Жан Батист Мольер: Жизнь и творчество

Жан Батист Мольер: Жизнь и творчество Краткие биографии

Жан Батист Мольер⁚ Краткая биография

Жан Мольер (фр. Jean Molière), настоящее имя Жан-Батист Поклен (фр.​ Jean-Baptiste Poquelin), родился 15 января 1622 года в Париже.​ Великий французский комедиограф и актер, он получил юридическое образование, но решил посвятить себя театру.

Мольер основал свою труппу «Блистательный театр», которая добилась успеха.​ В 1658 году труппа была представлена королю Людовику XIV, и Мольер получил покровительство двора.​

На протяжении своей карьеры Мольер создал множество ярких комедий, высмеивающих человеческие пороки.​ Среди его самых известных пьес⁚ «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин во дворянстве».​

Мольер был не только талантливым драматургом, но и выдающимся актером, часто игравшим главные роли в своих пьесах.

Жизнь Мольера оборвалась трагически⁚ 17 февраля 1673 года он скончался во время спектакля «Мнимый больной», играя главную роль.

Ранние годы и начало театральной карьеры

Жан-Батист Поклен, будущий знаменитый Мольер, родился 15 января 1622 года в семье преуспевающего парижского буржуа.​ Его отец, Жан Поклен, был потомственным обойщиком и занимал должность королевского камердинера, что говорило о прочном положении семьи.​ Юный Жан-Батист получил прекрасное образование в престижном Клермонском колледже (коллеж де Клермон), где погрузился в мир античной литературы, изучая латынь и знакомясь с произведениями римских классиков.​

Несмотря на блестящие перспективы юридической карьеры, которую прочил ему отец, Мольера неудержимо влекло искусство.​ Театр стал его страстью, и в 1643 году, в возрасте 21 года, он отказывается от предначертанного пути и вместе с группой единомышленников основывает труппу «Блистательный театр» (L’Illustre Théâtre).​ Это решение стало поворотным моментом в его жизни, определив дальнейшую судьбу.

Начальный этап театральной деятельности Мольера был полон трудностей и испытаний.​ «Блистательный театр» столкнулась с острой конкуренцией со стороны более именитых парижских театров.​ Пьесы молодого драматурга, написанные в традициях итальянской комедии масок, не имели успеха у столичной публики. Финансовые неудачи преследовали труппу, что в итоге привело к её распаду.

Несмотря на провал, Мольер не оставил своей мечты.​ В поисках признания и вдохновения он отправляется со своей труппой в многолетнее путешествие по провинции Франции.​ Тринадцать лет странствий стали для Мольера настоящей школой жизни и театрального мастерства.​ Он знакомится с бытом и нравами различных слоев французского общества, наблюдает за народными театральными традициями, оттачивает актерское мастерство, выступая на ярмарочных площадях.​ Именно в этот период зарождается его собственный неповторимый стиль – острая сатира, меткие наблюдения, жизненность характеров;

Становление Мольера как драматурга

Годы странствий по провинции стали для Мольера не только временем испытаний, но и периодом творческого становления.​ Именно вдали от столичной сцены, в тесном контакте с народным театром, он вырабатывает свой неповторимый стиль, который принесет ему впоследствии славу великого комедиографа.​

В этот период Мольер активно пишет пьесы, черпая вдохновение в наблюдениях за жизнью простых людей.​ Он создает фарсы, комедии-балеты, обращается к традициям комедии дель арте, экспериментирует с жанрами и формами. В его ранних пьесах, таких как «Ревность Барбулье» (La Jalousie du Barbouillé), «Летучий лекарь» (Le Médecin volant), «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (Sganarelle ou le Cocu imaginaire), уже прослеживаются черты будущего мастера сатирической комедии⁚ яркие, хотя еще и несколько схематичные персонажи, динамичные сюжеты, остроумные диалоги.​

Важным этапом в творческой эволюции Мольера становится его знакомство с работами древнеримских комедиографов – Плавта и Теренция.​ Изучение античной комедии обогащает его драматургическую палитру, помогает глубже понять природу комического, овладеть искусством создания ярких, запоминающихся характеров.​

К середине 1650-х годов Мольер уже не просто талантливый актер и руководитель труппы, но и автор нескольких десятков пьес, пользующихся успехом у провинциальной публики.​ Он оттачивает свое мастерство, находит свой собственный голос в драматургии, готовится к встрече со столицей.​ Именно в этот период, полный творческих изысканий, рождается тот самый Мольер, который вскоре подчинит себе парижскую сцену и станет классиком французской комедии.​

