Обстановка и действующие лица
Действие комедии происходит в Москве, в доме богатого и знатного вельможи Павла Афанасьевича Фамусова․ Главные герои пьесы ─ представители московского дворянства⁚ сам Фамусов, его дочь Софья, секретарь Фамусова Молчалин, полковник Скалозуб․
Завязка действия⁚ приезд Чацкого
Первое действие комедии начинается ранним утром в доме Фамусова․ Служанка Лизанька еще нежится в кресле, как вдруг ее будит шум – это Софья Павловна, дочь Фамусова, сбегает по лестнице․ Оказывается, Софья провела ночь за разговорами и играми с Молчалиным, секретарем своего отца, в которого тайно влюблена․
Фамусов, заставший их вместе, устраивает дочери строгий допрос, подозревая неладное․ Софья ловко оправдывается, ссылаясь на бессонницу, и отец, успокоенный, удаляется․ Молчалин же, трусливый и расчетливый, предпочитает не рисковать и обходится с Софьей подчеркнуто официально․
Внезапно в гостиную врывается Александр Андреевич Чацкий, молодой человек, друг детства Софьи, несколько лет проведший в путешествиях по свету․ Его приезд становится полной неожиданностью для всех обитателей дома․
Чацкий полон радости от встречи с Софьей, он не скрывает своих нежных чувств и надеется на взаимность․ Однако Софья встречает его довольно холодно․ Это сильно удивляет и огорчает Чацкого, но он пока не придает этому большого значения, списывая все на девичью застенчивость․
Приезд Чацкого знаменует собой начало главного конфликта комедии․ Вольнодумец и вольнодумец, он сразу же оказывается чужим в мире Фамусова, где царят карьеризм, чинопочитание и ханжество․
Первая встреча с Софьей и реакция Фамусова
Первая встреча Чацкого с Софьей после долгой разлуки оказывается полна неловкости и недопонимания․ Чацкий, пылая юношеским пылом, ожидал увидеть в Софье повзрослевшую, но все ту же милую и добрую девушку, которую он помнил․ Однако Софья встречает его с холодностью, почти не скрывая равнодушия․
Чацкий пытается растопить лед между ними, вспоминая их детство, шутит, делает комплименты, но Софья остается безучастной․ Ее сердце отдано другому, и пылкие речи Чацкого лишь раздражают ее․
Фамусов, наблюдающий за этой сценой, также не рад приезду Чацкого․ Он помнит его еще резвым юнцом, склонным к критике и не признающим авторитетов․ Фамусов, как типичный представитель «века минувшего», ценит в людях послушание, угодничество и умение «угождать всем людям без изъятья»․ Он сразу чувствует в Чацком угрозу своему устоявшемуся миру․
Фамусов всячески старается ограничить общение Чацкого с Софьей, боясь его «дурного» влияния на дочь․ Он засыпает Чацкого вопросами о его службе, намекая, что молодой человек зря тратит время на путешествия и развлечения, вместо того чтобы строить карьеру и обзаводиться связями в свете․
Холодный прием Софьи и нескрываемая враждебность Фамусова сильно огорчают Чацкого, но он пока не подозревает, насколько глубок пропасть, разделяющая его с фамусовским обществом․
Конфликт Чацкого с фамусовским обществом
По мере того, как Чацкий проводит больше времени в доме Фамусова, конфликт между ним и окружающим обществом становиться все более очевидным․ Чацкий, воодушевленный своими либеральными идеями, открыто критикует нравы и устои фамусовской Москвы․
Он высмеивает страсть к чинопочитанию и карьеризму, преклонение перед всем иностранным, невежество и отсутствие интереса к просвещению․ Особенно же негодует Чацкий по поводу крепостного права, считая его позорным явлением русской действительности․
Речи Чацкого возмущают и пугают обитателей дома Фамусова; Они привыкли жить по установленным правилам, где главное , соблюдать приличия и не высовываться․ Свободные мысли Чацкого кажутся им опасными и крамольными․
Фамусов видит в Чацком опасного вольнодумца, способного разрушить его мир․ Он всячески старается дискредитировать Чацкого в глазах Софьи, распуская о нем слухи и сплетни․ Молчалин, чувствуя в Чацком соперника, также присоединяется к травле, используя свое влияние на Софью․
В конце первого действия конфликт между Чацким и фамусовским обществом достигает своей кульминации․ Чацкий остается в полном одиночестве, не в силах противостоять лицемерию и невежеству окружающих․
Развитие интриги⁚ Софья и Молчалин
На фоне нарастающего конфликта Чацкого с фамусовским обществом развивается и любовная интрига․ Софья, отвергнувшая пылкие чувства Чацкого, отдает свое предпочтение не блестящему и остроумному другу детства, а тихому и незаметному Молчалину․
Молчалин – персонаж, олицетворяющий собой тип услужливого и приспособленческого карьериста․ Он не обладает ни умом, ни благородством Чацкого, зато мастерски умеет угождать сильным мира сего и извлекать выгоду из любой ситуации․
Софья, blinded by her romantic illusions, не замечает фальши и лицемерия Молчалина․ Она видит в нем идеал скромности и чувствительности, противопоставляя его резкому и критичному Чацкому․
Молчалин, в свою очередь, искусно играет роль влюбленного, прекрасно понимая, что близость к дочери Фамусова – прямой путь к его собственному благополучию․ Он льстит Софье, разыгрывает чувства, которых на самом деле не испытывает․
В конце первого действия отношения Софьи и Молчалина делают шаг вперед․ Молчалин, воспользовавшись отсутствием Фамусова, приходит в комнату Софьи, где они проводят время в нежных разговорах․ Чацкий, случайно ставший свидетелем этой сцены, испытывает глубокое разочарование․ Он начинает понимать, что Софья предпочла ему человека, которого он считает недостойным ее любви․
