Вступление
В повести «Дети подземелья» Владимир Короленко знакомит читателя с Васей, сыном городского судьи. После смерти матери мальчик чувствует себя одиноким. Отец холоден к нему и не уделяет должного внимания. Вася ищет спасение от одиночества в прогулках по городу, наблюдая за жизнью его обитателей.
Глава 1. Замок и его обитатели
Действие повести разворачивается в маленьком городке Княжье-Вено, расположенном на юго-западе Польши. Город этот был окружен болотами, заросшими прудами и речушками, что придавало ему атмосферу таинственности и некоторой заброшенности. Посреди одной из таких рек находился небольшой остров, на котором возвышались руины старинного замка. Замок этот с пустыми глазницами окон, облупившейся штукатуркой и полуразрушенными стенами производил на жителей города одновременно пугающее и манящее впечатление.
Для Васи, сына городского судьи, этот замок стал своеобразным убежищем, местом, где он мог укрыться от одиночества и безразличия, царивших в его доме. После смерти матери, когда Васе было всего шесть лет, отец, погруженный в собственное горе, практически перестал обращать внимание на сына. Вася был предоставлен сам себе и проводил большую часть времени, бродя по окрестностям города и предаваясь своим детским фантазиям.
Старый замок с его таинственной атмосферой и мрачной красотой привлекал Васю. Он часами мог бродить по его заросшим дворам, представляя себе его былое величие и жизнь людей, которые когда-то населяли его. Замок стал для Васи не просто местом игр, но и своеобразным символом прошлого, которое, казалось, было гораздо более ярким и насыщенным, чем его серая и безрадостная настоящая жизнь.
Замок служил пристанищем не только для мечтаний Васи. Он стал домом для городских нищих и бродяг, которые находили приют в его полуразрушенных стенах. Люди эти, лишенные крова и средств к существованию, образовали в замке своеобразную коммуну, где каждый делился с другими последним куском хлеба и находил поддержку в трудные моменты.
Однако мирная жизнь обитателей замка была нарушена, когда в их жизнь вмешался управляющий Януш. Будучи выходцем из обедневших дворян, Януш считал себя выше остальных обитателей замка – безродных бродяг и нищих. Он решил навести порядок в замке, разделив его обитателей на «благородных» и «безродных». «Благородным» – бывшим слугам графских домов, подобным ему самому – Януш разрешил остаться в замке, а «безродных» жестоко выгнал на улицу, обрекая их на голод и страдания.
Глава 2. Знакомство с детьми подземелья
Изгнанные из замка бродяги оказались в отчаянном положении. Городские жители, напуганные их видом и боясь возможных краж, не подавали им милостыни и обходили стороной. Скитальцы были вынуждены искать себе новое убежище, где бы они могли укрыться от холода и непогоды.
С наступлением весны бродяги нашли себе приют в старой часовне на окраине города, неподалеку от кладбища. Часовня эта, полуразрушенная и заброшенная, стала для них не только домом, но и символом их отверженности и одиночества.
Вася, наблюдавший за судьбой изгнанных бродяг, не мог оставаться равнодушным к их горю. Он часто видел их на улицах города, худых, оборванных, с печатью безысходности на лицах. Но больше всего его внимание привлекал Тыбурций Драб, человек с суровой внешностью и необыкновенной судьбой.
Тыбурций был душой и предводителем изгнанных бродяг. Несмотря на свое бедственное положение, он сохранял чувство собственного достоинства и не терял присутствия духа. О его прошлом ходили разные слухи. Кто-то считал его потомком обедневших дворян, кто-то, беглым каторжником. Но что бы ни говорили о нем люди, все сходились в одном — Тыбурций был человеком незаурядным и таинственным.
Васю влекло к Тыбурцию, он чувствовал в нем родственную душу. Мальчик часто видел Тыбурция в городских кабаках, где тот выступал перед посетителями, декламируя стихи древнеримских и древнегреческих поэтов. Несмотря на то, что слушатели, в большинстве своем нетрезвые и малообразованные, не понимали смысла речей Тыбурция, они чувствовали исходившую от него силу и страсть, и щедро вознаграждали его медяками.
Вася, в отличие от других слушателей, ловил каждое слово Тыбурция. Его поражало, как этот человек, лишенный всего, сумел сохранить в своей душе любовь к красоте и знание. Мальчик чувствовал, что за суровой внешностью Тыбурция скрывается глубокий и ранимый человек, и ему захотелось узнать его поближе.
Глава 3. Жизнь в подземелье и дружба
Жажда новых впечатлений и желание познакомиться с Тыбурцием поближе привели Васю к старой часовне, где нашли приют изгнанные бродяги. Оставив своих друзей-сорванцов у подножия холма, Вася в одиночку поднялся на вершину и, собравшись с духом, переступил порог часовни. В полумраке внутреннего помещения мальчик увидел двоих детей — девочку с белокурыми волосами и ее старшего брата.
