Николай Гаврилович Чернышевский⁚ краткая биография
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) ⸺ русский прозаик٫ журналист и литературный критик٫ мыслитель-социалист и теоретик революционного движения٫ один из самых известных политзаключённых дореволюционной России.
Детство и юность
Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове в семье священника Гавриила Ивановича Чернышевского, протоиерея саратовского Александро-Невского собора. Отец был человеком образованным и начитанным, глубоко религиозным, но вместе с тем добрым и отзывчивым. Мать, Евгения Егоровна Голубева, была женщиной простой, но обладала живым умом и добрым сердцем.
Первые 14 лет жизни Николая прошли под влиянием отца٫ который обучал его различным наукам. С ранних лет Николай проявлял необыкновенную любознательность и страсть к чтению. Его называли «библиофагом»٫ пожирателем книг٫ настолько он был увлечен чтением. Благодаря отцу٫ Николай получил хорошее знание священных текстов٫ однако٫ в дальнейшем٫ знакомство с трудами французских и немецких материалистов изменило его взгляды.
В 1842 году Николай поступил в Саратовскую духовную семинарию. Здесь он продолжил усердно учиться٫ демонстрируя блестящие способности по всем предметам. Однако٫ религиозная карьера его не привлекала. Годы учебы в семинарии стали периодом формирования его критического мышления٫ сомнений в религиозных догмах и интереса к общественно-политическим идеям.
В 1846 году, не окончив семинарию, Чернышевский принимает решение поступить в Петербургский университет на историко-филологический факультет. Этот переезд в столицу и начало обучения в университете стали поворотным моментом в его биографии, определив его дальнейший жизненный путь как революционера-демократа, писателя и мыслителя.
Журналистская деятельность и литературное творчество
Завершив обучение в Петербургском университете в 1850 году٫ Чернышевский возвращается в Саратов٫ где недолгое время преподает русскую словесность во Второй кадетской гимназии. Однако его влекут к себе литературная и общественная деятельность. В 1853 году он переезжает в Санкт-Петербург٫ где начинает активную журналистскую деятельность.
Чернышевский публикуется в журналах «Отечественные записки», «Современник», «Атеней», печатая статьи на литературные, исторические и экономические темы. Его работы привлекают внимание читателей глубиной анализа, оригинальностью мысли и смелостью суждений.
В 1855 году Чернышевский защищает магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», которая сразу ставит его в ряд ведущих литературных критиков того времени. В своих критических статьях он выступает за реализм в литературе, за тесную связь искусства с жизнью народа, за его социальную направленность.
В 1858 году Чернышевский становится одним из редакторов журнала «Современник», превратив его в трибуну революционной демократии. В этот период он пишет свои самые известные литературные произведения⁚ роман «Что делать?» (1863), повести «Алферьев» (1863), «Пролог» (1867—1868, опубликована в 1877).
Тяжелые условия заключения и ссылки не сломили дух Чернышевского, он продолжает писать, создавая повести «История одной девушки», «Повести и рассказы» (1887—1888). Его творчество٫ пронизанное верой в народ٫ в возможность построения справедливого общества٫ оказало огромное влияние на развитие русской литературы и общественной мысли.
Философские и политические взгляды
Философские и политические взгляды Николая Гавриловича Чернышевского формировались под влиянием идей французских материалистов XVIII века, немецкой классической философии, а также русских мыслителей-западников. Он был убежденным материалистом, считал, что мир материален, а сознание есть продукт материи.
Чернышевский являлся сторонником утопического социализма. Он верил в возможность построения бесклассового общества, основанного на принципах равенства, братства и справедливости. Путь к такому обществу он видел в революционном преобразовании существующего строя.
Одним из центральных пунктов его политической программы было освобождение крестьян от крепостной зависимости. Чернышевский считал крепостное право аморальным и экономически неэффективным. Он выступал за наделение крестьян землей и ликвидацию помещичьего землевладения.
