- Генрик Ибсен⁚ Краткая биография
- Ранние годы и начало карьеры
- Становление драматурга
- Вершина творчества
- Поздние годы и наследие
- Интересные факты
- Внебрачный сын
- Комплекс неполноценности
- Строгий распорядок дня
- Коллекционер
- Признание в Норвегии
- Влияние на искусство
- Значимые даты
- 1828
- 1836
- 1843
- 1849
- 1851
- 1856
- 1866
- 1867
- 1877
- 1879
- 1881
- 1890
- 1899
- 1900
- 1906
Генрик Ибсен⁚ Краткая биография
Хенрик Йохан Ибсен (20 марта 1828 ౼ 23 мая 1906) ౼ норвежский драматург и театральный режиссер‚ один из основоположников реализма и модернизма в театре.
Ранние годы и начало карьеры
Хенрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в семье преуспевающего торговца в Скиене‚ небольшом городке в провинции Телемарк в Норвегии. Его мать‚ Маричен Альтенбург Ибсен‚ увлекалась живописью и театром и поощряла ранние художественные начинания сына. Однако‚ когда Ибсену было семь лет‚ его отец обанкротился из-за рискованных спекуляций. Семья была вынуждена продать большую часть своего имущества и переехать в единственное оставшееся у них жилье — заброшенную ферму Венстоп недалеко от Скиена. Детство Ибсена прошло в условиях крайней бедности‚ что не могло не сказаться на его характере и мировоззрении.
Несмотря на финансовые трудности‚ Ибсен получил образование‚ хотя и не смог поступить в университет из-за низких баллов по греческому языку и математике. В 1843 году‚ в возрасте пятнадцати лет‚ он был вынужден бросить школу и начать работать‚ чтобы содержать себя. Ибсен переехал в Гримстад‚ где шесть лет проработал сначала учеником‚ а затем помощником аптекаря. Работа была тяжелой и изнурительной‚ оставляя мало времени на личные интересы.
Однако Ибсен не оставлял надежды получить образование и стать врачом. В свободное время он занимался самообразованием‚ готовясь к экзаменам в университет. В этот период он также начал писать стихи и пьесы‚ черпая вдохновение в своих жизненных трудностях и наблюдениях за окружающим миром. Первая пьеса Ибсена «Катилина»‚ написанная в 1849 году‚ была основана на историческом материале и отражала его интерес к теме борьбы личности против общества.
В 1850 году Ибсен переехал в Кристианию (ныне Осло)‚ где познакомился с известным норвежским скрипачом Оле Буллем. Булль был впечатлен талантом молодого драматурга и предложил ему работу в только что созданном им театре в Бергене. Ибсен принял предложение и в течение следующих шести лет работал в театре в качестве драматурга и режиссера. Этот период стал важным этапом в его карьере‚ позволив ему получить ценный опыт работы в театре и развить свой драматургический талант.
Становление драматурга
Годы работы в Бергенском театре (1851-1857) стали для Ибсена периодом интенсивного творческого роста и становления его как драматурга. Он написал и поставил там несколько пьес‚ в основном на исторические и романтические сюжеты‚ вдохновленные норвежским фольклором и скандинавскими сагами. Среди них были «Курган» (1850)‚ «Праздник в Сольхауге» (1856) и «Воители в Хельгеланде» (1858).
Эти ранние пьесы‚ хотя и не имели большого успеха у публики‚ помогли Ибсену овладеть драматургическим мастерством‚ развить свой собственный стиль и найти свой голос. Он экспериментировал с разными жанрами и формами‚ от романтической драмы до исторической трагедии‚ от стихотворной речи до прозы.
В 1857 году Ибсен вернулся в Кристианию‚ где возглавил Норвежский театр (Det norske Theater). В этот период он написал несколько значительных пьес‚ которые ознаменовали поворотный момент в его творчестве и принесли ему первый успех.
Среди них была драма «Бранд» (1866)‚ ставшая первым крупным успехом Ибсена. «Бранд» – это трагическая история священника‚ который ставит свои идеалы выше всего‚ даже выше счастья своих близких. Пьеса‚ написанная стихотворным языком‚ поражает силой образов‚ глубиной психологизма и актуальностью поднятых проблем.
