Биография Сутеева кратко
Владимир Григорьевич Сутеев (1903-1993) ‒ выдающийся советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссер-мультипликатор. Родился в семье врача, увлекавшегося живописью. С детства Владимир проявлял художественный талант. Окончил Государственный техникум кинематографии, работал на студиях «Мосфильм» и «Союзмультфильм».
Ранние годы и образование
Владимир Сутеев родился 5 июля 1903 года в Москве в семье врача Григория Осиповича Сутеева и Зинаиды Васильевны Сутеевой. Атмосфера в семье будущего художника была пропитана любовью к искусству. Григорий Осипович٫ будучи врачом по профессии٫ увлекался живописью и пением٫ прививая своим сыновьям любовь к прекрасному. Значительное влияние на Владимира оказало знакомство со скульптором Степаном Эрьзей٫ частым гостем в доме Сутеевых. Рассказы скульптора и фотографии его работ произвели на юного Владимира неизгладимое впечатление и٫ по его собственному признанию٫ сыграли решающую роль в выборе профессии.
Владимир начал рисовать с ранних лет, участвуя в домашних художественных конкурсах, которые устраивали родители. Творчество поощрялось в семье, и не удивительно, что оба брата Сутеевы связали свою жизнь с искусством⁚ Владимир стал художником, а Вячеслав – режиссером документального кино.
Владимир Сутеев учился в 11-й мужской гимназии, а затем в советской школе. В сложные послереволюционные годы семья испытывала финансовые трудности, и Владимиру пришлось рано начать работать. С 14 лет он зарабатывал рисованием⁚ создавал диаграммы для выставок, дипломы для спортивных соревнований, плакаты.
Несмотря на раннюю необходимость зарабатывать, Владимир не оставлял стремления к получению образования. Он поступил в Московское высшее техническое училище на инженерно-строительный факультет, но вскоре понял, что его истинное призвание – искусство. В 1924 году Сутеев оставил МВТУ и поступил в Государственный техникум кинематографии, где начал профессионально заниматься иллюстрацией.
Творческий путь в мультипликации
Свою карьеру в мультипликации Владимир Сутеев начал еще во время учебы в техникуме кинематографии. Он вошел в состав первой экспериментальной мультипликационной мастерской, объединившей талантливых художников, таких как Н. Ходатаев, Д. Черкес, И. Иванов-Вано, Ю. Меркулов и другие. Вместе они работали над новаторскими проектами, одним из которых стал мультфильм «Китай в огне» (1925). Эта лента, посвященная китайской революции, стала дебютом Сутеева в мультипликации и примечательна тем, что в ней впервые был использован альбомный метод создания анимации.
Сутеев был одним из пионеров звуковой мультипликации в СССР. В 1931 году совместно с Львом Артамоновым он создает первый советский звуковой мультфильм «Улица поперек». Этот период ознаменовался активным сотрудничеством Сутеева со студиями «Мосфильм» и «Союзмультфильм», где он проявил себя как талантливый режиссер, сценарист и художник-постановщик. Среди его работ того времени ⏤ «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Дядя Степа» – мультфильмы, ставшие классикой советской анимации.
С началом Великой Отечественной войны творческая деятельность Сутеева была прервана. Он ушел на фронт добровольцем, где служил в звании лейтенанта, участвовал в боях на Юго-Западном фронте и в Белорусской наступательной операции. Несмотря на военные действия, Сутеев продолжал создавать анимационные фильмы, работая на студии «Воентехфильм», где снимал учебные материалы для солдат.
После войны Сутеев вернулся к мультипликации, преподавал на курсах при «Союзмультфильме», но постепенно его интерес сместился в сторону детской литературы. Тем не менее, он продолжал писать сценарии для мультфильмов, многие из которых были успешно экранизированы.
