Морис Равель: Жизнь и творчество французского гения музыки

Морис Равель: Жизнь и творчество французского гения музыки Краткие биографии

Морис Равель⁚ Краткая биография

Жозеф Морис Равель (7 марта 1875 ⎯ 28 декабря 1937) ⎯ французский композитор-импрессионист, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века․ Закончив Парижскую консерваторию, он посвятил себя сочинению музыки․

Ранние годы и влияние

Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городке Сибур, расположенном на Атлантическом побережье, на границе Франции и Испании․ Его отец, Пьер-Жозеф Равель, был швейцарским инженером, а мать, Мария Делуар, происходила из простой баскской семьи․ Отец Равеля был страстным меломаном и привил сыну любовь к музыке с ранних лет․

В 1882 году Морис начал брать уроки игры на фортепиано у Анри Гиза٫ а с 1887 года изучал гармонию под руководством Шарля Рене․ В 1889 году٫ в возрасте 14 лет٫ Равель поступил в Парижскую консерваторию․

На творчество молодого композитора оказали значительное влияние такие фигуры, как Эммануэль Шабрие и Эрик Сати, один из основоположников импрессионизма в музыке․ Учась в консерватории, Равель всё больше убеждался в своем призвании к сочинительству․ В этот период появились его первые произведения, отмеченные новаторством⁚ «Хабанера», «Павана на смерть инфанты» и другие․

Становление композитора

Годы обучения в Парижской консерватории стали для Равеля временем интенсивного творческого роста․ Под руководством своего учителя, известного пианиста Шарля де Берио, он совершенствовал свое мастерство игры на фортепиано․ Однако наибольший интерес у Равеля вызывали импровизация и композиция, особенно под влиянием музыки Эрика Сати и Рикардо Виньеса․

В консерватории Равель обучался у знаменитого французского композитора Габриэля Форе․ По совету Форе он написал цикл произведений на испанские мелодии, включавший «Хабанеру», «Павану на смерть инфанты» и «Старинный менуэт»․ Эти ранние работы уже демонстрировали самобытный стиль Равеля, его тонкое чувство гармонии и ритма․

В период с 1900 по 1914 год, уже после окончания консерватории, Равель создал множество произведений, которые принесли ему известность в музыкальных кругах Парижа․ Однако его новаторский стиль, навеянный импрессионизмом, не всегда находил признание у консервативно настроенных академических кругов․

Морис Равель: Жизнь и творчество французского гения музыки

Дело Равеля и Римская премия

Стремясь к признанию в музыкальном мире, Морис Равель трижды участвовал в конкурсе на получение престижной Римской премии – в 1901, 1902 и 1903 годах․ Однако каждый раз удача ускользала от него․ В 1905 году, уже будучи известным в Париже композитором, Равель предпринял последнюю попытку завоевать Римскую премию․

Эта попытка привела к громкому скандалу, получившему название «Дело Равеля»․ Жюри конкурса, состоявшее из консервативно настроенных академиков, отказало Равелю в участии, формально сославшись на возрастные ограничения․ Однако истинной причиной отказа стало неприятие новаторской музыки Равеля, считавшейся слишком смелой и выходящей за рамки традиционных представлений․

Решение жюри вызвало волну возмущения в музыкальном сообществе и прессе․ Скандал привлек внимание к творчеству Равеля и укрепил его репутацию как одного из лидеров музыкального импрессионизма․ «Дело Равеля» имело и более широкие последствия, способствуя обновлению музыкальной жизни Парижа и некоторой либерализации консервативной атмосферы в академических кругах․

Творческий расцвет и признание

После «дела Равеля» к Морису Равелю пришло настоящее признание․ Он стал одним из ведущих композиторов Франции, его музыка завоевывала все большую популярность․ На рубеже XIX и XX веков Равель зарекомендовал себя как один из ярких представителей музыкального импрессионизма․

В этот период он создает свои знаковые произведения, среди которых опера «Испанский час», фортепианные циклы «Ночной Гаспар» и «Блестящие вздохновения», балеты «Дафнис и Хлоя» и «Вальс»․ Музыка Равеля, отличающаяся изысканностью, богатством оркестровых красок и тонким психологизмом, привлекала внимание публики и вдохновляла других композиторов․