Его политические взгляды нашли отражение в его публицистике и литературных произведениях. Роман «Что делать?» стал своеобразной энциклопедией революционной борьбы, а образ главного героя, Рахметова, ⸺ символом революционера-борца.
Взгляды Чернышевского оказали огромное влияние на формирование революционного движения в России. Его идеи вдохновляли целые поколения борцов за социальную справедливость и демократические преобразования.
Арест, ссылка и последние годы жизни
Революционная деятельность и острые публикации Чернышевского не могли остаться без внимания властей. В 1862 году он был арестован по подозрению в составлении прокламации «К барским крестьянам от доброжелателей поклон», призывавшей к восстанию. Чернышевского заключили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где он провел долгих 22 месяца в одиночном заключении.
Несмотря на тяжелейшие условия, Чернышевский не пал духом и продолжал писать. Именно в заключении он создал свой самый известный роман «Что делать?», который тайно передавался на волю и вскоре получил широкую известность.
В 1864 году состоялся суд, признавший Чернышевского виновным в «возбуждении к ниспровержению существующих порядков» и приговоривший его к каторжным работам на 14 лет. Позже срок был сокращен до 7 лет.
Чернышевский отбывал каторгу в Нерчинске, а затем был отправлен на поселение в Вилюйск, самый отдаленный город Якутии. Годы, проведенные в Сибири, подорвали его здоровье, но не сломили его дух. Он продолжал заниматься научной работой, изучал языки, писал письма родным, полные любви и оптимизма.
В 1883 году Чернышевскому разрешили переехать в Астрахань, а в 1889 году, уже тяжело больным, он смог вернуться в родной Саратов.
17 (29) октября 1889 года Николай Гаврилович Чернышевский скончался в Саратове на руках у своих близких. Его смерть стала большой потерей для русской культуры и общественной мысли.
Значение творчества и идей Чернышевского
Николай Гаврилович Чернышевский оставил неизгладимый след в истории русской общественной мысли и литературы. Его творчество и идеи оказали огромное влияние на формирование революционного движения в России, на развитие литературы и эстетической мысли.
Чернышевский был одним из основоположников революционно-демократической идеологии в России. Он страстно верил в возможность построения справедливого социалистического общества, в необходимость революционного преобразования существующего строя. Его идеи о необходимости борьбы с самодержавием, о правах народа, о роли личности в истории вдохновляли многие поколения революционеров.
Литературная критика Чернышевского стала новым этапом в развитии русской эстетической мысли. Он утверждал общественно-политическую функцию искусства, его связь с жизнью народа. Его знаменитая формула «прекрасное есть жизнь» стала программным лозунгом для многих писателей-реалистов.
Роман «Что делать?» стал культовым произведением для нескольких поколений русской интеллигенции. В нем Чернышевский не только нарисовал картину бездуховности и лицемерия дворянского общества, но и создал образы «новых людей» — революционеров, борцов за народное счастье.
Несмотря на то, что многие идеи Чернышевского были утопичны и не выдержали испытания временем, его творчество и деятельность сыграли огромную роль в развитии русской общественной мысли. Он пробуждал сознание людей, звал их к борьбе за свои права, за лучшее будущее. Именно в этом заключается непреходящее значение наследия Николая Гавриловича Чернышевского.
Интересные факты
Жизнь и творчество Николая Гавриловича Чернышевского полны интересных фактов, которые раскрывают многогранность его личности и глубину его идей⁚
- «Библиофаг» с детства⁚ Прозвище «библиофаг», что переводится как «пожиратель книг», Чернышевский получил еще в детстве за свою невероятную любовь к чтению. Он проводил за книгами все свободное время, поражая окружающих своей эрудицией и глубокими познаниями.
- Полиглот и эрудит⁚ Чернышевский владел 14 языками, что позволяло ему свободно читать произведения мировой литературы в оригинале и глубоко изучать труды зарубежных философов и экономистов.
