Краткое содержание рассказа «Экзамен»
Студент-заочник приходит на экзамен по литературе и вытягивает билет со «Словом о полку Игореве». Он не готов к ответу, чем вызывает гнев профессора. В ходе беседы выясняется, что студент был в плену во время войны.
Сюжет
Рассказ Василия Шукшина «Экзамен» повествует о случае на экзамене по русской литературе в вузе. Главный герой, студент-заочник, опаздывает на экзамен к профессору, объясняя это неотложным заказом на работе. Профессор, убежденный противник заочной формы обучения, с недоверием относится к оправданиям студента.
Студент вытягивает билет с вопросом о «Слове о полку Игореве» и не может дать вразумительного ответа, признавшись, что даже не успел прочитать произведение. Профессор начинает злиться, чувствуя подтверждение своим предубеждениям против заочников.
Однако беседа принимает неожиданный поворот. В ходе разговора выясняется, что студент – ветеран войны, побывавший в окружении и плену. Профессор, глубоко тронутый рассказом студента о пережитом, меняет свое отношение к нему. Он начинает с увлечением расспрашивать о деталях плена, параллельно делясь собственными размышлениями о «Слове», о патриотизме, о связи времен.
В конце концов, профессор ставит студенту оценку «удовлетворительно» и дарит ему книгу «Слова о полку Игореве» с дарственной надписью⁚ «Учись, солдат. Это тоже нелегкое дело.» Студент уходит, размышляя о странном экзамене и неоднозначном отношении профессора.
Главные герои
Профессор — пожилой преподаватель литературы, убежденный противник заочной формы обучения. Строгий и требовательный, он ценит знания и не склонен делать скидки студентам. В то же время, он человек глубоких чувств, патриот, проникновенно любящий русскую литературу и историю. Рассказ студента о войне и плене заставляет его пересмотреть свое отношение и увидеть в молодом человеке не просто нерадивого заочника, а человека с непростой судьбой.
Студент, бывший солдат, прошедший войну и плен, а теперь получающий образование на заочном отделении. Он производит впечатление простого и немного простодушного человека. Студент действительно не готов к экзамену, не прочитав «Слово о полку Игореве», однако не пытается оправдываться или хитрить. Его рассказ о войне лишен пафоса, он говорит о пережитом спокойно и даже сдержанно.
Анализ рассказа «Экзамен»
Рассказ «Экзамен» — это история о столкновении двух поколений, двух разных опытов и взглядов на жизнь. В центре повествования, проблема взаимопонимания, ценности жизненного опыта и роли литературы в формировании личности.
Жанровые особенности
Рассказ «Экзамен» относится к жанру рассказа-диалога, характерному для творчества Шукшина. Практически всё повествование представляет собой диалог между профессором и студентом, через который раскрываются их характеры, взгляды, жизненный опыт.
В рассказе присутствуют элементы психологизма⁚ автор тонко передает эмоциональное состояние героев, их переживания, изменения в отношении друг к другу. Мы видим, как гнев и раздражение профессора сменяются интересом, сочувствием и даже уважением к студенту.
Также можно отметить наличие в рассказе элементов социальной проблематики. Шукшин поднимает вопрос о противоречиях между поколениями, о проблемах заочного образования, о том, как военный опыт влияет на восприятие человеком литературы и жизни в целом.
Язык рассказа прост и лаконичен, близок к разговорной речи, что делает его особенно проникновенным и реалистичным.
Проблематика
В рассказе «Экзамен» Василий Шукшин поднимает ряд важных проблем, характерных для его творчества и актуальных во все времена.
Проблема взаимопонимания между поколениями. Профессор и студент представляют два разных поколения, разделенных войной и разными жизненными укладами. Профессор, человек книжной мудрости, поначалу не может понять и принять студента, выходца из народа, прошедшего суровую школу жизни.
Ценность жизненного опыта. Шукшин показывает, что настоящий, прожитый опыт может быть не менее важен, чем книжные знания. Студент, неспособный дать теоретический анализ «Слова о полку Игореве», обладает ценным жизненным опытом, который вызывает уважение профессора.
Роль литературы в формировании личности. Шукшин задается вопросом о том, как литература влияет на человека, может ли она конкурировать с реальным жизненным опытом.
Проблема заочного образования. Хотя прямо эта тема не выдвигается на первый план, Шукшин тонко намекает на проблемы, связанные с заочной формой обучения, которая не всегда позволяет получить глубокие и всесторонние знания.
Все эти проблемы переплетаются в рассказе, создавая многогранную и философскую картину человеческих взаимоотношений и ценностей.
Смысл названия
Название рассказа Шукшина «Экзамен» многозначно и символично. На первый взгляд, оно указывает на конкретную ситуацию, в которой разворачивается действие — студент сдает экзамен профессору. Однако по мере развития сюжета становится понятно, что экзамен в рассказе , это не только проверка знаний, но и нечто гораздо большее.
Экзамен для студента превращается в экзамен на честность и открытость. Он признается в том, что не читал «Слово о полку Игореве», и это признание, парадоксальным образом, располагает к нему профессора.
