Валерий Гаврилин: путь от детдома до вершин музыкального Олимпа

Валерий Гаврилин: путь от детдома до вершин музыкального Олимпа Краткие биографии

Валерий Гаврилин⁚ краткая биография

Вале́рий Алекса́ндрович Гаври́лин (17 августа 1939, Вологда 28 января 1999, Санкт-Петербург) советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам.​ Лауреат Государственной премии СССР. Народный артист РСФСР.

Детство и юность

Валерий Александрович Гаврилин появился на свет 17 августа 1939 года в семье учителей в Вологде.​ Вскоре после его рождения семья переехала в город Кадников. Как и для многих его сверстников, детство Гаврилина было омрачено войной. В августе 1941 года, когда Валерию было всего два года, его отец погиб на фронте под Ленинградом.​ Мать с маленьким Валерием и его сестрой Галей была вынуждена переехать в село Перхурьево, где Валера пошел в школу.

Тяжелое военное и послевоенное время, голод и лишения не смогли заглушить в маленьком Валерии любовь к музыке. Он впитывал в себя народные песни и мелодии, которые слышал на сельских посиделках, и уже в раннем возрасте проявил желание создавать собственную музыку.​

В 1950 году, когда Валерию было 11 лет, его мать арестовали по ложному обвинению.​ Сестру Галю забрала к себе тетя, а Валерий попал в Вологодский детский дом.​

Именно в детском доме судьба свела Валерия Гаврилина с музыкой.​ Мальчик не проявлял особых талантов ни в хоровом пении, ни в игре на музыкальных инструментах.​ Однако, наблюдая за игрой концертмейстера, он загорался желанием создавать собственную музыку.​

Переломным моментом в жизни Валерия стала встреча с профессором Ленинградской консерватории Иваном Михайловичем Белоземцевым, который приехал в детский дом в поисках музыкально одаренных детей.​ Профессор был поражен необычной музыкой, которую юный Гаврилин пытался записать в нотной тетради.​ С этого момента жизнь Валерия круто изменилась.​

Путь в музыке

В 1953 году, с разрешения матери, которая к тому времени была освобождена, Валерий Гаврилин был принят в музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории.​ Изначально он обучался игре на кларнете, но впоследствии перешел на композиторское отделение.​ Юный музыкант с жадностью впитывал новые знания, увлеченно изучая симфоническую музыку и постигая азы композиции.​

В 19 лет Валерий поступил в Ленинградскую консерваторию на теоретико-композиторский факультет.​ Однако, проучившись там два года, он неожиданно для всех решил сменить специализацию и перешел на музыковедческое отделение.​ В этот период Гаврилин серьезно увлекся изучением народного фольклора.​ Он принимал участие в фольклорных экспедициях, где скрупулезно записывал народные песни, изучал особенности диалектов и погружался в атмосферу деревенской жизни.​

Фольклорные экспедиции оказали огромное влияние на становление Гаврилина как композитора.​ Именно в народной музыке он черпал вдохновение и находил тот неповторимый колорит, который впоследствии прославил его имя.​

Еще во время учебы в консерватории Гаврилин написал сюиту «Тараканище», несколько сочинений для струнного квартета и вокальный цикл «Немецкая тетрадь» на стихи Генриха Гейне.​ Цикл был восторженно встречен музыкальной общественностью и на долгие годы вошел в репертуар многих известных исполнителей.​

Творческий взлет и признание

По настоянию своего наставника, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, Валерий Гаврилин продолжил обучение в аспирантуре Ленинградской консерватории, которую окончил экстерном.​ Его дипломной работой стал вокальный цикл «Русская тетрадь», исполнение которого на Декаде ленинградской музыки в 1965 году имело ошеломительный успех.​ Гаврилина стали называть «Есениным в музыке», отмечая лиричность, задушевность и национальный колорит его сочинений.​

Валерий Гаврилин: путь от детдома до вершин музыкального Олимпа

В 1967 году٫ в возрасте 28 лет٫ Гаврилин был удостоен Государственной премии имени Глинки٫ став одним из самых молодых лауреатов этой престижной награды.​

Однако, вслед за громким успехом у Гаврилина наступил период творческого поиска.​ Он продолжал писать музыку, но ни одно из его новых произведений не могло сравниться по силе воздействия с ранними вокальными циклами.​ Композитор на несколько лет ушел в тень, работая над музыкой для театра и кино, сочиняя фортепианные пьесы и сюиты.​

