Николай Асеев⁚ краткая биография
Николай Николаевич Асеев (1889–1963) – русский советский поэт, переводчик, сценарист, один из ярких представителей русского футуризма. Родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове Курской губернии. Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Детство и юность в Курской губернии
Детство Николая Асеева прошло в атмосфере провинциального городка Льгова Курской губернии, оставившего неизгладимый след в душе будущего поэта. Он родился 28 июня (10 июля) 1889 года в семье страхового агента, происходившего из дворян. Ранняя утрата матери стала тяжелым ударом для мальчика. Воспитанием Николая занимался дед по материнской линии – Николай Павлович Пинский, страстный охотник и рыболов, кладезь народных сказок и песен.
Дед оказал огромное влияние на формирование личности будущего поэта. Асеев вспоминал⁚ «Это он мне рассказывал чудесные случаи из его охотничьих приключений, не уступавшие ничуть по выдумке Мюнхгаузену... Это был живой Свифт, живой Рабле, живой Робин Гуд, о которых я тогда не знал еще ничего». Рассказы деда, полные приключений и народной мудрости, пробудили в маленьком Николае живое воображение и любовь к слову.
В 1909 году٫ окончив Курское реальное училище٫ Асеев переезжает в Москву٫ чтобы продолжить образование. Юность поэта прошла в бурлящей событиями столице٫ где он впитывал новые веяния в искусстве и литературе. Этот период жизни сыграл ключевую роль в становлении Асеева как поэта-новатора٫ стремящегося к поиску новых форм и выразительных средств в поэзии.
Становление поэта-футуриста
В 1913 году Асеев знакомится с творчеством футуристов – молодых поэтов, бросивших вызов традиционным канонам искусства. Их дерзкие эксперименты со словом, стремление к разрушению старых форм и поиску новых средств выразительности находят живой отклик в душе молодого поэта. В этом же году его стихотворения публикуются в альманахе «Лирика», знаковом издании для футуристического движения.
Увлечение футуризмом стало определяющим в творчестве Асеева. Вместе с Борисом Пастернаком и Сергеем Бобровым он организует группу «Центрифуга», ставшую одним из центров притяжения для футуристов. К ним присоединяются яркие представители авангарда⁚ Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Василий Каменский.
Сотрудничество с единомышленниками, атмосфера творческих исканий и экспериментов способствовали быстрому становлению Асеева как поэта-футуриста. В период с 1913 по 1917 годы он выпускает пять поэтических сборников⁚ «Ночная флейта», «Зор», «Леторей», «Четвертая книга стихов», «Оксана». В этих произведениях уже ясно прослеживаются характерные черты его индивидуального стиля⁚ смелые метафоры, необычные ритмы, стремительность и энергия поэтической речи.
Футуризм стал для Асеева не просто литературным течением, а своеобразным мировоззрением, утверждающим культ будущего, веру в преобразующую силу искусства и его возможности изменить мир.
Асеев в советскую эпоху
После революции 1917 года Асеев принимает активное участие в строительстве новой жизни. Вместе с женой он уезжает во Владивосток, где включается в общественно-политическую деятельность. Он становится членом Совета рабочих и солдатских депутатов, работает начальником биржи труда, публикуется в местных газетах.
В этот период Асеев продолжает писать стихи, отражая в них бурные события революции и послереволюционных лет. Во Владивостоке выходит его новый сборник «Бомба» (1921), получивший высокую оценку Владимира Маяковского.
Вернувшись в Москву, Асеев становится одним из ведущих деятелей советской литературы. Он избран в редакционную коллегию «Литературной газеты», входит в состав правления Союза писателей, принимает участие в создании Левого фронта искусств (ЛЕФ).
В творчестве Асеева советского периода на первый план выдвигается тема созидательного труда, борьбы за новое общество. Он пишет стихи о рабочих, колхозниках, ученых, прославляя их подвиг в годы индустриализации и коллективизации.
Однако поэтический голос Асеева не всегда звучит в унисон с официальной идеологией. В его стихах по-прежнему живут эксперименты со словом, новаторские образы, стремление к философскому осмыслению действительности.
Последние годы и наследие
Последние годы жизни Николая Асеева были омрачены тяжелой болезнью, но он продолжал работать до последних дней. Несмотря на то, что ранние футуристические эксперименты Асеева не вписывались в рамки социалистического реализма, он сумел сохранить верность своему творческому кредо, продолжая искать новые формы и выразительные средства в поэзии.
Асеев много сил отдавал переводческой деятельности. Он переводил стихи поэтов народов СССР, а также произведения зарубежных авторов, среди которых Шекспир, Байрон, Гейне, Верхарн.
Особое место в творчестве Асеева занимает тема Владимира Маяковского, дружба с которым он пронес через всю жизнь. После смерти Маяковского Асеев написал о нем несколько поэм и воспоминаний, стремясь сохранить память о великом поэте и его наследии.
Николай Асеев умер 16 июля 1963 года в Москве. Его творческое наследие огромно и многогранно. Он оставил после себя более 30 книг стихов, поэм, переводов, литературно-критических статей.
