Детство и юность Александра Пушкина

Детство и юность Александра Пушкина Краткие пересказы

Краткий пересказ детство Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве.​ Детство его прошло в дворянской семье, в атмосфере любви к литературе.​ Раннее развитие Пушкина проходило под влиянием бабушки Марии Алексеевны Ганнибал и няни Арины Родионовны, прививших ему любовь к русскому языку и фольклору.​

Ранние годы и семья

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в семье нетитулованного дворянского рода.​ Отцом будущего гения русской литературы был Сергей Львович Пушкин٫ ценитель литературы и обладатель обширной библиотеки٫ что٫ несомненно٫ повлияло на раннее пристрастие Александра к чтению.​ Мать٫ Надежда Осиповна٫ урожденная Ганнибал٫ была внучкой Абрама Петровича Ганнибала – африканца٫ ставшего крестником и слугой Петра I. Помимо Александра٫ в семье воспитывались старшая дочь Ольга и младшие сыновья Лев и Николай.​

Ранние годы Пушкина прошли в атмосфере дворянской Москвы.​ Семья, хоть и не принадлежала к высшему свету, была связана с литературными кругами.​ Дядя поэта, Василий Львович Пушкин, был известным поэтом, в доме которого часто бывали видные литераторы того времени.​ Эта творческая атмосфера оказала огромное влияние на юного Александра, пробудив в нем интерес к литературе и поэзии.​

Несмотря на дворянское происхождение, семья Пушкиных жила достаточно скромно.​ Воспитанием детей занимались, в основном, иностранные гувернеры. Александр рано научился читать и писать, демонстрируя недюжинные способности к языкам.​ Уже в детстве он начал сочинять стихи, правда, пока на французском языке, который был языком общения в семье.​

Важную роль в формировании личности Пушкина сыграла его няня, Арина Родионовна Яковлева, крепостная крестьянка. Она была не просто няней, а настоящим другом и второй матерью для маленького Саши.​ Арина Родионовна знакомила его с русским фольклором, рассказывала сказки, пела народные песни.​ Ее рассказы пробудили в душе будущего поэта любовь к родной речи, русской культуре, простому народу.​ Поzděе, в своих произведениях, Пушкин не раз будет обращаться к образам и мотивам, почерпнутым из рассказов своей любимой няни.​

Воспитание и образование

Воспитание Александра Пушкина представляло собой любопытное сочетание влияния западноевропейской культуры и русской народной традиции. С одной стороны, он получал домашнее образование под руководством иностранных гувернеров, преимущественно французов, что позволило ему в совершенстве овладеть французским языком и познакомиться с европейской литературой.​ С другой стороны, огромное влияние на него оказывала няня, Арина Родионовна Яковлева, простой крепостной крестьянка, ставшая для него не просто воспитательницей, но и другом, хранительницей русского языка и народной мудрости.​

Именно от Арины Родионовны юный Пушкин услышал множество русских сказок, народных песен, преданий, которые впоследствии найдут отражение в его творчестве.​ Она же привила ему любовь к родному языку, его образности, мелодичности, что станет отличительной чертой пушкинского слога. Так, с раннего детства в Пушкине органично соединились две культуры ౼ изысканная европейская и самобытная русская, что во многом определило его творческую индивидуальность.

В 1811 году, в возрасте 12 лет, Александр Пушкин поступает в только что открывшийся Царскосельский лицей, привилегированное учебное заведение для мальчиков из дворянских семей.​ Лицейские годы стали для Пушкина временем интенсивной учебы, формирования мировоззрения, становления его как поэта. Здесь он получил блестящее образование, проявил незаурядные способности к литературе и языкам.​

В лицее царила атмосфера свободомыслия, по encouragedвались интеллектуальные дискуссии, литературное творчество.​ Пушкин сближается с лицеистами, разделявшими его интересы, становится активным участником литературного общества «Арзамас», публикует свои первые стихи.​ Лицейские годы оставили глубокий след в душе Пушкина, став для него временем дружбы, творческих поисков, первых литературных успехов.​

Лицейские годы

В 1811 году двенадцатилетний Александр Пушкин поступает в только что основанный Царскосельский лицей – привилегированное учебное заведение٫ призванное воспитывать будущую элиту Российской империи.​ Для Пушкина٫ с его пытливым умом и жаждой знаний٫ лицей стал настоящей школой жизни.​ Здесь он провел шесть лет٫ наполненных учебой٫ творчеством٫ дружбой٫ оставивших неизгладимый след в его душе.​

Лицейские годы – это время становления Пушкина как поэта; Вдохновленный творчеством русских и европейских классиков, он много пишет, экспериментирует с разными жанрами и стилями.​ В лицейских стенах рождаются его первые серьезные стихотворения, отмеченные свежестью восприятия, искренностью чувства, мастерством владения словом.​

