- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин⁚ краткая биография
- Ранние годы и начало творчества
- Служба и ссылка
- Литературная деятельность
- Последние годы жизни
- Интересные факты о Салтыкове-Щедрине
- Интересные факты
- Литературные курьезы
- Государственный муж с пером сатирика
- Неожиданные увлечения
- Значимые даты
- Детство и юность
- Начало литературной деятельности и ссылка
- Расцвет творчества и общественная деятельность
- Последние годы
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин⁚ краткая биография
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) ─ русский писатель‚ сатирик‚ критик. Известен своими острыми произведениями‚ высмеивающими пороки общества и государства.
Ранние годы и начало творчества
Михаил Евграфович Салтыков‚ будущий мастер сатиры‚ подписывавший свои произведения псевдонимом Николай Щедрин‚ родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Отец‚ Евграф Петрович Салтыков‚ был потомственным дворянином и служил коллежским советником. Мать‚ Ольга Михайловна Забелина‚ происходила из купеческой семьи.
Детство Михаила Евграфовича прошло в атмосфере‚ типичной для помещичьей среды того времени. Он рано столкнулся с реалиями крепостнического быта‚ с жестокостью и несправедливостью‚ царившими в российской глубинке. Эти ранние впечатления оказали огромное влияние на формирование его мировоззрения и стали основой для будущих сатирических зарисовок.
Образование Салтыков-Щедрин получил сначала дома‚ под руководством крепостных учителей‚ затем в Московском дворянском институте. В 1838 году‚ проявив блестящие способности‚ был переведен в привилегированный Царскосельский лицей. Здесь он увлекся литературой‚ начал писать стихи‚ проникнутые свободолюбивыми идеями.
Литературный дебют Салтыкова-Щедрина состоялся в 1841 году‚ когда в печати появилось его стихотворение «Лира». В 1844 году‚ окончив лицей‚ он поступил на службу в канцелярию военного министерства. Однако рутинная чиновничья деятельность тяготила молодого человека‚ его всё больше влекла литература. Он активно публикует повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848). В этих произведениях‚ проникнутых духом социального протеста‚ уже проявились характерные черты сатиры Салтыкова-Щедрина – острота‚ сарказм‚ беспощадность к порокам общества.
Служба и ссылка
Литературная деятельность Салтыкова-Щедрина‚ проникнутая острой социальной критикой‚ не осталась незамеченной властями. Его произведения‚ разоблачающие пороки самодержавия и крепостничества‚ вызвали недовольство цензуры. В 1848 году‚ после публикации повести «Запутанное дело»‚ Салтыкова-Щедрина обвинили в «вредном образе мыслей и пагубном стремлении к распространению идей‚ потрясающих общественное спокойствие» и отправили в ссылку в Вятку (ныне Киров).
Восемь долгих лет провел писатель вдали от столицы‚ от литературной жизни. Он служил мелким чиновником‚ занимал должность старшего чиновника особых поручений при вятском губернаторе. Тяжелые годы ссылки стали для Салтыкова-Щедрина временем глубоких раздумий‚ накопления жизненного опыта. Он близко познакомился с жизнью провинциальной России‚ с произволом чиновников‚ с бесправием простого народа;
Вятская ссылка сыграла огромную роль в творческой биографии Салтыкова-Щедрина. Здесь он переосмыслил свой ранний литературный опыт‚ пришел к реализму как основному методу своего творчества. В Вятке Салтыков-Щедрин создает ряд произведений‚ в которых отразились его наблюдения над жизнью российской провинции⁚ «Губернские очерки» (1856-1857)‚ «Невинные рассказы» (1857-1863). В этих произведениях‚ написанных от лица вымышленного автора – наивного и простодушного рассказчика‚ Салтыков-Щедрин с беспощадной сатирой изображает лицемерие‚ карьеризм‚ взяточничество‚ царящие в чиновничьей среде.
В 1855 году‚ после смерти Николая I‚ Салтыкову-Щедрину было разрешено вернуться из ссылки. Он поселяется в Петербурге и вновь активно включается в литературную жизнь. Однако опыт ссылки‚ годы‚ проведенные вдали от столицы‚ наложили глубокий отпечаток на его творчество. Салтыков-Щедрин стал еще более непримиримым к любым проявлениям несправедливости‚ его сатира приобрела еще большую остроту и сарказм.
Литературная деятельность
Возвращение из ссылки ознаменовало начало самого плодотворного периода в творчестве Салтыкова-Щедрина. Он с головой окунулся в литературную и общественную жизнь Петербурга. В 1856-1857 годах выходят его «Губернские очерки» – цикл сатирических рассказов‚ подписанных псевдонимом «Н. Щедрин». В них автор‚ опираясь на свой вятский опыт‚ с беспощадной прямотой изображает пороки российской провинции‚ произвол чиновников‚ бездушие помещиков.
Салтыков-Щедрин становится одним из ведущих публицистов своего времени. Он активно сотрудничает в журналах «Современник»‚ «Отечественные записки»‚ где публикует свои острые сатирические произведения‚ обличающие пороки современного ему общества.
