- Всеволод Мейерхольд⁚ краткая биография
- Ранние годы и начало театральной деятельности
- Становление режиссерского стиля
- Расцвет творчества⁚ ГосТИМ и новаторские постановки
- Трагический финал
- Наследие Мейерхольда
- Интересные факты
- От юриста к актёру
- Актёр МХТ
- Театральные искания
- Биомеханика
- «Театр – это праздник»
- Трагическая постановка «Ревизора»
- Жертва репрессий
- Значимые даты
- 1874, 9 февраля (28 января)
- 1895
- 1896
- 1898
- 1902
- 1905
- 1906-1907
- 1920
- 1920-е – 1930-е годы
- 1938
- 1939, июнь
- 1940, 2 февраля
- 1955
Всеволод Мейерхольд⁚ краткая биография
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) ⎯ выдающийся русский и советский режиссёр, актёр и педагог․
Ранние годы и начало театральной деятельности
Всеволод Мейерхольд, урожденный Карл Казимир Теодор Мейерхольд, появился на свет 28 января (9 февраля) 1874 года в Пензе, в семье обрусевшего немца, владельца винокуренного завода․
В 1895 году, после окончания гимназии, Мейерхольд поступил на юридический факультет Московского университета․ Однако его истинной страстью был театр․ В 1896 году он оставил университет и поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филогармонического общества, на курс Владимира Немировича-Данченко․
В 1898 году٫ после окончания училища٫ Мейерхольд был принят в труппу Московского Художественного театра٫ основанного его учителем Владимиром Немировичем-Данченко и Константином Станиславским․ В МХТ молодой актёр прослужил до 1902 года٫ сыграв за это время 18 ролей٫ среди которых — Треплев в «Чайке»٫ Тузенбах в «Трёх сёстрах» А․ П․ Чехова٫ Иоанн в «Смерти Иоанна Грозного» А․ К․ Толстого․
Несмотря на успех в качестве актёра, Мейерхольда больше привлекала режиссура․ В 1902 году он покинул МХТ и организовал собственную труппу – «Товарищество новой драмы»․ Начав с реалистического репертуара, Мейерхольд вскоре обратился к поискам нового театрального языка․ Он много экспериментировал с формой, стремясь создать «театр-праздник», «театр-синтез», где бы органично сливались драма, музыка, танец, пантомима․
Становление режиссерского стиля
В 1905 году Всеволод Мейерхольд был приглашён в Санкт-Петербург, где возглавил театр-студию при доме культуры «Театр Литературно-художественного общества»․ Этот период стал важной вехой в становлении его режиссерского стиля․ Здесь он поставил ряд спектаклей, в которых стремился сломать устоявшиеся каноны реалистического театра, искал новые формы выразительности, опираясь на принципы символизма и условности․
В 1906-1907 годах Мейерхольд сотрудничал с театром Веры Комиссаржевской․ В этот период окончательно сформировались его эстетические взгляды․ Мейерхольд противопоставил натурализму театр условный, «стилизованный», опирающийся на гротеск, буффонаду, приемы площадного балагана․
Огромное влияние на Мейерхольда оказали идеи «театрального» искусства итальянского режиссера ХХ века Всеволода Мейерхольда․ Он много экспериментировал с биомеханикой, стремясь создать актера нового типа, способного к выражению сложнейших эмоций и мыслей с помощью пластики, жеста, движения․
К этому времени относятся и первые опыты Мейерхольда как педагога․ Он преподавал в студии при театре В․ Ф․ Комиссаржевской, затем в собственной студии на Бородинской улице․ Среди его учеников этого периода — будущие звезды советского театра и кинематографа⁚ Игорь Ильинский, Михаил Чехов, Зинаида Райх․
К 1917 году Мейерхольд подошёл уже сложившимся мастером, новатором театра, чьи идеи оказали огромное влияние на развитие сценического искусства в России и за рубежом․
Расцвет творчества⁚ ГосТИМ и новаторские постановки
После революции 1917 года Всеволод Мейерхольд с энтузиазмом принял идеи нового времени․ Он видел в революционном искусстве возможность для создания «театра будущего», отвечающего запросам новой эпохи․
В 1920 году Мейерхольд возглавил Театр РСФСР 1-й (позднее — Государственный театр имени Вс․ Мейерхольда, ГосТИМ)․ Здесь он получил полную свободу для творческих экспериментов․ ГосТИМ стал главной экспериментальной площадкой советского театра․
К этому периоду относятся наиболее известные спектакли Мейерхольда⁚ «Мистерия-буфф» (1921) и «Клоп» (1929) В․ Маяковского٫ «Мандат» (1925) Н; Эрдмана٫ «Ревизор» (1926) Н․ Гоголя٫ «Дама с камелиями» (1934) А․ Дюма-сына․
В своих постановках Мейерхольд синтезировал разнообразные художественные приемы⁚ биомеханику, конструктивизм, цирк, кинематограф․ Он отказался от традиционной коробки сцены, использовал сложные декорации-трансформеры, световые эффекты, звукоусиление․
Спектакли Мейерхольда вызывали бурные споры, восхищение одних и неприятие других․ Но они, несомненно, стали ярким явлением в истории театрального искусства, оказали огромное влияние на развитие сценографии, режиссуры, актёрской игры․
Трагический финал
Конец 1930-х годов стал для Всеволода Мейерхольда началом трагической полосы․ Его новаторские, эспериментальные постановки всё чаще подвергались резкой критике со стороны партийного руководства, обвинявшего режиссёра в формализме, оторванности от народа, чуждой идеологии советского искусства․
