Ранние годы и происхождение
Жан Батист Поклен, известный миру как Мольер, родился 15 января 1622 года в Париже. Его семья, хоть и не принадлежала к знати, была весьма обеспеченной⁚ отец, Жан Поклен, служил королевским обойщиком и камердинером. Это позволило дать сыну хорошее образование.
Начало театральной карьеры
Несмотря на то, что отец Жана Батиста готовил его к продолжению семейного дела и получению должности королевского обойщика, юношу влекло совершенно иное поприще – театр. Он с упоением посещал театральные представления, вдохновляясь игрой актёров и замысловатыми сюжетами. Юридическое образование, полученное в престижном Клермонском коллеже, не смогло заглушить его страсть к сцене.
В 1643 году, в возрасте 21 года, Жан Батист принимает судьбоносное решение – он отказывается от предначертанной ему карьеры и вместе с группой единомышленников основывает собственный театр под названием «Блистательный». Именно тогда, чтобы избежать позора семьи, связанного с «неподобающим» выбором профессии, он берёт себе звучный псевдоним – Мольер.
Начинания молодой труппы были полны энтузиазма, но, увы, не увенчались успехом. Парижская публика, избалованная выступлениями именитых трупп, прохладно встретила начинающих актёров. Финансовые трудности, творческие неудачи, интриги конкурентов привели к краху предприятия. Театр был закрыт, а Мольер, как руководитель, оказался в долговой тюрьме.
Этот печальный опыт стал суровой школой жизни для будущего гения комедии. Он не сломился под гнётом неудач, а, напротив, закалил свой характер и укрепил стремление к театральному искусству.
Расцвет творчества⁚ становление «Труппы Мольера»
После выхода из долговой тюрьмы Мольер не оставил своей мечты о театре. Он собрал новую труппу и отправился в провинцию, где провел долгие тринадцать лет, оттачивая своё мастерство. Годы странствий стали для Мольера временем творческого роста и становления. Он много играл на сцене, набирался опыта, изучал вкусы публики и совершенствовал свой драматургический талант.
Именно в провинции Мольер начал писать собственные пьесы, вдохновляясь итальянской комедией дель арте и французским фарсом. Его ранние работы, такие как «Шалый, или Всё невпопад» и «Любовная досада», уже содержали в себе зачатки неповторимого мольеровского стиля – яркого, остроумного, пронизанного сатирой на нравы общества.
Слава о талантливом актёре и авторе дошла до Парижа. В 1658 году труппа Мольера была приглашена ко двору короля Людовика XIV. Выступление имело оглушительный успех. Король был очарован игрой актёров и остроумными диалогами пьесы. Этот триумф ознаменовал возвращение Мольера в столицу и начало нового этапа в его творчестве.
В Париже Мольер организовал собственную труппу, получившую название «Труппа Мольера», и возглавил театр «Пти-Бурбон». Начался период расцвета его таланта. Одна за другой на сцене появлялись пьесы, ставшие классикой мировой драматургии⁚ «Смешные жеманницы», «Школа мужей», «Тартюф, или Обманщик», «Дон Жуан, или Каменный гость», «Мизантроп» и многие другие.
Знаменитые комедии и их влияние на французский театр
Мольер создал новый тип комедии, в которой сочетались яркая театральность, искрометный юмор и острая социальная сатира. Его пьесы не были просто развлекательными спектаклями, они заставляли зрителей задуматься о важных проблемах общества, высмеивали пороки и лицемерие, прославляли здравый смысл и естественность.
В своих комедиях Мольер мастерски выводил на сцену яркие, запоминающиеся образы⁚ скупых стариков («Скупой»), мнимых больных («Мнимый больной»), лицемерных святош («Тартюф»), самовлюбленных хлыщей («Мизантроп»). Он не боялся критиковать даже влиятельных особ, что нередко вызывало недовольство сильных мира сего.