Важную роль в развитии поэтического дарования Пушкина сыграло общение с лицеистами, многие из которых также проявили себя на литературном поприще.​ Вместе они создают литературное общество, устраивают литературные вечера, читают и обсуждают свои произведения.​ Среди лицейских друзей Пушкина были будущие известные деятели русской культуры⁚ поэт Антон Дельвиг, канцлер Александр Горчаков, литератор Вильгельм Кюхельбекер и другие.​ Дружба, завязавшаяся в лицейские годы, останется для Пушкина одной из главных ценностей на протяжении всей его жизни.​

В 1815 году, на экзамене в присутствии придворных сановников и известного поэта Гавриила Державина, Пушкин читает свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».​ Восторженная реакция слушателей, в том числе и самого Державина, стала для юного поэта настоящим триумфом, укрепив его в мысли посвятить себя литературе.​ Лицейские годы закончились, но они навсегда остались в памяти Пушкина как пора юности, дружбы, творческих поисков, открытия себя как поэта.​

Влияние бабушки и няни

В раннем детстве Александра Пушкина огромную роль сыграли две женщины – бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, и няня, Арина Родионовна Яковлева.​ Именно они заложили основы его нравственных принципов, любви к родному языку, интереса к русской истории и народной культуре.​

Бабушка Мария Алексеевна была женщиной властной и строгой, но при этом безгранично любила своих внуков.​ Лето Александр часто проводил в ее подмосковном имении Захарово, где погружался в атмосферу русской деревни, слушал рассказы крестьян, наблюдал за их жизнью и бытом.​ Эти впечатления детства позднее найдут отражение во многих его произведениях.​ Бабушка же привила ему любовь к русской истории, рассказывая о своем знаменитом предке, Абраме Ганнибале – «арапе Петра Великого».​

Не менее значимой фигурой в детстве Пушкина была его няня, Арина Родионовна.​ Простая крепостная крестьянка, она стала для будущего поэта настоящей второй матерью, окружив его заботой, лаской и вниманием.​ Арина Родионовна была не просто няней, но и хранительницей русского фольклора, знатоком народных песен, сказок, преданий.​ Долгими зимними вечерами она рассказывала маленькому Саше волшебные сказки, пела народные песни, познакомила его с миром русских обычаев и обрядов.​

Влияние Арины Родионовны на формирование личности и творчества Пушкина трудно переоценить.​ Именно от нее он услышал живую русскую речь во всем ее богатстве и многообразии, впитал в себя красоту и музыку народного языка.​ Образ няни, доброй, заботливой, мудрой женщины, навсегда останется в сердце Пушкина и найдет свое отражение во многих его произведениях.​

Первые литературные опыты

Любовь к литературе, страсть к сочинительству проявились у Александра Пушкина еще в раннем детстве. Влияние творческой атмосферы родительского дома, богатой отцовской библиотеки, рассказов няни, наполненных поэзией русского фольклора, пробудили в нем тягу к перу.​ Уже в детстве он начинает писать стихи, подражая любимым французским авторам, которые в то время были в моде.

Первыми критиками и слушателями юного поэта стали домочадцы и друзья семьи. Известен случай, когда восьмилетний Пушкин, находясь в Петербурге у дяди, Василия Львовича, также поэта, прочел ему свое новое стихотворение.​ Дядя, человек строгий и взыскательный, был поражен талантом племянника и предсказал ему большое будущее на литературном поприще.​

В лицейские годы литературные опыты Пушкина приобретают более серьезный характер.​ Он много читает, пробует себя в разных жанрах – пишет лирические стихотворения, поэмы, эпиграммы, переводит с французского.​ В лицейских стенах рождаются его первые значимые произведения, отмеченные не только юношеским энтузиазмом, но и несомненным талантом, свежестью восприятия, мастерством владения словом. Уже тогда в нем просматривался будущий гений, которому суждено было стать гордостью русской литературы.​

Коротко о главных персонажах

Сергей Львович Пушкин (отец)

Отец Александра Пушкина, Сергей Львович, был человеком образованным и утонченным, ценителем литературы и искусства.​ Он происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Службу в армии оставил в чине майора, посвятив себя семейной жизни и литературным занятиям.​ Сергей Львович свободно владел французским языком, писал стихи, был страстным библиофилом.​

Хотя в вопросах воспитания детей Сергей Львович полагался, в основном, на супругу и гувернеров, он, несомненно, оказал влияние на формирование личности будущего поэта. Отец поощрял интерес Александра к литературе, предоставив в его распоряжение свою богатую библиотеку, знакомил его с произведениями французских классиков.​

Надежда Осиповна Пушкина (мать)

Мать Александра Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была яркой и эмоциональной женщиной.​ Внучка африканского «арапа Петра Великого», Абрама Петровича Ганнибала, она унаследовала от своего знаменитого предка живой ум, вспыльчивый характер и страстную натуру.​

Надежда Осиповна была душой московского дома Пушкиных, устраивала литературные вечера, на которых собирались известные писатели и поэты.​ Она прекрасно играла на фортепиано, обладала изысканным вкусом и следила за последними тенденциями в мире моды; Однако, по воспоминаниям современников, отношения Надежды Осиповны с сыном Александром были довольно сложны.​ Ее холодность и сдержанность в проявлении чувств часто ранили чувствительного и ранимого мальчика.​

Мария Алексеевна Ганнибал (бабушка)

Мария Алексеевна Ганнибал, бабушка Александра Пушкина по материнской линии, занимала особое место в жизни будущего поэта.​ Она была женщиной властной, строгой, но в то же время бесконечно любящей своих внуков. Лето Александр часто проводил в ее подмосковном имении Захарово, где погружался в атмосферу русской деревни, слушал рассказы крестьян, наблюдал за их жизнью и бытом.​ Эти впечатления детства позднее найдут отражение во многих его произведениях.

