- Краткий пересказ детство Пушкина
- Ранние годы и семья
- Воспитание и образование
- Лицейские годы
- Влияние бабушки и няни
- Первые литературные опыты
- Коротко о главных персонажах
- Сергей Львович Пушкин (отец)
- Надежда Осиповна Пушкина (мать)
- Мария Алексеевна Ганнибал (бабушка)
- Арина Родионовна Яковлева (няня)
- Краткий вывод
Краткий пересказ детство Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве. Детство его прошло в дворянской семье, в атмосфере любви к литературе. Раннее развитие Пушкина проходило под влиянием бабушки Марии Алексеевны Ганнибал и няни Арины Родионовны, прививших ему любовь к русскому языку и фольклору.
Ранние годы и семья
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в семье нетитулованного дворянского рода. Отцом будущего гения русской литературы был Сергей Львович Пушкин٫ ценитель литературы и обладатель обширной библиотеки٫ что٫ несомненно٫ повлияло на раннее пристрастие Александра к чтению. Мать٫ Надежда Осиповна٫ урожденная Ганнибал٫ была внучкой Абрама Петровича Ганнибала – африканца٫ ставшего крестником и слугой Петра I. Помимо Александра٫ в семье воспитывались старшая дочь Ольга и младшие сыновья Лев и Николай.
Ранние годы Пушкина прошли в атмосфере дворянской Москвы. Семья, хоть и не принадлежала к высшему свету, была связана с литературными кругами. Дядя поэта, Василий Львович Пушкин, был известным поэтом, в доме которого часто бывали видные литераторы того времени. Эта творческая атмосфера оказала огромное влияние на юного Александра, пробудив в нем интерес к литературе и поэзии.
Несмотря на дворянское происхождение, семья Пушкиных жила достаточно скромно. Воспитанием детей занимались, в основном, иностранные гувернеры. Александр рано научился читать и писать, демонстрируя недюжинные способности к языкам. Уже в детстве он начал сочинять стихи, правда, пока на французском языке, который был языком общения в семье.
Важную роль в формировании личности Пушкина сыграла его няня, Арина Родионовна Яковлева, крепостная крестьянка. Она была не просто няней, а настоящим другом и второй матерью для маленького Саши. Арина Родионовна знакомила его с русским фольклором, рассказывала сказки, пела народные песни. Ее рассказы пробудили в душе будущего поэта любовь к родной речи, русской культуре, простому народу. Поzděе, в своих произведениях, Пушкин не раз будет обращаться к образам и мотивам, почерпнутым из рассказов своей любимой няни.
Воспитание и образование
Воспитание Александра Пушкина представляло собой любопытное сочетание влияния западноевропейской культуры и русской народной традиции. С одной стороны, он получал домашнее образование под руководством иностранных гувернеров, преимущественно французов, что позволило ему в совершенстве овладеть французским языком и познакомиться с европейской литературой. С другой стороны, огромное влияние на него оказывала няня, Арина Родионовна Яковлева, простой крепостной крестьянка, ставшая для него не просто воспитательницей, но и другом, хранительницей русского языка и народной мудрости.
Именно от Арины Родионовны юный Пушкин услышал множество русских сказок, народных песен, преданий, которые впоследствии найдут отражение в его творчестве. Она же привила ему любовь к родному языку, его образности, мелодичности, что станет отличительной чертой пушкинского слога. Так, с раннего детства в Пушкине органично соединились две культуры ౼ изысканная европейская и самобытная русская, что во многом определило его творческую индивидуальность.
В 1811 году, в возрасте 12 лет, Александр Пушкин поступает в только что открывшийся Царскосельский лицей, привилегированное учебное заведение для мальчиков из дворянских семей. Лицейские годы стали для Пушкина временем интенсивной учебы, формирования мировоззрения, становления его как поэта. Здесь он получил блестящее образование, проявил незаурядные способности к литературе и языкам.
В лицее царила атмосфера свободомыслия, по encouragedвались интеллектуальные дискуссии, литературное творчество. Пушкин сближается с лицеистами, разделявшими его интересы, становится активным участником литературного общества «Арзамас», публикует свои первые стихи. Лицейские годы оставили глубокий след в душе Пушкина, став для него временем дружбы, творческих поисков, первых литературных успехов.
Лицейские годы
В 1811 году двенадцатилетний Александр Пушкин поступает в только что основанный Царскосельский лицей – привилегированное учебное заведение٫ призванное воспитывать будущую элиту Российской империи. Для Пушкина٫ с его пытливым умом и жаждой знаний٫ лицей стал настоящей школой жизни. Здесь он провел шесть лет٫ наполненных учебой٫ творчеством٫ дружбой٫ оставивших неизгладимый след в его душе.
Лицейские годы – это время становления Пушкина как поэта; Вдохновленный творчеством русских и европейских классиков, он много пишет, экспериментирует с разными жанрами и стилями. В лицейских стенах рождаются его первые серьезные стихотворения, отмеченные свежестью восприятия, искренностью чувства, мастерством владения словом.