Вслед за «Брандом» Ибсен написал драматическую поэму «Пер Гюнт» (1867)‚ которая имела еще больший успех. «Пер Гюнт» ౼ это философская драма-притча‚ рассказывающая о молодом человеке‚ который отправляется на поиски себя и своего места в мире. Пьеса полна фантастических образов‚ символизма и аллегорий‚ что делает ее одной из самых сложных и многогранных в творчестве Ибсена.
С «Бранда» и «Пера Гюнта» начинается зрелый период творчества Ибсена‚ который характеризуется обращением к современности‚ реалистическим изображением жизни норвежского общества‚ острым социальным критицизмом и глубоким психологизмом.
Вершина творчества
1870-е и 1880-е годы стали вершиной творчества Ибсена. В этот период он создал свои самые известные и новаторские пьесы‚ которые принесли ему мировую славу и оказали огромное влияние на развитие европейской драмы; В этих пьесах Ибсен обратился к острым социальным и психологическим проблемам своего времени‚ критикуя лицемерие‚ ханжество и косность буржуазного общества.
Одной из первых пьес этого периода стала «Столпы общества» (1877) – сатирическая драма‚ разоблачающая лицемерие и коррупцию в провинциальном городке. Ибсен мастерски выстраивает многофигурную композицию‚ вскрывая темные стороны жизни респектабельных граждан.
За «Столпами общества» последовала серия знаменитых пьес‚ которые сделали Ибсена одним из самых известных и обсуждаемых драматургов Европы⁚ «Кукольный дом» (1879)‚ «Привидения» (1881)‚ «Враг народа» (1882)‚ «Дикая утка» (1884)‚ «Росмерсхолм» (1886)‚ «Женщина с моря» (1888) и «Гедда Габлер» (1890).
В этих пьесах Ибсен смело затрагивал такие темы‚ как права женщин‚ сексуальная мораль‚ инцест‚ душевные болезни‚ которые были табуированы в викторианскую эпоху. Он создал галерею незабываемых женских образов‚ ставших символами борьбы за свободу и самореализацию⁚ Нора Хельмер из «Кукольного дома»‚ фру Алвинг из «Привидений»‚ Гедда Габлер.
Драмы Ибсена отличались новаторской формой. Он отказался от традиционной мелодраматической структуры‚ с ее делением на героев и злодеев‚ в пользу реалистичного изображения жизни‚ с ее сложностью и противоречивостью. Пьесы Ибсена – это «драмы идей»‚ в которых на первый план выходит столкновение различных точек зрения‚ жизненных философий и нравственных принципов.
Ибсен мастерски использовал язык для создания психологической глубины и подтекста. Его диалоги кажутся простыми и естественными‚ но при этом они многозначны и полны скрытого смысла.
Поздние годы и наследие
В 1890-х годах Ибсен продолжает писать пьесы‚ которые‚ хотя и не достигают уровня его шедевров 1870-1880-х годов‚ все же демонстрируют не ослабевающий талант и интерес к актуальным проблемам современности. Среди них можно отметить «Строитель Сольнес» (1892)‚ «Маленький Эйольф» (1894)‚ «Йун Габриэль Боркман» (1896)‚ «Когда мы‚ мертвые‚ пробуждаемся» (1899).
В этих поздних пьесах усиливаються символистские и мистические мотивы‚ возрастает интерес к исследованию темных сторон человеческой психики‚ к вопросам вины‚ ответственности и экзистенциального одиночества.
В 1900 году Ибсен перенес инсульт‚ который серьезно подорвал его здоровье. Он был вынужден оставить литературную деятельность и последние годы жизни провел в уединении в Кристиании. Умер Ибсен 23 мая 1906 года в возрасте 78 лет.
Хенрик Ибсен оставил после себя огромное литературное наследие‚ оказав огромное влияние на развитие мировой драмы. Его пьесы стали классикой театрального репертуара и до сих пор ставятся на сценах всего мира.
Ибсен считается одним из основоположников реализма и модернизма в драме. Он разрушил традиционные каноны театрального искусства‚ создав новый тип драмы – драмы идей‚ в которой на первый план выходит столкновение различных точек зрения‚ жизненных философий и нравственных принципов.
Пьесы Ибсена отличаются острым социальным критицизмом‚ глубоким психологизмом‚ мастерским владением языком и новаторством формы. Он создал галерею незабываемых персонажей‚ которые стали символами своего времени‚ а поднятые им темы остаются актуальными и по сей день.
