- Краткая биография Ивана Андреевича Крылова
- Литературная деятельность до басен
- Становление Крылова как баснописца
- Расцвет творчества⁚ основные темы и значение басен
- Последние годы и признание
- Интересные факты
- Любовь к книгам и самообразование
- Страсть к пожарам
- Обжора и гурман
- Необычный распорядок дня
- Прообраз крыловских героев
- Значимые даты
- Детство и юность
- Первые литературные опыты
- Обращение к жанру басни
- Расцвет творчества и признание
Краткая биография Ивана Андреевича Крылова
Иван Андреевич Крылов (1769-1844) ⎻ выдающийся русский баснописец, поэт, драматург, переводчик и издатель. Прославился своими баснями, отмеченными сатирической остротой, метким языком и глубоким нравственным смыслом.
Иван Андреевич Крылов родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве, в семье небогатого армейского офицера Андрея Прохоровича Крылова. Детство будущего баснописца прошло в разъездах, связанных со службой отца. В 1774 году семья Крыловых оказалась в осажденном пугачевцами Оренбурге. Маленькому Ивану запомнились лишения и страх тех дней.
После отставки отца семья переехала в Тверь. Жизнь была трудной, Крыловы едва сводили концы с концами. Мальчик не получил систематического образования, но обладал необыкновенной тягой к знаниям. Он самостоятельно изучал французский язык, много читал, проводя время за книгами в доме местного помещика.
В 1782 году, после смерти отца, четырнадцатилетний Иван вынужден был поступить на службу в Тверской суд подканцеляристом, затем переехал в Петербург, где устроился мелким чиновником. Несмотря на трудности и неустроенность, юный Крылов не оставлял стремления к литературному творчеству. Он увлекался театром, писал пьесы, которые пользовались успехом у актеров-любителей.
Ранние литературные опыты Крылова, такие как комическая опера «Кофейница» (1784) и трагедия «Клеопатра» (1786), хотя и не принесли ему широкой известности, свидетельствовали о ярком таланте и несомненном литературном даровании.
Юность Крылова стала временем становления его характера, формирования самостоятельности и независимости суждений. Он рано познал тяготы жизни, но не растерял жизненной энергии, острого ума и наблюдательности, которые впоследствии стали отличительными чертами его творчества.
Литературная деятельность до басен
Прежде чем стать знаменитым баснописцем, Иван Андреевич Крылов заявил о себе как разносторонний литератор, пробуя силы в разных жанрах.
В конце 1780-х годов Крылов активно пишет для театра. Он создает трагедии «Клеопатра» и «Филомела», комедии «Проказники», «Бешеная семья», оперное либретто «Кофейница». Эти ранние произведения, написанные в духе классицизма, не принесли автору громкой славы, но позволили приобрести ценный опыт драматургического мастерства, который впоследствии пригодился ему в баснях.
Одновременно Крылов пробует себя в журналистике. В 1789 году он основывает сатирический журнал «Почта духов», где в аллегорической форме высмеивает невежество, лицемерие, взяточничество, царящие в обществе. Журнал просуществовал недолго, всего восемь месяцев, но привлек внимание читателей смелостью и остротой публикаций.
Несколько лет спустя, в 1792 году, Крылов вместе с друзьями начинает издавать журнал «Зритель» (позже переименованный в «Санкт-Петербургский Меркурий»). На страницах этого издания он публикует сатирические очерки, памфлеты, критические статьи, направленные против общественных пороков и несправедливости. Журнал пользовался популярностью, но из-за смелых высказываний просуществовал недолго, всего один год.
Литературная деятельность Крылова до басен, хотя и не принесла ему широкого признания, стала важной школой мастерства. Он оттачивал свой сатирический дар, изучал вкусы публики, накапливал наблюдения, которые впоследствии легли в основу его бессмертных басен.
Становление Крылова как баснописца
Путь Ивана Андреевича Крылова к вершинам славы баснописца не был прямым и стремительным. К этому жанру он обратился уже в зрелом возрасте, имея за плечами богатый литературный опыт, но именно басни открыли его истинный талант и принесли всенародное признание.
