Краткое содержание Детство по главам

Краткое содержание Детство по главам Краткие пересказы

Краткое содержание «Детство» по главам

Глава 6.​ Приготовления к охоте

Глава 7.​ Охота

Глава 8.​ Игры

Глава 9.​ Что-то вроде первой любви

Глава 10.​ Что за человек был мой отец?

Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной

Глава 12.​ Гриша

Глава 13.​ Наталья Савишна

Глава 14.​ Разлука

Глава 15.​ Детство

Глава 16. Стихи

Глава 17.​ Княгиня Корнакова

Глава 18.​ Князь Иван Иваныч

Глава 19.​ Ивины

Глава 20.​ Собираются гости

Глава 21.​ До мазурки

Глава 22.​ Мазурка

Глава 23.​ После мазурки

Глава 24. В постели

Глава 25.​ Письмо

Глава 1.​ Учитель Карл Иванович

Десятилетний Николенька Иртеньев, главный герой повести, просыпается от назойливой мухи.​ Он раздражен, ведь сегодня особенный день — день его рождения, а его уже разбудил Карл Иванович, учитель, к которому у мальчика сложные чувства.​ С одной стороны, Николенька любит старика за его доброту и мягкосердечие, с другой — порой испытывает к нему детскую обиду и даже презрение.​

Карл Иванович — немец, много лет живущий в семье Иртеньевых. Он обучает Николеньку и его старшего брата Володю русскому языку, арифметике, немецкому.​ Однако методы воспитания учителя далеки от идеальных, и часто вызывают у Николеньки протест.

Вот и сегодня Карл Иванович разбудил мальчика, неловко прихлопнув муху прямо над его головой.​ Николенька обижен и зол, он считает учителя бестактным и даже жестоким. Но вскоре его гнев сменяется раскаянием, ведь он видит, что Карл Иванович искренне расстроен своим поступком.​

Эта сцена пробуждения , не просто описание бытовой детали.​ Она являет собой важный символ, который будет проходить красной нитью через всю повесть. Толстой показывает, насколько противоречивы могут быть детские чувства, как легко в детской душе ненависть уживается с любовью, а обида , с благодарностью.​

Образ Карла Ивановича , один из самых ярких и противоречивых в повести.​ Это человек со сложной судьбой, вынужденный доживать свои дни в чужой семье.​ Он одинок и несчастен, но старается скрыть это под маской строгости и равнодушия.​

Глава 2.​ Maman

После уроков с Карлом Ивановичем Николенька спускается к завтраку, где его уже ждёт маменька. В этой главе образ матери предстает во всей своей трогательной красоте и нежности.

Maman – душа дома, источник любви и ласки.​ Она всегда встречает детей с улыбкой, интересуется их делами, окружает их заботой и вниманием.​ Для Николеньки мать — идеал женственности и красоты.​ Он восхищается её миловидностью, добротой, мягкостью.​

Завтрак в доме Иртеньевых — особый ритуал, время, когда вся семья собирается вместе.​ Maman разливает чай, угощает детей свежими булочками, расспрашивает их об уроках.​ Её голос, тихий и мелодичный, действует на Николеньку успокаивающе.

Однако за внешней идиллией скрывается и глубокая внутренняя драма.​ Толстой тонко подмечает, что maman грустна.​ Она предчувствует скорую разлуку с детьми, ведь отец решил отвезти сыновей в Москву на учёбу.​ Эта скрытая тревога матери передается и Николеньке, хотя он ещё не осознает до конца причину её печали.

Глава «Maman» — это гимн материнской любви, нежной и всепрощающей.​ В этой главе Толстой с большой теплотой и лиризмом изображает образ русской женщины, хранительницы семейного очага, для которой счастье детей — высший смысл жизни.​

Глава 3.​ Папа

После завтрака Николенька с братом отправляются в кабинет к отцу.​ Атмосфера в этой комнате разительно отличается от уютной и теплой обстановки, царящей у maman. Кабинет отца, это царство порядка и строгости, пропитанное ароматом дорогого табака и одеколона.​