Дети, привыкшие к одиночеству и настороженно относившиеся ко всем чужакам, испуганно смотрели на Васю. Мальчик, в свою очередь, не зная, как завязать разговор, молча разглядывал их. Некоторое время они стояли молча, изучая друг друга, словно диковинных зверей. Наконец, Вася, собравшись с духом, решил нарушить молчание.
— Как вас зовут? — спросил он.
— Валек, — ответил мальчик. — А это Маруся, моя сестра.
— А меня Вася, — представился мальчик. — Я живу с отцом в городе.
Так началось знакомство Васи с детьми Тыбурция Драба — Валеком и Марусей. Эта встреча стала поворотным моментом в жизни всех троих детей. Вася, привыкший к роскоши и комфорту, впервые столкнулся с нищетой и горем. Валек и Маруся, лишенные родительской ласки и заботы, увидели в Васе друга, который мог разделить с ними их горести и радости.
Вася стал часто приходить к часовне, принося с собой лакомства, которые тайком брал из дома — яблоки из сада, конфеты, которые покупала ему нянька. Дети вместе играли в прятки среди могильных плит, рассказывали друг другу истории из своей жизни. Валек и Маруся показали Васе свое жилище — подземелье под часовней, где они жили вместе с Тыбурцием.
Подземелье это, темное и сырое, производило на Васю гнетущее впечатление. Но, несмотря на это, мальчик продолжал приходить туда снова и снова. Он чувствовал, что здесь, в этом мрачном подземелье, он нашел нечто гораздо более ценное, чем все богатства мира — настоящую дружбу и душевное тепло, которого ему так не хватало в собственном доме.
Глава 4. Кукла и трагический финал
С наступлением осени здоровье Маруси, и без того слабое, стало ухудшаться. Девочка чахла на глазах, и Вася понимал, что дни ее сочтены. Желая порадовать больную подругу, Вася решился на отчаянный шаг, взять из дома куклу, которую очень любила его сестра Соня.
Кукла эта была не просто игрушкой — это был подарок покойной матери, и Соня дорожила ей как святыней. Вася понимал, что кража куклы — это серьезный проступок, но любовь к Марусе и желание хоть как-то облегчить ее страдания были сильнее страха наказания.
Вася рассказал Соне о Марусе и о том, как важно для больной девочки получить эту куклу. К его удивлению, Соня, несмотря на свою привязанность к игрушке, согласилась отдать ее. Она понимала, что для Маруси эта кукла станет последней радостью в жизни, и не могла отказать брату в его просьбе.
Появление куклы стало настоящим событием в жизни обитателей подземелья. Маруся, до этого апатичная и безучастная ко всему, ожила, увидев подарок. Она с восторгом разглядывала красивое платье куклы, гладила ее шелковистые волосы, убаюкивала ее, словно живую. Казалось, что болезнь отступила, и Маруся снова стала обычным ребенком, способным радоваться жизни.
Но радость эта была недолгой. Спустя несколько дней Марусе стало хуже. Она уже не могла вставать с постели, и кукла стала ее единственным утешением. Девочка не расставалась с ней ни на минуту, и Вася понимал, что скоро ему придется вернуть игрушку Соне.
Между тем пропажа куклы не осталась незамеченной в доме судьи. Старая нянька, обнаружившая пропажу, подняла тревогу. Вася, зная, чем грозит ему разоблачение, жил как на иголках. Он понимал, что должен вернуть куклу, но не мог решиться забрать ее у умирающей Маруси.
Коротко о главных персонажах
В повести «Дети подземелья» Владимира Короленко немного главных героев, но все они играют важную роль в раскрытии основной идеи произведения — идеи сострадания и милосердия. Каждый герой повести — это целый мир, со своими радостями и горестями, со своими мечтами и разочарованиями.
Вася
Главный герой повести, мальчик из обеспеченной семьи. После смерти матери Вася остался на попечении отца, судьи, который, будучи погруженным в собственное горе, практически не обращал внимания на сына. Одиночество и отсутствие родительской любви толкают Васю на поиски родственной души за пределами дома. Он проводит много времени на улице, наблюдая за жизнью городских жителей, и вскоре знакомится с детьми из подземелья — Валеком и Марусей.
Встреча с этими детьми, лишенными всего, что было у Васи, — заботы, тепла, даже самого необходимого для жизни — производит на него глубокое впечатление. Вася начинает понимать, что настоящее счастье заключается не в материальном благополучии, а в душевной щедрости, сострадании и умении любить.
