- Краткое содержание «Мещанин во дворянстве» по главам
- Глава 1⁚ Начало пути Журдена к «дворянству»
- Глава 2⁚ Уроки музыки и танцев
- Глава 3⁚ Любовные интриги
- Глава 4⁚ «Турецкая церемония»
- Глава 5⁚ Развязка и торжество любви
- Коротко о главных персонажах
- Господин Журден
- Клеонт
- Люсиль
- Маркиза Доримена
- Ковьель
- Краткий вывод
Краткое содержание «Мещанин во дворянстве» по главам
Глава 1⁚ Начало пути Журдена к «дворянству»
В первом действии комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» мы знакомимся с господином Журденом, богатым буржуа, одержимым идеей стать дворянином․ Несмотря на своё богатство, Журден чувствует себя неполноценным из-за своего происхождения․ Он мечтает о роскоши, изящных манерах и уважении, которые, как он полагает, присущи только аристократам․
Журден нанимает целую плеяду учителей⁚ музыки, танцев, фехтования, философии и красноречия․ Каждый из них, пользуясь тщеславием Журдена, льстит ему и вытягивает из него деньги, обещая сделать из него истинного дворянина․
Уроки оборачиваются комичными ситуациями․ Журден с трудом усваивает премудрости светского этикета, путает прозу с поэзией, не способен отличить музыкальную ноту от буквы алфавита․ Его попытки танцевать и фехтовать выглядят нелепо и неуклюже․
В этой главе Мольер с сатирической точностью изображает невежество и смешные потуги Журдена подражать дворянству․ Автор высмеивает не только главного героя, но и общество, в котором деньги и титулы ценятся выше истинных достоинств и образования․
В доме Журдена царит суета⁚ портные шьют ему нелепые наряды, слуги пытаются угодить капризному хозяину․ Журден требует, чтобы с ним обращались «Ваша светлость», и с нетерпением ждёт, когда же он сможет блистать в высшем свете․
Комизм ситуации усиливается контрастом между иллюзиями Журдена и реальностью․ Он искренне верит в то, что превращается в изысканного дворянина, в то время как окружающие видят в нём лишь посмешище․
Первая глава заканчивается появлением учителей музыки и танцев, которые обещают Журдену быстро научить его всем премудростям светской жизни․ Журден в предвкушении будущего триумфа, не подозревая, какие ещё нелепые ситуации ждут его впереди․
Глава 2⁚ Уроки музыки и танцев
Вторая глава комедии «Мещанин во дворянстве» посвящена описанию уроков музыки и танцев, которые Журден с энтузиазмом берёт у приглашённых учителей․ Каждый из них, видя страстное желание Журдена стать похожим на дворянина, не упускает возможности польстить ему и выставить в выгодном для себя свете․
Учитель музыки, желая угодить Журдену, хвалит его слух и голос, хотя на самом деле Журден не способен отличить одну ноту от другой․ Учитель танцев восхищается его грацией и пластикой, в то время как Журден с трудом попадает в такт и постоянно путает движения․
Комизм сцены усиливается тем, что Журден принимает лесть за чистую монету․ Он уверен в своих способностях и не замечает иронии в словах учителей․ Он с гордостью демонстрирует свои «таланты» перед служанкой Николь, которая откровенно смеётся над ним․
Во время урока музыки Журден заказывает серенаду для своей возлюбленной маркизы Доримены․ Он сам не обладает ни слухом, ни голосом, но это не мешает ему мечтать о том, как он сразит маркизу своим пением․
Урок танцев превращается в настоящий фарс, когда Журден пытается разучить изысканный менуэт․ Его движения неуклюжи, он путает па и наступает на ноги учителю․ Несмотря на это, Журден уверен, что вскоре будет порхать на балу, как истинный дворянин․
Вторая глава заканчивается приходом учителя фехтования, который также не упустит возможность поживиться за счёт тщеславного буржуа․ Журден, окрылённый первыми «успехами» в музыке и танцах, готов к новым свершениям на пути к своей мечте․
Глава 3⁚ Любовные интриги
Третья глава комедии «Мещанин во дворянстве» открывает новую линию в повествовании, фокусируясь на любовных перипетиях․ Журден, ослепленный мечтой о дворянстве, стремиться не только к внешнему лоску, но и к романтическим отношениям, подобающим, по его мнению, человеку благородного происхождения․ Его выбор падает на маркизу Доримену ― изящную вдову, окруженную ореолом аристократизма․
Однако Журден, будучи простаком в сердечных делах, не осознает, что маркиза интересуется лишь его богатством․ Он наивно верит в искренность её чувств, воспринимая лесть и кокетство за проявление подлинной любви․
