Биография Генрика Ибсена: от романтизма к социальной драме

Биография Генрика Ибсена: от романтизма к социальной драме Краткие биографии

Биография Генрика Ибсена кратко

Генрик Юхан Ибсен (1828-1906) ⎯ выдающийся норвежский драматург٫ поэт и публицист.​ Один из основоположников европейской «новой драмы»٫ оказавший огромное влияние на развитие мирового театра.​

Ранние годы и начало творчества

Генрик Юхан Ибсен родился 20 марта 1828 года в небольшом норвежском городке Шиен٫ в семье коммерсанта. Несмотря на то٫ что детство Ибсена прошло в достатке٫ банкротство отца٫ случившееся٫ когда мальчику было 8 лет٫ наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.​ Семья была вынуждена переехать в бедную часть города٫ и юному Генрику пришлось столкнуться с трудностями и лишениями.​

Тяжелое финансовое положение семьи вынудило Ибсена в 15 лет оставить школу и начать работать помощником аптекаря.​ В этот период он много читал, увлекся театром, начал писать стихи и пьесы.​ В 1849 году Ибсен переехал в Христианию (ныне Осло), где безуспешно попытался поступить в университет.

Несмотря на неудачу с университетом, Ибсен не оставил своих литературных амбиций.​ Он познакомился с известным скрипачом и композитором Уле Буллем, который предложил ему место драматурга и режиссёра в своём театре в Бергене. Этот период стал важным этапом в становлении Ибсена как драматурга.​ Он написал свои первые романтические пьесы, вдохновленные норвежским фольклором и историей, такие как «Борьба за престол» (1850) и «Фру Ингер из Эстрота» (1855).

Хотя ранние работы Ибсена не принесли ему значительного успеха, они помогли ему отточить драматургическое мастерство и найти свой собственный голос.​ В них уже просматриваются черты будущего новатора ⎯ интерес к социальным проблемам, психологическая глубина характеров, стремление к реалистичному изображению жизни.​

Становление драматургом⁚ первые успехи и поиски стиля

В 1857 году Ибсен вернулся в Христианию, где возглавил Норвежский театр. Этот период ознаменовался важными переменами в его творчестве.​ Ибсен все больше отходил от романтизма, обращаясь к более реалистичному и социально-критичному искусству.​

В 1862 году была поставлена его пьеса «Любовь комедия» – сатирическая комедия, высмеивающая лицемерие и косность буржуазного общества.​ В этой пьесе уже проявляется характерный для зрелого Ибсена интерес к теме индивидуализма и противостояния личности общественным нормам.​

В 1864 году Ибсен получил государственную стипендию и покинул Норвегию, начав долгое добровольное изгнание, которое продлилось 27 лет.​ Он жил в Италии, Германии, где продолжал активно работать.​ В этот период он создал пьесы, которые принесли ему первый значительный успех⁚ «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867).

«Бранд» ー философская драма о непримиримом идеалисте, который гибнет в столкновении с косностью и лицемерием окружающего мира.​ «Пер Гюнт» ⎯ философско-аллегорическая драма о человеке, который в поисках себя проходит через множество испытаний, но в итоге не находит ничего, кроме собственной пустоты.​

В этих пьесах Ибсен продолжает развивать темы, затронутые в его ранних работах, но уже на более глубоком философском уровне.​ Он исследует сложные моральные и экзистенциальные проблемы, ставит вопросы о смысле жизни, о месте человека в мире, о противоречии между мечтой и реальностью.​

«Новый Ибсен»⁚ период великих социальных драм

Конец 1870-х годов ознаменовался новым поворотом в творчестве Ибсена – он обратился к жанру социально-реалистической драмы.​ Этот период, часто называемый «Новым Ибсеном», принес ему мировую славу и сделал одним из самых значительных драматургов своего времени.​

В 1879 году была поставлена пьеса «Кукольный дом», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы.​ В центре сюжета – история Норы Хельмер, которая решается на отчаянный шаг – уйти из семьи, чтобы найти себя как личность.​ Пьеса вызвала бурную полемику в обществе, так как поднимала острые вопросы о правах женщин, о браке, о лицемерии буржуазной морали.​