Для профессора эта встреча тоже становится своеобразным экзаменом на жизненную мудрость и умение видеть в людях не только их формальные знания, но и нравственные качества, жизненный опыт.
Кроме того, экзаменом можно назвать и саму жизнь, которая постоянно испытывает людей на прочность, ставит их в сложные ситуации, заставляет делать выбор и нести ответственность за свои поступки.
Таким образом, название «Экзамен» придает рассказу глубину и символизм, делая его историей не только о конкретной ситуации, но и о вечных жизненных ценностях.
Коротко о главных персонажах
Профессор
Профессор в рассказе Шукшина «Экзамен» – это не просто строгий экзаменатор, а сложный и противоречивый персонаж, воплощающий в себе определенный тип интеллигенции того времени.
С одной стороны, он — представитель академической среды, ценящий знания, эрудицию, любящий и хорошо знающий русскую литературу. Он требователен к студентам, не любит халатности и нежелания учиться, о чем свидетельствует его неприязнь к заочной форме обучения.
С другой стороны, за внешней строгостью и некоторой сухостью скрывается человек чувствующий, способный к сопереживанию. Рассказ студента о войне и плену глубоко трогает его, заставляя пересмотреть свое первоначальное пренебрежительное отношение. Профессор проявляет искренний интерес к пережитому студентом, видя в нем не просто нерадивого ученика, а человека с непростой судьбой.
В конце рассказа профессор совершает неожиданный поступок, подарив студенту книгу «Слова о полку Игореве» с дарственной надписью. Этот жест говорит о том, что он по-настоящему проникся историей студента и уважает его жизненный опыт.
Студент
Студент в рассказе — антипод профессора. Это простой парень из народа, прошедший войну, повидавший смерть и страдания. Он не блещет знаниями, не может дать развернутого ответа на вопрос о «Слове о полку Игореве», но при этом не пытается изворачиваться или обманывать профессора. Он честно признается в своей неподготовленности, и эта искренность подкупает.
Студент — человек дела, а не слова. Он не склонен к долгим размышлениям и философским беседам, его рассказ о войне сдержан и лаконичен. Он не пытается выставить себя героем, скорее наоборот, говорит о своих переживаниях с неохотой.
Несмотря на внешнюю простоту, студент — натура глубокая и цельная. Он обладает жизненным опытом, который не менее ценен, чем книжные знания. Именно это чувствует профессор, меняя свое отношение к студенту в конце рассказа.
Краткий вывод
Рассказ Василия Шукшина «Экзамен» , это небольшое по объему, но глубокое по содержанию произведение, затрагивающее важные нравственные и социальные проблемы.
В центре повествования — встреча двух людей, принадлежащих к разным мирам⁚ профессора, представляющего мир интеллектуальный, книжный, и студента, человека из народа, чей жизненный опыт окрашен тяжелыми военными испытаниями.
Шукшин мастерски показывает сложность и неоднозначность их взаимоотношений. Первоначальное недоразумение и даже антипатия постепенно сменяются взаимным интересом и уважением, когда профессор начинает видеть в студенте не просто нерадивого ученика, а личность, сформированную суровой действительностью.
Рассказ поднимает вопросы о ценности жизненного опыта, о роли литературы в жизни человека, о проблеме взаимопонимания между поколениями. Шукшин не дает готовых ответов, он заставляет читателя задуматься над этими вопросами, почувствовать сложность и противоречивость жизни.
Язык рассказа прост и лаконичен, близок к живой речи, что придает ему особую достоверность и проникновенность. Шукшин мастерски владеет диалогом, через который раскрываются характеры героев, их мысли и чувства.
«Экзамен» , это не просто история о студенте и профессоре, это рассказ о том, как важно оставаться человеком в любой ситуации, уметь ценить жизненный опыт другого человека, видеть в нем личность, достойную уважения.
Очень трогательный рассказ! Шукшин как всегда точно подметил характеры и передал атмосферу. Профессор, сначала такой суровый, в конце концов раскрывается совсем с другой стороны.
Прочитала на одном дыхании! Шукшин — мастер короткого рассказа. В нескольких страницах уместил целую историю, заставил и посмеяться, и задуматься.
Глубокий рассказ, заставляющий задуматься о ценностях, о войне, о том, как важно ценить мирную жизнь. Шукшин — настоящий мастер слова!
Очень жизненно! Вспоминается моя студенческая пора, экзамены… Хорошо, что есть такие преподаватели, которые видят в студентах не просто фамилию в зачетке.
Сильная вещь! Заставляет задуматься о том, как важно оставаться человеком в любой ситуации. И о том, что жизнь порой преподносит самые неожиданные уроки.
Какой неожиданный поворот сюжета! До самого конца не знаешь, чем закончится экзамен. Шукшин умеет держать читателя в напряжении.
Прекрасное произведение! Напоминает нам о важности человечности и понимания. Ведь за каждым студентом стоит своя история, своя судьба.