Расцвет творчества и театральная деятельность

В 1658 году٫ после тринадцати лет странствий по провинции٫ Мольер со своей труппой возвращается в Париж.​ Это триумфальное возвращение ознаменовало начало самого блестящего периода в его жизни и творчестве.​

24 октября 1658 года труппа Мольера дает спектакль при дворе короля Людовика XIV.​ Выбор пал на трагедию Пьера Корнеля «Никомед», и хотя игра Мольера в роли главного героя была высоко оценена королем, судьбу труппы решил показанный вслед за трагедией фарс Мольера «Влюбленный доктор» (Le Docteur amoureux).​ Эта жизнерадостная пьеса, полная комических ситуаций и остроумных реплик, вызвала восторг у короля и придворных.​ Людовик XIV берет труппу под свое покровительство, предоставив ей для выступлений зал в королевском дворце Пти-Бурбон.

С этого момента начинается эпоха Мольера на парижской сцене. Он становится любимцем публики, его пьесы идут с огромным успехом, вызывая как восхищение, так и жестокую критику.​ Мольер не боится быть острым, смелым, он высмеивает пороки общества, лицемерие, ханжество, глупость.​ Его комедии — это не просто развлечение, но и зеркало, в котором отражаются нравы эпохи.

В период с 1659 по 1673 год Мольер создает свои лучшие пьесы, ставшие классикой мировой драматургии⁚ «Смешные жеманницы» (Les Précieuses ridicules), «Школа мужей» (L’École des maris), «Школа жен» (L’École des femmes), «Тартюф» (Tartuffe), «Дон Жуан» (Dom Juan), «Мизантроп» (Le Misanthrope), «Скупой» (L’Avare), «Мещанин во дворянстве» (Le Bourgeois gentilhomme), «Мнимый больной» (Le Malade imaginaire).​

Жан Батист Мольер: Жизнь и творчество

Поздние годы и смерть на сцене

Несмотря на оглушительный успех и покровительство короля, последние годы жизни Мольера были омрачены множеством трудностей; Его смелые, обличающие комедии вызывали не только восхищение, но и яростную критику со стороны тех, кого он высмеивал в своих пьесах.​

Особенно жестоким нападкам подвергся Мольер после постановки комедии «Тартюф», в которой он разоблачал лицемерие и ханжество религиозных фанатиков.​ Пьеса была запрещена цензурой на пять лет, а сам драматург объявлен врагом церкви и нравственности.​ Лишь благодаря заступничеству Людовика XIV запрет был снят, и «Тартюф» вернулся на сцену, чтобы стать одним из самых репертуарных спектаклей французского театра.

Постоянные нападки, интриги завистников, напряженная работа подорвали здоровье Мольера.​ Он тяжело болел, но не покидал сцену до последних дней своей жизни.​

17 февраля 1673 года во время четвертого представления своей последней пьесы «Мнимый больной» Мольеру стало плохо на сцене.​ Превозмогая себя, он доиграл спектакль до конца, а через несколько часов скончался у себя дома.​

Церковь отказала ему в христианском погребении, и лишь благодаря вмешательству короля Мольер был похоронен на кладбище Сен-Жозеф в Париже.​

Наследие Мольера

Смерть Мольера стала огромной потерей для французского театра, но его творчество продолжило жить и вдохновлять многие поколения драматургов, актеров, читателей.

Пьесы Мольера не утратили своей актуальности и сегодня. Его герои — Тартюф, Дон Жуан, Гарпагон, господин Журден — стали нарицательными образами, а их реплики давно разошлись на цитаты.​ Мы и сегодня узнаем в них черты наших современников, смеемся над их пороками, сопереживаем их заблуждениям.​

Мольер реформировал французскую комедию, сделав её более реалистичной, острой, социально значимой.​ Он отказался от условности и схематичности образов, присущих комедии масок, и создал галерею живых, ярких персонажей, в которых мы видим отражение человеческой природы со всеми ее достоинствами и недостатками.​

Творчество Мольера оказало огромное влияние на развитие мирового театра.​ Его пьесы вошли в репертуар ведущих театров мира и по сей день не сходят со сцены.​ Они вдохновляли многих выдающихся драматургов, среди которых — Карло Гольдони, Ричард Бринсли Шеридан, Николай Васильевич Гоголь, Александр Николаевич Островский.​

Мольер остается одним из самых читаемых и любимых французских авторов, его пьесы переведены на многие языки мира и являются неотъемлемой частью золотого фонда мировой литературы.​