Первые опыты Крылова в жанре басни относятся к 1790-м годам. Он делает переводы басен Лафонтена, стремясь найти свой собственный стиль, адаптировать этот жанр к русской почве. Однако настоящее рождение Крылова-баснописца произошло в 1805 году, когда он создает и публикует три басни⁚ «Дуб и Тростник», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое юных».
Эти произведения, отмеченные живым языком, меткой сатирой и глубоким нравственным смыслом, сразу же привлекли внимание публики и критиков. В них уже угадывался самобытный стиль Крылова — мастера сюжета, тонкого психолога, виртуозно владеющего живым народным языком.
Успех первых басен укрепил Крылова в мысли посвятить себя этому жанру. Он отказывается от драматургии, журналистики, сосредоточившись исключительно на создании басен. В 1809 году выходит первый сборник его басен, который имеет огромный успех. С этого момента слава Крылова как первого баснописца России растет с каждым годом.
Становление Крылова как баснописца , это пример того, как талант, опыт, накопленный в разных областях литературы, в итоге находят свое истинное предназначение, рождая произведения, ставшие классикой национальной культуры.
Расцвет творчества⁚ основные темы и значение басен
Расцвет творчества Ивана Андреевича Крылова приходится на 1810-1830-е годы. В этот период он создает свои самые знаменитые басни, которые упрочивают его репутацию величайшего русского баснописца и приносят ему всенародную славу.
В своих баснях Крылов выступает как проницательный наблюдатель жизни, тонкий психолог, обличающий человеческие пороки и слабости. Он высмеивает глупость, невежество, лицемерие, жадность, тщеславие, карьеризм, подлость.
Среди основных тем его басен можно выделить⁚
- Критика общественных пороков («Волк на псарне», «Чиновники и Мухи»).
- Осуждение нравственных недостатков человека («Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»).
- Высмеивание невежества, глупости, самомнения («Мартышка и Очки», «Квартет»).
- Прославление трудолюбия, честности, скромности, дружбы («Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Рак и Щука»).
Значение басен Крылова выходит далеко за рамки литературного творчества. Они стали неотъемлемой частью русской культуры, народной мудрости. Многие выражения из его басен превратились в пословицы и поговорки, вошли в разговорную речь.
Басни Крылова отличаются живым, образным языком, близким к народному, меткой сатирой, глубоким нравственным смыслом. Они учат различать добро и зло, быть честным, трудолюбивым, справедливым.
Последние годы и признание
Последние десятилетия жизни Ивана Андреевича Крылова были отмечены всеобщим признанием его заслуг как великого баснописца. Он пользовался огромной популярностью и уважением, его басни знали и любили во всех слоях общества, от простолюдинов до императорской семьи.
В 1812 году Крылов поступает на службу в Императорскую Публичную библиотеку, где проработает более тридцати лет, до конца своих дней. Он занимался каталогизацией книг, собирательством редких изданий, принимал активное участие в жизни библиотеки.
В эти годы Крылов продолжает писать басни, совершенствуя свое мастерство. Он издает несколько новых сборников, которые с неизменным успехом расходятся по всей России. Его басни переводят на иностранные языки, они получают признание за рубежом.
В 1838 году в Петербурге торжественно отмечается 50-летие литературной деятельности Крылова. Это событие превращается в настоящий национальный праздник. Поэта поздравляют видные деятели культуры, писатели, художники, музыканты. Ему присуждается звание ординарного академика Петербургской академии наук.
Иван Андреевич Крылов умер 9 (21) ноября 1844 года в возрасте 75 лет. Он был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Крылов оставил после себя богатое литературное наследие, ставшее неотъемлемой частью русской культуры. Его басни и по сей день читают и перечитывают, они не теряют своей актуальности, их учат наизусть, их цитируют. Имя Ивана Андреевича Крылова навсегда вошло в историю русской литературы как имя великого баснописца, мастера слова, тонкого знатока человеческой души.
