Ранние годы
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Отец, военный юрист, часто менял место службы, поэтому детство Михаила прошло в переездах. С ранних лет он увлекался рисованием, музыкой, театром. В 1867 году семья переехала в Петербург, где Михаил учился в гимназии.
Формирование художника
После окончания гимназии в Одессе в 1874 году Михаил Врубель поступил на юридический факультет Петербургского университета. Выбор этот был продиктован скорее семейными традициями٫ чем личными наклонностями. В университете Врубель увлекся философией٫ много читал٫ занимался любительским театром٫ брал уроки рисования. Он посещал вечерние классы Академии художеств٫ где познакомился с будущими известными живописцами Валентином Серовым и Михаилом Нестеровым.
В 1880 году٫ окончив университет٫ Врубель неожиданно для всех поступает в Академию художеств٫ в мастерскую Павла Чистякова٫ известного своими новаторскими методами преподавания. У Чистякова Врубель научился тщательно продумывать композицию картины٫ работать над анатомически выверенным рисунком. Однако строгая академическая манера письма была чужда Врубелю٫ его влекло к изысканной декоративности٫ к символизму образов.
В 1884 году Врубель оставляет Академию художеств٫ не завершив полного курса обучения. По приглашению профессора Адриана Прахова он едет в Киев для участия в реставрации Кирилловской церкви XII века.
Работа в Киеве сыграла важную роль в становлении Врубеля как художника. Он изучал древнерусскую иконопись, византийские мозаики, знакомился с народным творчеством. Под влиянием этих впечатлений его палитра приобретает новую глубину и насыщенность, в его творчестве появляются черты модерна.
Киевский период
Киевские годы стали для Врубеля временем интенсивного творческого поиска. Работа над реставрацией Кирилловской церкви пробудила в нем интерес к монументальной живописи, к религиозным сюжетам.
Врубель создает несколько икон для Кирилловской церкви, среди которых особо выделяется образ Богоматери с младенцем. В отличие от традиционных икон, лик Богоматери у Врубеля написан с живой натурщицы ー жены профессора Прахова, Эмилии Львовны. Это вызвало недовольство духовенства, но в то же время привлекло внимание к молодому художнику.
Помимо работ в Кирилловской церкви, Врубель принимает участие в росписи Владимирского собора в Киеве. Он создает эскизы фресок на темы «Страшного суда» и «Благовещения». Однако его новаторские идеи, смелость в трактовке религиозных сюжетов, не находят понимания у заказчиков, и работа над фресками остается незавершенной.
В Киеве Врубель пишет и несколько станковых произведений, среди которых выделяется картина «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). В этот период он также много работает как график٫ создает иллюстрации к произведениям Лермонтова и Гоголя.
Киевский период творчества Врубеля был непродолжительным, но очень важным для становления его как художника. Здесь он обретает свой неповторимый стиль, в котором органично сочетаются черты модерна, импрессионизма и древнерусской живописи.
Московский период
В 1889 году Врубель переезжает в Москву, где начинается новый этап его творчества. Он знакомится с известным меценатом Саввой Мамонтовым, который становится его покровителем и другом.
Мамонтов привлекает Врубеля к работе в своей частной опере, а также в Абрамцевском художественном кружке, который объединял вокруг себя виднейших деятелей русской культуры.
В Москве Врубель создает ряд значительных произведений в области театрально-декорационного искусства. Он оформляет спектакли «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста» в частной опере Мамонтова.
В Абрамцеве Врубель увлекается керамикой и скульптурой. Он создает ряд декоративных панно, ваз, скульптурных групп. В его произведениях этого периода ярко проявляется интерес к русскому фольклору, к сказочно-мифологическим образам.
В Москве Врубель продолжает работать и как живописец. Он создает ряд портретов, среди которых выделяется «Портрет жены художника» (1898). Также он пишет картины на темы литературных произведений ー «Демон сидящий» (1890), «Царевна-Лебедь» (1900).
Московский период стал для Врубеля временем расцвета его таланта. В это время он создает свои самые известные произведения, которые приносят ему признание и славу.
Расцвет творчества
Конец 1890-х – начало 1900-х годов – время наивысшего творческого взлета Врубеля. Он много и плодотворно работает в разных жанрах и видах искусства⁚ пишет картины, создает панно и фрески, иллюстрирует книги, работает в театре.
В это время он создает свои знаменитые «демонианы» – картины, посвященные образу Демона, ставшему для Врубеля своеобразным alter ego. «Демон сидящий» (1890)٫ «Демон летящий» (1899)٫ «Демон поверженный» (1902) – эти произведения поражают своей трагической силой٫ экспрессией٫ глубиной философского звучания.