Асеев вошел в историю русской литературы XX века как один из ярчайших представителей русского футуризма, поэт-новатор, обогативший русскую поэзию новыми темами, образами, ритмами. Его творчество продолжает волновать и привлекать внимание читателей и исследователей и сегодня.
Интересные факты
Жизнь и творчество Николая Асеева полны интересных фактов, которые раскрывают его многогранную личность и позволяют по-новому взглянуть на его поэзию⁚
- Настоящая фамилия – Штальбаум. Изначально фамилия Асеева была Штальбаум, но он сменил ее в 1911 году, выбрав более благозвучный и «русский» псевдоним.
- Учеба в Коммерческом институте. Несмотря на явное литературное дарование, Асеев по настоянию отца поступил в Московский Коммерческий институт. Однако тяга к поэзии оказалась сильнее, и он оставил учебу, посвятив себя творчеству.
- Дружба с Маяковским. Асеев был одним из ближайших друзей Владимира Маяковского. Их связывали не только общие творческие интересы, но и крепкая мужская дружба. Асеев был одним из немногих, кто до конца верил в Маяковского и поддерживал его в трудные моменты.
- «Бомба», взорвавшая Маяковского. Сборник стихов Асеева «Бомба» (1921), вышедший во Владивостоке, произвел сильное впечатление на Маяковского. Получив книгу от Асеева, Маяковский написал на ней⁚ «Бомбой взорван с удовольствием. Жму руку за!».
- Увлечение кинематографом. Асеев интересовался кинематографом и даже написал сценарии к нескольким фильмам, в т.ч. к картинам «Папиросница от Моссельпрома» (1924) и «Ледяной поход» (1933).
- Работа над поэмой о Ленине. В 1924 году Асеев начал работу над поэмой о Владимире Ленине٫ но так и не завершил ее. Сохранились лишь отдельные фрагменты٫ которые позволяют судить о масштабности замысла.
- Поездка на строительство Магнитки. В 1930 году Асеев побывал на строительстве Магнитогорского металлургического комбината, одно из грандиозных строек первых пятилеток. Эта поездка нашла отражение в его поэме «Магнитогорск» (1931).
- Премия за поэму о Маяковском. В 1941 году Асеев был удостоен Сталинской премии первой степени за поэму «Маяковский начинается» (1940)٫ посвященную памяти друга.
Николай Асеев прожил долгую и насыщенную жизнь, полную творческих поисков и открытий. Он был не только талантливым поэтом, но и яркой, неординарной личностью, оставившей заметный след в истории русской литературы XX века.
Значимые даты
Жизнь Николая Асеева, насыщенная событиями, творческими поисками и встречами с выдающимися современниками, может быть представлена в ключевых датах⁚
- 1889٫ 10 июля (28 июня по старому стилю) – рождение Николая Николаевича Асеева (Штальбаума) в городе Льгове Курской губернии.
- 1909 – окончание Курского реального училища, переезд в Москву.
- 1911 – смена фамилии на Асеев.
- 1913 – публикация первых стихотворений в альманахе «Лирика»٫ знакомство с футуристами٫ создание группы «Центрифуга» совместно с Борисом Пастернаком и Сергеем Бобровым.
- 1914-1917 – выход пяти поэтических сборников⁚ «Ночная флейта», «Зор», «Леторей», «Четвертая книга стихов», «Оксана».
- 1917 – переезд во Владивосток, активное участие в общественно-политической жизни города, работа в Совете рабочих и солдатских депутатов.
- 1921 – выход поэтического сборника «Бомба» во Владивостоке.
- 1922 – возвращение в Москву.
- 1920-е годы – активное участие в литературной жизни Москвы, членство в редакционной коллегии «Литературной газеты», участие в создании Левого фронта искусств (ЛЕФ).
- 1924 – начало работы над поэмой о Владимире Ленине (осталась незавершенной).
- 1930 – поездка на строительство Магнитогорска.
- 1931 – выход поэмы «Магнитогорск»;
- 1940 – выход поэмы «Маяковский начинается», посвященной памяти Владимира Маяковского.
- 1941 – получение Сталинской премии первой степени за поэму «Маяковский начинается».
- 1963, 16 июля – смерть Николая Асеева в Москве.
Эти даты – лишь вехи на пути поэта, за которыми скрывается яркая, наполненная творческими поисками и общественными свершениями жизнь.
Статья кратко, но емко описывает ранний период жизни Николая Асеева. Хотелось бы больше узнать о влиянии Москвы на творчество поэта, о его встречах с другими представителями футуризма.
Интересный взгляд на становление личности Асеева. Влияние деда, рассказы которого «не уступавшие ничуть по выдумке Мюнхгаузену», безусловно, сыграло свою роль в формировании будущего поэта-футуриста.
Увлекательное повествование о детстве и юности поэта. Особенно интересны детали, связанные с влиянием провинциального городка Льгова и колоритных рассказов деда.
Замечательный текст! Чувствуется глубокое знание биографии Асеева и его творчества. С нетерпением жду продолжения, чтобы узнать больше о его пути в футуризме.