Краткое содержание комедии Горе от ума по действиям

Краткое содержание комедии Горе от ума по действиям Краткие пересказы

Краткое содержание по действиям

Действие 1⁚ Возвращение Чацкого и тайная любовь Софьи

Действие комедии разворачивается в доме богатого московского чиновника Павла Афанасьевича Фамусова. Ранним утром в гостиной его дома служанка Лиза пытается успокоить свою барышню, Софью Павловну, которая всю ночь провела с Молчалиным, секретарем своего отца.​ Молодые люди тайно встречаются, и Лиза помогает им скрывать свою любовь от Фамусова.​

Неожиданно в комнату входит сам Фамусов и застает Молчалина с Софьей.​ Отец встревожен, заподозрив неладное, но Софья и Молчалин успокаивают его невинными объяснениями.​ Фамусов удаляется, и вскоре в доме появляется Александр Андреевич Чацкий — молодой дворянин, друг детства Софьи, который три года провел в путешествиях.​

Чацкий полон радости от возвращения в Москву и надеется увидеть Софью.​ Он не знает о ее романе с Молчалиным.​ Во время беседы с Фамусовым Чацкий с жаром критикует нравы московского общества, высмеивает страсть к чинам и богатству, преклонение перед всем иностранным.​ Эти речи раздражают Фамусова, который не разделяет взглядов Чацкого.​

В дом Фамусова приезжает полковник Скалозуб — грубый и невежественный солдафон, мечта Фамусова о зяте.​ Софья же холодно встречает Чацкого, не разделяя его радости от встречи.​ Молодой человек чувствует её равнодушие, но не может понять его причину.​

Случайно Софья видит из окна, как Молчалин падает с лошади, и падает в обморок.​ Чацкий поражен такой реакцией и понимает, что Софья влюблена в Молчалина.​ Это открытие его огорчает.​

Действие 2⁚ Конфликт Чацкого с фамусовским обществом

Чацкий пытается разобраться в своих чувствах и понять причину перемен в Софье.​ Он вспоминает их детскую дружбу и не может поверить, что она искренне увлечена таким ничтожным человеком, как Молчалин.​

Тем временем Фамусов, желая отвлечь Чацкого от Софьи, знакомит его с приехавшим в дом Скалозубом.​ Чацкий вступает в спор с полковником, высмеивая его карьеризм и ограниченность.​ Он критикует желание достичь высокого чина и богатства любой ценой, без пользы для общества.

Разговор Чацкого и Скалозуба перерастает в общий спор о нравах московского дворянства.​ Чацкий отстаивает свои прогрессивные взгляды, критикуя слепое подражание всему иностранному, преклонение перед чинами и деньгами. Он защищает право на свободу мысли и стремление к просвещению.​

Слова Чацкого вызывают гнев и раздражение у Фамусова и его гостей.​ Они видят в нем опасного вольнодумца, угрозу устоявшимся порядкам.​ Молчалин, боясь разоблачения своей ничтожности, поддерживает обвинения в адрес Чацкого.​

Конфликт между Чацким и фамусовским обществом нарастает.​ Молодой человек оказывается в одиночестве, его идеи не находят отклика в сердцах окружающих.

Действие 3⁚ Распространение слуха о сумасшествии Чацкого

В доме Фамусова собираются гости на бал.​ Чацкий, пытаясь понять чувства Софьи, признается ей в любви, но та остается холодна.​ Она не может простить ему резких суждений о Молчалине, которого считает идеалом мужчины.​

Оскорбленный и расстроенный Чацкий продолжает критиковать московское общество, вызывая всеобщее недовольство.​ В разгар бала Софья, желая отомстить Чацкому за его насмешки над Молчалиным и невнимание к себе, в разговоре с гостем упоминает о странностях Чацкого, намекая на его сумасшествие.​

Слух о безумии Чацкого мгновенно распространяется среди гостей.​ Фамусовское общество с радостью хватается за эту идею, ведь сумасшествие — удобное объяснение неудобным и опасным для них идеям Чацкого.​

Гости с удовольствием наблюдают за Чацким, находя подтверждение слухам в его остроумных речах и критических замечаниях.​ Даже те, кто еще недавно вел с ним светские беседы, теперь смотрят на него с подозрением и насмешкой.