Жан Батист Мольер: Жизнь и творчество

Интересные факты

Жизнь и творчество Жана Батиста Мольера, великого французского комедиографа, полны интересных и зачастую малоизвестных фактов, которые приоткрывают завесу тайны над личностью этого гениального человека и позволяют по-новому взглянуть на его бессмертные произведения.​

  • Псевдоним «Мольер».​ Настоящее имя драматурга – Жан-Батист Поклен.​ Свой знаменитый псевдоним он взял в начале театральной карьеры, предположительно, чтобы не компрометировать свою семью, которая не одобряла его увлечение театром.
  • Актер и руководитель.​ Мольер был не только талантливым драматургом, но и выдающимся актером, а также руководителем своей театральной труппы.​ Он сам исполнял главные роли во многих своих пьесах, в т.​ч. роли Тартюфа, Дон Жуана, Арпагона.​
  • Запрещенные пьесы.​ Смелые, обличающие комедии Мольера нередко вызывали недовольство властей и церкви.​ Его пьесы «Тартюф», «Дон Жуан», «Школа жен» на протяжении долгого времени находились под запретом цензуры.​
  • Покровительство короля.​ Мольер пользовался покровительством короля Людовика XIV, который высоко ценил его талант и защищал от нападок недоброжелателей. Король не раз помогал Мольеру преодолевать сопротивление цензуры и добиваться разрешения на постановку своих пьес.​
  • Смерть на сцене.​ Мольер скончался 17 февраля 1673 года, играя главную роль Аргана в пьесе «Мнимый больной» на сцене театра Пале-Рояль.​ Несмотря на плохое самочувствие, он нашел в себе силы доиграть спектакль до конца, и только после этого позволил отвести себя домой.​
  • Отказ в христианском погребении. Из-за профессии актера и конфликта с церковью Мольеру было отказано в христианском погребении.​ Лишь благодаря вмешательству короля Людовика XIV он был тайно похоронен на кладбище Сен-Жозеф в Париже.​
  • Влияние на мировую драматургию.​ Творчество Мольера оказало огромное влияние на развитие мировой драматургии.​ Его пьесы стали образцом для многих поколений драматургов, среди которых — Карло Гольдони, Ричард Бринсли Шеридан, Николай Васильевич Гоголь, Александр Николаевич Островский и многие другие.​

Эти и многие другие факты делают биографию Мольера еще более увлекательной, а его творчество — еще более притягательным для нас, его потомков.​

Жан Батист Мольер: Жизнь и творчество

Значимые даты

Жизнь Жана Батиста Мольера, великого французского комедиографа, была полна ярких событий и творческих триумфов.​ Предлагаем вам краткий хронологический обзор наиболее значимых дат его биографии, которые позволят проследить основные вехи его жизненного и творческого пути.​

  1. 15 января 1622 года – рождение Жана-Батиста Поклена (Мольера) в Париже, в семье преуспевающего королевского обойщика.​
  2. 1639 год – окончание Мольером Клермонского колледжа (коллеж де Клермон), где он получил классическое образование.​
  3. 1643 год – основание Мольером вместе с группой единомышленников театральной труппы «Блистательный театр» (L’Illustre Théâtre) и начало его профессиональной театральной деятельности.
  4. 1645-1658 годы – период странствий Мольера с театральной труппой по провинции Франции.​ Время творческих исканий, наработки репертуара, становления Мольера как драматурга.​
  5. 24 октября 1658 года – выступление труппы Мольера при дворе короля Людовика XIV в Лувре.​ Показ трагедии «Никомед» и комедии «Влюбленный доктор». Начало триумфального возвращения Мольера в Париж.
  6. 1659 год – постановка на парижской сцене первой большой пьесы Мольера «Смешные жеманницы»٫ имевшей огромный успех у публики.​
  7. 1661 год – труппа Мольера получает в свое распоряжение здание театра Пале-Рояль, ставшего главной сценической площадкой для постановок пьес Мольера.​
  8. 1662 год – женитьба Мольера на молодой актрисе его труппы Арманд Бежар.​
  9. 1664 год – премьера комедии «Тартюф», вызвавшей скандал в обществе и запрещенной цензурой на пять лет.​
  10. 1665 год – написание и постановка комедии «Дон Жуан», также подвергшейся осуждению со стороны церкви.
  11. 1666 год – создание знаменитой комедии «Мизантроп», в которой Мольер с едкой иронией изобразил нравы светского общества.​
  12. 17 февраля 1673 года – смерть Мольера во время четвертого представления его последней пьесы «Мнимый больной».​

Оцените статью
Добавить комментарий