Интересные факты
Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова полны любопытных деталей, которые раскрывают не только яркую индивидуальность писателя, но и его эпоху.
Любовь к книгам и самообразование
Несмотря на то, что Крылов не получил систематического образования, он с детства отличался необыкновенной тягой к знаниям. Он самостоятельно выучил французский и итальянский языки, читал в подлиннике произведения античных авторов, интересовался историей, философией, математикой. Уже став известным баснописцем, он начал изучать древнегреческий язык, чтобы читать Гомера в оригинале. Крылов был страстным библиофилом, обладал обширной библиотекой.
Страсть к пожарам
У Крылова была необычная для его времени страсть — он любил наблюдать за пожарами. Он часто приезжал на место возгорания и с интересом наблюдал за работой пожарных. Существует анекдот, что однажды Крылов, увидев пожар во время спектакля, покинул театр, чтобы полюбоваться зрелищем.
Обжора и гурман
Современники отмечали необыкновенную любовь Крылова к еде. Он был известен как большой гурман и мог съесть за обедом невероятное количество блюд. Существует легенда, что однажды он съел за раз 100 блинов.
Необычный распорядок дня
Крылов был известен своим необычным распорядком дня. Он любил поспать до обеда, а работал преимущественно ночью. Днем он предпочитал гулять, посещать бани, общаться с друзьями.
Прообраз крыловских героев
Многие персонажи басен Крылова имели своих прототипов среди современников писателя; Так, например, прообразом мартышки из басни «Мартышка и Очки» считают историка и писателя Н.М. Карамзина.
Эти и многие другие интересные факты делают образ Ивана Андреевича Крылова более живым и приближенным к нам. Они позволяют увидеть в нем не только великого баснописца, но и человека со своими слабостями, причудами, необычными увлечениями.
Значимые даты
Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова насыщены событиями, отражающими как его личный путь, так и важные вехи истории России.
Детство и юность
- 1769 год, 2 (13) февраля⁚ В Москве, в семье небогатого армейского офицера, родился Иван Андреевич Крылов.
- 1774 год⁚ Семья Крыловых переживает осаду Оренбурга во время восстания Пугачева.
- 1782 год⁚ После смерти отца, чтобы помочь семье, юный Крылов поступает на службу в Тверской суд.
- 1783 год⁚ Переезд в Петербург, начало службы мелким чиновником.
Первые литературные опыты
- 1784 год⁚ Крылов пишет свою первую комическую оперу «Кофейница».
- 1789 год⁚ Основывает сатирический журнал «Почта духов», который вскоре закрывают из-за острых публикаций.
- 1792 год⁚ Вместе с друзьями начинает издавать журнал «Зритель», где публикует сатирические очерки и памфлеты.
Обращение к жанру басни
- 1805 год⁚ Переломный момент в творчестве Крылова⁚ он пишет и публикует свои первые басни — «Дуб и Тростник», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое юных».
- 1809 год⁚ Выходит первый сборник басен Крылова, который имеет огромный успех.
Расцвет творчества и признание
- 1812 год⁚ Крылов поступает на службу в Императорскую Публичную библиотеку.
- 1838 год⁚ Торжественное празднование 50-летия литературной деятельности Крылова.
- 1844 год, 9 (21) ноября⁚ Смерть Ивана Андреевича Крылова.
Эти даты отражают не только ключевые моменты биографии Крылова, но и становление его как писателя, его путь к вершинам литературного мастерства и признания.
Очень интересно и доступно написано о детстве и юности Крылова. Сразу видно, как жизненные обстоятельства повлияли на формирование его личности и таланта.
Замечательная статья! Кратко, но ёмко изложена биография великого баснописца. Хотелось бы узнать больше о его ранних произведениях, упомянутых в тексте.
Прочитала с удовольствием! Чувствуется глубокое знание автором биографии Крылова. С нетерпением жду продолжения, чтобы узнать больше о его творческом пути.
Интересно было узнать о трудном пути Крылова к литературному признанию. Несмотря на все невзгоды, он не оставил свое призвание и стал одним из самых известных баснописцев России.