Краткое содержание комедии Ревизор по действиям

Краткое содержание комедии Ревизор по действиям Краткие пересказы

Краткое содержание комедии «Ревизор» по действиям

Комедия «Ревизор» Н.​В.​ Гоголя разделена на пять действий, в которых разворачивается история о приезде мнимого ревизора в уездный город.​

Действие первое⁚ Тревожное известие

Действие разворачивается в доме городничего, Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского.​ Он в панике собирает местных чиновников – судью Ляпкина-Тяпкина, попечителя богоугодных заведений Землянику, смотрителя училищ Хлопова, а также городских помещиков Бобчинского и Добчинского. Причиной переполоха становится полученное городничим письмо от друга, в котором тот сообщает о скором приезде инкогнито ревизора из Петербурга.​

Новость о ревизоре повергает чиновников в ужас.​ Ведь их деятельность далека от идеала⁚ в городе процветают взяточничество, казнокрадство, халатность и произвол.​ Гоголь мастерски выписывает галерею образов нечистых на руку чиновников, каждый из которых олицетворяет определенный порок.​

Городничий дает всем указания, как вести себя и что предпринять, чтобы скрыть следы своих преступлений.​ Он приказывает навести порядок в городе, убрать с улиц грязь и попрошаек, а также создать видимость благополучия в подведомственных учреждениях.​

В самый разгар совещания в комнату вбегают встревоженные Бобчинский и Добчинский с известием о том, что в местной гостинице уже вторую неделю проживает подозрительный молодой человек, по поведению очень похожий на ревизора. Они рассказывают, как наблюдали за ним в трактире, как он отказывался платить за обед и внимательно всех разглядывал.​

Городничий, напуганный этим сообщением, решает немедленно ехать в гостиницу и лично познакомиться с предполагаемым ревизором.​ Чиновники, в свою очередь, спешат привести в порядок свои дела, пока не грянула гроза.​

Действие второе⁚ Ложный ревизор

Действие переносится в гостиницу, где в номере ютится молодой повеса Иван Александрович Хлестаков со своим слугой Осипом.​ Хлестаков, мелкий столичный чиновник, промотавшийся по дороге в родную деревню, пребывает в унынии⁚ у него закончились деньги, и он уже несколько дней сидит голодный.​

В этот момент в гостиницу являются перепуганные Бобчинский и Добчинский.​ Они робко пытаются выведать у Хлестакова, кто он такой, но тот, проницательный и хвастливый, быстро понимает, что его приняли за важную персону.​

Вскоре в гостиницу прибывает и сам городничий в сопровождении свиты. Испуганный и суетливый, он принимает напыщенность и высокомерие Хлестакова за строгость и неприступность настоящего ревизора. Городничий начинает лебезить перед Хлестаковым, предлагая ему деньги, угощения и лучшие комнаты в своем доме.​

Хлестаков, ошеломленный таким приемом, решает воспользоваться ситуацией. Он с удовольствием принимает деньги и подарки, не пытаясь разубедить городничего в своей мнимой значимости. Он начинает хвастаться несуществующими богатствами, связями в высшем свете и выдуманными подвигами.​

Городничий, ослепленный страхом и желанием угодить «ревизору», не замечает очевидной лжи. Чиновники, подражая городничему, тоже осыпают Хлестакова деньгами и вниманием.​

Действие третье⁚ Хлестаков в доме городничего

Хлестаков с комфортом располагается в доме городничего.​ Он наслаждается роскошным обедом, вниманием чиновников и флиртует с женой и дочерью городничего.​

Во время обеда Хлестаков, под воздействием вина и всеобщего преклонения, продолжает рассказывать небылицы о своей столичной жизни.​ Он выдает себя за близкого друга министров, влиятельного чиновника, знаменитого писателя и покорителя женских сердец.​

Чиновники, запуганные мнимым могуществом Хлестакова, стараются угодить ему во всем.​ Они осыпают его лестью, предлагают взятки и рассказывают о проступках друг друга, надеясь выгородить себя.