Чацкий, не подозревая о распространившихся слухах, продолжает свою пламенную речь против невежества, косности и лицемерия московского света.​ Он верит, что его слова могут пробудить в людях стремление к лучшему, но в ответ встречает лишь насмешки и презрение.​

В финале действия Чацкий, окруженный толпой ликующих сплетников, остается в полном одиночестве, не понимая, почему ему не верят, почему его идеи вызывают такую бурную реакцию.

Действие 4⁚ Разоблачение Молчалина и отъезд Чацкого

Гости разъезжаются, и дом Фамусова пустеет. Чацкий, уставший и подавленный, прячется в гостиной, не желая встречаться с хозяевами.​ Случайно он становится свидетелем разговора Молчалина с Лизой.​

Молчалин, уверенный, что его никто не слышит, признается Лизе в симпатии, объясняя, что ухаживает за Софьей только ради карьеры. Он хвастается своей способностью угождать вышестоящим и цинично рассуждает о выгоде от службы у Фамусова.​

Эти слова слышит Софья, которая до этого момента была убеждена в любви Молчалина.​ Она в ужасе от его лживости и подлости.​ В порыве гнева Софья разрывает отношения с Молчалиным, обличая его в лицемерии.​

Свидетелем этой сцены становится и Чацкий.​ Он поражен тем, насколько слепа была Софья, идеализируя такого ничтожного человека.​ В то же время он испытывает горечь и разочарование от того, что его предупреждения о Молчалине не были услышаны.​

Чацкий понимает, что ему нет места в этом лживом и лицемерном обществе.​ Он прощается с Москвой, с иллюзиями своей молодости, с надеждой найти понимание и отклик в сердцах людей.​

Чацкий уезжает, оставив Фамусова и его гостей наедине с их пустыми заботами и мелкими интригами. Он уносит с собой «мильон терзаний», но сохраняет верность своим идеалам и стремление к лучшей жизни.​

Образ Чацкого и его роль в комедии

Александр Андреевич Чацкий — центральный персонаж комедии «Горе от ума», вокруг которого разворачивается основной конфликт произведения.​ Это молодой дворянин, получивший хорошее образование, много путешествовавший и обладающий широким кругозором.​ Он наделен острым умом, независимым характером и стремлением к прогрессу.​

Чацкий представляет собой тип «нового человека», который не желает мириться с устаревшими порядками и представлениями фамусовского общества.​ Он критикует слепое преклонение перед иностранным, карьеризм, чинопочитание, невежество и лицемерие окружающих.​

В своих пламенных монологах Чацкий отстаивает идеи просвещения, свободы мысли, гражданского долга, служения отечеству.​ Он верит в возможность преобразования России и стремится внести свой вклад в её развитие.​

Однако идеализм и прямолинейность Чацкого делают его уязвимым в глазах фамусовского общества.​ Его острые выпады, критика нравов и устоев воспринимаются как личное оскорбление.​ В итоге Чацкий оказывается непонятым и отвергнутым теми, кого он считал близкими людьми.​

Несмотря на свою трагическую судьбу, Чацкий не сломлен и не отрекается от своих идеалов.​ Он уезжает из Москвы, сохранив достоинство и веру в лучшее будущее.​

Коротко о главных персонажах

В комедии «Горе от ума» Грибоедов создал яркую галерею образов, которые представляют собой типичных представителей московского дворянства начала XIX века.​ Каждый персонаж наделен характерными чертами, которые определяют его поведение и отношение к окружающему миру.

Александр Андреевич Чацкий

Молодой дворянин, получивший блестящее образование.​ Он умен, остроумен, наблюдателен, обладает широким кругозором и прогрессивными взглядами.​ Вернувшись в Москву после трехлетнего отсутствия, Чацкий полон надежд и планов, стремится быть полезным обществу.​ Однако его идеалы и убеждения сталкиваются с непониманием и враждебностью со стороны фамусовского общества.​

Софья Павловна Фамусова

Семнадцатилетняя дочь Павла Афанасьевича Фамусова.​ Воспитанная на французских романах, Софья мечтает о романтической любви и идеализирует Молчалина, видя в нем героя своих грез.​ Она умна, хитра, способна на сильные чувства, но при этом слепа к подлинной сущности людей и не замечает искренней любви Чацкого.​

