Биография Дягилева кратко
Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) ー знаменитый русский театральный и художественный деятель, антрепренер, критик, меценат․ Прославился как организатор «Русских сезонов» в Париже и основатель «Русского балета», с которым связал свою дальнейшую судьбу․
Ранние годы и образование
Сергей Дягилев родился 31 марта 1872 года в семье кадрового военного Павла Павловича Дягилева в Новгородской губернии, где в то время служил отец․ Мать, Евгения Николаевна, происходила из богатой купеческой семьи, увлекалась музыкой и прекрасно играла на фортепиано․
Детские годы Дягилева прошли в атмосфере любви к искусству․ В доме постоянно звучала музыка, устраивались литературные и музыкальные вечера․ После отставки отца семья переехала в Пермь, где Сергей продолжил обучение в гимназии․ Он брал уроки игры на фортепиано, пения, увлекался театром, участвовал в домашних спектаклях․
В 1890 году, окончив гимназию, Дягилев поступил на юридический факультет Петербургского университета․ В этот период он увлекся музыкой, брал уроки композиции у Николая Римского-Корсакова․ В университете Дягилев сблизился с кружком единомышленников, увлечённых искусством, среди которых были Александр Бенуа, Леон Бакст, Константин Сомов, Дмитрий Философов и другие․
Увлечение искусством оказалось настолько сильным, что Дягилев оставил занятия музыкой и юриспруденцией․ Он организовал несколько выставок, которые продемонстрировали новое направление в русском изобразительном искусстве․ Так начался путь Сергея Дягилева в мир искусства, где он проявил себя как талантливый организатор, критик и меценат․
«Мир искусства» и первые выставки
В 1898 году в Петербурге Сергей Дягилев вместе с единомышленниками Александром Бенуа, Львом Бакстом, Константином Сомовым, Валентином Серовым организовал художественное объединение «Мир искусства»․ В него вошли художники, стремившиеся обновить русскую живопись, внести в неё элементы европейского модерна, утончённость и декоративность․
«Мир искусства» издавал одноимённый журнал, пропагандирующий новые веяния в и отечественном и западном искусстве․ Дягилев принимал активное участие в его деятельности, публиковал статьи по истории искусства, критические обзоры, организовывал выставки, которые знакомили столичную публику с современной живописью․
Первые выставки, организованные Дягилевым, вызвали неоднозначную реакцию публики и критики․ Новаторство «мирискусников», их стремление отойти от традиций реализма в живописи, было воспринято неоднозначно․ Консервативная публика обвиняла их в формализме, прессе появлялись разгромные статьи․
Несмотря на критику, Дягилев продолжал пропагандировать новое искусство, организовывал выставки русских и зарубежных художников, сделав «Мир искусства» одним из самых влиятельных художественных объединений начала XX века․
Русские сезоны в Париже
В 1906 году Сергей Дягилев организовал в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры», которая имела огромный успех и стала началом грандиозного проекта , «Русских сезонов» в Париже․ Выставка познакомила европейскую публику с богатством и самобытностью русского искусства, вызвала огромный интерес к русской культуре․
Вслед за выставкой последовали «Исторические русские концерты» с участием выдающихся русских музыкантов, в т․ч․ Федора Шаляпина․ Концерты познакомили парижан с музыкой Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Александра Скрябина․
В 1909 году Дягилев привез в Париж русский балет; Это событие стало настоящим триумфом русского искусства․ Публика была покорена виртуозностью русских танцовщиков, красотой декораций и костюмов, созданных Львом Бакстом, Александром Бенуа, Николаем Рерихом․ Успех «Русских сезонов» был огромным, они продолжались до 1929 года, став значительным явлением в культурной жизни Европы․
«Русские сезоны» стали важной вехой в истории русского искусства, позволив миру увидеть его богатство и разнообразие․ Дягилев сумел объединить лучшие творческие силы России, создав уникальное явление мировой культуры․
Расцвет Русского балета
После триумфального успеха первого балетного сезона в Париже Сергей Дягилев решил сосредоточиться на балетной антрепризе, создав постоянную труппу «Русский балет Дягилева»․ Он пригласил в нее выдающихся танцовщиков Мариинского и Большого театров⁚ Анну Павлову, Тамару Карсавину, Вацлава Нижинского, а также талантливого балетмейстера Михаила Фокина․
Дягилев стремился обновить балетный репертуар, сочетая классические традиции с новыми веяниями в хореографии, музыке, сценографии․ Он привлекал к сотрудничеству ярких композиторов⁚ Игоря Стравинского, Клода Дебюсси, Мориса Равеля, художников Льва Бакста, Александра Бенуа, Николая Рериха, Пабло Пикассо, чьи декорации и костюмы производили настоящую революцию в театральном искусстве․
В репертуаре «Русского балета» появились одноактные балеты, ставшие настоящими шедеврами⁚ «Шехеразада», «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»․ Дягилев открыл миру талант Вацлава Нижинского не только как танцовщика, но и как хореографа․ Его постановки «Послеполуденный отдых фавна», «Игры», «Весна священная» эпатировали публику своей новаторской хореографией, отходом от канонов классического балета․
