- Арнольд Шёнберг⁚ Краткая биография
- Ранние годы и музыкальное образование
- Формирование стиля⁚ от романтизма к атональности
- Революция в музыке⁚ изобретение додекафонии
- Додекафонный период⁚ основные произведения и принципы техники
- Значение Шёнберга и наследие додекафонии
- Интересные факты
- Страх перед числом 13
- Художник-экспрессионист
- Преподавательская деятельность
- Отношения с публикой
- Признание
- Значимые даты
- 13 сентября 1874
- 1899
- 1908
- 1911
- 1923
- 1924
- 1933
- 1941
- 13 июля 1951
Арнольд Шёнберг⁚ Краткая биография
Австрийский композитор, дирижер, педагог, теоретик музыки, один из основоположников атональной музыки и техники додекафонии․ Родился 13 сентября 1874 в Вене, умер 13 июля 1951 в Лос-Анджелесе․
Ранние годы и музыкальное образование
Арнольд Шёнберг родился 13 сентября 1874 года в Вене, в семье небогатого торговца обувью․ В раннем детстве Шёнберг практически самостоятельно обучился игре на скрипке, а в восемь лет начал брать уроки у своего родственника, скрипача-любителя Александра Землинского․ Землинский оказал большое влияние на юного Шёнберга, став его наставником и другом․ Вместе они организовали любительский оркестр, где Шёнберг играл на виолончели․
Несмотря на ранний интерес к музыке, Шёнберг не получал систематического музыкального образования в юности․ Он работал банковским служащим, чтобы обеспечить себя․ Однако страсть к музыке взяла верх, и в возрасте 21 года Шёнберг решил полностью посвятить себя композиции; Он брал частные уроки у Александра фон Цемлинского, который обучил его контрапункту и композиции․ В этот период Шёнберг написал свои первые значительные произведения, в т․ч․ струнный квартет ре мажор (1897) и поэму «Просветленная ночь» (1899), вдохновленную стихами Рихарда Демеля․ Эти ранние работы демонстрируют влияние позднего романтизма, в частности Рихарда Вагнера и Густава Малера, но уже содержат зачатки новаторского стиля Шёнберга․
Формирование стиля⁚ от романтизма к атональности
Начало XX века ознаменовалось для Шёнберга переходом к радикально новому музыкальному языку․ Он постепенно отходил от традиционной тональности, экспериментируя с диссонансами и хроматизмом․ Этот период творчества композитора называют «свободной атональностью»․
Одним из ключевых произведений этого периода стала монументальная симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» (1902-1903), основанная на пьесе Мориса Метерлинка․ В этом произведении Шёнберг использует расширенный состав оркестра, сложные гармонические структуры и выразительный хроматизм, создавая атмосферу напряженности и драматизма․
Дальнейшее движение Шёнберга к атональности проявилось в его камерных произведениях, таких как Второй струнный квартет (1907-1908) и «Пять пьес для оркестра» (1909)․ В этих произведениях композитор полностью отказывается от традиционных тональных связей٫ используя диссонансы как равноправный элемент музыкального языка․
Переход Шёнберга к атональности вызвал неоднозначную реакцию публики и критики․ Многие считали его музыку слишком сложной и диссонансной․ Однако Шёнберг был убежден в необходимости обновления музыкального языка и продолжал развивать свой новаторский стиль․ Он считал, что атональность открывает новые горизонты для выражения эмоций и идей в музыке․
Революция в музыке⁚ изобретение додекафонии
В 1920-х годах Шёнберг совершил одно из самых радикальных открытий в истории музыки, изобретя додекафонию, также известную как двенадцатитоновая техника․ Этот метод композиции основан на использовании серий, состоящих из всех двенадцати звуков хроматической гаммы, которые должны прозвучать до того, как какой-либо звук повторится․
Шёнберг разработал додекафонию как способ придать структуру и организацию атональной музыке, которая, по мнению некоторых, страдала от отсутствия четкой тональной основы․ Он считал, что додекафония позволит создать новую систему музыкальной организации, столь же строгую и логичную, как и традиционная тональность․
