Тэффи: Жизнь и творчество непревзойденной королевы юмора

Тэффи: Жизнь и творчество непревзойденной королевы юмора Краткие биографии

Тэффи⁚ краткая биография

Надежда Александровна Лохвицкая, более известная под псевдонимом Тэффи, — знаменитая русская писательница и поэтесса, мемуаристка, переводчица․ Родилась 9 (21) мая 1872 года в Санкт-Петербурге․ Прославилась٫ как автор юмористических рассказов٫ фельетонов٫ стихов․

Тэффи: Жизнь и творчество непревзойденной королевы юмора

Происхождение и начало пути

Надежда Александровна Лохвицкая, избравшая для литературного творчества звучный псевдоним Тэффи, родилась в семье известного петербургского адвоката, публициста, автора работ по юриспруденции Александра Владимировича Лохвицкого․ Мать, Варвара Александровна, урождённая Гойер, была знатоком литературы․

Семья Лохвицких была высокообразованной и творческой․ Отец, придерживавшийся либеральных взглядов, был широко известен в столичных кругах․ Мать, обладавшая тонким вкусом и глубокими познаниями в литературе, прививала детям любовь к чтению и искусству․ Все дети Лохвицких были литературно одаренными⁚ старшая сестра Мария стала известной поэтессой Миррой Лохвицкой, Варвара и Елена писали прозу, младший брат Николай также пробовал себя в литературе․

Надежда получила прекрасное образование․ Окончила Литейную женскую гимназию в Петербурге․ С ранних лет увлекалась театром, литературой․ Писать Надежда начала еще в гимназические годы, но поначалу не придавала этому серьезного значения․

В 1901 году, уже будучи замужем за юристом Владиславом Бучинским, от которого у нее было трое детей, Надежда Лохвицкая дебютировала в печати под псевдонимом Тэффи․ Её первые публикации — стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный…» и рассказ «Так», появились в журнале «Север»․

Выбор псевдонима, по одной из версий, был связан с желанием отделить свое творчество от известной сестры-поэтессы․ По другой версии, Тэффи — имя глуповатого персонажа из любимой семьей Лохвицких пьесы Джерома К․ Джерома․

Литературный взлет и успех

Настоящий успех пришел к Тэффи в 1907 году, когда она начала печататься в юмористическом журнале «Сатирикон», где блистали Аркадий Аверченко, Саша Чёрный, Осип Дымов․ Ее тонкие, ироничные, а порой и сатирические рассказы и фельетоны, написанные живым, образным языком, быстро завоевали любовь читателей․ Тэффи стала одной из самых популярных авторов журнала․

Писательница умело высмеивала пороки современного ей общества, не прибегая к резким обличениям, а используя мягкий юмор, иронию, гротеск․ Ее герои — обычные люди с их слабостями, страхами, нелепыми поступками․ Тэффи виртуозно передавала нюансы разговорной речи, создавая неповторимые комические образы․

Помимо рассказов и фельетонов, Тэффи писала стихи, пьесы, детские сказки․ Особое место в ее творчестве занимают лирические миниатюры, отмеченные грустью, проникновенностью, философским осмыслением жизни․

Рассказы и фельетоны Тэффи пользовались невероятной популярностью․ Ее книги издавались огромными тиражами, пьесы ставились на сценах лучших театров․ К началу Первой мировой войны Тэффи была уже признанным мастером юмористического жанра, ее имя стало синонимом тонкого, интеллигентного юмора․

Эмиграция и поздние годы

Революция 1917 года стала переломным моментом в жизни Тэффи, как и для многих представителей русской интеллигенции․ В 1919 году, во время гражданской войны, она уехала на юг России, а затем эмигрировала во Францию․

Париж стал для неё второй родиной, где она продолжила свою литературную деятельность․ Тэффи сотрудничала с русскими эмигрантскими изданиями⁚ газетами «Последние новости», «Дни», журналами «Современные записки», «Русская мысль» и другими․

В эмиграции Тэффи продолжала писать рассказы, фельетоны, воспоминания․ Её творчество этого периода проникнуто ностальгией по России, горечью утраты родины․

Несмотря на тоску по родине, Тэффи категорически отказывалась от любых контактов с советской властью и предложений вернуться в СССР․ Она считала невозможным для себя жить и творить в условиях тоталитарного режима․

Тэффи прожила в Париже до конца своих дней․ Она скончалась 6 октября 1952 года в возрасте 80 лет․ Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем․

«Слезы моей души»⁚ обратная сторона юмора

Хотя Тэффи снискала славу непревзойденной мастерицы смеха, ее творчество не ограничивалось лишь юмористическим жанром․ Под поверхностью искрометного юмора скрывалась глубокая грусть, печаль, а порой и отчаяние․

За маской веселой и беспечной рассказчицы скрывалась тонкая, ранившая душа, остро чувствовавшая боль и страдания окружающего мира․ В письмах и дневниках Тэффи признавалась, что юмор для неё — это своего рода защитная реакция, способ справиться с жизненными невзгодами․

