- Михаил Салтыков-Щедрин⁚ Краткая биография
- Ранние годы и образование
- Начало творческого пути и государственная служба
- Литературная деятельность и общественная позиция
- Вершина творчества⁚ Сатира и обличение пороков
- Последние годы и наследие
- Интересные факты
- Псевдоним с историей
- Чиновник по призванию?
- Запрещённый и популярный
- «Второй Гоголь»
- Любовь к театру
- Значимые даты
- 1826 год, 15 (27) января
- 1838 год
- 1848 год
- 1856 год
- 1869-1870 годы
- 1889 год, 28 апреля (10 мая)
Михаил Салтыков-Щедрин⁚ Краткая биография
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) ⎯ выдающийся русский писатель-сатирик, публицист и общественный деятель․ Его творчество проникнуто острой критикой социальных пороков, взяточничества и лицемерия․ Известен своими романами «История одного города», «Господа Головлевы», а также многочисленными сказками и очерками․
Ранние годы и образование
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии, в семье зажиточного помещика․ Ранние годы будущего писателя прошли в атмосфере крепостничества, оставившей глубокий след в его душе․ Наблюдения за произволом помещиков, беззаконием и жестокостью по отношению к крестьянам стали основой для его будущих сатирических произведений․
Первоначальное образование Михаил получил дома․ Отец, Евграф Васильевич, человек образованный, но властный, сам обучал сына языкам и литературе․ Мать, Ольга Михайловна, происходила из купеческой семьи и отличалась практичностью и строгостью․ Влияние родителей, а также яркие впечатления детства, оказали значительное влияние на формирование характера и литературных взглядов Салтыкова-Щедрина․
В 1836 году десятилетнего Михаила отправили в Москву, где он поступил в Дворянский институт․ Учеба давалась ему легко, он отличался пытливостью ума и способностями к языкам․ Уже в институте проявился литературный талант Салтыкова-Щедрина⁚ он писал стихи, отличавшиеся острой социальной направленностью․
Благодаря успехам в учебе в 1838 году Салтыков-Щедрин был переведен в привилегированный Царскосельский лицей․ Здесь он продолжил свое образование, знакомясь с произведениями классической русской и зарубежной литературы, развивая свое литературное мастерство․ Лицейский период стал важным этапом в становлении Салтыкова-Щедрина как писателя, заложив основы его критического взгляда на действительность․
Начало творческого пути и государственная служба
Окончание лицея в 1844 году совпало с началом литературной деятельности Салтыкова-Щедрина․ Молодой писатель дебютировал с романтическими повестями «Противоречия» и «Запутанное дело», опубликованными в журнале «Отечественные записки»․ Эти произведения, проникнутые духом критики существующих порядков, привлекли внимание властей․
Салтыков-Щедрин поступил на службу в канцелярию Военного министерства․ Рутинная работа казенного чиновника тяготила его, но в то же время давала богатый материал для наблюдений за бюрократической системой, ее пороками и абсурдностью․ Эти наблюдения впоследствии легли в основу многих его сатирических произведений․
Публикация повести «Запутанное дело», содержавшей острую критику действительности, повлекла за собой негативную реакцию властей․ В 1848 году Салтыков-Щедрин был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции․ Ссылка стала тяжелым испытанием для писателя٫ но не сломила его духа․
В Вятке Салтыков-Щедрин продолжил служить, занимая различные должности в губернских учреждениях․ Он много общался с людьми, изучал быт и нравы провинциальной России․ В этот период он создает ряд реалистических очерков и рассказов, в которых правдиво изображает жизнь русской провинции, ее проблемы и конфликты․
Литературная деятельность и общественная позиция
Возвращение из ссылки в 1855 году стало для Салтыкова-Щедрина началом нового этапа в его литературной деятельности․ Он активно публикуется в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», выступая с острой критикой крепостничества, бюрократии, социальных пороков современного ему общества․
Салтыков-Щедрин становится одним из ведущих публицистов своего времени․ Его острые, публицистические статьи, наполненные сатирой и гротеском, производят огромное впечатление на читателей․ Он бичует пороки общества, высмеивает невежество, лицемерие, карьеризм․
В этот период Салтыков-Щедрин создает ряд знаковых произведений, сделавших его классиком русской литературы․ Среди них романы «История одного города» (1869-1870) и «Господа Головлевы» (1875-1880), а также циклы сатирических «Сказок» (1869-1886) и «Мелочей жизни» (1886-1887)․
В своих произведениях Салтыков-Щедрин мастерски использует сатиру, юмор, гротеск, создавая яркие, запоминающиеся образы․ Он выступает как бескомпромиссный обличитель социальных пороков, защитник угнетенных и оскорбленных․
Литературная деятельность Салтыкова-Щедрина неразрывно связана с его общественной позицией․ Он был убежденным противником крепостничества, сторонником демократических реформ, защитником прав личности․ Его творчество сыграло огромную роль в формировании общественного мнения России второй половины XIX века․
Вершина творчества⁚ Сатира и обличение пороков
1860-1880-е годы стали периодом наивысшего расцвета творчества Салтыкова-Щедрина․ В эти годы он создает свои самые знаменитые сатирические произведения, в которых с беспощадной остротой обличает пороки современного ему общества․
Вершиной сатирического гения Салтыкова-Щедрина стал роман «История одного города» (1869-1870)․ В гротескно-сатирической форме писатель изображает историю вымышленного города Глупова и его градоначальников, в которых угадываются типичные черты российской власти․