Равель активно сотрудничал с Сергеем Дягилевым и его знаменитыми «Русскими сезонами»․ Он написал музыку для балета Михаила Фокина «Дафнис и Хлоя», премьера которого с Вацлавом Нижинским в главной роли имела большой успех․

Первая мировая война и поздние годы

С началом Первой мировой войны Морис Равель, движимый патриотическими чувствами, стремился попасть на фронт․ Несмотря на то, что по состоянию здоровья и невысокому росту он не подлежал призыву, Равель добился зачисления в автомобильный дивизион в качестве водителя грузовика․

Служба в армии подорвала здоровье композитора, и в 1918 году он был демобилизован․ После войны Равель продолжил свою творческую деятельность, создав такие шедевры, как «Болеро», концерт для фортепиано с оркестром для левой руки, посвященный пианисту Паулю Витгенштейну, потерявшему правую руку на войне, и другие произведения․

В 1930-е годы у Равеля стали проявляться симптомы неизлечимой болезни, которая постепенно лишала его возможности сочинять музыку․ Он скончался в Париже 28 декабря 1937 года в возрасте 62 лет после неудачной операции на головном мозге․

Морис Равель: Жизнь и творчество французского гения музыки

Интересные факты

  • Любовь к механизмам и точным наукам․ Несмотря на то, что Равель выбрал для себя карьеру музыканта, он с детства проявлял интерес к механике и точным наукам․ Эта страсть находила отражение в его музыке, которая часто отличалась четкостью формы и почти математической выверенностью структуры․
  • Влияние джаза․ Равель был одним из первых европейских композиторов, серьезно заинтересовавшихся джазом․ Он посещал джазовые концерты в Париже и включал элементы джазовой музыки в свои произведения, например, в балет «Дитя и волшебство»․
  • Дружба с Стравинским․ Равель был дружен с другим великим композитором XX века ⎼ Игорем Стравинским․ Они высоко ценили творчество друг друга и поддерживали дружеские отношения, несмотря на различие в музыкальном стиле․
  • «Болеро» ⎼ случайный шедевр?​ Знаменитое «Болеро» Равеля, ставшее одним из самых популярных произведений классической музыки, изначально задумывалось как оркестровая пьеса для балерины Иды Рубинштейн․ Сам Равель считал «Болеро» не слишком серьезным произведением, говоря, что оно состоит из «одного длинного крещендо»․
  • Перфекционизм и самокритичность․ Равель был известен своим перфекционизмом и крайней требовательностью к себе; Он мог годами работать над одним произведением, оттачивая каждую деталь․ Многие свои ранние сочинения Равель впоследствии уничтожил, считая их недостаточно совершенными․

Морис Равель: Жизнь и творчество французского гения музыки

Значимые даты

  1. 7 марта 1875 года ⎯ рождение Мориса Равеля в городе Сибур, Франция․
  2. 1882 год ⎼ начало занятий музыкой, первые уроки игры на фортепиано․
  3. 1889 год ⎯ поступление в Парижскую консерваторию․
  4. 1901, 1902, 1903 годы ⎼ участие в конкурсе на Римскую премию (неудачно)․
  5. 1905 год ⎯ «Дело Равеля» ⎯ скандал, связанный с отказом жюри допустить Равеля к участию в конкурсе на Римскую премию․
  6. 1912 год ⎼ премьера балета «Дафнис и Хлоя» в постановке Сергея Дягилева․
  7. 1914-1918 годы ⎼ Первая мировая война, служба Равеля водителем грузовика на фронте․
  8. 1928 год ⎯ создание «Болеро» ⎯ одного из самых известных произведений Равеля․
  9. 28 декабря 1937 года ⎯ смерть Мориса Равеля в Париже․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Екатерина Смирнова

    Спасибо за статью! Было интересно узнать о ранних годах жизни композитора и о том, как формировался его музыкальный стиль.

  2. Петр Иванов

    Интересная статья! Кратко и по делу изложена биография Мориса Равеля. Особенно ценно, что отмечено влияние на его творчество испанских мотивов.

  3. Алексей Кузнецов

    Статья понравилась, познавательно. Хотелось бы больше узнать о влиянии на Равеля творчества Эрика Сати и импрессионизма в целом.

  4. Ольга Васильева

    Замечательная статья! Жаль, что не упомянуты самые известные произведения Равеля, такие как «Болеро» или «Дафнис и Хлоя».