- Роман, написанный в тюрьме⁚ Свой самый известный роман «Что делать?» Чернышевский написал в заключении в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Это произведение, ставшее манифестом революционеров, было создано в условиях строгой изоляции и постоянного надзора.
- Шифр и тайнопись⁚ Чтобы передать рукопись романа «Что делать?» из заключения, Чернышевский использовал специальный шифр. Он записывал текст между строк приключенческого романа, который ему разрешали читать.
- Любовь и верность⁚ Жена Чернышевского, Ольга Сократовна, проявила невероятную верность и преданность. Она последовала за мужем в Сибирь, поддерживала его в самые трудные годы ссылки, занималась воспитанием их троих сыновей.
- Запрет на профессию⁚ После возвращения из ссылки Чернышевскому было запрещено преподавать, заниматься литературной деятельностью, публично выступать. Власти боялись его влияния на общество.
- Признание после смерти⁚ Только после смерти Чернышевского его творчество получило признание на родине. Его произведения были переизданы огромными тиражами, а идеи стали предметом широкого обсуждения и изучения.
Николай Чернышевский оставался верным своим идеалам до конца жизни. Несмотря на преследования, тюрьму, ссылку, он продолжал бороться за свои убеждения, за справедливость и счастье народа.
Значимые даты
Жизнь и деятельность Николая Гавриловича Чернышевского были насыщены событиями, которые повлияли как на его судьбу, так и на ход русской истории. Вот некоторые из ключевых дат⁚
- 12 (24) июля 1828 года⁚ Рождение Николая Гавриловича Чернышевского в Саратове в семье священника.
- 1842 год⁚ Поступление в Саратовскую духовную семинарию. Начало формирования критического мышления и интереса к общественным вопросам.
- 1846 год⁚ Переезд в Санкт-Петербург и поступление на историко-филологический факультет Петербургского университета. Знакомство с передовыми идеями своего времени.
- 1850 год⁚ Окончание университета и начало педагогической деятельности. Первые публикации в журналах «Отечественные записки» и «Атеней».
- 1853 год⁚ Возвращение в Санкт-Петербург и начало активной журналистской деятельности. Публикации в ведущих литературных журналах٫ посвященные вопросам литературы٫ искусства٫ экономики и политики.
- 1855 год⁚ Защита магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности». Утверждение принципов реализма в искусстве.
- 1858 год⁚ Начало работы в качестве редактора журнала «Современник». Превращение журнала в трибуну революционной демократии.
- 1862 год⁚ Арест по подозрению в революционной пропаганде и заключение в Петропавловскую крепость. Начало двухлетнего тюремного заключения.
- 1863 год⁚ Написание в заключении романа «Что делать?»; Тайная передача рукописи на волю и публикация романа, который сразу же приобретает огромную популярность.
- 1864 год⁚ Суд над Чернышевским и приговор к 14 годам каторжных работ (позже срок сокращен до 7 лет). Отправка на каторгу в Сибирь.
- 1883 год⁚ Перевод из Сибири в Астрахань под надзор полиции.
- 1889 год⁚ Разрешение вернуться в родной Саратов.
- 17 (29) октября 1889 года⁚ Смерть Николая Гавриловича Чернышевского в Саратове.
Эти даты отражают лишь основные вехи жизненного пути Николая Чернышевского. Каждая из них наполнена интенсивным трудом, борьбой за свои идеалы, непоколебимой верой в торжество справедливости.
Любопытно, что Чернышевский был сыном священника, но при этом стал революционером. Видимо, влияние книг и жажда знаний оказались сильнее.
Жду продолжения! Хотелось бы больше узнать о его революционной деятельности и вкладе в русскую литературу.
Очень интересно и доступно написано о детстве и юности Чернышевского. Сразу видно, как сильно повлияла среда, в которой он рос, на формирование его личности и взглядов.