В ее литературном наследии есть немало произведений, которые поражают своей пронзительной грустью, безысходностью․ Это рассказы о любви и одиночестве, о смерти и утрате, о хрупкости человеческого существования․

Тэффи умела видеть трагическое даже в самых обыденных вещах․ Она писала о том, что близко и понятно каждому⁚ о непонимании, одиночестве, страхе перед будущим․ Именно эта искренность, эта способность показать жизнь во всем ее многообразии делает творчество Тэффи таким притягательным и актуальным и сегодня․

Наследие Тэффи⁚ «двуликий Янус» русской литературы

Тэффи часто называют «двуликим Янусом» русской литературы․ Её творчество сочетает в себе два начала⁚ смех и слезы, юмор и трагедию, иронию и лиризм․

Она умела заметить смешное в самых обыденных ситуациях, но за этим смехом всегда скрывалась грусть, а порой и горечь․ Тэффи видела жизнь во всем её противоречии, со всеми её парадоксами;

Тэффи оставила после себя богатое литературное наследие⁚ рассказы, фельетоны, пьесы, стихи, воспоминания․ Её произведения переведены на многие языки мира и до сих пор пользуются любовью читателей․

В своих книгах Тэффи создала яркую картину своей эпохи, запечатлела образы людей, среди которых она жила и творила․ Но главное — она показала человеческую душу во всем её многообразии, со всеми её слабостями и противоречиями․

Тэффи , один из самых тонких и проникновенных писателей XX века․ Её творчество — это целый мир, полный юмора, грусти, мудрости и нежности․

Тэффи: Жизнь и творчество непревзойденной королевы юмора

Интересные факты

Жизнь и творчество Тэффи, несмотря на кажущуюся простоту и легкость ее стиля, полны интересных и малоизвестных фактов⁚

  • Псевдоним Тэффи, по одной из версий, писательница позаимствовала у глуповатого персонажа из пьесы Джерома К․ Джерома, которая очень нравилась ее семье․ По другой версии, псевдоним был выбран, чтобы отделить творчество от известной сестры-поэтессы․
  • Тэффи была не только талантливой писательницей, но и блестящей актрисой․ Она с успехом выступала на сцене кабаре и литературных вечеров, читая свои произведения․ Её выступления всегда собирали аншлаги․
  • Литературные вечера с участием Тэффи пользовались огромной популярностью․ Её выступления с чтением собственных рассказов были событием в культурной жизни Петербурга и Москвы․ Современники отмечали её неподражаемую манеру исполнения, тонкий юмор и артистизм․
  • Тэффи была знакома со многими выдающимися людьми своего времени․ Она была близка с Анной Ахматовой, Александром Куприным, Иваном Буниным․ С Александром Блоком её связывали сложные, противоречивые отношения․
  • В эмиграции Тэффи жила очень скромно, часто нуждалась; Но, несмотря на это, она никогда не теряла присутствия духа и продолжала писать, считая творчество своим главным призванием․

Тэффи: Жизнь и творчество непревзойденной королевы юмора

Значимые даты

Хронология жизни и творчества Тэффи отражает ее путь от дебютантки до признанного мастера русской литературы⁚

  1. 1872, 9 (21) мая – рождение Надежды Александровны Лохвицкой (Тэффи) в Санкт-Петербурге․
  2. 1890-е годы – первые литературные опыты, публикация стихотворений в периодической печати․
  3. 1901 – дебют в печати под псевдонимом Тэффи (рассказ «Так» и стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный…» в журнале «Север»)․
  4. 1905 – публикация стихотворения «Пчелки», в котором Тэффи выразила свои политические взгляды, за что подверглась критике со стороны консервативной прессы․
  5. 1907–1917 – период расцвета творчества․ Сотрудничество с журналом «Сатирикон», публикация многочисленных юмористических рассказов и фельетонов, принесших Тэффи всероссийскую известность․
  6. 1910 – выход первого сборника рассказов «Юмористические рассказы», имевшего огромный успех у читателей․
  7. 1918 – начало эмиграции․ Отъезд из Петрограда на юг России, затем — в Константинополь, а оттуда — во Францию․
  8. 1920-е–1940-е годы – жизнь и творчество в эмиграции․ Публикации в русских эмигрантских изданиях Парижа, Берлина, Праги․
  9. 1952٫ 6 октября – смерть Тэффи в Париже․ Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ирина

    Какая удивительная жизнь у Надежды Лохвицкой! Талантливая семья, успешная литературная карьера… Спасибо за статью!

  2. Светлана

    Очень интересная статья! Хотелось бы узнать больше о жизни и творчестве Тэффи в эмиграции.

  3. Михаил

    Тэффи — неподражаемый мастер юмора! Её рассказы всегда вызывают улыбку, даже если затрагивают серьезные темы.

  4. Алексей

    Обязательно почитаю произведения Тэффи. Юмор — это то, чего так не хватает в наше время.

  5. Ольга

    Интересно было узнать о происхождении псевдонима Тэффи. Никогда бы не подумала, что он связан с персонажем пьесы!