За «Кукольным домом» последовали другие знаковые пьесы⁚ «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882), «Дикая утка» (1884), «Росмерсгольм» (1886), «Гедда Габлер» (1890).​ В этих драмах Ибсен продолжал анализировать проблемы современного общества, критиковал его устои и нравы, защищал право человека на свободу и самореализацию.​

Пьесы «Нового Ибсена» отличаются глубоким психологизмом, реалистичностью изображения жизни, острыми конфликтами, неоднозначными характерами.​ Ибсен не давал готовых ответов на поставленные им вопросы, он заставлял зрителя задуматься над ними, прийти к собственным выводам.​

Последние годы и наследие

В 1891 году, после долгих лет изгнания, Ибсен вернулся в Норвегию.​ Он был уже всемирно известным драматургом, его пьесы ставились на сценах всего мира.​ Несмотря на признание и славу, Ибсен продолжал активно работать, создавая новые пьесы, в которых обращался к темам, волновавшим его на протяжении всего творческого пути.

Биография Генрика Ибсена: от романтизма к социальной драме

Среди поздних пьес Ибсена можно отметить «Строитель Сольнес» (1892), «Маленький Эйольф» (1894), «Йун Габриэль Боркман» (1896), «Когда мы, мертвые, просыпаемся» (1899).​ В этих произведениях Ибсен вновь обращается к темам творчества, любви, смерти, стремления человека к счастью и его места в мире.

В 1900 году Ибсен перенес инсульт, который подкосил его здоровье.​ Он умер в Христиании 23 мая 1906 года в возрасте 78 лет.​

Генрик Ибсен оставил после себя богатое творческое наследие, которое включает в себя более 25 пьес, стихотворения, критические статьи.​ Его драматургия оказала огромное влияние на развитие мирового театра, его пьесы до сих пор не сходят со сцены и остаются актуальными и современными.​ Ибсен стал одним из основателей новой европейской драмы, которая порвала с традициями классицизма и романтизма, обратившись к реалистичному изображению жизни и острым социальным проблемам.​

Влияние на мировую драматургию

Генрик Ибсен оказал огромное влияние на развитие мировой драматургии.​ Его новаторские пьесы сломали старые каноны и открыли новые горизонты для театрального искусства.​

Ибсен стал одним из основоположников новой европейской драмы, которая порвала с традициями классицизма и романтизма; Он обратился к реалистичному изображению жизни, к острым социальным проблемам, к исследованию психологии человека.​

Пьесы Ибсена отличались глубоким психологизмом, реалистичностью изображения жизни, острыми конфликтами, неоднозначными характерами. Он не давал готовых ответов на поставленные им вопросы, он заставлял зрителя задуматься над ними, прийти к собственным выводам.​

Драматургия Ибсена оказала влияние на творчество многих выдающихся писателей и драматургов, среди которых Антон Чехов, Бернард Шоу, Август Стриндберг, Герхарт Гауптман, Артур Шницлер.​

Ибсен вывел на сцену новых героев ⎯ сильных, независимых личностей, которые борются за свою свободу и право на самореализацию.​ Он поднимал в своих пьесах важные социальные и нравственные проблемы, актуальные и по сей день⁚ права женщин, проблемы семьи и брака, ответственность личности перед обществом, конфликт между идеалами и реальностью.

Ибсен по праву считается одним из величайших драматургов всех времен и народов.​ Его пьесы переведены на многие языки мира и до сих пор не сходят со сцен театров всего мира, что свидетельствует об их непреходящей художественной ценности и актуальности.

