Валерий Павлович Чкалов⁚ краткая биография
Валерий Павлович Чкалов (1904-1938) ─ советский летчик-испытатель, комбриг и Герой Советского Союза. Командир экипажа самолета, совершившего в 1937 г. первый беспосадочный перелет через Северный полюс.
Ранние годы и начало карьеры
Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво, Нижегородской губернии, в семье потомственных котельщиков. Отец, Павел Григорьевич Чкалов, работал котельщиком на судоремонтном заводе, а мать, Ирина Ивановна, занималась домашним хозяйством. Детство Валерия прошло на берегу Волги, где он увлекся речным делом и мечтал стать капитаном.
В 1916 году, после окончания начальной школы, Валерий поступил в Череповецкое техническое училище, но с началом революции и гражданской войны вернулся домой. В 1919 году он устроился кочегаром на пароход «Байкал», работавший на Волге, а затем поступил на курсы котельщиков при Сормовском заводе.
В 1921 году٫ увидев показательные полёты самолётов٫ Валерий Чкалов принял решение связать свою жизнь с авиацией. В том же году он поступил добровольцем в Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот (РККВФ) и был направлен в Егорьевскую военно-теоретическую школу авиации. После её окончания он продолжил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков٫ где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504.
По окончании училища в октябре 1923 года, в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков, Чкалов был направлен для прохождения дальнейшей службы в Московскую авиашколу стрельбы и бомбометания, а затем в Серпуховскую высшую военную авиационную школу воздушного боя.
Подвиги и достижения в авиации
После окончания летной подготовки Валерий Чкалов служил летчиком-истребителем в частях Ленинградского военного округа, где зарекомендовал себя как искусный пилот и смелый испытатель. В 1930 году он был переведен в Москву на должность летчика-испытателя Научно-испытательского института Военно-воздушных сил (НИИ ВВС).
В НИИ ВВС Чкалов проявил исключительные летные навыки и способности к испытательной работе. Он испытывал различные типы самолетов, в т.ч. истребители И-15 и И-16 конструкции Поликарпова, бомбардировщики ТБ-3 и СБ, а также другие экспериментальные машины.
Валерий Чкалов внес значительный вклад в развитие советской авиационной техники и тактики. Он разработал и внедрил в практику новые фигуры высшего пилотажа, такие как восходящий штопор и замедленная бочка. Чкалов активно участвовал в испытаниях новых моделей самолетов и авиационного оборудования, его предложения по совершенствованию конструкции самолетов учитывались авиационными конструкторами.
За мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, Валерию Чкалову в 1936 году было присвоено звание Героя Советского Союза. Его имя стало символом советской авиации, примером мужества, профессионализма и преданности своему делу.
Перелет через Северный полюс
Одним из самых выдающихся достижений Валерия Чкалова стал беспосадочный перелет из Москвы в Ванкувер (США) через Северный полюс, совершенный в июне 1937 года. Этот перелет, на самолете АНТ-25 конструкции Туполева, стал настоящей сенсацией и триумфом советской авиации.
В экипаж самолета, кроме Чкалова, входили штурман Александр Беляков и второй пилот Георгий Байдуков. Перелет проходил в сложнейших метеорологических условиях, над безлюдными просторами Арктики. Летчикам пришлось преодолеть низкую облачность, обледенение, магнитные бури и другие трудности.
63 часа и 16 минут продлился полет через Северный полюс, прежде чем самолет Чкалова совершил посадку в Ванкувере. Этот беспосадочный перелет на расстояние 8504 километра стал рекордом дальности для своего времени.
Подвиг Чкалова и его экипажа продемонстрировал всему миру возможности советской авиации и способствовал укреплению международного авторитета СССР. За этот перелет Валерий Чкалов был удостоен ордена Ленина.
Последние годы и гибель
После триумфального перелёта через Северный полюс Валерий Чкалов продолжал активную лётную работу. Он участвовал в испытаниях новых самолетов, в т.ч. экспериментального истребителя И-180.
15 декабря 1938 года во время первого испытательного полета на И-180 произошла катастрофа. Самолёт только что прошёл модернизацию после предыдущей аварии, и планом полёта Чкалову было запрещено выполнять на нём фигуры высшего пилотажа. Тем не менее, Чкалов, будучи уверенным в своих силах и желая продемонстрировать возможности машины, нарушил инструкции и выполнил несколько фигур.
