоты, восхищением природой. В своих стихах молодой поэт воспевал чувственную красоту мира, гармонию и совершенство природы, тонкие переживания и оттенки любви.
В 1844 году Фет окончил университет, но вопрос о его происхождении и дворянском титуле оставался нерешённым. Стремясь вернуть утраченное звание, Фет посвятил себя военной службе. В 1845 году он поступил унтер-офицером в кирасирский полк, размещавшийся в Херсонской губернии.
Однако, несмотря на тяготы военной службы, Фет не оставлял литературных занятий. Он продолжал писать стихи, которые публиковались в ведущих литературных журналах того времени⁚ «Современнике», «Отечественных записках», «Москвитянине». Его поэзия получила высокую оценку таких признанных мастеров слова, как В.Г. Белинский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев.
В 1850 году вышел в свет первый поэтический сборник Фета, который упрочил его репутацию одного из самых талантливых лириков своего времени. В стихах, вошедших в этот сборник, ещё ярче проявился своеобразный поэтический дар Фета – его умение передавать неуловимые оттенки чувств, живописать картины природы, создавать атмосферу лёгкости, музыкальности, гармонии.
Творчество Фета не укладывалось в рамки литературных направлений того времени. Он не принадлежал ни к «чистым артистам», пропагандировавшим искусство для искусства, ни к революционерам-демократам, видевшим в литературе орудие борьбы за социальную справедливость. Фет был поэтом-лириком, для которого главным в творчестве было выражение личных переживаний, чувств, настроений.
Служба в армии и поиски дворянского титула⁚ зрелые годы Фета
Служба в армии стала для Фета не просто способом заработка, но и надеждой на возвращение утраченного дворянского звания. В 1853 году, благодаря своим заслугам и покровительству влиятельных друзей, он был переведён в лейб-гвардии Уланский полк, расквартированный под Петербургом. Близость к столице позволила Фету вернуться к активной литературной жизни. Он возобновил знакомства с литераторами, часто бывал в редакциях журналов, участвовал в литературных вечерах.
В 1856 году вышел третий сборник стихов Фета٫ который упрочил его славу как одного из ведущих русских лириков. В этот период его творчество приобрело более зрелый и философский характер٫ не теряя при этом своей неповторимой свежести и мелодичности.
Однако служба в гвардии не принесла Фету желаемого дворянства. В 1858 году, разочарованный в своих надеждах, он вышел в отставку в чине гвардейского штабс-ротмистра. Так закончилась почти пятнадцатилетняя военная карьера Фета, не принесшая ему ни славы, ни желаемого социального статуса.
Оставив военную службу, Фет решил посвятить себя сельскому хозяйству. Он приобрёл небольшое имение Степановка в Мценском уезде Орловской губернии и с головой ушёл в хозяйственные заботы. Фет оказался удачливым и предприимчивым хозяином. Он значительно расширил свои земельные владения, завел образцовое хозяйство, активно внедрял новые методы земледелия.
В 1860-е годы Фет отошёл от литературной деятельности, полностью погрузившись в хозяйственные дела. Он публиковался редко, в основном это были статьи и очерки о сельском хозяйстве. Многие современники восприняли это как предательство поэтического дара. Однако сам Фет считал, что нашёл себе новое, не менее важное призвание. Он стремился доказать, что может быть не только тонким лириком, но и практичным, деятельным человеком.
В 1863 году Фет женился на Марии Петровне Боткиной, сестре известного литературного критика Василия Боткина. Брак этот оказался счастливым. Мария Петровна была женщиной умной, образованной, тонко чувствовавшей поэзию. Она стала для Фета не только верной супругой, но и преданным другом, внимательным слушателем, умным советчиком.
Возвращение фамилии Шеншин и позднее творчество⁚ последние годы жизни Фета
В 1873 году, после долгих лет прошений и хлопот, Афанасию Фету наконец-то было возвращено дворянство и право носить фамилию Шеншин. Это событие стало для пожилого уже Фета своеобразным торжеством справедливости, хотя и запоздалым. Он принял эту новость с достоинством, но без особой радости, понимая, что прожитые годы и нанесённые судьбой обиды уже не вернуть.