Иллюстраторская деятельность
В 1947 году Владимир Сутеев начал новый этап в своей творческой карьере, придя на работу в издательство «Детгиз». С этого момента иллюстрация детской литературы стала его основным занятием. Сутеев обладал уникальным талантом создавать выразительные и запоминающиеся образы, понятные самым маленьким читателям. Ясность композиции, обаяние персонажей, простота и лаконичность – вот отличительные черты его стиля.
Сутеев стал не просто иллюстратором, а полноправным соавтором детских писателей. Он сотрудничал с такими мэтрами детской литературы, как Корней Чуковский, Сергей Михалков, Агния Барто, Михаил Пляцковский. Книги с его иллюстрациями к сказкам Чуковского («Доктор Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр» и др.), стихам Михалкова и Барто стали классикой советской детской книги.
Интересно, что на иллюстрациях Сутеева к сказкам Чуковского можно встретить не только сказочных персонажей, но и самого Корнея Ивановича. Это придает рисункам особую живость и реалистичность, стирая грань между вымыслом и действительностью.
Сутеев не ограничивался иллюстрированием только русских авторов. Он с большим энтузиазмом взялся за работу над книгой итальянского писателя Джанни Родари «Приключения Чиполлино» (1955), которая имела огромный успех в СССР. Созданные им образы Чиполлино, принца Лимона и других персонажей сказки стали культовыми для советских детей.
Иллюстрации Сутеева многократно переиздавались, служили эскизами для игрушек, украшали детские учреждения. Его герои стали частью визуальной культуры советского детства.
Литературное творчество
Иллюстрируя детские книги, Владимир Сутеев и сам всё больше увлекался литературным творчеством. Он обладал даром просто и увлекательно рассказывать истории, понятные самым маленьким слушателям. Его сказки учат добру, взаимовыручке, дружбе, смекалке, умению находить выход из сложных ситуаций.
Первые собственные книги Сутеева ⏤ «Сто картинок» (1949) и «Веселые картинки» (1953) – были построены на принципе взаимодействия текста и изображения. Автор намеренно отводил тексту второстепенную роль, предоставляя ребенку возможность самостоятельно, с опорой на картинки, придумывать сюжет. Такой прием, напоминающий раскадровку мультфильма, был не случаен. Опыт работы в анимации научил Сутеева выстраивать динамичный визуальный ряд, способный увлечь ребенка и разбудить его фантазию.
Среди самых известных сказок Сутеева⁚ «Под грибом», «Три котенка», «Цыпленок и утенок», «Разные колеса», «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок» и многие другие. Они переведены на десятки языков мира, по ним сняты мультфильмы, которые любят уже не одно поколение детей.
В своих сказках Сутеев использует простые, но выразительные средства. Его герои – чаще всего животные, птицы, насекомые, наделенные человеческими качествами. Они попадают в забавные и поучительные ситуации, которые помогают детям усвоить важные жизненные уроки. Язык сказок Сутеева прост и доступен малышам, а юмор делает их интересными и для взрослых.
Значение творчества Сутеева
Владимир Сутеев оставил после себя огромное творческое наследие, которое продолжает радовать и воспитывать детей уже много лет. Его творчество ⏤ это неотъемлемая часть культурного кода нескольких поколений, выросших на его книгах и мультфильмах.
Сутеев ‒ один из основоположников советской мультипликации. Он стоял у истоков этого вида искусства в СССР, разрабатывал новые технологии анимации, создавал яркие, запоминающиеся образы. Его мультфильмы отличаются добротой, юмором, динамичным сюжетом, они учат детей дружбе, взаимопомощи, справедливости.
Иллюстрации Сутеева к детским книгам отличаются лаконичностью, выразительностью, точностью в передаче характеров персонажей. Он умел находить простые и понятные детям изобразительные средства, чтобы рассказать историю, пробудить эмоции, заставить сопереживать героям.
Сказки Сутеева ⏤ это классика детской литературы. Они написаны простым, доступным языком, с большим юмором и добротой. Его сказки не только развлекают детей, но и учат их важным жизненным ценностям⁚ доброте, отзывчивости, смелости, дружбе, взаимовыручке.