Алексей Степанович Молчалин

Секретарь Фамусова, живущий в его доме. Он , типичный представитель «века покорности и страха», лицемер и приспособленец, готовый на все ради достижения своих целей. Молчалин умело притворяется влюбленным в Софью, понимая, что это — кратчайший путь к карьере и материальному благополучию.​

Павел Афанасьевич Фамусов

Богатый и влиятельный московский чиновник, отец Софьи. Он — яркий представитель «века прошедшего», консерватор, держащийся за старые порядки и традиции.​ Фамусов стремится выдать дочь замуж по расчету, не считаясь с её чувствами.​

Сергей Сергеевич Скалозуб

Полковник, грубый и невежественный солдафон, мечтающий о карьере и богатстве.​ Он — один из претендентов на руку Софьи, но она не испытывает к нему никаких чувств.​

Лиза

Служанка в доме Фамусовых, умная и наблюдательная девушка. Она становится невольной участницей интриг и любовных перепетий, разыгрывающихся в доме её хозяев.​

Второстепенные персонажи

Помимо главных героев, в комедии действует целая галерея второстепенных персонажей, которые также вносят свой вклад в раскрытие общей картины нравов московского дворянства.​ Среди них — княгиня Тугоуховская с шестью дочерьми, графини Хрюмины, старуха Хлёстова, Репетилов и другие.​

Каждый из этих персонажей является носителем какой-либо одной доминирующей черты — глупости, невежества, лицемерия, карьеризма. Вместе они создают удручающую картину нравственного упадка дворянского общества.​

Краткий вывод

Комедия «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова — это не просто любовный треугольник или сатира на нравы московского дворянства начала XIX века.​ Это произведение с глубоким философским смыслом, в котором автор поднимает важнейшие вопросы своего времени⁚ противостояние старого и нового, борьба идей, место человека в обществе, смысл жизни.

В центре комедии — трагический образ Чацкого, «умного горемыки», который бросает вызов косности и невежеству фамусовского общества.​ Он отстаивает право на свободу мысли, на развитие, на служение отечеству, но его идеи не находят отклика в сердцах окружающих.​

Чацкий оказывается чужим среди своих.​ Его остроумие воспринимается как безумие, его искренность — как наивность, его стремление к лучшему , как угроза устоявшимся порядкам.​ В итоге он вынужден бежать из Москвы, унося с собой «мильон терзаний».​

Однако поражение Чацкого не является полным и безоговорочным.​ Он уходит, но его слова остаются, заставляя задуматься тех, кто способен мыслить и чувствовать.​ Чацкий — это «провозвестник бури», предвестник грядущих перемен, которые неизбежно должны произойти в российском обществе.​

Комедия «Горе от ума» не потеряла своей актуальности и в наши дни.​ Проблемы, поднятые Грибоедовым, , конфликт поколений, столкновение разных мировоззрений, поиск своего места в жизни — волнуют людей и сегодня. Именно поэтому пьеса продолжает жить на сцене и находить отклик в сердцах зрителей и читателей.

«Горе от ума» , это не просто литературный памятник, а живое и современное произведение, которое заставляет нас задуматься о важных вопросах и поискать ответы на них в собственной жизни.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Иван

    Язык произведения — просто шедевр! Афоризмы из «Горя от ума» стали крылатыми фразами.

  2. Марина

    Софья вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, она жертва общества, с другой — сама делает неправильный выбор.

  3. Андрей

    Произведение заставляет задуматься о вечных ценностях: любви, дружбе, чести.

  4. Дмитрий

    Чацкий — настоящий герой своего времени. Жаль, что его не понимают окружающие.

  5. Светлана

    Интересно наблюдать за развитием конфликта между Чацким и Фамусовым. Два разных поколения, два разных взгляда на мир.

  6. Екатерина

    Любовный треугольник, интриги, непонимание — «Горе от ума» захватывает с первых страниц!

  7. Надежда

    Финал пьесы оставляет грустный осадок. Но, возможно, Чацкий еще найдет свое счастье?

  8. Алексей

    Прекрасное описание московского общества того времени. Сатира Грибоедова актуальна и сегодня.

  9. Ольга

    Классика русской литературы! Всегда интересно перечитывать и находить новые грани в характерах героев.