В этот период Врубель создает и ряд поэтических образов, вдохновленных русскими сказками и былинами⁚ «Царевна-Лебедь» (1900), «Богатырь» (1900), «Пан» (1899). Эти картины отличаются особой декоративностью, изысканностью линий и цветовых сочетаний.
Врубель продолжает работать и как портретист. «Портрет Н.А. Забелы-Врубель в платье из оперы «Иоланта»» (1904), «Портрет сына» (1902) – эти работы отличаются особой теплотой, лиризмом, психологической проникновенностью.
Творчество Врубеля этого периода знаменует собой вершину русского модерна. В нем органично соединились символизм, декоративность, музыкальность, глубокое проникновение во внутренний мир человека.
Интересные факты
Жизнь и творчество Михаила Александровича Врубеля полны интересных фактов и загадок, которые раскрывают его как неординарную и сложную личность⁚
Неожиданный выбор профессии⁚
Несмотря на раннее проявление художественного таланта, Врубель по настоянию отца окончил юридический факультет Петербургского университета. Лишь после этого он позволил себе полностью посвятить жизнь искусству.
Трагическая любовь⁚
В жизни Врубеля была трагическая любовь к Эмилии Праховой, жене его киевского покровителя. Он испытывал к ней сильные чувства, но Эмилия не отвечала взаимностью. Эта безответная любовь нашла отражение в некоторых его произведениях, например, в образе Богоматери с младенцем в Кирилловской церкви.
Борьба с душевной болезнью⁚
С конца 1900-х годов Врубель страдал от тяжелого психического заболевания, которое прогрессировало и в конечном итоге привело его к смерти. Некоторые исследователи связывают его болезнь с переутомлением, другие – с влиянием мистических идей, которыми он увлекался.
Увлечение Демоном⁚
Образ Демона проходил красной нитью через все творчество Врубеля. Художник видел в нем не столько воплощение зла, сколько символ трагического одиночества, мятущейся души, жаждущей света и гармонии.
Новаторство в искусстве⁚
Врубель был настоящим новатором в искусстве. Он не боялся экспериментировать с формой и цветом, создавая свой неповторимый стиль, который не вписывался в рамки существовавших тогда художественных направлений. Его работы вызывали неоднозначную реакцию публики и критиков⁚ одни восхищались его талантом, другие считали его сумасшедшим.
Работа с разными материалами⁚
Врубель был универсальным художником. Он работал не только с живописью, но и с графикой, скульптурой, театрально-декорационным искусством, керамикой. Он владел различными техниками и материалами, стремясь воплотить свои творческие замыслы в самых разных формах.
Признание после смерти⁚
При жизни Врубель не получил широкого признания. Его картины плохо продаются, критики часто отзываются о них резко отрицательно. Лишь после смерти художника его творчество было по-настоящему оценено, и он занял свое место среди классиков русского искусства.
Значимые даты
- 1856, 5 (17) марта – рождение Михаила Александровича Врубеля в Омске, в семье военного юриста.
- 1867-1874 – годы учебы в гимназиях Петербурга и Одессы.
- 1874-1880 – обучение на юридическом факультете Петербургского университета.
- 1880-1884 – годы учебы в Императорской Академии художеств в мастерской П.П. Чистякова.
- 1884-1889 – Киевский период. Работа над реставрацией Кирилловской церкви٫ создание икон и фресок٫ первые значительные произведения.
- 1889 – переезд в Москву, знакомство с С.И. Мамонтовым, начало работы в его Абрамцевском кружке и Частной опере.
- 1890 – создание картины «Демон сидящий»٫ ставшей знаковым произведением в творчестве Врубеля.
- 1896 – женитьба на Надежде Ивановне Забеле, певице из труппы Мамонтова.
- 1890-е – начало 1900-х – период расцвета творчества٫ создание серии «демониан»٫ картин на сказочно-мифологические сюжеты٫ портретов.
- 1901 – рождение сына Саввы, у которого обнаруживают врожденную патологию – «заячью губу».
- 1902 – первые признаки серьезного душевного заболевания.
- 1903 – Врубеля помещают в клинику для душевнобольных.
- 1910, 1 (14) апреля – смерть Михаила Александровича Врубеля в Санкт-Петербурге.
Статья пробуждает желание глубже изучить творчество Михаила Врубеля, его новаторский подход к живописи и символику его произведений.
Очень интересно было узнать о ранних годах Михаила Врубеля и о том, как формировался его неповторимый стиль. Влияние древнерусской иконописи и византийских мозаик явно прослеживается в его работах.
Удивительно, как Врубель, начав с изучения юриспруденции, нашел свое призвание в искусстве. История его творческого пути вдохновляет!
Киевский период, безусловно, стал переломным в творчестве Врубеля. Интересно было бы узнать больше о его работах того времени.