Творчество Сутеева не теряет своей актуальности и в наши дни. Его книги переиздаются огромными тиражами, мультфильмы с удовольствием смотрят современные дети. И это лучшее подтверждение того, что Владимир Сутеев был настоящим мастером, тонко чувствовавшим душу ребенка.
Интересные факты
Амбидекстр. Владимир Сутеев был амбидекстром – он одинаково хорошо владел правой и левой рукой и мог рисовать обеими. Это позволяло ему работать очень быстро и создавать огромное количество иллюстраций.
От мультипликации к литературе. Интересно, что путь Сутеева в детской литературе начался с мультипликации. Он долгое время работал как режиссёр и художник-мультипликатор, прежде чем начал писать собственные сказки и иллюстрировать чужие. Этот опыт во многом определил его стиль как детского писателя и художника.
«Сто картинок» без слов. Одна из первых книг Сутеева, «Сто картинок», была задумана как книга практически без слов. Автор хотел, чтобы дети сами придумывали истории по картинкам, развивая таким образом фантазию и творческое мышление.
Вклад в популяризацию зарубежных авторов. Сутеев сыграл большую роль в популяризации зарубежных детских писателей в СССР. Он блестяще проиллюстрировал «Приключения Чиполлино» итальянского писателя Джанни Родари, сделав эту книгу любимой для нескольких поколений советских детей.
Персонаж-автопортрет. В иллюстрациях Сутеева к сказкам Корнея Чуковского можно встретить самого автора сказок. Художник изображал Чуковского в роли добродушного наблюдателя за происходящими событиями.
Простота и мудрость. Сказки Сутеева отличаются простотой сюжета и языка, но при этом они очень мудры и поучительны. Автор умел доходчиво объяснять детям важные вещи, не прибегая к нравоучениям и скучным поучениям.
Всемирное признание. Книги Сутеева переведены на десятки языков мира и пользуются любовью детей во многих странах. Его творчество стало частью золотого фонда мировой детской литературы.
Значимые даты
5 июля 1903 года – рождение Владимира Григорьевича Сутеева в Москве.
1924 год – поступление в Государственный техникум кинематографии, начало профессиональной деятельности в области иллюстрации.
1925 год – дебют в мультипликации, участие в создании первого советского мультфильма, выполненного в технике альбомной мультипликации – «Китай в огне».
1931 год – выход на экраны первого советского звукового мультфильма «Улица поперек»٫ созданного Владимиром Сутеевым совместно с Львом Артамоновым.
1930-е годы – период активной работы на киностудиях «Мосфильм» и «Союзмультфильм» в качестве режиссёра٫ сценариста и художника-мультипликатора. Создание таких мультфильмов٫ как «Шумное плавание»٫ «Почему у носорога шкура в складках»٫ «Дядя Степа» и др.
1941-1945 годы – участие в Великой Отечественной войне, служба в звании лейтенанта, создание учебных фильмов на студии «Воентехфильм».
1947 год – начало работы в издательстве «Детгиз», активная иллюстраторская деятельность.
1948 год – начало сотрудничества с Корнеем Чуковским, создание иллюстраций к его сказкам.
1949 год – выход первой авторской книги Сутеева «Сто картинок».
1955 год – выход книги Джанни Родари «Приключения Чиполлино» с иллюстрациями Сутеева.
1993 год – смерть Владимира Григорьевича Сутеева.
Интересно, что Сутеев сначала пытался получить техническое образование. Хорошо, что вовремя понял свое истинное призвание и стал художником, подарившим нам столько чудесных мультфильмов!
Статья пробудила интерес узнать больше о творчестве Сутеева. Обязательно перечитаю сказки с его иллюстрациями!
Очень интересно было узнать о детстве и юности Владимира Сутеева! Влияние семьи, особенно отца, на формирование его личности — важный момент.
Замечательная статья! Кратко, но ёмко описывает жизненный путь Сутеева. Сразу видно, что он с детства был талантливым человеком.