Возвращение фамилии Шеншин совпало с новым этапом в творческой биографии Фета. Он снова обратился к поэзии, но теперь его стихи приобрели более сдержанный, философский характер. В них преобладали размышления о смысле жизни, о прошедшей молодости, о близости смерти.
В 1881 году Фет приобрёл имение Курскoй губернии, которое назвал Шеншиным. Здесь он провел последние годы жизни, погрузившись в литературные труды.
В этот период Фет создает свои лучшие переводы античных авторов – Горация, Вергилия, Катулла. Он также много работает над переводами немецких классиков – Гёте, Шиллера, Гейне. Переводы Фета отличаются не только точностью и близостью к оригиналу, но и высоким художественным мастерством. Многие из них до сих пор считаються непревзойдёнными.
В последние годы жизни Фет издал несколько сборников под общим названием «Вечерние огни». В эти сборники вошли как новые стихотворения, так и ранее написанные, но не публиковавшиеся произведения. «Вечерние огни» стали своеобразным творческим завещанием Фета, подводящим итог его многолетнему творческому пути.
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) скончался 21 ноября (3 декабря по новому стилю) 1892 года в Москве. Похоронен он был в родовом имении Шеншиных в Орловской губернии.
Афанасий Фет оставил после себя богатое литературное наследие, став одним из самых ярких представителей русской лирики. Его стихи отличаются искренностью и глубиной чувства, тонкостью психологизма, музыкальностью и пластичностью языка. Творчество Фета оказало значительное влияние на дальнейшее развитие русской поэзии, его стихи до сих пор любят и читают миллионы людей.
Любовная лирика и философские мотивы⁚ основные темы творчества Фета
Творчество Афанасия Фета – это удивительный сплав тончайшего лиризма, глубоких философских раздумий и поразительной музыкальности. Его стихи, подобно изящным акварельным зарисовкам, захватывают своей искренностью, проникновенностью и непосредственностью.
Одной из главных тем, пронизывающих всю лирику Фета, является тема любви. В своих стихах поэт воспевает это великое чувство во всех его проявлениях – от первых робких вспышек и трепетного ожидания встречи до всепоглощающей страсти и горечи неразделенной любви. Любовная лирика Фета отличается особой чувственностью, нежностью, музыкальностью. Он умеет найти такие слова и образы, которые проникают прямо в сердце, заставляя его биться в такт с поэтическими строками.
Другой важной темой творчества Фета является природа. Поэт был тонким ценителем красоты окружающего мира, он умел видеть поэзию в самых обыденных вещах – в капле росы на лепестке цветка, в шелесте листвы на ветру, в пении соловья в вечернем саду. Природа для Фета – это не просто фон, на котором разворачиваются человеческие драмы и переживания, это самостоятельный мир, наполненный тайнами, гармонией и красотой.
В позднем творчестве Фета все большее место занимают философские мотивы. Поэт размышляет о смысле жизни и смерти, о проблеме времени и вечности, о месте человека в мире. Его поздние стихи отличаются глубиной и трагизмом, в них все чаще звучат ноты грусти и одиночества.
Особое место в творчестве Фета занимают его переводы. Он блестяще переводил на русский язык произведения античных авторов – Гомера, Вергилия, Горация, а также немецких классиков – Гёте, Шиллера, Гейне. Переводы Фета отличаются не только точностью и адекватностью, но и высоким художественным мастерством. Ему удавалось сохранить не только букву, но и дух оригинала, передать своеобразие стиля и индивидуальность каждого автора.
Афанасий Фет по праву считается одним из крупнейших русских поэтов-лириков. Его стихи волнуют и завораживают читателей уже более ста лет, они вошли в золотой фонд русской литературы и продолжают вдохновлять и восхищать своей красотой и глубиной.
Интересные факты
Жизнь и творчество Афанасия Фета полны интересных фактов, которые раскрывают его многогранную натуру, проливают свет на его взгляды и пристрастия, а также позволяют по-новому взглянуть на его творчество.
- Тайна рождения и потерянная фамилия. История рождения Фета окутана тайной, которая оказала огромное влияние на всю его жизнь. Рождённый вне брака, он до 14 лет носил фамилию отца – Шеншин, но затем был лишён дворянства и вынужден принять фамилию матери – Фет; Эта несправедливость оставила глубокий след в душе поэта и во многом определила его характер и мировоззрение.