Валек и Маруся
Дети Тыбурция Драба, живущие с ним в подземелье. Валек, старший брат, он заботится о младшей сестре Марусе, как может. Валек — мальчик смышленый и рассудительный, он рано познал горечь утраты и лишений. Несмотря на свой юный возраст, Валек понимает, что жизнь — это не только игры и развлечения, но и тяжелый труд, борьба за существование.
Маруся — младшая сестра Валека, больная девочка, которая большую часть времени проводит в подземелье. Маруся — тихий и кроткий ребенок, лишенный возможности радоваться жизни, как другие дети. Она трогательно привязана к своему брату и к Васе, которые становятся для нее лучиком света в темном царстве подземелья.
Тыбурций Драб
Отец Валека и Маруси, человек с загадочным прошлым. Одни считают его потомком обедневших дворян, другие — беглым каторжником. Тыбурций обладает острым умом и харизмой, он прекрасно образован и умеет находить общий язык с людьми. Несмотря на свое бедственное положение, Тыбурций не теряет чувства собственного достоинства и не опускается до воровства или попрошайничества.
Он старается честно зарабатывать на жизнь, выступая в городских кабаках с декламацией стихов древнеримских и древнегреческих поэтов. Тыбурций — сложный и противоречивый персонаж, в котором уживаются гордость и смирение, доброта и жестокость. Он любит своих детей, но не может дать им того, в чем они нуждаются больше всего, — заботы и нормальной жизни.
Отец Васи
Судья, человек строгих правил и принципов. После смерти жены он замкнулся в себе и отгородился от сына стеной отчуждения. Отец Васи привык жить по закону, как на работе, так и в семье. Он старается воспитывать сына в строгости, но не замечает, что своими холодностью и безразличием ранит его детскую душу.
Встреча с Тыбурцием Драбом и осознание того, что его сын подружился с детьми из подземелья, заставляет отца Васи пересмотреть свои взгляды на жизнь. Он понимает, что истинная любовь и сострадание значат гораздо больше, чем соблюдение условностей и материальное благополучие.
Краткий вывод
Повесть Владимира Короленко «Дети подземелья» — это не просто трогательная история о дружбе детей из разных социальных слоев. Это глубокое размышление о вечных человеческих ценностях⁚ добре и зле, сострадании и равнодушии, любви и ненависти.
Автор показывает, что даже в самых тяжелых жизненных условиях, на самом дне общества, люди способны сохранять в своих сердцах любовь, доброту, способность сопереживать чужому горю. В то же время, люди, живущие в достатке и благополучии, могут быть черствыми, эгоистичными и равнодушными к чужой боли.
Главный герой повести, Вася, благодаря знакомству с детьми из подземелья, открывает для себя новый мир — мир, где нет места фальши и лицемерию, где царят искренность, взаимовыручка и настоящая дружба. Он понимает, что материальное благополучие — еще не гарантия счастья, а истинная радость заключается в том, чтобы любить и быть любимым, помогать другим и не проходить мимо чужой беды.
Образ Тыбурция Драба — один из самых ярких и запоминающихся в повести. Это человек трагической судьбы, вынужденный жить на дне общества, но сохранивший при этом чувство собственного достоинства, ум и благородство души. Тыбурций любит своих детей, но не может дать им нормальной жизни, и это сознание мучает его больше всего на свете.
В повести «Дети подземелья» Владимир Короленко ставит перед читателями важные нравственные вопросы⁚ что такое настоящая дружба? где границы человеческого сострадания? как сохранить в себе доброту и человечность, столкнувшись с жестокостью и несправедливостью мира?
Произведение Короленко актуально и в наши дни, ведь проблемы социального неравенства, равнодушия и бесчеловечности не утратили своей остроты. Повесть «Дети подземелья» заставляет нас задуматься о том, какими мы хотим видеть себя и окружающий мир, и что мы можем сделать, чтобы изменить его к лучшему.
Важно отметить, что произведение учит нас ценить простые радости жизни, видеть красоту в обыденном, не проходить мимо чужой беды и всегда оставаться людьми, независимо от социального статуса и материального положения.
Тяжелая атмосфера, но как же точно автор передает чувства мальчика! Короленко мастерски описывает одиночество и тоску.
Тема одиночества, затронутая в самом начале, очень актуальна и по сей день. Многие дети, к сожалению, сталкиваются с безразличием со стороны взрослых.
Интересно, как дальше сложится судьба Васи? Что ждет его в этом мрачном, но таком притягательном замке?
Короленко всегда умел показать жизнь такой, какая она есть — без прикрас. Даже в этом небольшом отрывке чувствуется глубина будущей истории.
Описание замка просто завораживает. Чувствуешь, будто сам бродишь по его развалинам вместе с Васей.
Замок — это не просто место действия, это отдельный персонаж со своей историей и тайнами.
Очень живописный язык, читаешь и будто видишь этот город, этот замок, чувствуешь сырость болот.