В этой главе Мольер мастерски высмеивает не только тщеславие Журдена, но и нравы высшего света, где лицемерие, корысть и пустословие являются неотъемлемыми атрибутами․ Маркиза Доримена, искусно манипулируя чувствами Журдена, представляет собой собирательный образ расчётливой и циничной аристократки․
Ситуация осложняется тем, что сердце дочери Журдена, Люсиль, отдано Клеонту ― молодому человеку незнатного происхождения, но благородному и искреннему․ Журден, опьяненный мечтой видеть свою дочь женой дворянина, категорически против этого брака․
Любовная линия в комедии тесно переплетается с сатирой на сословные предрассудки․ Журден, готовый пожертвовать счастьем дочери ради иллюзорного приближения к аристократии, выглядит жалким и смешным․
Третья глава завершается напряженным моментом⁚ Клеонт, не желая отказываться от любви к Люсиль, решает прибегнуть к хитрости, чтобы добиться расположения Журдена․
Глава 4⁚ «Турецкая церемония»
Четвёртая глава комедии «Мещанин во дворянстве» становится кульминацией, где наивность и тщеславие Журдена достигают своего апогея․ Клеонт, не теряя надежды добиться руки Люсиль, решает разыграть перед Журденом комедию, используя его слабость к аристократическим титулам․
С помощью своего хитроумного слуги Ковьеля Клеонт предстаёт перед Журденом в образе сына турецкого султана, приехавшего в Париж в поисках достойной невесты․ Ковьель, владеющий несколькими восточными словами, берёт на себя роль толмача, превращая диалог в смесь несуразных звуков и жестов․
Журден, ослеплённый блеском «восточной» свиты и перспективой родства с самим султаном, не замечает явной фальши в этом представлении․ Он с радостью соглашается отдать Люсиль замуж за «сына султана», видя в этом браке вершину своих дворянских амбиций․
Центральным событием главы становится шутливая «турецкая церемония», во время которой происходит «посвящение» Журдена в «мамамуши» ― вымышленный дворянский титул․ Переодетые в турецкие одежды слуги, бормоча тарабарщину и совершая нелепые обряды, возводят Журдена в это фиктивное звание․
Сцена «турецкой церемонии» является ярким примером сатирического таланта Мольера․ Автор высмеивает не только глупость и тщеславие главного героя, но и всю систему сословных предрассудков, где титулы и звания ценятся выше человеческих достоинств․
Глава 5⁚ Развязка и торжество любви
В пятой, заключительной главе комедии «Мещанин во дворянстве», все интриги находят свое разрешение․ После шумной и нелепой «турецкой церемонии» маскарад раскрывается․ Появление настоящего отца Клеонта и разоблачение хитрости Ковьеля ставят все на свои места․ Журден, одурманный мечтой о дворянстве, выглядит жалким и смешным в своих иллюзиях․
Однако Мольер, несмотря на сатирический характер комедии, не лишает своего героя надежды на счастье․ Отец Люсиль, тронутый искренностью чувств Клеонта и убедившись в его благородстве, дает согласие на их брак․ Журден, постепенно осознавая глупость своих амбиций, смиряется с выбором дочери․
В финале комедии торжествует любовь и здравый смысл․ Люсиль и Клеонт, преодолев сословные преграды, обретают друг друга․ Журден, хоть и остаётся в своем мещанском звании, получает важный урок ― счастье не в титулах и званиях, а в любви близких и простых радостях жизни․
Пятая глава завершает комедию на мажорной ноте․ Яркие танцы и музыка создают атмосферу всеобщего веселья и ликования․ Мольер, мастерски сочетая сатиру с лирикой, утверждает вечные ценности⁚ любовь, семью, искренность․ «Мещанин во дворянстве» ⎼ это не только остроумная комедия, но и мудрое размышление о человеческих слабостях и стремлениях․
Коротко о главных персонажах
В комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» перед нами разворачивается галерея ярких и запоминающихся образов, каждый из которых играет важную роль в развитии сюжета и раскрытии главной идеи произведения․
Господин Журден
Главный герой комедии, богатый буржуа, одержимый манией стать дворянином․ Журден, персонаж комический и трагический одновременно․ С одной стороны, он вызывает смех своей нелепой тягой к аристократическим манерам, глупыми попытками подражать дворянству, наивностью и тщеславием․ С другой стороны, он вызывает сочувствие, поскольку становится жертвой собственных иллюзий и корыстных интриг окружающих․ Журден искренне верит, что деньги и титулы могут купить ему истинное счастье и уважение, но в финале комедии он осознаёт ошибочность своих представлений․
Клеонт
Возлюбленный Люсиль, молодой человек незнатного происхождения, но благородный, образованный и искренний․ Клеонт ⎼ антипод Журдена․ Он не гонится за титулами и богатством, а ценит истинные человеческие качества⁚ любовь, честь, достоинство․ Клеонт готов бороться за своё счастье и находит в себе силы противостоять сословным предрассудкам․