Отец Николеньки — представитель типичного дворянства начала XIX века. Он статен, хорош собой, следит за своей внешностью и манерами.​ Отец любит повеселиться, вести светские беседы, играть в карты.​ Он не лишен благородства и щедрости, но его чувства скрыты под маской равнодушия и холодности.​

В этой главе отец сообщает детям неожиданную новость⁚ Николенька и Володя должны ехать с ним в Москву.​ Эта новость вызывает у мальчика двойственное чувство. С одной стороны, он рад возможности побывать в столице, увидеть новое и неизведанное.​ С другой стороны, он с грустью думает о предстоящей разлуке с матерью, с любимым учителем Карлом Ивановичем.​

Отец же воспринимает переезд как необходимость.​ Он хочет дать сыновьям хорошее образование, ввести их в светское общество.​ Он не задумывается о том, какие чувства может вызвать у детей этот внезапный разрыв с привычной жизнью.​

Образ отца в повести — один из самых сложных и противоречивых.​ Толстой не дает однозначной оценки этому персонажу. Он показывает его как человека своего времени, со своими достоинствами и недостатками, со своими слабостями и пороками.​

Глава 4.​ Классы

Несмотря на новость о скором отъезде, жизнь в доме Иртеньевых продолжается своим чередом.​ После завтрака начинаются уроки. Николенька с братом отправляются в классную комнату, где их уже ждет Карл Иванович.​

Атмосфера на уроках напряженная.​ Чувствуется, что новость о скором увольнении не оставила равнодушным и старого учителя. Он рассеян, нервничает, делает необычные для себя ошибки.​

Николенька, глядя на расстроенного Карла Ивановича, испытывает смешанные чувства.​ С одной стороны, ему жалко старика, который так привязался к ним с братом.​ С другой стороны, он не может до конца понять причину его печали, ведь впереди — новая жизнь, полная впечатлений и открытий.​

Уроки в этот день кажутся Николеньке бесконечно долгими. Он с трудом сосредоточивается на заданиях, мысли его витают где-то далеко.​ Он представляет Москву, новые знакомства, новые игры.​ Детская непосредственность не позволяет ему полностью осознать горечь расставания.​

Глава «Классы» , это своеобразная предгрозовая тишина перед бурей.​ Толстой мастерски передает атмосферу тревожного ожидания, которая царит в доме.​ В душе каждого героя — свои переживания, свои опасения.​ И только дети, по причине своего возраста, не могут еще в полной мере осознать всю глубину перемен, которые их ожидают.​

Глава 5.​ Юродивый

В день отъезда в дом Иртеньевых приходит странный гость — юродивый Гриша. Его появление вносит в размеренную жизнь дворянской усадьбы ноту мистики и загадочности.​

Гриша — фигура типичная для русской действительности XIX века.​ Бродячие юродивые, наполовину безумные, наполовину святые, пользовались в народе особым почтением.​ Их считали проводниками божественной воли, способными предсказывать будущее, исцелять болезни.​

Maman, глубоко религиозная женщина, относится к Грише с особым трепетом.​ Она видит в нем посланника Бога, способного дать наставление и утешение.​ Она кормит юродивого за своим столом, выслушивает его невнятные речи, дает ему милостыню.​

Дети же, в силу своего возраста, не могут до конца понять суть происходящего. Они смотрят на Гришу со смесью страха и любопытства. Его странный вид, необычное поведение — все это пугает и одновременно притягивает их.​

Образ юродивого Гриши — один из ключевых в повести.​ Он символизирует собой другой мир, мир таинственный и непостижимый.​ Этот мир недоступен для рационального понимания, он открывается только сердцем, чистой и неиспорченной душой.​ Именно поэтому дети, в отличие от взрослых, способны увидеть в юродивом нечто большее, чем просто сумасшедшего старика.​

Коротко о главных персонажах

Николенька Иртеньев

Десятилетний мальчик, от лица которого ведётся повествование.​ Николенька, чувствительный и впечатлительный ребёнок, остро переживающий все события своей жизни.​ Он стремится к добру и справедливости, но часто подвержен детским страхам и сомнениям.​ Он любит своих родителей, но не всегда понимает их поступки.​ Николенька находится в том возрасте, когда детское восприятие мира начинает меняться, уступая место более взрослым, серьёзным размышлениям.​