Биография Генрика Ибсена: от романтизма к социальной драме

Интересные факты

  • Аптекарское прошлое⁚ Прежде чем стать знаменитым драматургом, Ибсен работал помощником аптекаря в юности.​ Этот опыт, несомненно, повлиял на его наблюдательность и интерес к человеческой психологии.​
  • Добровольное изгнание⁚ Ибсен прожил за пределами Норвегии 27 лет (1864-1891), в основном в Италии и Германии.​ Он считал, что расстояние помогает ему объективнее взглянуть на свою родину и ее проблемы.​
  • «Кукольный дом» и его последствия⁚ Пьеса «Кукольный дом» вызвала скандал в своё время из-за своего феминистического посыла.​ Некоторые театры отказывались ставить пьесу в оригинальной версии, требуя изменить финал.​
  • Враг народа⁚ Пьеса «Враг народа», в которой главный герой борется с лицемерием и косностью общества, была воспринята многими современниками как отражение собственной жизни Ибсена и его сложных взаимоотношений с общественностью.​
  • Строгий распорядок дня⁚ Ибсен был известен своим строгим распорядком дня.​ Он писал каждый день в одно и то же время, а перед началом работы надевал свой «рабочий костюм».​
  • Вдохновение от музыки⁚ Музыка играла важную роль в творчестве Ибсена.​ Он часто слушал музыку во время работы, и некоторые его пьесы, например, «Пер Гюнт», были написаны под впечатлением от музыкальных произведений.​
  • Признание на родине⁚ Несмотря на то, что при жизни Ибсена его пьесы вызывали неоднозначную реакцию в обществе, после его смерти он был признан национальным героем Норвегии.​
  • Театральный музей⁚ В Осло существует музей Ибсена, в котором можно увидеть его личные вещи, рукописи, а также посетить квартиру, где он прожил последние годы жизни.

Биография Генрика Ибсена: от романтизма к социальной драме

Значимые даты

  1. 20 марта 1828⁚ Рождение Генрика Юхана Ибсена в Шиене, Норвегия.
  2. 1849⁚ Переезд в Христианию (ныне Осло) для поступления в университет (безуспешно).​
  3. 1850⁚ Назначение драматургом и режиссёром в театре Уле Булля в Бергене.​ Начало творческого пути.​
  4. 1858-1864⁚ Руководство Норвежским театром в Христиании.​ Постановка первых значимых пьес٫ включая «Борьбу за престол» и «Фру Ингер из Эстрота».
  5. 1864⁚ Начало добровольного изгнания из Норвегии.​ Переезд в Италию.​
  6. 1866-1867⁚ Создание пьес «Бранд» и «Пер Гюнт», принесших Ибсену первый значительный успех.​
  7. 1879⁚ Премьера пьесы «Кукольный дом», вызвавшей широкий общественный резонанс и утвердившей репутацию Ибсена как новатора драмы.​
  8. 1880-е годы⁚ «Новый Ибсен» ⎯ период создания знаковых социально-реалистических пьес⁚ «Привидения», «Враг народа», «Дикая утка», «Росмерсгольм».​
  9. 1890⁚ Премьера пьесы «Гедда Габлер», ставшей одной из вершин творчества Ибсена.
  10. 1891⁚ Возвращение Ибсена в Норвегию после долгих лет жизни за границей.
  11. 1890-е годы⁚ Работа над поздними пьесами, в том числе «Строитель Сольнес», «Маленький Эйольф», «Йун Габриэль Боркман».
  12. 23 мая 1906⁚ Смерть Генрика Ибсена в Христиании.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Екатерина

    Замечательная статья! Кратко и по существу. Вдохновилась почитать его пьесы.

  2. Ольга

    Статья краткая, но емкая. Хорошо освещены основные этапы творчества Ибсена. Хотелось бы больше узнать о его влиянии на развитие театра.

  3. Петр

    Ибсен — гений! Его пьесы актуальны и по сей день. Они заставляют задуматься о важных вопросах человеческого существования.

  4. Дмитрий

    Не знал, что Ибсен начинал как поэт. Интересно было бы почитать его ранние стихи.

  5. Антон

    Интересно было узнать о трудных ранних годах Ибсена. Неудивительно, что он стал таким проницательным критиком общества, столкнувшись с лишениями в юности.