В 1860-е годы Салтыков-Щедрин создает ряд произведений‚ ставших вершиной его сатирического мастерства. В романе «История одного города» (1869-1870) он обращается к сатирическому изображению истории России‚ высмеивая тупость и жестокость власти‚ покорность и безропотность народа.
В романе «Господа Головлевы» (1875-1880) Салтыков-Щедрин создает яркую картину нравственного разложения дворянства. На примере истории одной семьи он показывает‚ как праздность‚ паразитизм‚ отсутствие духовных интересов ведут к деградации личности.
Одной из самых ярких страниц в творчестве Салтыкова-Щедрина стали его сказки. В них автор‚ используя аллегорический язык‚ доступный и понятный каждому‚ высмеивает пороки общества‚ обличает несправедливость и лицемерие. «Сказки для детей изрядного возраста» (1869-1886) – это настоящая энциклопедия русской жизни‚ в которой нашли отражение все беды и пороки России того времени.
Салтыков-Щедрин был не только блестящим сатириком‚ но и глубоким психологом. Он создал целую галерею ярких‚ запоминающихся образов‚ ставших нарицательными⁚ городничий Угрюм-Бурчеев‚ помещик Порфирий Головлев‚ хитрый и изворотливый Иудушка Головлев.
Творчество Салтыкова-Щедрина оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Он стал основоположником русской сатирической школы‚ его традиции продолжили многие писатели XX века.
Последние годы жизни
Несмотря на преследования цензуры‚ Салтыков-Щедрин продолжал активно писать и публиковать свои произведения до последних дней жизни. 1880-е годы отмечены появлением таких значительных произведений‚ как «Современная идиллия» (1877–1883)‚ «Господа ташкентцы» (1869—1872)‚ «Пошехонская старина» (1887—1889). В них автор с прежней резкостью обличал пороки российского общества‚ бичевал произвол властей‚ лицемерие и ханжество.
Последние годы жизни Салтыкова-Щедрина были омрачены тяжелой болезнью. Усугублял ситуацию и внешний цензурный гнет. В 1884 году правительство закрыло журнал «Отечественные записки»‚ что стало для писателя тяжелым ударом. Он лишился не только трибуны для своих выступлений‚ но и возможности материально поддерживать свою семью.
Однако‚ несмотря на болезнь и живые треволнения‚ Салтыков-Щедрин не сдавался. Он продолжал работать над новыми произведениями‚ диктовал их секретарям‚ находясь в постели. В эти годы он создает цикл «Сказок»‚ в которых с еще большей силой звучит его сатирический талант.
28 апреля (10 мая) 1889 года Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин скончался в Петербурге. Его смерть стала огромной потерей для русской литературы. Писателя похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища‚ рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева‚ по его завещанию.
Салтыков-Щедрин оставил после себя огромное литературное наследие. Его произведения и сегодня поражают своей актуальностью‚ остротой и прозорливостью. Он стал совестью своей эпохи‚ его голос звучит и в наши дни‚ напоминая о том‚ что борьба с пороками общества – это долг каждого честного человека.
Интересные факты о Салтыкове-Щедрине
Жизнь и творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина полны интересных фактов‚ которые раскрывают его не только как гениального сатирика‚ но и как незаурядную личность;
• Псевдоним‚ подаренный цензором. Мало кто знает‚ но псевдоним «Щедрин» писателю фактически «подарил» цензор. Салтыков публиковал свои ранние произведения под разными псевдонимами‚ а «Щедрин» закрепился за ним после того‚ как цензор‚ пропустив в печать один из его рассказов‚ подписал его этим псевдонимом.
• Чиновник и сатирик. Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой‚ дослужившись до чина действительного статского советника. Это давало ему возможность изнутри наблюдать пороки бюрократической системы‚ что нашло яркое отражение в его произведениях.
• Страсть к кулинарии. Салтыков-Щедрин был большим гурманом и прекрасно готовил. Он даже собирал кулинарные рецепты‚ которые записывал в специальную тетрадь. Говорят‚ что его фирменным блюдом был суп из раков.
• Любовь к театру. Писатель был страстным театралом и часто посещал спектакли. Он даже пробовал свои силы в драматургии‚ но его пьесы не имели успеха.
• Запрещенный некролог. После смерти Салтыкова-Щедрина его друзья и почитатели хотели опубликовать в газетах некролог‚ но цензура запретила это‚ опасаясь народных волнений.
• Актуальность и сегодня. Произведения Салтыкова-Щедрина не теряют своей актуальности и в наши дни; Его сатирические образы и сегодня узнаваемы‚ а острые наблюдения над российской действительностью поражают своей точностью.
Интересные факты
Жизнь и творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина полны удивительных деталей‚ которые раскрывают его не только как гениального сатирика‚ но и как многогранную личность со своими причудами‚ страстями и противоречиями.
Литературные курьезы
- Псевдоним‚ подаренный цензором. Мало кто знает‚ что псевдоним «Щедрин»‚ ставший неотъемлемой частью имени писателя‚ появился не по его собственной инициативе. Салтыков использовал различные псевдонимы для публикации своих ранних произведений‚ но «Щедрин» закрепился за ним благодаря цензору. Пропустив в печать один из его рассказов‚ цензор подписал его этим псевдонимом‚ который впоследствии и стал известен всему миру.