Люсиль
Дочь господина Журдена, красивая, умная и благоразумная девушка․ Люсиль любит Клеонта и не обращает внимания на его незнатное происхождение․ Она не разделяет снобистских взглядов отца и готова бороться за свою любовь․ Люсиль ⎼ образ идеальной героини классицизма⁚ она обладает не только внешней красотой, но и богатым внутренним миром, твердыми моральными принципами․
Маркиза Доримена
Аристократка, вдова, окруженная ореолом светскости и утончённости․ Маркиза ― персонаж противоречивый․ С одной стороны, она привлекает своей красотой, остроумием, умением держаться в обществе․ С другой стороны, она расчётлива, эгоистична и лицемерна․ Маркиза видит в Журдене лишь источник материальных благ и не испытывает к нему никаких реальных чувств․
Ковьель
Слуга Клеонта, хитрый и предприимчивый плут․ Ковьель ⎼ типичный персонаж комедии положений, который своей изобретательностью и изворотливостью помогает своему господину добиться желаемого․ Именно Ковьель придумывает план с «турецкой церемонией», чтобы обмануть Журдена и помочь Клеонту жениться на Люсиль․
Помимо главных героев, в комедии действуют и другие яркие персонажи⁚ учителя танцев, музыки, фехтования, философии ⎼ каждый из них представляет собой сатирический образ лжеучёного и приспособленца, готового ради наживы угождать капризам богатого невежды․
В целом, персонажи «Мещанина во дворянстве» ― это не просто типичные маски комедии положений, а живые и противоречивые образы, в которых отразились нравы и пороки французского общества XVII века․
Краткий вывод
Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве», это блестящая сатира на человеческие слабости, тщеславие и сословные предрассудки․ На примере истории господина Журдена, богатого буржуа, одержимого манией стать дворянином, Мольер высмеивает стремление к внешнему лоску, жажду титулов и признания в высшем свете, забывая о настоящих ценностях ⎼ любви, семье, искренности․
На протяжении всей комедии Журден становится объектом насмешек и интриг․ Лжеучителя, пользуясь его невежеством и тщеславием, вытягивают из него деньги, обещая сделать из него изысканного дворянина․ Маркиза Доримена, привлечённая его богатством, льстит ему и подпитывает его иллюзии․
Однако Мольер не превращает своего героя в однозначного злодея․ Журден ― скорее комическая жертва обстоятельств, человек, ослеплённый ложными идеалами․ Он искренне верит, что деньги и титулы могут купить ему счастье и уважение, и только в финале комедии, столкнувшись с горькой правдой, начинает осознавать свою ошибку․
«Мещанин во дворянстве» ⎼ это не только остроумная комедия, но и глубокое философское размышление о природе человека, о вечных ценностях и ложных идеалах․ Мольер, мастерски сочетая сатиру с лирикой, утверждает силу истинной любви, которая преодолевает сословные барьеры, и важность простых человеческих радостей, доступных каждому․
Комедия актуальна и в наши дни, поскольку проблемы, поднятые Мольером ⎼ тщеславие, погоня за внешним блеском, пренебрежение истинными ценностями ― не утратили своей актуальности и в современном мире․
«Мещанин во дворянстве» ⎼ это не просто забавная история, это зеркало, в котором каждый может увидеть свои собственные слабости и задуматься о том, что действительно важно в жизни․
Произведение Мольера ⎼ это гимн здравому смыслу, искренности и любви, которая способна преодолеть любые преграды, даже такие укоренившиеся в общественном сознании, как сословные предрассудки․
Прекрасное описание! Сразу вспоминается фраза Журдена: «А я и не знал, что говорю прозой!». Классика!
Классика есть классика! «Мещанин во дворянстве» актуален и в наше время. Сколько сейчас таких Журденов вокруг…
Ха-ха, сцена с уроками танцев у Журдена всегда вызывает смех! Мольер гениально высмеивал человеческие слабости.
Забавно, как учителя пользуются наивностью Журдена. Он для них — просто мешок с деньгами.
Отличный разбор! Журден — яркий пример того, как деньги не могут купить ум и вкус.
Очень точное описание характера Журдена! Его стремление к дворянству доходит до абсурда, и это смешно и грустно одновременно.
Спасибо за краткое содержание, освежила в памяти сюжет. Всегда поражалась, как Мольер точно подмечал человеческие пороки.
Превосходное описание! Сразу захотелось перечитать комедию Мольера!
Интересный анализ! Журден, конечно, тот ещё фрукт — так отчаянно лезть в дворянство, не имея ни капли благородства в душе.