Александр Николаевич Островский: жизнь и творчество

Александр Николаевич Островский: жизнь и творчество Краткие биографии

Александр Николаевич Островский⁚ краткая биография

Алекса́ндр Никола́евич Остро́вский ( 31 марта 12 апреля 1823, Москва 2 14 июня 1886, Щелыково, Костромская губерния) русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра․ Его отец, Николай Фёдорович, происходил из духовного сословия, получил юридическое образование и служил в Московских департаментах Сената․ Мать, Любовь Ивановна Савицкая, происходила из семьи пономаря․

Ранние годы и образование

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, в старинном Замоскворечье, которое было преимущественно купеческим районом․ Его отец, Николай Федорович Островский, происходил из духовного сословия, окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию․ Однако он предпочел светскую карьеру и поступил на службу в Московские департаменты Сената, где занимался судебными делами․ Дослужившись до титулярного советника, Николай Федорович получил право на потомственное дворянство․ Мать будущего драматурга, Любовь Ивановна Савицкая, была дочерью пономаря, женщиной образованной, но рано умерла․

Детство Александра прошло в обстановке достатка, он получил хорошее домашнее образование, имел доступ к богатой отцовской библиотеке, где много читал․ После смерти матери в 1831 году отец женился во второй раз на баронессе Елизавете фон Тессин, которая происходила из обрусевшей шведской семьи․ Мачеха, женщина образованная и чуткая, многое сделала для воспитания Александра и его братьев и сестер (всего в семье было восемь детей)․

В 1835 году Островский поступил в Первый Московский кадетский корпус, но через три года оставил его․ Далее он учился в Первой Московской гимназии, которую окончил в 1840 году․ По настоянию отца Александр Николаевич поступил на юридический факультет Московского университета․ Однако юриспруденция его не привлекала, он увлекся театром и литературой, много времени проводил в театральной библиотеке․ В итоге, не окончив курса, Островский ушел из университета в 1843 году․

Начало творческого пути

Оставив университет, Островский поступил на службу в Московский совестный суд, а затем служил писцом в Московском коммерческом суде (1845–1851)․ Эта работа٫ хотя и не приносила ему удовлетворения٫ дала богатый материал для будущих произведений․ Островский стал свидетелем многих драм٫ разыгрывавшихся в купеческой среде٫ узнал нравы٫ обычаи٫ язык замоскворецкого купечества․

В эти годы у Островского появляются первые литературные опыты․ Он пишет очерки и сцены из купеческого быта, которые печатаются в московских журналах․ В 1847 году в журнале «Москвитянин» была опубликована его первая пьеса — комедия «Семейная картина», которая, однако, не привлекла особого внимания публики․

Переломным моментом в творческой биографии Островского стала пьеса «Свои люди — сочтемся!​», написанная в 1849 году․ Эта комедия, в которой автор с ярким сатирическим даром изобразил нравы купеческой среды, вызвала огромный резонанс в обществе․ Пьеса была запрещена к постановке цензурой, а сам Островский попал под надзор полиции․ Однако «Свои люди — сочтемся!​» получила широкую известность в рукописных копиях и сделала Островского известным драматургом․

Александр Николаевич Островский: жизнь и творчество

Расцвет драматургии⁚ главные произведения

После успеха «Свои люди ⏤ сочтемся!​» Островский целиком посвятил себя драматургии․ Он создает ряд пьес, которые быстро завоевывают популярность у публики и ставятся на сценах императорских театров․ Среди них ‒ комедия «Бедная невеста» (1851), драма «Не в свои сани не садись» (1852), комедия «Бедность не порок» (1854)․

В 1856 году Островский пишет свою знаменитую пьесу «Гроза»․ Эта драма, с ее напряженной атмосферой и трагическим финалом, стала одним из вершинных достижений русской драматургии․ «Гроза» вызвала бурную полемику в обществе, ее обсуждали все — от литературных критиков до простых зрителей․

В последующие годы Островский продолжает активно работать для театра․ Он создает целую галерею ярких и незабываемых образов, в которых отразились различные слои русского общества того времени․ Среди его наиболее известных пьес — комедии «Доходное место» (1856), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875), драма «Бесприданница» (1878)․

Пьесы Островского отличались глубоким психологизмом, острым социальным звучанием, ярким языком․ Он создал свой собственный театральный стиль, основанный на реализме, народности и высокой художественной правде․

Вклад в развитие русского театра

Александр Николаевич Островский сыграл огромную роль в развитии русского театра․ Он не просто создал ряд блестящих пьес, ставших классикой репертуара, но и оказал существенное влияние на становление национальной театральной школы․ Его творчество способствовало утверждению реализма на русской сцене, слому старых условностей и появлению нового типа драматургии, глубже отражающей жизнь русского общества․

Островский был не только талантливым драматургом, но и активным театральным деятелем․ Он принимал непосредственное участие в постановке своих пьес, работал с актерами, заботился о репертуаре театров․ В 1865 году при его активном участии был создан Артистический кружок – неформальное объединение драматургов, актеров, художников, целью которого было развитие русского театра․

Островский ратовал за создание реалистического театра, основанного на правдивом изображении жизни, с живыми и узнаваемыми персонажами, с естественным и выразительным языком․ Он боролся против рутины и застоя в театральном деле, отстаивал право драматурга на свободное творчество и независимость от вкусов цензуры․

Благодаря деятельности Островского русский театр сделал огромный шаг вперед․ Его пьесы стали школой для целой плеяды выдающихся русских актеров, а его идеи оказали глубокое влияние на дальнейшее развитие русской драматургии и театра․

