- Краткое содержание поэмы «Гаврилиада» Пушкина
- Вступление и обращение к «прекрасной деве»
- Появление божества и встреча с Марией
- Искушение дьяволом и вмешательство Гавриила
- Развязка и последствия божественной и ангельской любви
- Обращение к «прекрасной деве» и завершение поэмы
- Коротко о главных персонажах
- Мария
- Божество
- Архангел Гавриил
- Краткий вывод
Краткое содержание поэмы «Гаврилиада» Пушкина
Поэма «Гаврилиада», написанная молодым Пушкиным в 1821 году, представляет собой ироничную интерпретацию библейского сюжета о Благовещении. В центре повествования – любовный треугольник⁚ земная женщина Мария, объект желания и Божества, и архангела Гавриила.
Вступление и обращение к «прекрасной деве»
Поэма начинается с обращения лирического героя, которым, предположительно, является сам Пушкин, к некой «прекрасной деве». Он восхищается ее красотой и молодостью, но тут же с грустью замечает, что земная красота – вещь быстротечная и скоротечная. Юность и красота недолговечны, и вскоре «прекрасную деву» ждут увядание и забвение.
Это вступление, пронизанное легкой грустью и меланхолией, создает особый эмоциональный фон для всего последующего повествования. Оно настраивает читателя на ироничный лад и заставляет задуматься о противоречивости любви, веры и жизни вообще.
Образ «прекрасной девы» в начале поэмы носит обобщенный характер, но в то же время намекает на связь с центральным женским образом поэмы – библейской Марией. Это переплетение реального и божественного, земного и возвышенного будет характерно для всей поэмы.
Появление божества и встреча с Марией
Вторая часть поэмы знакомит нас с ключевыми персонажами – Марией и Божеством. Пушкин отходит от традиционного образа божественной неприступности и представляет Творца страстным влюблённым, покорившимся земной красоте Марии.
Божество, движимое желанием увидеть возлюбленную, спускается на землю, оставив ради свидания все свои божественные дела. Эта картина, изображённая с явной долей иронии, подчеркивает силу чувств, овладевших сердцем Вседержителя. Он предстает не столько грозным и всемогущим владыкой, сколько пылким поклонником женской красоты.
Мария же изображена простой земной девушкой, которой льстит внимание столь высокопоставленного поклонника. Она не испытывает трепета или страха перед Богом, воспринимая его появление скорее как увлекательное приключение.
Эта встреча, изобилующая смелыми метафорами и сравнениями, написана с явным юмором и иронией. Пушкин намеренно снижает высокий библейский сюжет, представляя его как любовную историю с пикантными подробностями.
Искушение дьяволом и вмешательство Гавриила
В этой части поэмы в игру вступают новые персонажи – дьявол и архангел Гавриил, создавая классический конфликт добра и зла, который, впрочем, Пушкин преподносит с изрядной долей иронии.
Дьявол, являясь Марии в обличии змея-искусителя, пытается соблазнить её, возбуждая в ней запретные желания. Он напоминает о её земной природе, о том, что она создана для наслаждений, а не для скучного ожидания супруга.
Однако планам дьявола не суждено сбыться. В самый ответственный момент появляется архангел Гавриил и вступает с ним в комическую схватку. Описание битвы двух высших существ намеренно снижено, лишено пафоса и напоминает скорее балаганное представление.
Гавриил, одерживающий победу над противником, предстаёт не столько святым воином, сколько ловким и предприимчивым молодым человеком, который не прочь и сам попользоваться плодами своей победы.
Развязка и последствия божественной и ангельской любви
Финал поэмы оказывается неожиданным и ещё более далёким от канонического сюжета. Победа над дьяволом оборачивается совсем не святой развязкой⁚ Гавриил, очарованный красотой Марии, сам поддаётся искушению и проводит с ней ночь.
Пушкин и здесь не упускает возможности поиронизировать над ситуацией. Описание любовной сцены между Марией и архангелом полно пикантных деталей, но лишено какой-либо возвышенности или романтики. Мария предстаёт не невинной девой, а вполне земной женщиной, которая с удовольствием принимает ухаживания привлекательного гостя.
Последствия этой божественно-ангельской любви оказываются весьма прозаичными. Мария, забеременев, искусно скрывает от мужа участие в её судьбе и Бога, и архангела. Пушкин оставляет читателя в недоумении, кто же на самом деле является отцом будущего ребёнка – Бог, Гавриил или всё же законный супруг.
Таким образом, финал поэмы представляет собой ироничную насмешку над догматами и канонами. Пушкин демонстрирует, что и боги, и ангелы подвластны земным страстям, а библейские сюжеты могут быть истолкованы самым непредсказуемым образом.
Обращение к «прекрасной деве» и завершение поэмы
В финальных строках поэмы Пушкин вновь обращается к «прекрасной деве», с которой начал своё повествование. Он сравнивает её с Марией, намекая, что и она не лишена кокетства и любви к земным удовольствиям.
