Сергей Прокофьев⁚ краткая биография
Сергей Сергеевич Прокофьев ⎯ выдающийся русский и советский композитор, пианист и дирижёр, один из ярчайших представителей музыкального искусства XX века.
Детство
Сергей Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля по старому стилю) 1891 года в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область Украины) в семье учёного-агронома. Раннее детство Прокофьева прошло в украинской сельской местности, в окружении природы и народной музыки.
Его мать, Мария Григорьевна, была хорошей пианисткой-любительницей и привила сыну любовь к музыке с ранних лет. Она стала его первым музыкальным педагогом, обучая игре на фортепиано.
Сергей обладал абсолютным слухом и феноменальной музыкальной памятью. Уже в пять лет он сочинил свою первую музыкальную пьесу «Индийский галоп». В девять лет юный Прокофьев написал свою первую оперу «Великан» – невероятное достижение для ребёнка.
В 1902 году состоялась знаменательная встреча юного Сергея с известным композитором Сергеем Танеевым٫ который٫ разглядев талант мальчика٫ рекомендовал родителям серьезно заняться его музыкальным образованием.
Консерватория
В 1904 году, в возрасте тринадцати лет, Сергей Прокофьев поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию, где обучается у именитых педагогов⁚ композиции его обучали Анатолий Лядов, Николай Римский-Корсаков и Николай Черепнин, фортепиано преподавали Анна Есипова и Анатолий Лядов.
Годы обучения в консерватории стали для Прокофьева временем становления его творческой индивидуальности. Он активно сочиняет музыку, экспериментирует с различными музыкальными стилями, участвует в студенческих концертах, где исполняет собственные произведения.
В консерваторские годы Прокофьев пишет свои первые симфонические произведения, фортепианные концерты, сонаты, оперы «Маддалена» и «Игрок» (по Достоевскому). Его музыка отличается яркостью, динамизмом, новаторским использованием гармонии и ритма, что вызывает неоднозначную реакцию среди консервативной профессуры.
В 1914 году Прокофьев блестяще заканчивает консерваторию по классу композиции, исполнением своего Первого фортепианного концерта, который вызывает скандал своей новизной и дерзостью.
Заграничный период
В 1918 году, в период революционных событий в России, Прокофьев уезжает за границу. Начинается долгий период его жизни вдали от родины, который продлится 18 лет.
Прокофьев много путешествует, живёт в США, Франции, Германии, выступает как пианист и дирижёр, с успехом исполняя собственные сочинения. Его музыка, отмеченная самобытностью, новизной музыкального языка и виртуозным блеском, привлекает внимание публики и критики.
В этот период Прокофьев создает ряд значительных произведений⁚ оперы «Любовь к трём апельсинам», «Огненный ангел», балеты «Стальной скок», «Блудный сын», фортепианные концерты, симфонии.
Несмотря на успех за рубежом, Прокофьев тоскует по России. Он начинает приезжать на родину с гастролями, знакомится с советской действительностью, встречается с деятелями культуры.
В 1933 году Прокофьев принимает окончательное решение вернуться в СССР. Это решение было продиктовано не только патриотическими чувствами, но и желанием работать на родине, в атмосфере творческой свободы и поддержки.
В СССР
Возвращение Прокофьева в Советский Союз в 1936 году ознаменовало новый этап в его творчестве. Он активно включается в музыкальную жизнь страны, пишет музыку для театра и кино, создает произведения на патриотические темы.
В этот период были созданы такие шедевры, как балет «Ромео и Джульетта», опера «Война и мир» (по роману Толстого), кантата «Александр Невский», Пятая и Седьмая симфонии, музыка к кинофильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный».
Однако творчество Прокофьева в СССР не всегда встречало однозначную оценку. Его стремление к новаторству, использование современных музыкальных средств нередко вызывали критику со стороны сторонников «социалистического реализма» в искусстве.
В 1948 году Прокофьев, наряду с другими крупнейшими советскими композиторами, подвергся жестокой критике со стороны партийных органов и Союза композиторов. Его музыка была объявлена «формалистической», «чуждой советскому народу». Это стало тяжелым ударом для композитора.
Несмотря на трудности и гонения, Прокофьев продолжает сочинять. В последние годы жизни он создает балет «Сказ о каменном цветке», Симфонию-концерт для виолончели с оркестром, сонаты, вокальные циклы.