Пьесы Мольера имели оглушительный успех у публики, но часто сталкивались с критикой со стороны духовенства и части придворной знати. Его обвиняли в безбожии, безнравственности, подрыве устоев общества. Особую ярость вызвала комедия «Тартюф, или Обманщик», в которой Мольер высмеял ханжество и лицемерие религиозных фанатиков.
Несмотря на все преграды, Мольер продолжал творить, отстаивая свое право на свободу слова и художественное самовыражение. Его комедии стали настоящим событием в культурной жизни Франции, оказав огромное влияние на развитие французского и мирового театра.
Мольер реформировал комедийный жанр, подняв его до уровня высокой литературы. Он доказал, что смех может быть не только развлечением, но и мощным оружием в борьбе с невежеством, предрассудками и социальной несправедливостью.
Последние годы жизни и смерть
Последние годы жизни Мольера были омрачены болезнью и нападками со стороны недоброжелателей. Его острая сатира, высмеивавшая ханжество, лицемерие и невежество, нажила ему немало врагов среди влиятельных особ. Они интриговали против него, пытаясь очернить его имя и лишить королевской милости.
Несмотря на ухудшающееся здоровье, Мольер продолжал работать до последних дней. Он не оставлял сцену, играя в своих пьесах, руководил труппой, писал новые произведения. Его последней работой стала комедия «Мнимый больной», в которой он с присущим ему сарказмом высмеял лжеученых и любителей мнимых болезней.
17 февраля 1673 года, во время четвертого представления «Мнимого больного», Мольеру стало плохо на сцене. Он с трудом закончил спектакль, а через несколько часов скончался у себя дома. Ему было всего 51 год.
Смерть Мольера, талантливого драматурга, блестящего актера и бескомпромиссного сатирика, стала огромной потерей для французской культуры. Но его творческое наследие, его бессмертные комедии, полные искрометного юмора, глубокой мудрости и острой социальной сатиры, остались жить, вдохновляя и восхищая многие поколения зрителей и читателей во всем мире.
Даже после смерти Мольеру не удалось избежать преследований со стороны его недругов. Церковь запретила хоронить его на освященной земле, как это было положено христианам. Лишь благодаря вмешательству короля Людовика XIV Мольер был похоронен на кладбище Сен-Жозеф в Париже, но без проведения церковной службы.
Интересные факты
Жизнь и творчество Мольера, полные взлётов и падений, не укладываются в рамки сухого изложения биографических фактов. Они полны ярких эпизодов, любопытных деталей, неожиданных поворотов судьбы, которые позволяют лучше понять личность великого комедиографа и оценить масштаб его гения.
- Псевдоним, ставший легендой. Настоящее имя Мольера – Жан Батист Поклен. Псевдоним «Мольер» он взял, чтобы не срамить свою семью, не одобрявшую его увлечение театром, считавшимся в то время занятием недостойным. Существует несколько версий происхождения этого псевдонима, но ни одна из них не подтверждена документально.
- Тюрьма как жизненный урок. В начале своей театральной карьеры Мольер, возглавлявший собственную труппу, столкнулся с серьёзными финансовыми трудностями. Театр обанкротился, а сам Мольер попал в долговую тюрьму. Этот горький опыт не сломил его, а, напротив, закалил характер и укрепил стремление к театральному искусству.
- Покровительство короля-солнца. Судьбоносную роль в жизни Мольера сыграла встреча с королём Людовиком XIV. Молодой монарх, увлекавшийся театром, стал покровителем Мольера и его труппы. Королевская поддержка открыла перед Мольером двери лучших театров Парижа и защитила его от нападок влиятельных недоброжелателей.
- Любовь и ревность на сцене и в жизни. Личная жизнь Мольера была тесно переплетена с его театральной деятельностью. Он был женат на актрисе своей труппы Арманде Бежар, которая была младше его на 20 лет. Их отношения, полные страсти, ревности и творческих споров, нередко находили отражение в пьесах Мольера.