Важную роль в развитии поэтического дарования Пушкина сыграло общение с лицеистами, многие из которых также проявили себя на литературном поприще. Вместе они создают литературное общество, устраивают литературные вечера, читают и обсуждают свои произведения. Среди лицейских друзей Пушкина были будущие известные деятели русской культуры⁚ поэт Антон Дельвиг, канцлер Александр Горчаков, литератор Вильгельм Кюхельбекер и другие. Дружба, завязавшаяся в лицейские годы, останется для Пушкина одной из главных ценностей на протяжении всей его жизни.
В 1815 году, на экзамене в присутствии придворных сановников и известного поэта Гавриила Державина, Пушкин читает свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Восторженная реакция слушателей, в том числе и самого Державина, стала для юного поэта настоящим триумфом, укрепив его в мысли посвятить себя литературе. Лицейские годы закончились, но они навсегда остались в памяти Пушкина как пора юности, дружбы, творческих поисков, открытия себя как поэта.
Влияние бабушки и няни
В раннем детстве Александра Пушкина огромную роль сыграли две женщины – бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, и няня, Арина Родионовна Яковлева. Именно они заложили основы его нравственных принципов, любви к родному языку, интереса к русской истории и народной культуре.
Бабушка Мария Алексеевна была женщиной властной и строгой, но при этом безгранично любила своих внуков. Лето Александр часто проводил в ее подмосковном имении Захарово, где погружался в атмосферу русской деревни, слушал рассказы крестьян, наблюдал за их жизнью и бытом. Эти впечатления детства позднее найдут отражение во многих его произведениях. Бабушка же привила ему любовь к русской истории, рассказывая о своем знаменитом предке, Абраме Ганнибале – «арапе Петра Великого».
Не менее значимой фигурой в детстве Пушкина была его няня, Арина Родионовна. Простая крепостная крестьянка, она стала для будущего поэта настоящей второй матерью, окружив его заботой, лаской и вниманием. Арина Родионовна была не просто няней, но и хранительницей русского фольклора, знатоком народных песен, сказок, преданий. Долгими зимними вечерами она рассказывала маленькому Саше волшебные сказки, пела народные песни, познакомила его с миром русских обычаев и обрядов.
Влияние Арины Родионовны на формирование личности и творчества Пушкина трудно переоценить. Именно от нее он услышал живую русскую речь во всем ее богатстве и многообразии, впитал в себя красоту и музыку народного языка. Образ няни, доброй, заботливой, мудрой женщины, навсегда останется в сердце Пушкина и найдет свое отражение во многих его произведениях.
Первые литературные опыты
Любовь к литературе, страсть к сочинительству проявились у Александра Пушкина еще в раннем детстве. Влияние творческой атмосферы родительского дома, богатой отцовской библиотеки, рассказов няни, наполненных поэзией русского фольклора, пробудили в нем тягу к перу. Уже в детстве он начинает писать стихи, подражая любимым французским авторам, которые в то время были в моде.
Первыми критиками и слушателями юного поэта стали домочадцы и друзья семьи. Известен случай, когда восьмилетний Пушкин, находясь в Петербурге у дяди, Василия Львовича, также поэта, прочел ему свое новое стихотворение. Дядя, человек строгий и взыскательный, был поражен талантом племянника и предсказал ему большое будущее на литературном поприще.
В лицейские годы литературные опыты Пушкина приобретают более серьезный характер. Он много читает, пробует себя в разных жанрах – пишет лирические стихотворения, поэмы, эпиграммы, переводит с французского. В лицейских стенах рождаются его первые значимые произведения, отмеченные не только юношеским энтузиазмом, но и несомненным талантом, свежестью восприятия, мастерством владения словом. Уже тогда в нем просматривался будущий гений, которому суждено было стать гордостью русской литературы.
Коротко о главных персонажах
Сергей Львович Пушкин (отец)
Отец Александра Пушкина, Сергей Львович, был человеком образованным и утонченным, ценителем литературы и искусства. Он происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Службу в армии оставил в чине майора, посвятив себя семейной жизни и литературным занятиям. Сергей Львович свободно владел французским языком, писал стихи, был страстным библиофилом.
Хотя в вопросах воспитания детей Сергей Львович полагался, в основном, на супругу и гувернеров, он, несомненно, оказал влияние на формирование личности будущего поэта. Отец поощрял интерес Александра к литературе, предоставив в его распоряжение свою богатую библиотеку, знакомил его с произведениями французских классиков.
Надежда Осиповна Пушкина (мать)
Мать Александра Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была яркой и эмоциональной женщиной. Внучка африканского «арапа Петра Великого», Абрама Петровича Ганнибала, она унаследовала от своего знаменитого предка живой ум, вспыльчивый характер и страстную натуру.
