Михаил Врубель: Жизнь и творчество художника

Михаил Врубель: Жизнь и творчество художника Краткие биографии

Ранние годы

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске.​ Отец, военный юрист, часто менял место службы, поэтому детство Михаила прошло в переездах.​ С ранних лет он увлекался рисованием, музыкой, театром. В 1867 году семья переехала в Петербург, где Михаил учился в гимназии.​

Михаил Врубель: Жизнь и творчество художника

Формирование художника

После окончания гимназии в Одессе в 1874 году Михаил Врубель поступил на юридический факультет Петербургского университета.​ Выбор этот был продиктован скорее семейными традициями٫ чем личными наклонностями.​ В университете Врубель увлекся философией٫ много читал٫ занимался любительским театром٫ брал уроки рисования. Он посещал вечерние классы Академии художеств٫ где познакомился с будущими известными живописцами Валентином Серовым и Михаилом Нестеровым.​

В 1880 году٫ окончив университет٫ Врубель неожиданно для всех поступает в Академию художеств٫ в мастерскую Павла Чистякова٫ известного своими новаторскими методами преподавания.​ У Чистякова Врубель научился тщательно продумывать композицию картины٫ работать над анатомически выверенным рисунком.​ Однако строгая академическая манера письма была чужда Врубелю٫ его влекло к изысканной декоративности٫ к символизму образов.​

В 1884 году Врубель оставляет Академию художеств٫ не завершив полного курса обучения.​ По приглашению профессора Адриана Прахова он едет в Киев для участия в реставрации Кирилловской церкви XII века.​

Работа в Киеве сыграла важную роль в становлении Врубеля как художника.​ Он изучал древнерусскую иконопись, византийские мозаики, знакомился с народным творчеством.​ Под влиянием этих впечатлений его палитра приобретает новую глубину и насыщенность, в его творчестве появляются черты модерна.​

Киевский период

Киевские годы стали для Врубеля временем интенсивного творческого поиска.​ Работа над реставрацией Кирилловской церкви пробудила в нем интерес к монументальной живописи, к религиозным сюжетам.

Врубель создает несколько икон для Кирилловской церкви, среди которых особо выделяется образ Богоматери с младенцем.​ В отличие от традиционных икон, лик Богоматери у Врубеля написан с живой натурщицы ー жены профессора Прахова, Эмилии Львовны.​ Это вызвало недовольство духовенства, но в то же время привлекло внимание к молодому художнику.​

Помимо работ в Кирилловской церкви, Врубель принимает участие в росписи Владимирского собора в Киеве.​ Он создает эскизы фресок на темы «Страшного суда» и «Благовещения».​ Однако его новаторские идеи, смелость в трактовке религиозных сюжетов, не находят понимания у заказчиков, и работа над фресками остается незавершенной.​

В Киеве Врубель пишет и несколько станковых произведений, среди которых выделяется картина «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). В этот период он также много работает как график٫ создает иллюстрации к произведениям Лермонтова и Гоголя.​

Киевский период творчества Врубеля был непродолжительным, но очень важным для становления его как художника. Здесь он обретает свой неповторимый стиль, в котором органично сочетаются черты модерна, импрессионизма и древнерусской живописи.​

Михаил Врубель: Жизнь и творчество художника

Московский период

В 1889 году Врубель переезжает в Москву, где начинается новый этап его творчества.​ Он знакомится с известным меценатом Саввой Мамонтовым, который становится его покровителем и другом.​

Мамонтов привлекает Врубеля к работе в своей частной опере, а также в Абрамцевском художественном кружке, который объединял вокруг себя виднейших деятелей русской культуры.​

В Москве Врубель создает ряд значительных произведений в области театрально-декорационного искусства.​ Он оформляет спектакли «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста» в частной опере Мамонтова.

В Абрамцеве Врубель увлекается керамикой и скульптурой.​ Он создает ряд декоративных панно, ваз, скульптурных групп.​ В его произведениях этого периода ярко проявляется интерес к русскому фольклору, к сказочно-мифологическим образам.​

В Москве Врубель продолжает работать и как живописец.​ Он создает ряд портретов, среди которых выделяется «Портрет жены художника» (1898). Также он пишет картины на темы литературных произведений ー «Демон сидящий» (1890), «Царевна-Лебедь» (1900).​

Московский период стал для Врубеля временем расцвета его таланта.​ В это время он создает свои самые известные произведения, которые приносят ему признание и славу.