Другим знаковым произведением этого периода стал роман «Господа Головлевы» (1875-1880)․ Это хроника постепенного упадка помещичьего рода, уничтоженного праздностью, ханжеством и взаимной ненавистью․
Салтыков-Щедрин блестяще владел различными средствами сатиры⁚ гротеском, иронией, сарказмом, гиперболой․ Он создал целую галерею сатирических типов, ставших нарицательными⁚ градоначальники Глупова, Иудушка Головлев, Порфирий Головлев, Премудрый пескарь и многие другие․
Салтыков-Щедрин был убежден, что сатира должна быть социально значимой, служить орудием борьбы с несправедливостью․ Его произведения вызывали гнев властей и цензурные преследования, но в то же время пользовались огромной популярностью у читателей․
Последние годы и наследие
Последние годы жизни Салтыкова-Щедрина были омрачены болезнью и творческими ограничениями со стороны цензуры․ Несмотря на это, он продолжал работать, создавая новые произведения, в которых с еще большей силой звучала критика социальных пороков․
В эти годы были написаны такие значительные произведения, как «Современная идиллия» (1877-1883), «Пошехонские рассказы» (1883-1884), «Мелочи жизни» (1886-1887), «Сказки» (1882-1886)․
В своих поздних произведениях Салтыков-Щедрин поднимает темы, которые волновали его на протяжении всего творческого пути⁚ произвол власти, бюрократизм, бездуховность, равнодушие к судьбе простого человека․
Салтыков-Щедрин умер 28 апреля (10 мая) 1889 года в Петербурге․ Его смерть стала большой потерей для русской литературы и общественной мысли․
Творчество Салтыкова-Щедрина оказало огромное влияние на развитие русской литературы․ Он стал одним из основоположников критического реализма, мастером сатиры и гротеска․
Произведения Салтыкова-Щедрина не потеряли своей актуальности и в наши дни․ Они по-прежнему волнуют читателей своей проникновенностью, глубиной анализа социальных проблем, яркостью и выразительностью языка․
Интересные факты
Жизнь и творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина полны интересных фактов, которые раскрывают его как писателя, общественного деятеля и просто человека․ Вот некоторые из них⁚
Псевдоним с историей
Салтыков ⸺ настоящая фамилия писателя, а Щедрин ⸺ это псевдоним, который он взял себе в начале литературной деятельности․ Интересно, что этот псевдоним имеет свою историю․ По одной из версий, он связан с фамилией одного из вятских чиновников, который отличался чрезмерной скупостью;
Чиновник по призванию?
Несмотря на то, что Салтыков-Щедрин прославился как писатель, он более двадцати лет прослужил на государственной службе․ Он занимал различные должности в губернских учреждениях, был вице-губернатором в Рязани и Твери․ Опыт чиновничьей деятельности дал ему богатый материал для творчества, позволил изнутри увидеть пороки российской бюрократии․
Запрещённый и популярный
Произведения Салтыкова-Щедрина подвергались жесточайшей цензуре․ Многие из них были запрещены к печати или выходили с большими купюрами․ Тем не менее, писатель пользовался огромной популярностью у читателей․ Его книги расходились в рукописях, их читали вслух на домашних вечерах․
«Второй Гоголь»
Современники называли Салтыкова-Щедрина «вторым Гоголем»․ И действительно, в их творчестве много общего⁚ острая социальная направленность, мастерское владение сатирой и гротеском, создание ярких, запоминающихся образов․
Любовь к театру
Салтыков-Щедрин был большим поклонником театра․ Он часто посещал спектакли, писал рецензии на театральные постановки․ Некоторые из его произведений, например, «Смерть Пазухина», были поставлены на сцене․
Значимые даты
Жизнь и творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина были насыщены важными событиями, оставившими след в истории русской литературы․ Вот некоторые из наиболее значимых дат⁚
1826 год, 15 (27) января
Рождение Михаила Евграфовича Салтыкова в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии․ Этот день положил начало жизни будущего великого сатирика, чьи произведения станут зеркалом российской действительности XIX века․
1838 год
Поступление в Царскосельский лицей․ Здесь, в атмосфере просвещения и свободомыслия, начал формироваться литературный талант Салтыкова-Щедрина, проявился его интерес к общественным проблемам․
1848 год
Ссылка в Вятку за повесть «Запутанное дело»․ Это событие стало поворотным в жизни Салтыкова-Щедрина, усилило его критическое отношение к действительности, дало богатый материал для будущих произведений․
1856 год
Возвращение из ссылки и начало активной литературной деятельности․ Салтыков-Щедрин становится одним из ведущих публицистов своего времени, его острые сатирические произведения привлекают внимание читателей и критики․
1869-1870 годы
Публикация романа «История одного города» ⸺ вершины сатирического гения Салтыкова-Щедрина․ Это произведение, наполненное гротеском и сарказмом, стало беспощадным обличением российской бюрократии и произвола власти․
1889 год, 28 апреля (10 мая)
Смерть Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина․ Ушел из жизни великий писатель, оставивший после себя богатое литературное наследие, которое и по сей день поражает своей актуальностью и художественной силой․
Спасибо автору за статью! Кратко, но ёмко изложена биография Салтыкова-Щедрина. Чувствуется глубокое знание темы и уважение к личности писателя.
Прекрасный язык, доступное изложение. Статья будет интересна как тем, кто только начинает знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина, так и тем, кто хочет освежить свои знания о нем.
Очень интересная статья! Подробно и увлекательно рассказывает о жизни и творчестве великого сатирика. Сразу захотелось перечитать «Историю одного города»!