Во время захода на посадку, на малой высоте, двигатель самолёта заглох. Чкалов попытался посадить машину на лётное поле, но не успел и задел телеграфный столб. Самолёт рухнул на землю и загорелся.
Валерий Чкалов получил тяжелые травмы и скончался в больнице через два часа после катастрофы. Ему было всего 34 года. Обстоятельства гибели Чкалова до сих пор вызывают споры среди историков авиации.
Память о герое
Гибель Валерия Чкалова стала огромной утратой для советской авиации и всей страны. Его имя было окружено ореолом славы и народной любви. В память о легендарном летчике были установлены памятники, названы улицы, скверы, учебные заведения.
Родной город Чкалова, Василёво, был переименован в Чкаловск. Его имя носит остров в Охотском море, где экипаж Чкалова совершил посадку во время перелёта через Северный полюс. В Москве, на Ленинградском проспекте, установлен памятник Валерию Чкалову;
Подвиг Чкалова и его вклад в развитие советской авиации нашли отражение в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве. О нем написаны книги, сняты фильмы, созданы картины.
Память о Валерии Чкалове, как о выдающемся летчике, герое, патриоте своей страны, продолжает жить в сердцах людей и вдохновлять на новые подвиги.
Интересные факты
Жизнь и карьера Валерия Чкалова полны интересных и малоизвестных фактов, которые раскрывают его характер и особенности личности⁚
- Любовь к риску и нарушениям; Чкалов был известен своей любовью к риску и пренебрежением к правилам. Он часто выполнял опасные трюки в воздухе, за что неоднократно подвергался дисциплинарным взысканиям. Однажды он даже пролетел под мостом в Ленинграде, чем вызвал гнев начальства, но восхищение у очевидцев.
- Дружба с Сергеем Королевым. Мало кто знает, что Чкалов был близким другом Сергея Королева, будущего конструктора космических кораблей. Они познакомились в 1930-е годы и разделяли страсть к авиации и стремление к покорению новых высот.
- Личная просьба Сталина. Перелет через Северный полюс был идеей самого Иосифа Сталина, который хотел продемонстрировать всему миру мощь советской авиации. Он лично выбрал Чкалова для выполнения этой миссии, высоко оценивая его летное мастерство и мужество.
- Подарок от американского миллионера. После триумфального приземления в Ванкувере Чкалов и его экипаж стали настоящими знаменитостями в США. Американский миллионер Уильям Хёрст подарил Чкалову роскошный автомобиль «Паккард», на котором летчик с удовольствием катал своих друзей по Москве.
- Предчувствие гибели. Существует легенда, что перед своим последним полетом Чкалов будто бы предчувствовал свою гибель. Он попрощался с женой и детьми, а также написал прощальное письмо, которое было обнаружено уже после катастрофы.
Валерий Чкалов прожил короткую, но яркую жизнь, оставив после себя след не только в истории авиации, но и в сердцах людей. Его имя стало символом мужества, героизма и преданности своему делу.
Значимые даты
Жизнь Валерия Чкалова, насыщенная яркими событиями и выдающимися достижениями, может быть представлена в следующих знаковых датах⁚
- 2 февраля 1904 года ⎯ рождение Валерия Павловича Чкалова в селе Василёво Нижегородской губернии.
- 1921 год ─ поступление на службу в Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот (РККВФ)٫ начало пути в авиации.
- Октябрь 1923 года ⎯ окончание Борисоглебской военной авиационной школы лётчиков, первый самостоятельный полет.
- 1930 год ⎯ перевод в Москву на должность летчика-испытателя Научно-испытательского института Военно-воздушных сил (НИИ ВВС). Начало испытательной карьеры, разработка новых фигур высшего пилотажа.
- 1936 год ⎯ присвоение звания Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники.
- 18-20 июня 1937 года ─ беспосадочный перелет Москва ─ Ванкувер через Северный полюс на самолете АНТ-25. Установление рекорда дальности, всемирная слава и признание.
- 15 декабря 1938 года ⎯ трагическая гибель Валерия Чкалова во время испытательного полета на самолете И-180.
Эти даты ⎯ вехи жизненного пути прославленного летчика, его вклада в историю авиации и завоевания неба;
Спасибо, что напомнили о подвиге Чкалова! Важно знать и помнить историю нашей страны и ее героев.
Интересная статья о легендарном летчике! Всегда поражался мужеству людей, которые первыми покоряли небо.
Статья краткая, но информативная. Хотелось бы больше узнать о самом перелете через Северный полюс.