Расцвет творчества

Конец 1890-х – начало 1900-х годов – время наивысшего творческого взлета Врубеля.​ Он много и плодотворно работает в разных жанрах и видах искусства⁚ пишет картины, создает панно и фрески, иллюстрирует книги, работает в театре.​

В это время он создает свои знаменитые «демонианы» – картины, посвященные образу Демона, ставшему для Врубеля своеобразным alter ego. «Демон сидящий» (1890)٫ «Демон летящий» (1899)٫ «Демон поверженный» (1902) – эти произведения поражают своей трагической силой٫ экспрессией٫ глубиной философского звучания.​

В этот период Врубель создает и ряд поэтических образов, вдохновленных русскими сказками и былинами⁚ «Царевна-Лебедь» (1900), «Богатырь» (1900), «Пан» (1899). Эти картины отличаются особой декоративностью, изысканностью линий и цветовых сочетаний.​

Врубель продолжает работать и как портретист. «Портрет Н.​А.​ Забелы-Врубель в платье из оперы «Иоланта»» (1904), «Портрет сына» (1902) – эти работы отличаются особой теплотой, лиризмом, психологической проникновенностью.​

Творчество Врубеля этого периода знаменует собой вершину русского модерна.​ В нем органично соединились символизм, декоративность, музыкальность, глубокое проникновение во внутренний мир человека.​

Интересные факты

Жизнь и творчество Михаила Александровича Врубеля полны интересных фактов и загадок, которые раскрывают его как неординарную и сложную личность⁚

Неожиданный выбор профессии⁚

Несмотря на раннее проявление художественного таланта, Врубель по настоянию отца окончил юридический факультет Петербургского университета. Лишь после этого он позволил себе полностью посвятить жизнь искусству.​

Трагическая любовь⁚

В жизни Врубеля была трагическая любовь к Эмилии Праховой, жене его киевского покровителя.​ Он испытывал к ней сильные чувства, но Эмилия не отвечала взаимностью.​ Эта безответная любовь нашла отражение в некоторых его произведениях, например, в образе Богоматери с младенцем в Кирилловской церкви.​

Борьба с душевной болезнью⁚

С конца 1900-х годов Врубель страдал от тяжелого психического заболевания, которое прогрессировало и в конечном итоге привело его к смерти.​ Некоторые исследователи связывают его болезнь с переутомлением, другие – с влиянием мистических идей, которыми он увлекался.​

Увлечение Демоном⁚

Образ Демона проходил красной нитью через все творчество Врубеля.​ Художник видел в нем не столько воплощение зла, сколько символ трагического одиночества, мятущейся души, жаждущей света и гармонии.​

Новаторство в искусстве⁚

Врубель был настоящим новатором в искусстве.​ Он не боялся экспериментировать с формой и цветом, создавая свой неповторимый стиль, который не вписывался в рамки существовавших тогда художественных направлений.​ Его работы вызывали неоднозначную реакцию публики и критиков⁚ одни восхищались его талантом, другие считали его сумасшедшим.​

Работа с разными материалами⁚

Врубель был универсальным художником.​ Он работал не только с живописью, но и с графикой, скульптурой, театрально-декорационным искусством, керамикой.​ Он владел различными техниками и материалами, стремясь воплотить свои творческие замыслы в самых разных формах.​

Признание после смерти⁚

При жизни Врубель не получил широкого признания.​ Его картины плохо продаются, критики часто отзываются о них резко отрицательно.​ Лишь после смерти художника его творчество было по-настоящему оценено, и он занял свое место среди классиков русского искусства.​

Михаил Врубель: Жизнь и творчество художника

Значимые даты

  • 1856, 5 (17) марта – рождение Михаила Александровича Врубеля в Омске, в семье военного юриста.​
  • 1867-1874 – годы учебы в гимназиях Петербурга и Одессы.​
  • 1874-1880 – обучение на юридическом факультете Петербургского университета.
  • 1880-1884 – годы учебы в Императорской Академии художеств в мастерской П.​П. Чистякова.
  • 1884-1889 – Киевский период.​ Работа над реставрацией Кирилловской церкви٫ создание икон и фресок٫ первые значительные произведения.​
  • 1889 – переезд в Москву, знакомство с С.​И.​ Мамонтовым, начало работы в его Абрамцевском кружке и Частной опере.​
  • 1890 – создание картины «Демон сидящий»٫ ставшей знаковым произведением в творчестве Врубеля.​
  • 1896 – женитьба на Надежде Ивановне Забеле, певице из труппы Мамонтова.​
  • 1890-е – начало 1900-х – период расцвета творчества٫ создание серии «демониан»٫ картин на сказочно-мифологические сюжеты٫ портретов.
  • 1901 – рождение сына Саввы, у которого обнаруживают врожденную патологию – «заячью губу».​
  • 1902 – первые признаки серьезного душевного заболевания.​
  • 1903 – Врубеля помещают в клинику для душевнобольных.​
  • 1910, 1 (14) апреля – смерть Михаила Александровича Врубеля в Санкт-Петербурге.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Андрей Кузнецов

    Статья пробуждает желание глубже изучить творчество Михаила Врубеля, его новаторский подход к живописи и символику его произведений.

  2. Ольга Иванова

    Очень интересно было узнать о ранних годах Михаила Врубеля и о том, как формировался его неповторимый стиль. Влияние древнерусской иконописи и византийских мозаик явно прослеживается в его работах.

  3. Сергей Петров

    Удивительно, как Врубель, начав с изучения юриспруденции, нашел свое призвание в искусстве. История его творческого пути вдохновляет!

  4. Елена Смирнова

    Киевский период, безусловно, стал переломным в творчестве Врубеля. Интересно было бы узнать больше о его работах того времени.