Это обращение создаёт своеобразный круг, связывая начало и конец произведения. Автор как бы подчеркивает, что все женщины похожи, независимо от того, земные они или божественные. Всех их влекут страсти, все они способны на обольщение и обман.
Завершается поэма на минорной ноте. Автор признаёт, что красота и молодость – вещи преходящие, и даже божественное вмешательство не в силах остановить бег времени.
Финал «Гавриилиады» оставляет после себя двойственное чувство. С одной стороны, это произведение полно юмора, иронии и смелых находок. С другой – в нём чувствуется лёгкая грусть по утраченным иллюзиям и неизбежности судьбы.
Коротко о главных персонажах
Мария
Мария – центральный женский персонаж поэмы, вокруг которой разворачивается вся эта необычная история. Пушкин намеренно отходит от традиционного образа непорочной и благочестивой Девы Марии, представляя её живой, чувственной и не лишённой хитрости женщиной.
Мария пользуется вниманием и Бога, и архангела Гавриила, не испытывая при этом особых угрызений совести. Она принимает их ухаживания, видит в этом лишь естественное проявление своей привлекательности. В то же время она не чужда расчёта и умело скрывает свои похождения от мужа.
Божество
Образ Бога в поэме далёк от канонического. Пушкин изображает его страстным влюблённым, готовым на всё ради обладания земной красотой Марии. Он спускается с небес, забывая о своих божественных обязанностях, чтобы провести время с возлюбленной.
В изображении Пушкина Божество скорее напоминает античного бога, нежели христианского Творца; Он подвластен человеческим страстям, ревнует, злится, испытывает неуверенность в себе.
Архангел Гавриил
Гавриил — один из ключевых персонажей поэмы, который, однако, также далёк от своего прототипа. Вместо благочестивого вестника Божьей воли перед нами предстаёт ловкий и предприимчивый ангел, который не прочь и сам попользоваться плодами своей победы над дьяволом.
Он легко очаровывается Марией и вступает с ней в связь, не задумываясь о последствиях. Гавриил в изображении Пушкина – скорее ловелас и обольститель, нежели небесный посланник.
В целом, персонажи «Гавриилиады» – это гротескные образы, в которых переплетаются божественное и земное, возвышенное и низменное. Пушкин намеренно снижает высокий библейский сюжет, представляя его в ироничном ключе. Его герои живут, любят, страдают, совершают ошибки, словно обычные люди, а не обитатели небес.
Краткий вывод
«Гавриилиада» Александра Пушкина – это произведение сложное и многогранное, выходящее далеко за рамки простого пересказа библейского сюжета. Это скорее философская притча, заключённая в форму иронической поэмы.
С одной стороны, Пушкин демонстрирует вольнодумство и смелость, подвергая сомнению незыблемые, казалось бы, религиозные догматы. Он намеренно снижает высокий образ Божества и ангелов, наделяя их земными страстями и слабостями. В его интерпретации они предстают не столько небесными жителями, сколько участниками пикантной любовной истории, полной интриг и недомолвок.
С другой стороны, «Гавриилиада» – это произведение грустное и даже трагичное. За внешним юмором и иронией скрывается глубокое разочарование в идеалах, сомнение в существовании абсолютной истины. Пушкин как будто говорит о том, что человек обречён на одиночество в мире, где даже боги подвластны земным страстям.
Именно это сочетание дерзкого вольнодумства и философской глубины, лёгкости стиля и трагизма мироощущения делает «Гавриилиаду» таким притягательным и загадочным произведением. Оно до сих пор вызывает споры и разночтения, заставляя каждого читателя самостоятельно искать ответы на вечные вопросы о вере, любви и смысле жизни.
Важно отметить, что «Гавриилиада» – произведение своего времени. Оно отражает дух свободомыслия и скептицизма, царивший в среде русской интеллигенции начала XIX века. Именно эта смелость мысли, готовность бросить вызов устоявшимся догмам и стала одной из причин того, что «Гавриилиада» была долгое время запрещена цензурой и стала доступна широкой публике лишь после смерти Пушкина.
Интересный анализ! Особенно понравилась интерпретация образа Божества — непривычно видеть его таким «приземленным» и подверженным страстям.
Любовный треугольник в «Гаврилиаде» — это нечто! Очень пикантная и смелая задумка.
Люблю «Гаврилиаду» за ее ироничность и легкость. Пушкин мастерски высмеивает ханжество и лицемерие.
Не знал, что вступление к поэме имеет такое значение. Спасибо, что обратили на это внимание!
Интересно было бы почитать анализ всей поэмы, а не только вступления. Автор, задумайтесь!
А мне всегда казалось, что в этой поэме Пушкин больше всего высмеивает человеческую природу, а не религию.
Всегда поражался дерзости молодого Пушкина! Браться за такие темы — это надо иметь смелость.