- «Тартюф» – скандал, потрясший Париж. Премьера комедии «Тартюф, или Обманщик», в которой Мольер высмеял ханжество и лицемерие религиозных фанатиков, вызвала настоящий скандал в Париже. Пьеса была запрещена цензурой на несколько лет, а сам Мольер подвергся яростным нападкам со стороны духовенства.
- Смерть на сцене. Мольер, будучи человеком невероятной работоспособности и преданности театру, продолжал играть на сцене, несмотря на тяжёлую болезнь. Он скончался 17 февраля 1673 года, через несколько часов после того, как сыграл главную роль в комедии «Мнимый больной». По иронии судьбы, в этой пьесе он высмеивал мнимых больных, симулирующих болезни ради привлечения внимания.
- Запрет на церковное погребение. Церковь отказала Мольеру в христианском погребении, обвинив его в безбожии и безнравственности. Лишь благодаря вмешательству короля Людовика XIV Мольер был похоронен на кладбище Сен-Жозеф в Париже, но без проведения церковной службы.
Эти и многие другие интересные факты из жизни Мольера свидетельствуют о его незаурядной личности, о его творческом гении, о его мужестве и бескомпромиссности в отстаивании своих убеждений.
Значимые даты
Жизнь Мольера, подобно яркой комете, пронеслась по небосклону французской драматургии, оставив после себя неизгладимый след. Каждая веха его творческого пути отмечена значимыми датами, которые позволяют проследить эволюцию его мастерства и оценить вклад в мировую культуру.
- 15 января 1622 года – рождение Жана Батиста Поклена (Мольера) в Париже в семье королевского обойщика.
- 1636-1641 годы – обучение в Клермонском коллеже (одном из самых престижных учебных заведений Франции), где Мольер получает классическое образование, изучает латынь, древнегреческий язык, литературу.
- 1643 год – основание театра «Блистательный» совместно с группой единомышленников٫ начало профессиональной театральной деятельности под псевдонимом Мольер.
- 1645-1658 годы – годы странствий по провинциям Франции с собственной труппой. Мольер оттачивает своё актёрское мастерство, пишет первые пьесы, изучает вкусы публики;
- 1658 год – триумфальное возвращение в Париж. Выступление труппы Мольера перед королём Людовиком XIV, начало покровительства со стороны монарха.
- 1659 год – премьера комедии «Смешные жеманницы» в Париже, первый крупный успех Мольера-драматурга.
- 1661 год – премьера комедии «Школа мужей», закрепление за Мольером репутации одного из ведущих комедиографов Франции.
- 1662 год – женитьба на Арманде Бежар, актрисе своей труппы.
- 1664 год – премьера комедии «Тартюф, или Обманщик», вызвавшей яростные нападки со стороны духовенства и временный запрет пьесы.
- 1665 год – Мольер и его труппа получают статус «Труппы короля».
- 1666 год – премьера комедии «Мизантроп»٫ одной из вершин творчества Мольера.
- 1668 год – премьера комедии «Скупой», ставшей классикой мировой литературы.
- 1672 год – премьера комедии «Женщины учёные», в которой Мольер высмеивает моду на интеллектуальность среди женщин.
- 17 февраля 1673 года – смерть Мольера в Париже, на следующий день после четвёртого представления комедии «Мнимый больной», в которой он играл главную роль.
Эти даты – лишь вехи на пути великого комедиографа, чьё творчество продолжает жить и вдохновлять новые поколения любителей театра и ценителей подлинного искусства.
Очень интересно написано о ранних годах Мольера! Не знала, что он из семьи королевского обойщика. И как неожиданно он выбрал театр, несмотря на хорошее образование и перспективы. Жаль, что первая попытка создать свой театр провалилась.
Захватывающее начало истории! Сразу видно, что Мольер был человеком увлеченным и готовым на все ради своей мечты. Интересно, как он пережил крах своего первого театра и что помогло ему не отказаться от выбранного пути?
Никогда не задумывалась о том, какой путь прошел Мольер к своей славе. Тринадцать лет в провинции — это серьезный срок! Обязательно прочитаю продолжение статьи, чтобы узнать, как формировался его талант.