Митрофан Ефимович Пятницкий: от церковного пения к вершинам народного творчества

Митрофан Ефимович Пятницкий: от церковного пения к вершинам народного творчества Краткие биографии

Митрофан Ефимович Пятницкий⁚ Краткая биография

Митрофан Ефимович Пятницкий (1864-1927) ⎼ выдающийся русский музыкант٫ певец٫ фольклорист٫ собиратель и исполнитель русских народных песен.​ Основатель и первый руководитель знаменитого Русского народного хора٫ получившего его имя.​

Детство и юность

Митрофан Ефимович Пятницкий: от церковного пения к вершинам народного творчества

Митрофан Ефимович Пятницкий родился 3 июля (21 июня по старому стилю) 1864 года в селе Александровка Воронежской губернии в многодетной семье священнослужителя.​ Он был девятым ребенком из двенадцати.​ С детства Митрофан проявлял любовь к музыке и пению.​ Его отец٫ Ефим Петрович٫ был одним из лучших певчих в местной церкви٫ и неудивительно٫ что Митрофан унаследовал его прекрасный голос и слух.​

Уже в детстве Митрофан с упоением слушал пение крестьян, впитывая красоту и самобытность народных мелодий.​ Эта любовь к народной песне стала определяющей в его жизни.

В 1876 году, после окончания церковно-приходской школы, родители отправили Митрофана учиться в Воронежское духовное училище. Там он продолжил петь, но строгий устав учебного заведения не приветствовал увлечение светской музыкой. Митрофан, однако, не мог устоять перед зовом сердца и тайком разучивал русские народные песни, собранные в специальный сборник.​

Однажды его увлечение было раскрыто начальством училища.​ Наставник, не оценив трепетного отношения юноши к народному творчеству, написал гневное письмо отцу Митрофана с просьбой вразумить сына и наказать его за неподобающее поведение. К счастью, родители с пониманием отнеслись к увлечению сына и не стали его наказывать.​

Этот эпизод стал поворотным в жизни Митрофана.​ Он принял решение оставить духовное училище и продолжить образование в педагогическом училище, где царила более свободная атмосфера.​ Именно там начался его путь к призванию – служению русской песне и ее популяризации.

Становление музыканта

Переезд в Воронеж и учеба в педагогическом училище открыли перед Митрофаном новые горизонты. Увлечение музыкой не угасло, но теперь его внимание захватило оперное искусство, в особенности итальянская опера.​ Митрофан начал брать уроки вокала, стремясь овладеть мастерством бельканто.​

Его талант и усердие были замечены, и вскоре Митрофан получил возможность пройти прослушивание в Московской консерватории.​ Это была заветная мечта, шанс получить профессиональное музыкальное образование.​ Казалось, фортуна наконец-то повернулась к нему лицом⁚ бывший наставник из духовного училища, оценив упорство Митрофана в достижении цели, даже предложил свою помощь в поиске жилья в Москве.

Однако судьба распорядилась иначе.​ Несчастная любовь, охватившая молодого человека, привела к тяжелому душевному кризису.​ Вместо того, чтобы отправиться покорять столицу, Митрофан оказался в больнице для душевнобольных, потеряв драгоценное время и возможность поступить в консерваторию.​

После выздоровления он все же переехал в Москву, но мечта стать оперным певцом осталась неосуществленной. Чтобы заработать на жизнь, Митрофан устроился делопроизводителем в психоневрологический диспансер, где проработал почти четверть века.​

Несмотря на жизненные трудности, Митрофан не оставил занятий музыкой.​ Он брал частные уроки вокала у известных педагогов, выступал на благотворительных концертах, совершенствуя свое мастерство.​

Создание русского народного хора

Встреча с Фёдором Шаляпиным стала поворотным моментом в судьбе Митрофана Пятницкого.​ Великий певец, восхищенный его исполнением русских народных песен, посоветовал ему оставить попытки сделать карьеру в опере и посвятить себя собирательству и популяризации народного музыкального творчества.​ Этот совет глубоко запал в душу Митрофана, пробудив в нем еще большую любовь к родной песне.​

В начале 1900-х годов Пятницкий начал активно ездить по деревням٫ записывая на фонограф аутентичное исполнение народных песен.​ Он побывал в Воронежской٫ Рязанской٫ Смоленской губерниях٫ собирая не только песни٫ но и народные костюмы٫ музыкальные инструменты.​ Собранный материал лег в основу его первого сборника «12 песен Воронежского уезда»٫ изданного в 1904 году на собственные средства.​

В 1910 году в родном селе Пятницкий познакомился с талантливой крестьянкой Ариной Колобаевой٫ обладавшей уникальным голосом и манерой исполнения.​ Он пригласил ее в Москву٫ где она имела оглушительный успех٫ поразив слушателей красотой и искренностью своего пения.​

Именно тогда у Пятницкого возникла идея создать хор, который бы исполнял народные песни в их первозданном виде, без стилизаций и аранжировок, характерных для городских хоров того времени.​

Расцвет творчества и признание

В 1910 году мечта Митрофана Ефимовича осуществилась⁚ он создал первый в России крестьянский хор, состоявший из непрофессиональных исполнителей из разных губерний. В его составе были крестьяне, рабочие, даже инвалиды войны, которых Пятницкий встретил во время работы в психоневрологическом диспансере.​ Всех их объединяла любовь к народной песне и желание донести ее красоту до широкой публики.​

Дебют хора состоялся в Москве и имел оглушительный успех.​ Публика, привыкшая к отшлифованному и часто искусственному исполнению народных песен городскими хорами, была покорена искренностью, естественностью и мощью звучания коллектива Пятницкого.​ Хор исполнял плясовые, календарные, обрядовые песни, былины в сопровождении аутентичных народных инструментов ⎼ гуслей, жалеек, балалаек.​

