Краткое содержание пьесы Мещанин во дворянстве

Краткое содержание пьесы Мещанин во дворянстве Краткие пересказы

Краткое содержание пьесы «Мещанин во дворянстве»

Господин Журден, богатый мещанин, одержим идеей стать дворянином․ Он нанимает учителей танцев, музыки, фехтования и философии, чтобы те обучили его манерам аристократа․ Журден становится посмешищем для всех, кто его окружает, но он слеп к собственной нелепости․

Действие первое

Действие разворачивается в доме господина Журдена, где он, с присущим ему энтузиазмом новообращенного, погружается в изучение мира аристократии․ Нанятые им учителя – музыки, танцев и фехтования – с плохо скрываемой иронией обсуждают своего амбициозного ученика․ Они видят в нем источник хорошего заработка, умело льстя его самолюбию и подыгрывая его нелепым представлениям о прекрасном․

Журден, с детской непосредственностью, хвастается перед ними своим новым халатом и с жадностью впитывает их похвалу, принимая ее за чистую монету․ Он пока еще не подозревает, что для истинных ценителей искусства его богатство не может заменить отсутствия вкуса и образования․

Учитель музыки, видя в Журдене золотую жилу , советует ему устраивать еженедельные концерты, как это принято у настоящих дворян․ Журден, польщенный сравнением, с готовностью соглашается, не задумываясь о том, что музыка для него – китайская грамота ․

В доме появляется учитель фехтования, самоуверенный и хвастливый, готовый обучить Журдена секретам благородного искусства убивать․ Он свысока смотрит на учителей танцев и музыки, считая их занятия недостойными настоящего мужчины․ Между ними разгорается спор, в который вскоре оказывается втянут и сам Журден, пытаясь разобраться в тонкостях высокой дискуссии․

Кульминацией первого действия становится появление учителя философии, призванного утихомирить разбушевавшихся спорщиков․ Однако, вместо того чтобы успокоить страсти, философ сам оказывается втянут в водоворот абсурдных рассуждений и взаимных оскорблений․ Спор перерастает в драку, в которой принимают участие все присутствующие, включая и самого хозяина дома․

Действие второе

Второе действие открывается уроком философии, на котором учитель пытается приобщить Журдена к высоким материям – логике, этике и физике ․ Но Журден, охваченный страстью к благородству , остается глух к премудростям науки․ Единственное, что его по-настоящему интересует, – это как научиться писать любовные письма, достойные предмета его обожания – маркизы Доримены․

Философ, с трудом скрывая усмешку, принимается за обучение ․ Но все его попытки привить Журдену хоть какие-то основы грамотности терпят фиаско․ В конце концов, Журден диктует ему письмо, которое, по его мнению, полно нежности и изящества ⁚ Прекрасная маркиза, ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви ․ Каково же его удивление, когда философ объявляет, что это – проза !​

В это время в доме появляется портной, чтобы продемонстрировать Журдену новый костюм, сшитый по последней дворянской моде ․ Журден в восторге⁚ костюм – высший класс !​ Он не замечает ни нелепого кроя, ни того, что камзол надет задом наперед․ Учителя танцев, подхватив всеобщий энтузиазм, устраивают импровизированный балет вокруг разодетого Журдена, щедро осыпая его льстивыми комплиментами․

Появление госпожи Журден, трезвомыслящей и практичной женщины, спускает Журдена с небес на землю․ Она в ужасе от нового гардероба мужа и не стесняется в выражениях, называя его шутом гороховым ․ Журден, пытаясь блеснуть своими познаниями , полученными от учителей, лишь усугубляет ситуацию, вызывая у жены смех и раздражение․

Действие третье

На сцену выходит Дорант, разорившийся дворянин, ловко использующий слабости Журдена ради собственной выгоды․ Он умело подыгрывает тщеславию мещанина, восхваляя его вкус и щедрость , и выманивает у него все новые и новые ссуды ․ Дорант обещает Журдену покровительство при дворе и даже сводит его с маркизой Дорименой, в которую сам тайно влюблен․

Журден, ослепленный мечтой о близости к высшему свету , не замечает ни цинизма Доранта, ни насмешливых взглядов окружающих․ Он готов на все, чтобы завоевать расположение маркизы, и с радостью выполняет все ее, вернее, подсказанные Дорантом, желания․

Госпожа Журден, видя, как ее муж превращается в посмешище, пытается вразумить его, но тщетно․ Журден, одурманенный лестью и собственной значимостью , не хочет ничего слушать․ Он уже видит себя в роли мецената, покровителя искусств и блестящего кавалера․