Первым произведением, полностью основанным на додекафонии, стала «Сюита для фортепиано», Op․ 25 (1921-1923)․ Вслед за этим Шёнберг написал ряд других додекафонных произведений٫ включая «Квинтет для духовых»٫ Op․ 26 (1923-1924)٫ Вариации для оркестра٫ Op․ 31 (1926-1928) и оперу «Моисей и Аарон» (1930-1932٫ осталась незавершенной)․
Изначально додекафония была встречена с непониманием и даже враждебностью со стороны музыкального сообщества․ Критики обвиняли Шёнберга в сухости, математичности и отсутствии эмоциональности․ Однако со временем додекафония получила признание как важный этап в развитии музыки XX века и оказала значительное влияние на творчество многих композиторов․
Додекафонный период⁚ основные произведения и принципы техники
С изобретением додекафонии начался новый этап в творчестве Шёнберга․ Этот период характеризуется использованием серийной техники в качестве основного принципа организации музыкального материала․ Среди наиболее значительных додекафонных произведений Шёнберга можно выделить⁚ Сюиту для фортепиано, Op․ 25 (1921-1923), Квинтет для духовых, Op․ 26 (1923-1924), Вариации для оркестра, Op․ 31 (1926-1928), Третий и Четвертый струнные квартеты, Скрипичный и Фортепианный концерты․
В основе додекафонной техники лежит использование серии — определенной последовательности всех 12 звуков хроматической гаммы․ Серия может быть проведена в четырёх формах⁚ основной, инверсии, ракохода и ракохода инверсии․ Эти формы могут транспонироваться в любую тональность, что дает композитору огромные возможности для вариации и развития музыкального материала․
Важно отметить, что Шёнберг не рассматривал додекафонию как механистический набор правил․ Он считал, что серия должна служить отправной точкой для творческого процесса, а не сковывать фантазию композитора․ В своих додекафонных произведениях Шёнберг демонстрирует удивительное мастерство в использовании серийной техники, создавая музыку невероятной выразительности и эмоциональной глубины․
Значение Шёнберга и наследие додекафонии
Арнольд Шёнберг был одним из самых влиятельных и новаторских композиторов XX века․ Его вклад в музыку трудно переоценить․ Он разрушил вековые устои тональной музыки, открыв путь для развития новых музыкальных языков и техник․
Додекафония, изобретенная Шёнбергом, стала одним из важнейших этапов в развитии музыки XX века․ Она дала композиторам новый инструмент для организации музыкального материала и оказала значительное влияние на творчество многих композиторов, таких как Антон Веберн, Альбан Берг, Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен и многие другие․
Хотя додекафония как строгая система композиции не получила повсеместного распространения, ее принципы и идеи оказали глубокое влияние на дальнейшее развитие музыки․ Она стимулировала поиски новых форм музыкальной выразительности и расширила границы музыкального языка․
Музыка Шёнберга, часто сложная и неоднозначная, продолжает вызывать интерес и споры у слушателей и исполнителей․ Его новаторский дух и бескомпромиссность в поиске новых музыкальных форм вдохновляют композиторов и сегодня․
Интересные факты
Жизнь и творчество Арнольда Шёнберга полны интересных фактов и парадоксов, которые раскрывают его не только как гениального композитора, но и как незаурядную личность․
Страх перед числом 13
Шёнберг страдал трискаидекафобией — боязнью числа 13․ Он родился 13-го числа, и эта дата преследовала его всю жизнь․ Интересно, что Шёнберг умер 13 июля 1951 года, в возрасте 76 лет (сумма цифр , 13)․ Некоторые считают это злым роком, другие — лишь случайным совпадением․ Сам композитор, скорее всего, увидел бы в этом подтверждение своим суевериям․
Художник-экспрессионист
Мало кто знает, что Шёнберг был не только талантливым музыкантом, но и художником․ Он создавал картины в стиле экспрессионизма, который оказал влияние и на его музыкальный язык․ Яркие цвета, искаженные формы, эмоциональная напряженность — всё это роднило его живопись с музыкой того периода․