Надежда Осиповна была душой московского дома Пушкиных, устраивала литературные вечера, на которых собирались известные писатели и поэты. Она прекрасно играла на фортепиано, обладала изысканным вкусом и следила за последними тенденциями в мире моды; Однако, по воспоминаниям современников, отношения Надежды Осиповны с сыном Александром были довольно сложны. Ее холодность и сдержанность в проявлении чувств часто ранили чувствительного и ранимого мальчика.
Мария Алексеевна Ганнибал (бабушка)
Мария Алексеевна Ганнибал, бабушка Александра Пушкина по материнской линии, занимала особое место в жизни будущего поэта. Она была женщиной властной, строгой, но в то же время бесконечно любящей своих внуков. Лето Александр часто проводил в ее подмосковном имении Захарово, где погружался в атмосферу русской деревни, слушал рассказы крестьян, наблюдал за их жизнью и бытом. Эти впечатления детства позднее найдут отражение во многих его произведениях.
Мария Алексеевна была блестящей рассказчицей, знала множество историй о старине, о своей семье, в том числе и о знаменитом предке – Абраме Ганнибале. Ее рассказы пробудили в душе внука интерес к русской истории, к своим корням. Бабушка стала для Пушкина первой учительницей русской словесности, привив ему любовь к родному языку.
Арина Родионовна Яковлева (няня)
Арина Родионовна Яковлева, простая крепостная крестьянка, сыграла огромную роль в жизни Александра Пушкина. Она стала для него не просто няней, но и другом, наставницей, хранительницей русского языка и народной культуры. С раннего детства Арина Родионовна окружала маленького Сашу заботой и лаской, пела ему колыбельные, рассказывала сказки, привила ему любовь к родной речи.
В ее рассказах оживали герои русских былин и сказок, волшебный мир народных преданий и верований. Арина Родионовна стала для Пушкина проводником в мир русской народной культуры, ее богатейшего фольклора, ее нравственных ценностей. Образ няни, доброй, заботливой, мудрой русской женщины, навсегда останется в сердце поэта и найдет свое отражение во многих его произведениях.
Краткий вывод
Детство Александра Сергеевича Пушкина, на первый взгляд, мало чем отличалось от детства других детей из образованных дворянских семей той эпохи. Он рос в атмосфере любви к литературе и искусству, получал домашнее образование под руководством иностранных гувернеров, был окружен заботой родных. Однако именно в детстве зародились те черты личности и таланта, которые позволили ему стать величайшим русским поэтом, основоположником современного русского литературного языка.
Важную роль в становлении личности будущего гения сыграла его семья. Отец, Сергей Львович, человек образованный и утонченный, привил сыну любовь к литературе, познакомил с произведениями французских классиков. Мать, Надежда Осиповна, женщина яркая и эмоциональная, стремилась дать детям всестороннее образование, прививала им любовь к музыке, театру, светской жизни.
Особое влияние на юного Пушкина оказали женщины, окружавшие его заботой и любовью – бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, и няня, Арина Родионовна Яковлева. Бабушка, властная и строгая, но бесконечно любящая своих внуков, открыла для Александра мир русской истории, рассказывая о своем знаменитом предке, «арапе Петра Великого», о былых временах и нравах.
Няня, простая крепостная крестьянка, стала для Пушкина настоящей второй матерью, хранительницей русского языка и фольклора. Ее рассказы, сказки, песни пробудили в душе будущего поэта любовь к родной речи, к ее мелодичности, образности, богатству. Именно от Арины Родионовны он впервые услышал живую русскую речь во всем ее многообразии, что впоследствии отразилось в его творчестве.
Детские и юношеские годы Пушкина прошли в атмосфере, благоприятной для развития его неординарных способностей. Раннее приобщение к литературе, влияние близких людей, в особенности няни, пробудили в нем интерес к русскому языку, к народной культуре, стали той питательной почвой, на которой впоследствии расцвел его могучий талант.
Уже в детстве проявилась необыкновенная тяга Пушкина к сочинительству. Он рано начал писать стихи, сначала подражая любимым французским авторам, а затем находя свой собственный стиль. Первые литературные опыты юного поэта были встречены с восторгом в кругу семьи и друзей, что укрепило его в мысли посвятить себя литературе.
Таким образом, детство и юность Александра Пушкина сыграли огромную роль в формировании его личности и творчества. Именно в этот период он получил те знания, впечатления, духовные ориентиры, которые впоследствии стали основой его великого литературного наследия.
Кратко, но емко. Сразу видно, что Пушкин вырос в атмосфере любви к литературе.
Спасибо за интересную информацию!
А где можно прочитать больше о детстве Пушкина?
Всегда интересно узнавать новое о жизни великих людей.
Интересно, а сохранились ли какие-нибудь стихи Пушкина на французском языке?
Хороший текст для тех, кто хочет освежить в памяти основные факты о детстве Пушкина.
Интересно было бы узнать больше о родителях Пушкина и их влиянии на него.
Всегда поражался тому, как сильно повлияла на Пушкина его няня, простая крестьянка.
Очень кратко и по сути. Интересно было бы узнать больше о влиянии бабушки и няни на творчество Пушкина.