В 1938 году постановлением комитета по делам искусств ГосТИМ был закрыт․ Это стало тяжелейшим ударом для Мейерхольда٫ лишившегося своего театра٫ своей площадки для творчества․
В июне 1939 года он был арестован по ложному обвинению во вредительстве и шпионаже․ После долгих допросов и пытках Мейерхольд «признался» во всех инкриминируемых ему преступлениях․
2 февраля 1940 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Всеволода Эмильевича Мейерхольда к высшей мере наказания․ Приговор был приведён в исполнение в тот же день․
Реабилитирован в 1955 году․
Наследие Мейерхольда
Несмотря на трагический финал, Всеволод Мейерхольд оставил после себя огромное творческое наследие, оказавшее огромное влияние на развитие мирового театра․
Он вошел в историю как выдающийся театральный реформатор, новатор, экспериментатор, смело ломавший устоявшиеся каноны, искавший новые формы и выразительные средства сценического искусства․
Мейерхольд разработал и практически реализовал теорию «условного театра», основанного на гротеске, буффонаде, символике, приёмах площадного балагана․ Он ввел в театральный обиход понятие «биомеханика», систему тренировки актёра, основанную на точном расчёте движений и жестов․
Мейерхольд воспитал целую плеяду талантливых актёров и режиссёров, ставших продолжателями его дела․ Его идеи нашли своё отражение в творчестве многих последователей, как в России, так и за рубежом․
Имя Всеволода Эмильевича Мейерхольда возвращено из забвения․ Его пьесы снова идут на сценах театров, его именем названы театральные вузы и фестивали․ А значит, его творческое наследие продолжает жить и вдохновлять новые поколения театральных деятелей․
Интересные факты
Жизнь и творчество Всеволода Мейерхольда полны интересных, а порой и неожиданных фактов, которые раскрывают его многогранную личность и новаторский дух․
От юриста к актёру
Актёр МХТ
До того как стать режиссёром, Мейерхольд несколько лет проработал актёром в Московском Художественном театре под руководством Станиславского и Немировича-Данченко․ Он играл в таких знаковых постановках, как «Чайка», «Три сестры», «Смерть Иоанна Грозного»․
Театральные искания
Биомеханика
Одним из главных достижений Мейерхольда стала разработанная им система актёрского тренинга — биомеханика․ Она была призвана научить актёра владеть своим телом как инструментом, добиваться максимальной точности и выразительности движений․
«Театр – это праздник»
Трагическая постановка «Ревизора»
Постановка «Ревизора» Гоголя в 1926 году стала знаковым событием в театральной жизни Москвы․ Спектакль имел огромный успех у публики, но вызвал резкую критику со стороны властей, усмотревших в нём пародию на советскую действительность․
Жертва репрессий
Всеволод Эмильевич Мейерхольд был не просто талантливым режиссёром, но и яркой, неординарной личностью, чьи идеи опередили своё время и оказали огромное влияние на развитие театрального искусства XX века․
Значимые даты
Жизнь Всеволода Эмильевича Мейерхольда была насыщенной и яркой, полной творческих поисков и свершений․ Предлагаем вспомнить ключевые вехи его биографии⁚
1874, 9 февраля (28 января)
— рождение Карла Казимира Теодора Мейерхольда (будущего Всеволода Мейерхольда) в Пензе, в семье обрусевшего немца, владельца винокуренного завода․
1895
— окончание гимназии и поступление на юридический факультет Московского университета․
1896
— поступление в Музыкально-драматическое училище Московского филогармонического общества٫ на курс Владимира Немировича-Данченко․
1898
, окончание училища и поступление в труппу Московского Художественного театра․ Начало театральной карьеры․
1902
— уход из МХТ и создание собственной труппы — «Товарищества новой драмы»․ Начало режиссёрской деятельности․
1905
— руководство театром-студией при доме культуры «Театр Литературно-художественного общества» в Санкт-Петербурге․ Активные поиски нового театрального языка․
1906-1907
, сотрудничество с театром Веры Комиссаржевской․ Окончательное формирование эстетических взглядов․
1920
— назначение руководителем Театра РСФСР 1-й (позднее — ГосТИМ)․ Начало самого плодотворного периода в творчестве․
1920-е – 1930-е годы
, постановка легендарных спектаклей, ставших манифестом новаторского театра⁚ «Мистерия-буфф», «Клоп», «Мандат», «Ревизор», «Дама с камелиями» и др․
1938
, закрытие ГосТИМа․ Начало травли Мейерхольда․
1939, июнь
, арест по ложному обвинению․
1940, 2 февраля
, расстрел․
1955
— посмертная реабилитация․
Несмотря на трагический финал, имя Всеволода Мейерхольда заняло достойное место в истории театрального искусства․
Замечательная статья! Кратко, но емко и интересно изложена биография великого режиссера. Сразу видно, что автор хорошо разбирается в теме.
Спасибо за увлекательный рассказ о жизни и творчестве Всеволода Мейерхольда! Статья пробудила интерес к его экспериментам в театре.
Очень интересно и доступно написано! Раньше я мало знал о Мейерхольде, а теперь захотелось узнать больше о его новаторских постановках.
Прекрасный обзор биографии Мейерхольда! Особенно ценно, что статья освещает не только его режиссерскую деятельность, но и ранние годы, становление личности.