Мария Алексеевна была блестящей рассказчицей, знала множество историй о старине, о своей семье, в том числе и о знаменитом предке – Абраме Ганнибале.​ Ее рассказы пробудили в душе внука интерес к русской истории, к своим корням. Бабушка стала для Пушкина первой учительницей русской словесности, привив ему любовь к родному языку.​

Арина Родионовна Яковлева (няня)

Арина Родионовна Яковлева, простая крепостная крестьянка, сыграла огромную роль в жизни Александра Пушкина.​ Она стала для него не просто няней, но и другом, наставницей, хранительницей русского языка и народной культуры.​ С раннего детства Арина Родионовна окружала маленького Сашу заботой и лаской, пела ему колыбельные, рассказывала сказки, привила ему любовь к родной речи.​

В ее рассказах оживали герои русских былин и сказок, волшебный мир народных преданий и верований. Арина Родионовна стала для Пушкина проводником в мир русской народной культуры, ее богатейшего фольклора, ее нравственных ценностей.​ Образ няни, доброй, заботливой, мудрой русской женщины, навсегда останется в сердце поэта и найдет свое отражение во многих его произведениях.

Краткий вывод

Детство Александра Сергеевича Пушкина, на первый взгляд, мало чем отличалось от детства других детей из образованных дворянских семей той эпохи.​ Он рос в атмосфере любви к литературе и искусству, получал домашнее образование под руководством иностранных гувернеров, был окружен заботой родных.​ Однако именно в детстве зародились те черты личности и таланта, которые позволили ему стать величайшим русским поэтом, основоположником современного русского литературного языка.

Важную роль в становлении личности будущего гения сыграла его семья. Отец, Сергей Львович, человек образованный и утонченный, привил сыну любовь к литературе, познакомил с произведениями французских классиков.​ Мать, Надежда Осиповна, женщина яркая и эмоциональная, стремилась дать детям всестороннее образование, прививала им любовь к музыке, театру, светской жизни.​

Особое влияние на юного Пушкина оказали женщины, окружавшие его заботой и любовью – бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, и няня, Арина Родионовна Яковлева. Бабушка, властная и строгая, но бесконечно любящая своих внуков, открыла для Александра мир русской истории, рассказывая о своем знаменитом предке, «арапе Петра Великого», о былых временах и нравах.​

Няня, простая крепостная крестьянка, стала для Пушкина настоящей второй матерью, хранительницей русского языка и фольклора. Ее рассказы, сказки, песни пробудили в душе будущего поэта любовь к родной речи, к ее мелодичности, образности, богатству.​ Именно от Арины Родионовны он впервые услышал живую русскую речь во всем ее многообразии, что впоследствии отразилось в его творчестве.​

Детские и юношеские годы Пушкина прошли в атмосфере, благоприятной для развития его неординарных способностей.​ Раннее приобщение к литературе, влияние близких людей, в особенности няни, пробудили в нем интерес к русскому языку, к народной культуре, стали той питательной почвой, на которой впоследствии расцвел его могучий талант.

Уже в детстве проявилась необыкновенная тяга Пушкина к сочинительству.​ Он рано начал писать стихи, сначала подражая любимым французским авторам, а затем находя свой собственный стиль.​ Первые литературные опыты юного поэта были встречены с восторгом в кругу семьи и друзей, что укрепило его в мысли посвятить себя литературе.​

Таким образом, детство и юность Александра Пушкина сыграли огромную роль в формировании его личности и творчества. Именно в этот период он получил те знания, впечатления, духовные ориентиры, которые впоследствии стали основой его великого литературного наследия.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Екатерина

    Кратко, но емко. Сразу видно, что Пушкин вырос в атмосфере любви к литературе.

  2. Светлана В.

    Спасибо за интересную информацию!

  3. Сергей

    А где можно прочитать больше о детстве Пушкина?

  4. Анна

    Всегда интересно узнавать новое о жизни великих людей.

  5. Ирина С.

    Интересно, а сохранились ли какие-нибудь стихи Пушкина на французском языке?

  6. Дмитрий

    Хороший текст для тех, кто хочет освежить в памяти основные факты о детстве Пушкина.

  7. Михаил

    Интересно было бы узнать больше о родителях Пушкина и их влиянии на него.

  8. Алексей П.

    Всегда поражался тому, как сильно повлияла на Пушкина его няня, простая крестьянка.

  9. Ольга

    Очень кратко и по сути. Интересно было бы узнать больше о влиянии бабушки и няни на творчество Пушкина.