Maman

Мать Николеньки — воплощение добра, нежности и любви.​ Она — душа дома, хранительница семейного очага. Maman обладает удивительной способностью создавать атмосферу уюта и тепла, в которой дети чувствуют себя защищёнными и любимыми.​ Её образ идеализирован, она предстаёт в повести как ангел-хранитель, оберегающий своих детей от всех невзгод.​

Отец

Отец Николеньки — человек сложный и противоречивый.​ С одной стороны, он не лишён благородства и щедрости.​ Он искренне любит своих детей и хочет дать им всё самое лучшее.​ С другой стороны, он человек своего времени, склонный к праздности, картам и любовным приключениям.​ Его отношения с детьми сложны и противоречивы.​ Он требователен и строг, но в то же время способен на проявления нежности и заботы.​

Карл Иванович

Учитель Николеньки и Володи.​ Немец по происхождению, он много лет живёт в России и искренне привязался к своим воспитанникам.​ Карл Иванович — человек образованный, но одинокий и несчастный.​ Он живёт прошлым, тоскуя по своей родине и близким.​ Его методы воспитания строги и не всегда справедливы, но в глубине души он любит детей и стремится дать им хорошее образование.​

Гриша

Юродивый, странствующий богомолец. Его появление вносит в повесть элемент мистики и загадочности.​ Гриша — символ иной, духовной жизни, противопоставленной материальному миру дворянства.​ Он живёт в своём особом мире, недоступном для рационального понимания.​ Гриша наделен даром предвидения, его слова и поступки символичны и многозначны.​

Краткий выво

Повесть Л.​Н. Толстого «Детство» — это не просто описание жизни мальчика в дворянской семье XIX века.​ Это глубокое психологическое исследование детской души, её становления и развития.​

Толстой мастерски передает особенности детского восприятия мира, его непосредственность и чистоту.​ Он показывает, как формируется личность ребенка под влиянием семьи, окружающей среды, собственных мыслей и переживаний.​

В повести затрагиваются важные нравственные проблемы⁚ любовь и ненависть, добро и зло, вера и сомнение.​ Толстой призывает читателя задуматься о смысле жизни, о роли семьи и воспитания в становлении личности.​

«Детство» — это произведение, которое не оставляет равнодушным ни одного читателя.​ Оно заставляет нас вспомнить собственное детство, пережить заново его радости и печали, задуматься о том, как важно сохранить в себе чистоту и непосредственность детского восприятия мира.​

Особую ценность повести придает её автобиографичность.​ Толстой вложил в образ Николеньки Иртеньева много собственных детских воспоминаний, переживаний, размышлений.​ Это делает произведение особенно искренним и трогательным.​

«Детство» — это книга на все времена. Она будет актуальна всегда, пока люди будут рождаться, расти, узнавать мир и искать свой путь в жизни.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Андрей Сидоров

    Толстой, как всегда, гениален в своей наблюдательности. Так точно подмечены все нюансы детской психологии!

  2. Анна Кузнецова

    Очень трогательный образ Карла Ивановича. Несмотря на свои недостатки, он искренне любит Николеньку.

  3. Екатерина Смирнова

    Очень интересно описаны чувства Николеньки к Карлу Ивановичу — так по-детски противоречивые! Сразу вспоминается собственное детство и отношение к учителям.

  4. Сергей Новиков

    Толстой — мастер психологического портрета. Образ Николеньки — яркий пример этого.

  5. Елена Васильева

    Прекрасное начало! Сразу погружаешься в атмосферу детства, полного противоречивых чувств и эмоций.

  6. Михаил Петров

    Эта сцена пробуждения — отличный пример того, как Толстой умеет в мелочах показать глубину человеческих переживаний, особенно детских.

  7. Дмитрий Соколов

    Интересно, как повлияет на Николеньку этот, казалось бы, незначительный эпизод с мухой в будущем?

  8. Ольга Иванова

    С нетерпением жду продолжения! Интересно, как дальше будут развиваться отношения Николеньки с Карлом Ивановичем?