Ситуация еще более осложняется, когда в доме Журдена появляется Клеонт, влюбленный в его дочь Люсиль․ Клеонт – честный и благородный молодой человек, но он не дворянин, и это становится главным препятствием для брака с Люсиль․ Журден, одержимый идеей сословных предразсудков, и слышать не хочет о женихе незнатного происхождения․

В конце третьего действия интрига завязывается еще туже․ Дорант организует в доме Журдена пышный ужин в честь маркизы Доримены, на котором присутствуют и Журден с женой, и Клеонт с Люсиль․ Этот ужин становится своеобразным полем битвы, на котором сталкиваются любовь и расчет, искренность и лицемерие, здровый смысл и абсурд․

Действие четвертое

Ужин в самом разгаре․ Журден, неловкий и смешной в своем дворянском костюме, пытается блеснуть перед маркизой Дорименой утонченными манерами и остроумием, чем вызывает у нее лишь скуку и раздражение․ Дорант, желая остаться наедине с возлюбленной, всячески поддерживает нелепые попытки Журдена ухаживать за маркизой, чем еще больше разжигает ревность госпожи Журден․

В это время Клеонт и его слуга Ковьель разрабатывают план, как обмануть Журдена и добиться руки Люсиль․ Ковьель, хитрый и находчивый, предлагает сыграть с Журденом шутку, используя его страсть к аристократии․ Он переодевается в турецкого пашу и от его имени просит руки Люсиль у Журдена․

Журден, ослепленный возможностью сочетаться родством с «высокородным» иностранцем, с радостью соглашается на этот брак, не задумываясь о чувствах собственной дочери․ Госпожа Журден, возмущенная таким поворотом событий, пытается вразумить мужа, но он непреклонен․ Журден уже предвкушает, как станет тестем турецкого паши и какой фурор произведет это событие в свете․

В финале четвертого действия все готово к свадебной церемонии․ Журден, наряженный в нелепый турецкий костюм, с нетерпением ожидает появления «невесты» и «турецкого священника»․ Он не подозревает, что стал жертвой собственного снобизма и что его ждет жестокое разочарование․

Действие пятое

Развязка наступает стремительно․ В дом Журдена, где уже все готово к нелепой турецкой свадьбе , прибывают гости, приглашенные на торжество ․ Среди них – и Дорант с Дорименой, заинтригованные рассказом о необычном женихе․ Журден, в своем комичном турецком наряде, торжественно встречает прибывших и пытается объясниться с ними на ломаном турецком языке, чем вызывает у всех присутствующих приступы неудержимого смеха․

Тем временем Ковьель, продолжая игру, проводит пародийную свадебную церемонию, используя смесь из выдуманных и искаженных турецких слов․ Журден, ничего не подозревая, повторяет за ним нелепые фразы и жесты, чем еще больше усиливает комический эффект․

В разгар этого балагана в дом возвращается госпожа Журден․ Увидев своего мужа в нелепом костюме и в роли послушного марионетки в руках хитрого слуги, она понимает, до какой степени дошло его умопомешательство․ Она пытаеться остановить это безобразие, но Журден не слушает ее, принимая за часть «турецкого ритуала»․

В конце концов, обман раскрывается․ Клеонт, сбросив маску, является перед Журденом в своем истинном обличии и просит его благословения на брак с Люсиль․ Журден, поняв, что стал жертвой остроумной мистификации, сначала приходит в ярость, но затем, видя искреннюю любовь молодых людей, смиряется и дает свое согласие на их брак․

Так заканчивается эта ироничная и поучительная история о тщеславном мещанине, мечтающем стать дворянином․ Мольер, с присущим ему мастерством, высмеивает человеческие пороки – снобизм, глупость, жажду денег и положения в обществе, – и утверждает вечные ценности – любовь, дружбу, здравый смысл․

Коротко о главных персонажах

В комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер создал галерею ярких, сатирически заострённых образов, каждый из которых воплощает собой определённые человеческие слабости и пороки․

Господин Журден

Главный герой комедии, богатый буржуа, одержимый манией величия и страстным желанием войти в высший свет․ Он наивен, невежественен и до смешного тщеславен․ Журден готов тратить огромные деньги на учителей, портных, ювелиров ⎼ на всё, что, по его мнению, приблизит его к заветной цели ⎼ стать дворянином․