Городничий, полностью поверивший в легенду о ревизоре, дрожит от страха перед разоблачением.​ Он готов на все, чтобы задобрить Хлестакова и скрыть свои прегрешения.​

Хлестаков, опьяненный всеобщим вниманием и лестью, чувствует себя на вершине блаженства.​ Он принимает взятки, наслаждается своим положением и не задумывается о последствиях своих действий.

В это же время в город стекаются купцы и мещане, желающие пожаловаться «ревизору» на произвол городничего и чиновников.​

Действие четвертое⁚ Взятки и разоблачение

Утром Хлестаков просыпается в приподнятом настроении. Он решает воспользоваться ситуацией до конца и начинает принимать взятки от чиновников, которые один за другим являются к нему на поклон.​ Каждый из них, надеясь скрыть свои грехи, пытается дать Хлестакову взятку, и тот, не моргнув глазом, принимает деньги «взаймы».

После чиновников к Хлестакову приходят купцы с жалобами на городничего.​ Они рассказывают о его произволе и вымогательствах, надеясь найти защиту у «ревизора».​ Хлестаков, не вникая в суть жалоб, принимает подарки и от купцов, обещая разобраться в ситуации.​

Окрыленный успехом Хлестаков решает написать письмо своему приятелю Тряпичкину в Петербург, в котором с юмором описывает все происходящее в городе и свое неожиданное «величие».​

В это время слуга Хлестакова, Осип, чувствуя неладное, уговаривает его бежать из города, пока обман не раскрылся.​ Хлестаков, опасаясь разоблачения, решает последовать совету слуги.​ Он просит у городничего денег на дорогу, сватается к его дочери, получает благословение и под ликующие крики собравшихся уезжает из города.​

Городничий, уверенный в том, что ему удалось провести ревизора, празднует победу.​ Он уже видит себя в столице, мечтает о повышении по службе и строит грандиозные планы на будущее.​

Действие пятое⁚ Приезд настоящего ревизора

Городничий, опьяненный мнимым триумфом, принимает поздравления от чиновников и купцов.​ Он в красках расписывает им свою будущую столичную жизнь, полную роскоши и могущества. Городничий уже видит себя генералом, раздающим указания и помыкающим такими же, как он сам, просителями.​

В самый разгар праздника в доме городничего появляется почтмейстер с неожиданной новостью. Он перехватил письмо Хлестакова к Тряпичкину, в котором тот в комичном свете описывает свое пребывание в городе и высмеивает наивность и глупость местных чиновников.​

Из письма становится ясно, что Хлестаков вовсе не ревизор, а мелкий столичный чиновник, случайно попавший в город.​ Городничий и чиновники с ужасом осознают, что стали жертвой собственного страха и глупости.​

Но не успевают они прийти в себя, как в город прибывает настоящий ревизор с секретным предписанием. Новость о его приезде повергает городничего и чиновников в состояние шока.​

Пьеса завершается знаменитой «немой сценой», в которой герои застывают в гротескных позах, отражающих их ужас и бессилие перед лицом неминуемого разоблачения.​

Коротко о главных персонажах

В комедии «Ревизор» Гоголь создал яркую галерею образов, каждый из которых воплощает определенный порок или человеческий тип, распространенный в российской провинции того времени.​

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий

Главное действующее лицо комедии, вокруг которого закручивается весь сюжет. Хитрый, изворотливый и жадный чиновник, привыкший к вседозволенности и безнаказанности.​ Он мастерски обделывает свои дела, берёт взятки и не гнушается казнокрадством.​ Городничий боится ревизора как огня, поскольку знает, что за его проделками может последовать суровое наказание.​

Иван Александрович Хлестаков, мнимый ревизор

Молодой легкомысленный повеса, мелкий столичный чиновник. Случайно оказавшись в провинциальном городе без гроша в кармане, он с удовольствием принимает на себя роль важной персоны.​ Хлестаков – хвастун и фантазёр, с легкостью сочиняющий небылицы о своей столичной жизни.​ Он пользуется наивностью и страхом чиновников, чтобы получить от них деньги и подарки.