Новый виток творческого вдохновения пришел к Гаврилину в начале 1970-х годов.​ Он создает оперу «Повесть о скрипаче Ванюше» (1972), симфонические поэмы «Военные письма» (1972) и «Немецкая тетрадь №2» (1972), а также ряд других значительных произведений⁚ вокальные циклы «Немецкая тетрадь №3» (1975), «Вечерок» (1976), «Из альбома старой женщины» (1979) и «Земля» на стихи Татьяны Шульгиной (1980).​

«Перезвоны» и другие значимые произведения

Одним из самых значительных произведений Валерия Гаврилина стал хоровой цикл «Перезвоны» (1982)٫ написанный по мотивам произведений Василия Шукшина.​ В этом цикле композитор создал яркие музыкальные образы русской провинции٫ передал всю глубину и самобытность народного характера.​ «Перезвоны» стали своеобразным музыкальным символом России٫ гимном простому человеку и его судьбе.​

Гаврилин внес значительный вклад и в развитие отечественного балета.​ В 1983 году на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Анюта» по мотивам рассказа Антона Чехова «Анна на шее». Музыка Гаврилина, наполненная лиризмом, щемящей грустью и светлой печалью, идеально подошла к чеховской истории о любви и предательстве.​ Балет имел триумфальный успех и в 1986 году был поставлен на сцене знаменитого театра Сан-Карло в Неаполе.​

В содружестве с режиссером Александром Белинским Гаврилин создал еще несколько балетов⁚ «Дом у дороги» (1984) по мотивам поэмы Александра Твардовского, «Женитьба Бальзаминова» (1989) по пьесе Александра Островского и другие.​

Музыка Гаврилина часто звучала в кино.​ Он написал музыку к таким известным фильмам, как «Два капитана» (1955), «Дайте жалобную книгу» (1965), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Городской романс» (1970) и многим другим.​

Несмотря на то, что большую часть жизни Валерий Гаврилин прожил в Ленинграде, он всегда сохранял тесную связь со своей малой родиной ౼ Вологдой.​ Он принимал активное участие в культурной жизни города, его произведения часто исполнялись на вологодской сцене.​

Личная жизнь и наследие

Личная жизнь Валерия Гаврилина была неразрывно связана с музыкой.​ В 1959 году он женился на Наталье Евгеньевне Штейнберг٫ воспитательнице детского дома٫ в котором он когда-то нашёл приют.​ Гаврилин влюбился в Наталью с первого взгляда٫ и٫ несмотря на разницу в возрасте٫ сумел завоевать её сердце.​ Их семейная жизнь была наполнена любовью٫ взаимопониманием и преданностью искусству.​

Валерий Александрович Гаврилин ушел из жизни 28 января 1999 года в Санкт-Петербурге. Его творчество, пронизанное искренностью, любовью к России и её народу, оставило неизгладимый след в истории отечественной музыки;

Гаврилин оставил после себя богатое музыкальное наследие, включающее в себя оперы, балеты, симфонические и камерные произведения, вокальные циклы, музыку к кинофильмам и театральным постановкам.​ Его произведения и сегодня пользуются огромной популярностью у слушателей и исполнителей, они звучат на лучших концертных площадках России и мира.

В Вологде, на родине композитора, открыт Дом-музей Валерия Гаврилина, где бережно хранятся его личные вещи, рукописи и фотографии.​ Ежегодно в Вологде проводится Международный музыкальный Гаврилинский фестиваль, на котором исполняются произведения мастера и молодых композиторов, продолжающих его традиции.​

Валерий Гаврилин: путь от детдома до вершин музыкального Олимпа

Интересные факты

Жизнь и творчество Валерия Гаврилина полны интересных фактов, которые раскрывают его как талантливого композитора и неординарную личность⁚