Преподавательская деятельность
Шёнберг был талантливым педагогом, воспитавшим плеяду выдающихся композиторов, среди которых Антон Веберн и Альбан Берг․ Он разработал собственный метод преподавания композиции, основанный на глубоком анализе музыкальной формы и гармонии․
Отношения с публикой
Музыка Шёнберга, особенно его атональные и додекафонные произведения, часто вызывали у публики неоднозначную реакцию․ Концерты с его участием нередко сопровождались скандалами, свистом и выкриками из зала․ Однако Шёнберг всегда был убежден в своей правоте и не шел на компромиссы в угоду вкусам публики․
Признание
Несмотря на сопротивление современников, Шёнберг еще при жизни получил признание как крупнейший новатор в музыке․ Его произведения стали исполняться ведущими оркестрами мира, а его теоретические труды оказали огромное влияние на развитие музыкальной мысли XX века․
Арнольд Шёнберг — это пример творца, который не боялся идти против течения, ломать стереотипы и открывать новые горизонты в искусстве․ Его музыка, сложная и противоречивая, продолжает волновать и вдохновлять слушателей и сегодня․
Значимые даты
Жизнь и творчество Арнольда Шёнберга были насыщены важными событиями, которые отражали его творческий путь и эволюцию музыкального стиля⁚
13 сентября 1874
Рождение Арнольда Шёнберга в Вене (Австро-Венгрия) в семье небогатого торговца обувью․ Эта дата, отмеченная числом 13, станет своеобразным символом в жизни композитора, склонного к суевериям․
1899
Создание поэмы «Просветленная ночь» для струнного секстета, вдохновленной одноименным произведением Рихарда Демеля․ Это произведение, пронизанное романтизмом и поздним вагнеровским стилем, принесло Шёнбергу первый значительный успех․
1908
Премьера Второго струнного квартета фа-диез минор, Op․ 10, ознаменовавшая решительный шаг Шёнберга в сторону атональности․ Произведение вызвало скандал и раскол в музыкальном сообществе Вены․
1911
Написание трактата «Теория гармонии», в котором Шёнберг излагает свои новаторские идеи о музыке и предсказывает неизбежность освобождения диссонанса․ Эта работа стала важной вехой в развитии музыкальной теории XX века․
1923
Открытие Шёнбергом додекафонного метода композиции, основанного на использовании серий из 12 звуков․ Этот метод, призванный упорядочить атональность, станет революционным открытием в музыке․
1924
Премьера Сюиты для фортепиано, Op․ 25, первого произведения, полностью основанного на додекафонной технике․ Это событие ознаменовало начало нового периода в творчестве Шёнберга․
1933
Эмиграция Шёнберга из нацистской Германии сначала в Париж, а затем в США․ Преследования со стороны нацистского режима, считавшего его музыку «дегенеративным искусством», вынудили композитора покинуть родину․
1941
Получение американского гражданства․ Шёнберг продолжил свою педагогическую и композиторскую деятельность в США, став одним из самых влиятельных музыкальных деятелей страны․
13 июля 1951
Смерть Арнольда Шёнберга в Лос-Анджелесе․ Композитор ушел из жизни в возрасте 76 лет, оставив после себя богатое творческое наследие, оказавшее огромное влияние на развитие музыки XX века․
Статья понравилась, кратко и по существу. Шёнберг — фигура неоднозначная, но, безусловно, гениальная. Жаль, что не упомянута его педагогическая деятельность — он воспитал целую плеяду талантливых композиторов.
Очень интересно изложена биография Шёнберга! Особенно ценно, что автор не уходит в сложные музыкальные термины, а доступно объясняет суть его новаторства. Хотелось бы больше узнать о влиянии на него творчества Вагнера и Малера.
Неплохой обзор раннего периода жизни и творчества композитора. Однако, на мой взгляд, не хватает информации о том, как его музыка была воспринята современниками. Ведь Шёнберг вызывал и восхищение, и резкое неприятие.
Замечательная статья! Прочитала с большим интересом. Хотелось бы увидеть продолжение, где будет рассказано о зрелом периоде творчества Шёнберга и его знаменитой додекафонии.