Он не понимает истинной ценности искусства, образования, благородства, видя в них лишь внешние атрибуты высокого положения․ Журден становится лёгкой добычей для ловкачей и льстецов, готовых использовать его слабости в своих интересах․

Госпожа Журден

Жена Журдена, полная противоположность своему мужу․ Она умна, практична, трезво смотрит на вещи и обладает здравым смыслом․ Госпожа Журден прекрасно видит нелепость поведения мужа и пытается вразумить его, но все ее попытки наталкиваются на стену тщеславия и упрямства․

Она не гонится за роскошью и титулами, ценя в людях искренность и достоинство․ Образ госпожи Журден – это голос разума в мире абсурда и иллюзий, созданном тщеславием ее мужа․

Дорант

Разорившийся аристократ, ловкий и циничный манипулятор, который использует Журдена в своих интересах․ Он умело льстит его самолюбию, подыгрывает его амбициям и выманивает у него деньги под разными благовидными предлогами․

Дорант – яркий представитель той части аристократии, которая утратила свои привилегии, но сохранила претензии на исключительность․ Он вынужден прибегать к интригам и обману, чтобы поддерживать иллюзию своего высокого положения․

Маркиза Доримена

Молодая вдова, красивая, остроумная, но испорченная вниманием и лестью․ Она с высока смотрит на Журдена и его неуклюжие попытки ухаживать за ней, видя в нём лишь источник дорогостоящих подароков и развлечений․

Доримена – типичная представительница светского общества, где главными ценностями являются деньги, статус и внешний блеск․ Она равнодушна к истинным чувствам и стремится лишь к удовольствиям и роскоши․

Клеонт и Люсиль

Молодые люди, влюбленные друг в друга, но разделенные социальным неравенством․ Клеонт – честный, благородный, но бедный дворянин, Люсиль – дочь богатого буржуа․ Их любовь сталкивается с препятствием в лице Журдена, который хочет выдать дочь замуж только за дворянина․

Клеонт и Люсиль представляют собой противоположность тем фальшивым ценностям, которые царят в мире Журдена и его окружения․ Их любовь основана на взаимном уважении, искренности и духовной близости․

Краткий вывод

«Мещанин во дворянстве» — это блестящая сатира на человеческие слабости, пороки общества и ложные ценности․ Мольер с искрометным юмором и беспощадной точностью высмеивает снобизм, тщеславие, погоню за внешним блеском и чинами, которые затмевают истинные человеческие качества․

Главный герой, господин Журден, становится символом нелепого стремления к чуждому миру, где ценятся не ум, доброта или талант, а происхождение и богатство․ Он смешон в своих потугах подражать аристократам, не понимая, что истинная ценность человека не измеряется деньгами или титулами․

Комедия не теряет своей актуальности и в наши дни, ведь и сегодня мы сталкиваемся с теми же проблемами⁚ культом денег, погоней за статусом, поверхностностью суждений․ Мольер напоминает нам о том, как важно оставаться собой, ценить истинные ценности — любовь, дружбу, честность, — и не гнаться за пустыми миражами․

«Мещанин во дворянстве», это не просто комедия, это острая социальная сатира, которая заставляет задуматься о важных жизненных вопросах․ Несмотря на то, что пьеса была написана более трех столетий назад, она не перестает быть актуальной, ведь человеческая природа остается неизменной․

Мольер, мастерски используя юмор, гротеск, сатирические приемы, создает на сцене живые, запоминающиеся образы, которые стали нарицательными․ «Мещанин во дворянстве» — это не просто развлекательное произведение, это умная, тонкая, ироничная пьеса, которая заставляет смеяться и одновременно задумываться о серьезных вещах․

Именно поэтому «Мещанин во дворянстве» до сих пор не сходит с театральных подмостков и остается одним из самых популярных произведений мировой драматургии․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ирина Петровна

    Очень живо и интересно написано! Сразу представляешь себе и Журдена, и его учителей.

  2. Ольга

    Классика есть классика! Журден — такой узнаваемый типаж, даже в наше время. Смешно и грустно одновременно.

  3. Сергей Николаевич

    Превосходно! Чувствуется глубокое знание произведения.

  4. Марина

    Спасибо, освежила в памяти содержание пьесы!

  5. Екатерина

    Замечательный разбор первого действия! С нетерпением жду продолжения.

  6. Дмитрий

    Отличное описание! Сразу захотелось перечитать пьесу. Напомнили о тонкой сатире Мольера на человеческие слабости.

  7. Алексей

    Ха-ха, сцена со спором учителей — это нечто! Как будто из жизни.