Среди поклонников таланта хора были выдающиеся деятели русской культуры⁚ Фёдор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Иван Бунин и многие другие. Слава о хоре разошлась далеко за пределы Москвы, и вскоре коллектив отправился на гастроли по России.​

Последние годы и наследие

Жизнь Митрофана Ефимовича Пятницкого не была безоблачной.​ Первая мировая война, революция, смена власти – все это не могло не сказаться на судьбе хора.​ Многие участники были мобилизованы на фронт, кто-то покинул коллектив в поисках лучшей доли.​ Однако Пятницкий, несмотря ни на что, продолжал свою деятельность, считая своим долгом сохранить и передать потомкам неумирающую красоту русской народной песни.​

В 1920-е годы хор Пятницкого получил признание новой власти.​ Ему был присвоен статус государственного, расширен состав за счет оркестра народных инструментов и танцевальной группы.​ Коллектив активно гастролировал по стране, участвовал в правительственных концертах, записывал пластинки.

Митрофан Ефимович не дожил до периода настоящей славы своего творения.​ Он ушел из жизни 21 января 1927 года в Москве٫ оставив после себя богатое наследие⁚ сотни записанных народных песен٫ сплоченный творческий коллектив и٫ самое главное٫ ─ неугасающий огонь любви к русской песне٫ который он сумел зажечь в сердцах многих людей.​

Митрофан Ефимович Пятницкий: от церковного пения к вершинам народного творчества

Интересные факты

  • «Ситцевое искусство».​ Митрофан Пятницкий был человеком бескорыстным и преданным своему делу.​ Он считал, что русская народная песня – это не предмет коммерции, а национальное достояние, которое нужно дарить людям от чистого сердца.​ Однажды владелец ресторана предложил хору Пятницкого выступить у него за хорошее вознаграждение.​ На что Митрофан Ефимович ответил⁚ «Наше искусство ситцевое – оно не продаётся!​».​

  • Завет Пятницкого.​ Перед смертью Пятницкий взял со своего племянника Петра Казьмина, которому завещал руководство хором, обещание никогда не превращать выступления коллектива в способ наживы и не петь в ресторанах.​ «А уж если петь, то не упоминать моего имени», ─ добавил он.​

  • «Потише и погромче».​ Пятницкий считал, что главное в народной песне – это искренность и естественность исполнения.​ Он не муштровал хористов на репетициях, не требовал от них идеальной вокальной техники. «В том-то и вся прелесть народной песни, что певцы исполняют её как умеют», ⎼ говорил он.​ ⎼ «Я делаю им только два указания⁚ потише и погромче.​ Я их только об одном прошу⁚ пойте, как у себя на завалинке и в хороводе поёте».​

  • Отказ от аранжировок.​ Митрофан Пятницкий был убежденным противником каких-либо аранжировок народных песен.​ Он считал, что в своем первозданном виде они обладают особой красотой и силой воздействия. Хор Пятницкого исполнял песни в том виде, в котором их пели крестьяне на протяжении многих веков, сохраняя все особенности местных диалектов и традиций исполнения.​

  • «Летопись русской народной песни».​ Митрофан Пятницкий собрал огромное количество народных песен ⎼ более 400!​ Он систематизировал их по жанрам٫ областям٫ создав своеобразную «летопись русской народной песни». Эта работа имела огромное значение для сохранения и изучения русского фольклора.​

Митрофан Ефимович Пятницкий: от церковного пения к вершинам народного творчества

Значимые даты

  1. 3 июля (21 июня по старому стилю) 1864 года – рождение Митрофана Ефимовича Пятницкого в селе Александровка Воронежской губернии.​ Этот день положил начало жизненного пути будущего подвижника русской народной песни٫ человека٫ которому суждено было сохранить для потомков бесценные сокровища музыкального фольклора.​

  2. 1904 год – издание первого сборника народных песен, собранных и записанных Митрофаном Пятницким.​ Этот год можно считать началом его деятельности как фольклориста и собирателя народных песен.​ Сборник «12 песен Воронежского уезда», изданный на собственные средства, стал первым шагом на пути к созданию грандиозной «летописи русской народной песни».​

  3. 1910 год – создание первого в России крестьянского хора, ставшего делом всей жизни Митрофана Пятницкого.​ Этот год стал переломным в его судьбе.​ Встреча с Ариной Колобаевой и ее уникальным талантом утвердила его в мысли о необходимости создания коллектива, который бы донес до слушателей всю красоту и самобытность русской народной песни.

  4. 21 января 1927 года – уход из жизни Митрофана Ефимовича Пятницкого.​ В этот день Россия потеряла одного из самых ярких и самобытных деятелей культуры, человека, беззаветно преданного своему народу и его творчеству.​ Но дело его жизни продолжило существовать, и хор его имени стал настоящей легендой, символом русской души и народного таланта.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей Николаевич

    Спасибо за интересную статью! Всегда восхищался творчеством Митрофана Ефимовича Пятницкого. Он сумел собрать и сохранить для потомков настоящие жемчужины русской народной песни.

  2. Иван Петрович

    Прекрасный рассказ о жизни и творчестве великого музыканта! Важно помнить и чтить таких людей, как Митрофан Пятницкий, которые посвятили свою жизнь сохранению и популяризации народной культуры.

  3. Алевтина

    Очень интересно и познавательно! Спасибо, что познакомили с биографией Митрофана Ефимовича Пятницкого. Народная песня — это душа России, и он внес огромный вклад в ее сохранение и развитие.

  4. Ольга

    Замечательная статья! С удовольствием прочитала о Митрофане Пятницком. Его вклад в русскую музыкальную культуру сложно переоценить. Русский народный хор — это настоящее национальное достояние!