- Запрещенный некролог. Смерть Салтыкова-Щедрина стала большой потерей для русской литературы. Его друзья и почитатели хотели опубликовать в газетах некролог‚ чтобы почтить память великого сатирика. Однако цензура‚ опасаясь народных волнений и возможных протестов‚ запретила публикацию некролога. Это свидетельствует о том‚ насколько сильным было влияние Салтыкова-Щедрина и как сильно власть имущие опасались его даже после смерти.
Государственный муж с пером сатирика
- Чиновник и сатирик; Салтыков-Щедрин успешно сочетал литературную деятельность с государственной службой. Он дослужился до чина действительного статского советника‚ занимая высокие посты в различных губерниях. Этот опыт дал ему уникальную возможность изнутри наблюдать пороки бюрократической системы‚ лицемерие и произвол чиновников. Все эти наблюдения нашли яркое отражение в его сатирических произведениях‚ что делает их еще более ценными с точки зрения исторической и социальной правды.
Неожиданные увлечения
- Страсть к кулинарии. Помимо литературы‚ Салтыков-Щедрин питал страсть к кулинарии. Он был истинным гурманом‚ прекрасно разбирался в тонкостях кулинарного искусства и сам прекрасно готовил. Писатель даже собирал кулинарные рецепты‚ тщательно записывая их в специальную тетрадь. Говорят‚ что его фирменным блюдом был ароматный суп из раков‚ которым он любил угощать своих гостей.
- Любовь к театру. Театр был еще одной страстью Салтыкова-Щедрина. Он был страстным театралом и старался не пропускать ни одной значимой премьеры. Писатель даже пробовал свои силы в драматургии‚ написав несколько пьес. Однако‚ в отличие от его прозы‚ драматургические опыты Салтыкова-Щедрина не имели большого успеха у публики.
Эти интересные факты позволяют нам увидеть в Михаиле Евграфовиче Салтыкове-Щедрине не только гениального сатирика‚ бичевателя пороков своего времени‚ но и живого человека с его слабостями‚ увлечениями и противоречиями.
Значимые даты
Жизнь и творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина были насыщены яркими событиями‚ оставившими заметный след в истории русской литературы. Предлагаем вам краткий хронологический экскурс по ключевым вехам жизненного пути великого сатирика.
Детство и юность
- 27 января (15 января по старому стилю) 1826 года⁚ Рождение Михаила Евграфовича Салтыкова в селе Спас-Угол Тверской губернии‚ в семье потомственных дворян.
- 1836-1838 годы⁚ Обучение в Московском дворянском институте. Проявление первых литературных склонностей.
- 1838-1844 годы⁚ Перевод в Царскосельский лицей‚ где Салтыков-Щедрин увлекается идеями французских просветителей и начинает писать стихи.
Начало литературной деятельности и ссылка
- 1841 год⁚ Литературный дебют с публикацией стихотворения «Лира» в журнале «Библиотека для чтения».
- 1847-1848 годы⁚ Публикация повестей «Противоречия» и «Запутанное дело»‚ отмеченных социальной критикой и вызвавших недовольство властей.
- 1848 год⁚ Ссылка в Вятку (ныне Киров) за «вредный образ мыслей» и критику самодержавия. Начало восьмилетнего периода‚ ставшего временем глубоких раздумий и творческого переосмысления.
Расцвет творчества и общественная деятельность
- 1855 год⁚ Возвращение из ссылки в Петербург. Активное включение в литературную и общественную жизнь столицы.
- 1856-1857 годы⁚ Публикация «Губернских очерков» ─ цикла сатирических рассказов‚ сделавших имя Салтыкова-Щедрина известным всей читающей России.
- 1860-1880-е годы⁚ Период создания самых значимых произведений⁚ «История одного города»‚ «Господа Головлевы»‚ «Сказки». Салтыков-Щедрин становится одним из ведущих сатириков своего времени‚ его произведения вызывают широкий общественный резонанс.
Последние годы
- 1884 год⁚ Закрытие журнала «Отечественные записки»‚ где Салтыков-Щедрин был редактором‚ что стало для него тяжелым ударом.
- 10 мая (28 апреля по старому стилю) 1889 года⁚ Смерть Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина в Петербурге после продолжительной болезни. Похороны на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Эти даты – лишь вехи на пути великого русского сатирика. Каждая из них отражает определенный этап его жизни и творчества‚ позволяя нам глубже понять эволюцию его взглядов и мастерства.
Салтыков-Щедрин — глыба! Его сатира актуальна и по сей день. Спасибо за статью!
Замечательная статья! Кратко и емко о жизни и творчестве Михаила Евграфовича. Нужно будет перечитать его произведения.
Люблю русскую классику! Прекрасный язык, тонкий юмор, заставляет задуматься.
Интересно и доступно написано о таком мастере сатиры, как Салтыков-Щедрин. Ранние годы, конечно, наложили свой отпечаток на его творчество.
Очень познавательно! Всегда интересно узнавать о том, как формировался взгляд на мир у великих писателей.