«Русский балет Дягилева» гастролировал по всему миру, знакомя зрителей с русской культурой, новым словом в хореографии․ Антреприза Дягилева просуществовала двадцать лет, став ярчайшей страницей в истории мирового балета․
Последние годы и наследие
Последние годы жизни Сергея Дягилева были омрачены финансовыми трудностями и болезнью․ После смерти своего друга и возлюбленного Вацлава Нижинского в 1929 году, Дягилев тяжело переживал эту утрату․ Он продолжал работать, но былое вдохновение угасло․
Сергей Дягилев умер 19 августа 1929 года в Венеции от сердечного приступа․ Он был похоронен на острове Сан-Микеле, на кладбище, которое называют «Венецианским Пер-Лашезом»․
Смерть Дягилева стала большой потерей для мирового искусства․ Он оставил после себя огромное наследие, изменив представления о балете, сделав его современным и актуальным видом искусства․ Дягилев открыл миру таланты многих выдающихся артистов⁚ Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной, Сержа Лифаря, Джорджа Баланчина․
«Русские сезоны» Дягилева стали символом расцвета русской культуры начала XX века, они и сегодня продолжают вдохновлять хореографов, композиторов, художников по всему миру․
Интересные факты
Жизнь и деятельность Сергея Дягилева полна интересных фактов, которые раскрывают его неординарную личность и творческий путь⁚
- Юридическое образование и музыка․ Несмотря на то, что Дягилев получил юридическое образование, он с детства увлекался музыкой․ Он даже брал уроки композиции у самого Римского-Корсакова, который, правда, не видел в нем особого таланта․ Тем не менее, Дягилев обладал тонким музыкальным вкусом и прекрасно разбирался в музыке․
- «Мир искусства» как зеркало эпохи․ Журнал «Мир искусства», основанный Дягилевым и его единомышленниками, стал настоящим рупором нового искусства․ На его страницах публиковались не только статьи о живописи, но и литературные произведения, критические обзоры театральных постановок․ «Мир искусства» отражал атмосферу культурной жизни России конца XIX, начала XX века․
- Дягилев и Шанель․ Сергей Дягилев был близко знаком с легендарной Коко Шанель․ Она создавала костюмы для его балетов, а он, в свою очередь, помогал ей с советами в мире моды․ Говорят, что именно Дягилев вдохновил Шанель на создание её знаменитого маленького чёрного платья․
- Страсть к коллекционированию․ Дягилев был страстным коллекционером․ Он собирал картины, книги, музыкальные рукописи, предметы декоративно-прикладного искусства․ Его коллекция была огромной и разнообразной, отражая его широкий круг интересов․
- Противоречивый характер․ Современники отмечали сложный и противоречивый характер Дягилева․ Он мог быть очаровательным и остроумным собеседником, но в то же время обладал деспотичным нравом и не терпел возражений․ Дягилев был требовательным руководителем, что нередко приводило к конфликтам с артистами его труппы․
- Вклад в мировую культуру․ Сергей Дягилев сыграл огромную роль в популяризации русского искусства за рубежом․ Он открыл миру таланты многих выдающихся русских артистов, композиторов, художников․ «Русские сезоны» Дягилева стали значительным явлением в культурной жизни Европы, оказав влияние на развитие мирового балета и театрального искусства․
Значимые даты
Жизнь Сергея Дягилева была насыщена яркими событиями, которые определили его творческий путь и оставили неизгладимый след в истории мирового искусства․ Вот некоторые из самых значимых дат⁚
- 1872 год, 31 марта (19 марта по старому стилю) — рождение Сергея Павловича Дягилева в семье военного, в Новгородской губернии․
- 1890 год — поступление на юридический факультет Петербургского университета․ Знакомство с Александром Бенуа, начало формирования кружка единомышленников, увлеченных искусством․
- 1898 год , организация художественного объединения «Мир искусства» и выпуск одноименного журнала․ Начало новаторской деятельности Дягилева, направленной на пропаганду нового русского искусства․
- 1906 год — организация выставки «Два века русской живописи и скульптуры» в Париже, имевшая огромный успех и положившая начало «Русским сезонам»․
- 1909 год — первый сезон русского балета в рамках «Русских сезонов» в Париже․ Триумфальный дебют русских танцовщиков٫ художников٫ композиторов на европейской сцене․
- 1911 год — создание постоянной балетной труппы «Русский балет Дягилева»․ Начало новой эры в истории мирового балета, отмеченной новаторскими постановками и яркими именами артистов․
- 1913 год — премьера балета «Весна священная» Игоря Стравинского в постановке Вацлава Нижинского, вызвавшая скандал и ставшая одним из манифестов музыкального авангарда․
- 1929 год٫ 19 августа — смерть Сергея Дягилева в Венеции․ Конец целой эпохи в истории русского искусства٫ оставившей неизгладимый след в мировой культуре․
Замечательно изложенная биография! Кратко, но очень содержательно.
Очень интересная статья! Дягилев — невероятная личность, оказавшая огромное влияние на искусство.
Спасибо, узнал много нового о Дягилеве. Хотелось бы больше подробностей о «Русских сезонах» в Париже!