Осип, слуга Хлестакова

Противоположность своему легкомысленному барину. Осип – простой, практичный и наблюдательный мужик.​ Он прекрасно понимает, что Хлестаков вовсе не ревизор, и пытается уберечь его от необдуманных поступков.​ Осип более трезво оценивает ситуацию и советует Хлестакову как можно скорее покинуть город.

Анна Андреевна, жена городничего

Провинциальная кокетка, мечтающая о столичной жизни.​ Она легко верит в сказки Хлестакова о его богатстве и связях.​ Анна Андреевна пытается очаровать мнимого ревизора, надеясь, что он увезет её с собой в Петербург.

Марья Антоновна, дочь городничего

Молодая, романтичная и наивная девушка.​ Она, как и мать, очарована рассказами Хлестакова о столичной жизни.​ Марья Антоновна становится объектом внимания Хлестакова, который, не испытывая к ней никаких чувств, делает ей предложение, чтобы ещё больше напугать городничего.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья

Взяточник и мошенник, привыкший вершить суд не по закону, а по своему усмотрению.​ Он боится разоблачения и старается всячески угодить «ревизору».​

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений

Лицемер и хапуга, наживающийся на больных и несчастных.​ Он держит в ужасном состоянии вверенные ему заведения, но старается создать видимость благополучия перед «ревизором».​

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ

Трусливый и безвольный чиновник, неспособный навести порядок в подведомственных ему учебных заведениях.​ Он боится Хлестакова и готов на всё, чтобы избежать его гнева.​

Помимо главных героев, в комедии действуют и другие колоритные персонажи⁚ купцы, мещане, полицейские, слуги, каждый из которых вносит свой вклад в общую картину российской провинциальной жизни.

Краткий вывод

Комедия «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя, несмотря на почти двухвековую историю, не теряет своей актуальности и по сей день.​ Это произведение, полное искрометного юмора и сатирических зарисовок, заставляет задуматься о вечных проблемах общества⁚ коррупции, чинопочитании, лицемерии, страхе перед властью.

Гоголь мастерски высмеивает пороки не только отдельных личностей, но и всей системы управления в России XIX века. Он показывает, как страх перед ревизией, пусть даже и мнимой, обнажает истинное лицо власти, готовой на любые ухищрения ради собственной безопасности.

Комедия «Ревизор» ⎼ это не просто забавная история о приезде самозванца в провинциальный город.​ Это глубокое и многогранное произведение, которое заставляет задуматься о нравственных ценностях, о природе власти и о месте человека в обществе.​

Несмотря на сатирическую направленность, «Ревизор» не лишен гуманистического начала.​ Гоголь сочувствует своим героям, показывая, что даже в самых опустившихся людях теплится искра надежды на исправление.

Финал комедии, знаменитая «немая сцена», оставляет зрителя наедине с мыслью о том, что настоящий ревизор – это наша совесть, которая всегда придёт с проверкой и не оставит без внимания ни один проступок.​

«Ревизор» – это не просто комедия, это зеркало, в котором каждый может увидеть отражение своих собственных пороков и недостатков.​ И, возможно, именно это и делает произведение таким актуальным и по сей день.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей Новиков

    Несмотря на комедийный жанр, произведение заставляет задуматься о серьезных вещах.

  2. Екатерина Сидорова

    Сюжет комедии актуален и в наши дни. Взяточничество, казнокрадство — эти проблемы никуда не исчезли.

  3. Алексей Смирнов

    Перечитывал «Ревизора» несколько раз, и каждый раз находил что-то новое. Гениальное произведение!

  4. Ольга Кузнецова

    Потрясающая сатира на российскую действительность! Смеялась до слез.

  5. Петр Петров

    Интересно, как Гоголь смог так точно передать характеры персонажей. Каждый из них словно живой!

  6. Иван Иванов

    Классическое произведение русской литературы! Гоголь гениально высмеивает пороки общества своего времени.

  7. Дмитрий Васильев

    Очень интересное краткое содержание. Захотелось перечитать комедию целиком.

  8. Анна Михайлова

    Гоголь — мастер слова! Его язык настолько богат и выразителен.