Творчество
Сергей Прокофьев оставил после себя огромное и многообразное творческое наследие, охватывающее практически все музыкальные жанры⁚ оперы, балеты, симфонии, концерты, камерные произведения, музыку для театра и кино.
В его музыке органично сочетаются новаторство и верность традициям русской музыкальной школы. Прокофьева отличает яркий мелодический дар, блестящее мастерство оркестровки, виртуозное владение формой.
Среди наиболее известных произведений Прокофьева⁚ оперы «Любовь к трём апельсинам», «Игрок», «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», симфоническая сказка «Петя и волк», кантата «Александр Невский», семь симфоний, пять фортепианных концертов, два скрипичных концерта, два виолончельных концерта, многочисленные фортепианные пьесы, романсы.
Музыка Прокофьева пользуется огромной популярностью во всем мире. Его произведения исполняются ведущими оркестрами, ставятся на сценах крупнейших театров.
Сергей Прокофьев ⎯ один из величайших композиторов XX века, чье творчество оказало огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.
Интересные факты
Жизнь и творчество Сергея Прокофьева полны интересных фактов, которые раскрывают его многогранную натуру и своеобразие творческого пути⁚
- Шахматный гений. Прокофьев был не только гениальным композитором, но и страстным шахматистом. Он играл в шахматы с детства, достигнув в этом искусстве высокого уровня. Прокофьев разработал собственную систему записи шахматных партий и даже провёл несколько результативных партий с чемпионом мира по шахматам Хосе Раулем Капабланкой.
- Необычный способ записи музыки. Прокофьев часто использовал для записи своих музыкальных идей не нотную бумагу, а обычные игральные карты. На каждой карте он записывал отдельный мотив или музыкальную фразу, а затем складывал их в определенном порядке, создавая таким образом наброски своих произведений.
- Любовь к техническим новинкам. Прокофьев с большим интересом относился к техническим новинкам своего времени. Он одним из первых среди композиторов начал использовать в своем творчестве терменвокс — электромузыкальный инструмент, на котором играют, не касаясь его.
- Дружба с известными писателями. Прокофьев был дружен со многими выдающимися людьми своей эпохи, в т.ч. с писателями Алексеем Толстым и Михаилом Булгаковым. С Булгаковым его связывали особенно тёплые отношения.
- Музыка для детей. Прокофьев придавал большое значение музыкальному воспитанию детей. Он написал несколько произведений специально для юных слушателей, самым знаменитым из которых стала симфоническая сказка «Петя и волк».
Эти и многие другие интересные факты делают личность и творчество Сергея Прокофьева ещё более притягательными и загадочными.
Значимые даты
Жизнь и творчество Сергея Прокофьева были насыщены яркими событиями. Вот некоторые из наиболее значимых дат⁚
- 1891٫ 23 апреля (11 апреля по старому стилю) – рождение Сергея Сергеевича Прокофьева в имении Сонцовка Екатеринославской губернии Российской империи (ныне Донецкая область Украины).
- 1904 – поступление в Санкт-Петербургскую консерваторию. Начало обучения у известных педагогов А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, Н. Н. Черепнина.
- 1909 – окончание консерватории по классу композиции с присуждением малой серебряной медали.
- 1914 – окончание консерватории по классу фортепиано с присуждением премии имени А. Г. Рубинштейна за блестящее исполнение собственного Первого фортепианного концерта.
- 1918 – отъезд из России. Начало длительного периода жизни и работы за границей.
- 1923 – премьера оперы «Любовь к трём апельсинам» в Чикаго. Эта опера принесла Прокофьеву мировую известность.
- 1936 – возвращение в Советский Союз. Начало нового этапа в творчестве, связанного с обращением к патриотической тематике.
- 1938 – премьера балета «Ромео и Джульетта» в Ленинграде. Балет имел триумфальный успех и стал одним из самых популярных балетов XX века.
- 1948 – постановление ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В; Мурадели» положило начало кампании по борьбе с формализмом в музыке. Творчество Прокофьева подверглось жестокой критике.
- 1953, 5 марта – смерть Сергея Сергеевича Прокофьева в Москве.
Не знал, что Прокофьев начал сочинять музыку так рано! Потрясающий талант, проявившийся с детства.
Замечательная статья! Кратко, но очень содержательно. Сразу захотелось переслушать произведения Прокофьева.
Очень интересно! Спасибо, что напомнили о таком великом композиторе. Прокофьев — гений, его музыка вне времени.
Впечатляет история встречи юного Прокофьева с Танеевым. Настоящая встреча, определившая судьбу!