Коротко о главных персонажах
Чацкий
Александр Андреевич Чацкий – молодой человек благородного происхождения, главный герой комедии․ Он недавно вернулся из путешествия по Европе, где проникся передовыми идеями просвещения․ Чацкий умен, образован, остроумен, обладает независимым образом мыслей и не боится высказывать свое мнение, даже если оно идет вразрез с общепринятым․
Он критикует пороки современного ему общества⁚ чинопочитание, карьеризм, преклонение перед всем иностранным, невежество․ Чацкий страстно отстаивает идеалы свободы, служения отечеству, просвещения․ Он искренне любит Софью и надеется найти в ней единомышленницу․
Однако Чацкий оказывается чужим в мире фамусовской Москвы․ Его идеи кажутся окружающим странными и опасными, а его критика вызывает лишь раздражение и отторжение․ В конце концов, Чацкий оказывается в изоляции, не найдя понимания ни у своей возлюбленной, ни у ее окружения․
Софья
Софья Павловна Фамусова – молодая девушка, дочь богатого и влиятельного вельможи․ Она получила типичное для своего круга домашнее образование⁚ читала французские романы, играла на фортепиано, танцевала․ Софья — натура романтическая и мечтательная․ Она жаждет любви, но ее представления об идеальном мужчине далеки от реальности․
Софья влюбляется в Молчалина, секретаря своего отца, видя в нем воплощение своих романтических идеалов․ Она не замечает его расчетливости и лицемерия, принимая его угодливость за скромность, а трусость , за чувствительность․ Софья отвергает Чацкого, считая его слишком резким, критичным и непонятным․
Фамусов
Павел Афанасьевич Фамусов — богатый и знатный московский вельможа, типичный представитель «века минувшего»․ Он карьерист и чиновник, главными ценностями для которого являются деньги, власть и положение в обществе․ Фамусов — человек консервативных взглядов, он враждебно относится ко всему новому и прогрессивному․
Он мечтает выдать свою дочь замуж за богатого и влиятельного человека, который сможет укрепить его собственное положение․ Фамусов испытывает неприязнь к Чацкому, видя в нем опасного вольнодумца, способного разрушить его привычный мир․ Он всячески старается дискредитировать Чацкого в глазах дочери, распуская о нем слухи и сплетни․
Молчалин
Алексей Степанович Молчалин — секретарь Фамусова, молодой человек незнатного происхождения; Он хитер, расчетлив и лицемерен․ Молчалин мечтает сделать карьеру и добиться высокого положения в обществе, используя для этого любые средства․
Он умеет угождать сильным мира сего, льстить и притворяться․ Молчалин — мастер двуличия⁚ он угодлив с Фамусовым, нежен с Софьей, почтительно относится даже к слугам, зная, что и от них может зависеть его карьера․ На самом же деле, Молчалин — человек пустой и безнравственный, лишенный каких-либо моральных принципов․
Краткий вывод
Первое действие комедии «Горе от ума» – это блестящая экспозиция характеров и завязка сложного, многопланового конфликта․ Грибоедов знакомит нас с героями, их мировоззрением, системой ценностей, и с первых же сцен становится ясно, что столкновение неизбежно․
Приезд Чацкого, олицетворяющего собой свободолюбивый дух просвещения, нарушает застоявшуюся атмосферу фамусовского дома․ Его критика нравов и устоев дворянской Москвы вызывает недоумение и отторжение окружающих, привыкших жить по законам чинопочитания, карьеризма и лицемерия․
Любовная линия также получает свое развитие в первом действии․ Мы видим зарождение чувств Софьи к Молчалину, которые противопоставлены ее холодному равнодушию к Чацкому․ Выбор Софьи в пользу Молчалина говорит о ее собственной слепоте и о глубине пропасти, которая отделяет Чацкого от фамусовского общества․
Уже в первом действии заложены основные мотивы комедии⁚ конфликт старого и нового, борьба идей, противостояние личности и общества․ Грибоедов мастерски передает атмосферу дворянской Москвы начала XIX века, с ее праздным образом жизни, пустыми разговорами, интригами и сплетнями․
Язык комедии богат и выразителен․ Грибоедов использует разнообразные средства речевой характеристики персонажей⁚ афоризмы, пословицы, фразеологизмы, что делает их образы живыми и запоминающимися․ Многие фразы из комедии стали крылатыми и вошли в повседневную речь․
«Горе от ума» — это не просто любовная история или бытовая комедия․ Это произведение о судьбах России, о ее настоящем и будущем․ В образе Чацкого Грибоедов показал тип мыслящего человека, патриота, готового бороться за свои идеалы, даже оставаясь в одиночестве․ И хотя в конце комедии Чацкий терпит поражение, его голос не умолкает, он звучит как предостережение для тех, кто не хочет меняться и жить по совести․
Люблю «Горе от ума»! Описание характеров героев очень точное, сразу видно, что автор хорошо знает текст.
Интересный анализ завязки сюжета! Действительно, приезд Чацкого переворачивает привычный мир фамусовской Москвы с ног на голову.
Замечательный разбор! Автор точно подметил контраст между Чацким и фамусовским обществом.
Хорошо написано, доступно и понятно даже тем, кто пьесу не читал. Хотелось бы побольше узнать о развитии конфликта в дальнейшем!
Классика русской литературы! Всегда интересно перечитывать и находить что-то новое для себя.