Последние годы жизни и значение творчества

Последние годы жизни Александра Николаевича Островского были омрачены болезнью и материальными трудностями․ Несмотря на огромную популярность его пьес, он не получал достаточно авторских отчислений и вынужден был много работать․ Однако он не оставлял литературной деятельности, продолжал писать новые пьесы, работать над переводами․

В 1883 году Островскому была назначена небольшая пенсия٫ что несколько облегчило его положение․ Он переехал в имение Щелыково Костромской губернии٫ где и скончался 2 (14) июня 1886 года․ Похоронен Островский в селе Николо-Бережки Костромской области․

Александр Николаевич Островский оставил после себя огромное литературное наследие․ Он написал более 50 пьес, многие из которых до сих пор не сходят со сцены театров и пользуются любовью зрителей․ Его творчество оказало огромное влияние на развитие русской драматургии и театра, а его пьесы стали неотъемлемой частью золотого фонда русской классической литературы․

Островский создал реалистический театр, который говорил со зрителем о важных социальных и нравственных проблемах своего времени․ Его пьесы до сих пор поражают своей актуальностью, глубиной психологизма, яркостью и правдивостью изображения жизни․

Александр Николаевич Островский: жизнь и творчество

Интересные факты

Жизнь и творчество Александра Николаевича Островского полны интересных фактов, которые раскрывают его как талантливого драматурга, общественного деятеля и просто незаурядную личность⁚

  • «Колумб Замоскворечья․» Именно так назвал Островского Иван Гончаров, подчеркнув новаторство драматурга в изображении купеческого быта․ До Островского мир московского купечества оставался практически не затронутым в русской литературе․
  • Запрещенная пьеса․ Первая редакция пьесы «Свои люди ⏤ сочтемся!​» была запрещена цензурой․ Чиновники усмотрели в ней «оскорбление купеческого сословия» и даже «подрыв устоев самодержавия․» Лишь через несколько лет, после вмешательства влиятельных покровителей, пьеса была разрешена к постановке, но с сокращениями․
  • Борьба за авторские права․ Островский был одним из первых русских драматургов, кто начал активно отстаивать свои авторские права․ До него драматурги часто были вынуждены продавать свои пьесы за бесценок и не имели никакого контроля над их постановкой․
  • Театральный реформатор․ Островский был не только талантливым драматургом, но и активным театральным деятелем․ Он выступал за реформу русского театра, за создание репертуарного театра, за повышение профессионального уровня актеров․
  • Любовь к рыбалке․ Островский был страстным рыбаком․ В своем имении Щелыково он проводил много времени на реке, удил рыбу и наслаждался природой․ Говорят, что именно на рыбалке ему приходили в голову многие сюжеты для его пьес․
  • Музыкальность․ Островский обладал хорошим музыкальным слухом и любил музыку․ Он дружил со многими русскими композиторами, в том числе с М․ И․ Глинкой, А․ С․ Даргомыжским, М․ П․ Мусоргским․ Некоторые пьесы Островского были положены на музыку и стали основой для опер и оперетт․
  • Щелыково ‒ музей Островского․ Усадьба Щелыково, где Островский провел последние годы жизни и написал многие свои произведения, сегодня является музеем-заповедником, посвященным жизни и творчеству драматурга․

Александр Николаевич Островский оставил неизгладимый след в истории русской литературы и театра․ Его пьесы до сих пор волнуют зрителей, заставляют задуматся о жизни, о себе, о своем месте в этом мире․

Александр Николаевич Островский: жизнь и творчество

Значимые даты

Жизнь и творчество Александра Николаевича Островского были насыщенными и плодотворными․ Вот некоторые из ключевых дат, которые отражают основные вехи его биографии⁚

  1. 12 апреля 1823 г․ — Рождение Александра Николаевича Островского в Москве․
  2. 1831 г․ — Смерть матери, Любови Ивановны Островской․ Вторая женитьба отца․
  3. 1835-1838 гг․ — Учеба в Первом Московском кадетском корпусе․
  4. 1838-1840 гг․ — Учеба в Первой Московской гимназии․
  5. 1840-1843 гг․٫ Учеба на юридическом факультете Московского университета․
  6. 1843-1851 гг․ — Служба в Московском совестном суде٫ затем писцом в Московском коммерческом суде․
  7. 1847 г․ — Публикация первой пьесы «Семейная картина» в журнале «Москвитянин»․
  8. 1849 г․ — Написание комедии «Свои люди ⏤ сочтемся!​», которая принесла Островскому известность, но была запрещена цензурой․
  9. 1850 г․ — Публикация комедии «Свои люди ⏤ сочтемся!​» (с цензурными сокращениями)․
  10. 1853 г․, Постановка пьесы «Не в свои сани не садись» на сцене Малого театра в Москве, имевшая огромный успех․
  11. 1856 г․ — Написание драмы «Гроза»․
  12. 1859 г․ — Первая постановка драмы «Гроза» на сцене Малого театра․
  13. 1865 г․ — Создание Артистического кружка по инициативе Островского․
  14. 1870 г․ — Написание комедии «Лес»․
  15. 1878 г․ — Написание драмы «Бесприданница»․
  16. 1883 г․ — Назначение Островскому государственной пенсии․
  17. 14 июня 1886 г․ — Смерть Александра Николаевича Островского в своем имении Щелыково Костромской губернии․

Эти даты – лишь некоторые вехи в жизни и творчестве Александра Николаевича Островского․ Каждая из них — это шаг к созданию того богатого литературного наследия, которое оставил после себя великий русский драматург․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Дмитрий П.

    Кратко, но по делу. Хорошо, что упомянуто про влияние купеческой среды на творчество драматурга.

  2. Антон Сергеевич

    Любопытно было бы узнать подробнее о том, как ранняя смерть матери повлияла на Островского.

  3. Ольга

    Очень интересно! Всегда хотела узнать больше о жизни Островского. Спасибо за статью!