  • Музыкальный слух в детском доме⁚ Несмотря на то, что Гаврилин не проявлял особых талантов в игре на инструментах или пении в хоре, он обладал феноменальным музыкальным слухом.​ Он мог воспроизвести на фортепиано любую мелодию, услышав ее всего один раз.​
  • Встреча с Шостаковичем⁚ Знакомство с Дмитрием Шостаковичем стало поворотным моментом в судьбе Гаврилина.​ Шостакович высоко оценил талант молодого композитора и оказал ему неоценимую поддержку на протяжении всей его творческой карьеры.​
  • «Есенин в музыке»⁚ После исполнения вокального цикла «Русская тетрадь» Гаврилина стали называть «Есениным в музыке», отмечая лиричность, задушевность и национальный колорит его произведений.​
  • «Перезвоны» и Шукшин⁚ Идея создания хорового цикла «Перезвоны» пришла к Гаврилину после прочтения произведений Василия Шукшина. Композитора глубоко тронули образы простых русских людей, их жизненные истории, их радости и печали.
  • «Анюта» и Максимова⁚ Балет «Анюта» был создан специально для великой русской балерины Екатерины Максимовой, которая блестяще исполнила главную партию.​ Балет имел огромный успех и вошел в золотой фонд отечественного балетного искусства.​
  • Любовь к Вологде⁚ Несмотря на то, что бо́льшую часть жизни Гаврилин прожил в Ленинграде, он всегда сохранял тесную связь со своей малой родиной ー Вологдой.​ Он часто приезжал в Вологду, черпал вдохновение в её тихих улочках и живописных окрестностях.​
  • Дом-музей⁚ В Вологде, в доме, где родился композитор, открыт мемориальный Дом-музей Валерия Гаврилина.​ В музее хранятся личные вещи композитора, его рукописи, фотографии, а также документы, рассказывающие о его жизни и творчестве.
  • Гаврилинский фестиваль⁚ Ежегодно в Вологде проводится Международный музыкальный Гаврилинский фестиваль, на котором исполняются произведения Валерия Гаврилина, а также произведения других композиторов, работающих в жанре современной академической музыки.​

Валерий Гаврилин — один из самых ярких и самобытных композиторов XX века.​ Его музыка отличается искренностью, глубиной, эмоциональностью и неповторимым национальным колоритом.​ Произведения Гаврилина по праву вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.​

Валерий Гаврилин: путь от детдома до вершин музыкального Олимпа

Значимые даты

Жизнь и творчество Валерия Гаврилина были наполнены событиями, которые отражали его творческий путь и признание его таланта.​ Вот некоторые из наиболее важных дат⁚

  1. 17 августа 1939 года⁚ Рождение Валерия Александровича Гаврилина в Вологде.​
  2. 1941 год⁚ Гибель отца на фронте под Ленинградом.​ Переезд семьи в село Перхурьево.​
  3. 1950 год⁚ Поступление в Вологодский детский дом после ареста матери.​
  4. 1953 год⁚ Переезд в Ленинград и поступление в музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории.​
  5. 1959 год⁚ Поступление в Ленинградскую консерваторию на теоретико-композиторский факультет.​ Женитьба на Наталье Евгеньевне Штейнберг.
  6. 1961 год⁚ Перевод на музыковедческое отделение Ленинградской консерватории.​ Начало активной работы в фольклорных экспедициях.​
  7. 1964 год⁚ Окончание Ленинградской консерватории.​ Написание вокального цикла «Немецкая тетрадь».
  8. 1965 год⁚ Поступление в аспирантуру Ленинградской консерватории.​ Успешное исполнение вокального цикла «Русская тетрадь» на Декаде ленинградской музыки.​
  9. 1967 год⁚ Присуждение Государственной премии имени Глинки за вокальный цикл «Русская тетрадь».​
  10. 1972 год⁚ Создание оперы «Повесть о скрипаче Ванюше» и симфонических поэм «Военные письма» и «Немецкая тетрадь №2».​
  11. 1982 год⁚ Написание хорового цикла «Перезвоны» по мотивам произведений Василия Шукшина.​
  12. 1983 год⁚ Премьера балета «Анюта» на сцене Большого театра.​
  13. 1986 год⁚ Постановка балета «Анюта» на сцене театра Сан-Карло в Неаполе.​
  14. 28 января 1999 года⁚ Смерть Валерия Александровича Гаврилина в Санкт-Петербурге.​

Эти даты – лишь вехи на большом и сложном творческом пути композитора.​ Каждая из них знаменует собой определенный этап в становлении Гаврилина как композитора, в развитии его индивидуального стиля и в завоевании любви и признания публики.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга Иванова

    Какая удивительная судьба! Пройти через детский дом, пережить репрессии матери и всё равно найти в себе силы творить и создавать такую прекрасную музыку!

  2. Михаил Петров

    Гаврилин — один из моих любимых композиторов. Его музыка наполнена такой искренностью и душевностью! Спасибо за статью, было интересно узнать больше о его жизни.

  3. Андрей Кузнецов

    Статья короткая, но очень емкая. Сразу видно, что автор хорошо знает и любит творчество Гаврилина. Хотелось бы больше узнать о его музыке к кинофильмам.

  4. Екатерина Смирнова

    Очень интересно написано о детстве композитора. Тяжелые испытания выпали на его долю, но, к счастью, он смог найти свой путь в искусстве. Спасибо автору!