- Фет и Толстой. Афанасий Фет и Лев Толстой были не только современниками, но и близкими друзьями. Они высоко ценили талант друг друга, вели живую переписку, часто встречались, чтобы обсудить литературные и философские вопросы.
- Страсть к сельскому хозяйству. После отставки из армии Фет с неменьшим усердием, чем поэзии, отдался сельскому хозяйству. Он стал преуспевающим помещиком, активно внедрял новые технологии в своём хозяйстве, писал статьи и очерки о земледелии.
- Фет – переводчик. Фет был не только талантливым поэтом, но и блестящим переводчиком. Он владел несколькими иностранными языками и переводил на русский язык произведения античных авторов (Горация, Вергилия, Катулла), а также немецких классиков (Гёте, Шиллера, Гейне). Его переводы отличались точностью, изяществом и глубоким проникновением в дух оригинала.
- «А роза упала на лапу Азора». Эта фраза, ставшая хрестоматийной, принадлежит перу Фета. Она встречается в его переводе стихотворения французского поэта Армана Сильвестра де Сент-Амана «Лази».
- «Непонятый гений». При жизни Фет не пользовался широкой популярностью у читателей, его поэзия казалась многим слишком сложной и отвлечённой. Настоящее признание пришло к нему уже после смерти.
- Любовь к музыке. Фет был большим ценителем музыки, особенно он любил произведения Шопена, Бетховена, Моцарта. Он играл на фортепиано и даже сочинял музыку на собственные стихи.
- Фет и фотография. Фет был одним из первых русских поэтов, которые увлеклись фотографией. Он оставил после себя большую коллекцию фотографий, на которых запечатлены его родственники, друзья, а также виды его имения.
Эти и многие другие интересные факты из жизни Афанасия Фета помогают нам лучше понять эту неординарную личность и оценить вклад, который он внёс в русскую литературу.
Значимые даты
Жизнь и творчество Афанасия Фета были насыщены событиями, оставившими заметный след в его судьбе и творческом наследии. Представляем хронологию ключевых дат, отражающих основные вехи жизненного и творческого пути поэта⁚
- 1820 год, 23 ноября (5 декабря по новому стилю) – рождение Афанасия Фета (Шеншина) в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии.
- 1835–1837 годы – обучение в немецком частном пансионе Крюммера в городе Верро (ныне Выру٫ Эстония).
- 1837 год – переезд в Москву, начало обучения в пансионе М.П. Погодина.
- 1838 год – поступление на философский факультет Московского университета;
- 1840 год – публикация первых стихотворений в сборнике «Лирический пантеон».
- 1844 год – окончание Московского университета, поступление на военную службу в чине унтер-офицера.
- 1850 год – выход в свет первого поэтического сборника А.А. Фета.
- 1853 год – перевод в лейб-гвардии Уланский полк, расквартированный под Петербургом.
- 1856 год – выход третьего сборника стихов А.А. Фета.
- 1857 год – бракосочетание с Марией Петровной Боткиной.
- 1858 год – выход в отставку в чине гвардейского штабс-ротмистра. Приобретение имения Степановка в Мценском уезде Орловской губернии.
- 1860-е годы – активная деятельность на поприще сельского хозяйства, публикация статей и очерков о земледелии.
- 1873 год – возвращение А.А. Фету дворянского звания и права носить фамилию Шеншин.
- 1881 год – приобретение имения в Курской губернии, получившего название Шеншин.
- 1883–1891 годы – выход четырёх выпусков сборника стихотворений «Вечерние огни».
- 1892 год, 21 ноября (3 декабря по новому стилю) – смерть А.А. Фета (Шеншина) в Москве. Похоронен в родовом имении Шеншиных в Орловской губернии.
Эти даты – лишь основные вехи на долгом и сложном жизненном пути поэта. Но и они позволяют проследить основные этапы его творческой биографии, увидеть, как менялись его взгляды, интересы, творческие приоритеты.
Очень интересный рассказ о жизни Фета! Не знала о тайне его происхождения. Спасибо автору за такой увлекательный материал.
Жду продолжения! Хочется узнать больше о его творчестве. Как повлияла эта история с именем и происхождением на его стихи?
Всегда поражался судьбе Афанасия Фета. Лишиться дворянского титула, фамилии — это же трагедия! И всё равно он нашёл в себе силы творить. Сильный человек!