Интересные факты
Внебрачный сын
В 1846 году‚ в возрасте 18 лет‚ у Ибсена родился внебрачный сын от служанки Эльзы Йенсдаттер. Мальчика назвали Ханс Якоб Хенриксен. Ибсен был вынужден оказывать финансовую поддержку сыну до его совершеннолетия‚ но‚ по-видимому‚ никогда не пытался наладить с ним отношения. Существует легенда‚ что они встретились лишь однажды‚ спустя много лет‚ когда Ханс Якоб навестил отца в Осло.
Комплекс неполноценности
Ибсен‚ несмотря на свой талант и успех‚ всю жизнь страдал от комплекса неполноценности‚ связанного с бедностью и социальным положением его семьи в детстве. Он был замкнутым и нелюдимым человеком‚ избегал публичности и редко давал интервью.
Строгий распорядок дня
Ибсен был известен своим строгим распорядком дня и педантичностью. Он вставал рано утром‚ делал зарядку‚ завтракал в одно и то же время и работал над своими пьесами по строгому графику. Говорили‚ что на его рабочем столе всегда царил идеальный порядок‚ а на письменном приборе лежали два карандаша – один для работы‚ другой для заточки.
Коллекционер
Ибсен был страстным коллекционером. Он собирал картины‚ скульптуры‚ антиквариат‚ книги. Его коллекция была довольно внушительной и отражала его широкий круг интересов.
Признание в Норвегии
Хотя Ибсен получил мировую известность еще при жизни‚ на родине его творчество долгое время вызывало споры и критику. Консервативные круги норвежского общества осуждали его за критику буржуазной морали и традиционных устоев. Тем не менее‚ к концу жизни Ибсен был признан национальным достоянием Норвегии. В 1906 году‚ после его смерти‚ был объявлен национальный траур.
Влияние на искусство
Творчество Ибсена оказало огромное влияние на развитие мировой драмы и театра. Его пьесы вдохновляли и продолжают вдохновлять драматургов‚ режиссеров‚ актеров по всему миру. Идеи Ибсена нашли свое отражение в литературе‚ театре‚ кино‚ музыке и даже в изобразительном искусстве.
Значимые даты
1828
20 марта⁚ Рождение Хенрика Йохана Ибсена в Скиене‚ Норвегия‚ в семье торговца Кнуда Ибсена и Марихен Альтенбург.
1836
Банкротство отца‚ переезд семьи в бедное жилище‚ что оказало сильное впечатление на юного Ибсена.
1843
Ибсен бросает школу и начинает работать помощником аптекаря в Гримстаде‚ чтобы обеспечивать себя.
1849
Написание первой пьесы «Катилина»‚ которая публикуется‚ но не имеет успеха.
1851
Переезд в Берген‚ начало работы в качестве драматурга и режиссёра в новом театре Оле Булла.
1856
Постановка первой успешной пьесы «Праздник в Сольхауге»‚ написанной на основе норвежского фольклора.
1866
Публикация драмы «Бранд»‚ принесшей Ибсену первый значительный литературный успех.
1867
Написание драматической поэмы «Пер Гюнт»‚ ставшей одним из самых известных произведений Ибсена.
1877
Премьера пьесы «Столпы общества» — начало серии социальных драм‚ сделавших Ибсена знаменитым.
1879
Написание «Кукольного дома», пьесы‚ вызвавшей широкий резонанс в обществе и ставшей манифестом феминизма.
1881
Публикация драмы «Привидения»‚ затрагивающей тему наследственности и лицемерия буржуазной морали.
1890
Премьера пьесы «Гедда Габлер» ౼ одной из вершин творчества Ибсена‚ с ярким женским образом в центре.
1899
Завершение работы над последней пьесой «Когда мы‚ мертвые‚ пробуждаемся»‚ проникнутой мотивами разочарования и поиска смысла жизни.
1900
Ибсен переносит инсульт‚ который положил конец его литературной деятельности.
1906
23 мая⁚ Смерть Хенрика Ибсена в Кристиании (Осло). Норвегия объявляет национальный траур.
Интересная статья, кратко и емко описывающая ранние годы жизни Ибсена. Особенно интересно было узнать о влиянии финансовых трудностей на формирование его личности.
Не знал, что детство Ибсена прошло в такой бедности. Это многое объясняет в его произведениях, в которых часто поднимаются темы социальной несправедливости и борьбы за выживание.
Захватывающее начало биографии! Сразу хочется узнать больше о творчестве Ибсена и о том, как он стал одним из основоположников реализма в театре.