- Краткое содержание по главам «Левша»
- Глава 1. Путешествие императора Александра I по Европе и знакомство с диковинками
- Глава 2. Задание императора тульским мастерам и создание шедевра — подкованной стальной блохи
- Глава 3. Поездка Левши в Англию и демонстрация русского мастерства
- Глава 4. Отказ Левши остаться в Англии и его возвращение в Россию
- Глава 5. Болезнь и смерть Левши٫ забвение его заслуг
- Коротко о главных персонажах
- Левша
- Платов
- Император Александр I
- Английские мастера
- Краткий вывод
Краткое содержание по главам «Левша»
Повесть Н.С. Лескова «Левша» состоит из 20 глав, действие которых происходит в Санкт-Петербурге, Туле и Англии.
Глава 1. Путешествие императора Александра I по Европе и знакомство с диковинками
Первая глава повести Н.С. Лескова «Левша» открывается описанием путешествия императора Александра I по Европе после Венского конгресса. Победоносный государь, снискавший славу в борьбе с Наполеоном, отправляется в турне, чтобы ознакомиться с чудесами западной науки и техники. В сопровождении верного атамана Платова император посещает различные кунсткамеры, где ему демонстрируют диковинные изобретения.
Александр Павлович, человек прогрессивных взглядов, приходит в восхищение от виденного. Он с интересом рассматривает миниатюрные музыкальные табакерки, способные воспроизводить сложные мелодии, поражается точности хронометров и замысловатости автоматонов. Европейские мастера стремяться превзойти друг друга, предлагая взору высокого гостя все более изумительные творения.
Однако атаман Платов, представляющий в повести народную смекалку и патриотизм, смотрит на дело иначе. Он не подвергает сомнению мастерство западных умельцев, но вместе с тем убежден, что и русские мастера способны на не менее искусную работу. Платов не устает напоминать государю, что и в России есть свои таланты, которые могут создавать вещи не хуже, а то и лучше заграничных.
Этот контраст между восхищением императора и сдержанностью Платова создает в первой главе атмосферу скрытого соперничества, которая будет развиваться на протяжении всей повести. Автор как бы намекает, что истинная ценность мастерства заключается не в внешней эффектности, а в глубине замысла и любви к своему делу.
Глава 2. Задание императора тульским мастерам и создание шедевра — подкованной стальной блохи
Вторая глава повести «Левша» становится поворотной в развитии сюжета. Вернувшись в Россию, Александр I демонстрирует привезенную из Англии механическую диковинку — крошечную стальную блоху, способную «танцевать» под звуки миниатюрного механизма. Царь, восхищенный этим произведением искусства, решает бросить вызов английским мастерам и доказать, что русские умельцы ничуть не хуже.
Он поручает атаману Платову отправиться в Тулу, известную своими оружейниками, и найти там мастеров, способных удивить мир своим искусством. Платов, полный патриотического энтузиазма, отправляется в путь, чтобы выполнить царский приказ.
В Туле Платов находит трех искусных мастеров, один из которых ⏤ Левша, косой оружейник, обладающий невероятным талантом и зорким глазом. Мастера, не задавая лишних вопросов, принимаются за работу, полные решимости превзойти английских умельцев. Они уединяются в своей мастерской, и в течение нескольких недель мир ничего не слышит о них. Тайна, окружающая их работу, порождает массу слухов и догадок.
Наконец, работа завершена. Мастера представляют Платову свой шедевр — ту же стальную блоху, но уже подкованную микроскопическими гвоздиками. Каждая деталь этой работы поражает своей миниатюрностью и точностью исполнения. Подкованная блоха становится символом непревзойденного мастерства и таланта русских умельцев, способных на чудеса изобретательности и терпения.
Глава 3. Поездка Левши в Англию и демонстрация русского мастерства
Третья глава «Левши» переносит нас из России в Англию, где русскому мастерству предстоит пройти серьезное испытание. Восторгу императора Александра I нет предела, когда он видит подкованную блоху. Решив удивить иностранцев, он отправляет Левшу, как главного творца этого шедевра, в Англию, чтобы продемонстрировать западным мастерам уровень русского искусства.
Для простого тульского оружейника поездка в далекую страну становится настоящим событием, полным новых впечатлений и неожиданных открытий. Левша, никогда не покидавший предела своей малой родины, с любопытством и наивной простотой всматривается в чужой мир, пытаясь понять обычаи и нравы англичан.
В Англии Левшу встречают с нескрываемым интересом. Английские мастера, восхищенные искусством подковки блохи, признают высокое мастерство русского оружейника. Однако за внешней любезностью и признанием скрывается и некоторая доля зависти и нежелания уступать первенство в мастерстве.
Левша же, не замечая скрытого соперничества, с готовностью делится с английскими коллегами секретами своего ремесла. Он рассказывает о традициях тульских оружейников, о своих методах работы, о том, как важны для настоящего мастера терпение, усидчивость и любовь к своему делу. Эта искренность и простодушие производят на англичан неизгладимое впечатление, заставляя их по-новому взглянуть на русского мастера.
Глава 4. Отказ Левши остаться в Англии и его возвращение в Россию
Четвертая глава «Левши» раскрывает перед нами глубину патриотизма и привязанности главного героя к родной земле. Английские мастера, пораженные талантом Левши, предлагают ему остаться в Англии, обещая ему комфортную жизнь, щедрое вознаграждение и возможность совершенствоваться в своем ремесле. Они готовы предоставить ему лучшие условия для работы, чтобы он мог в полной мере реализовать свой потенциал.
Однако, к удивлению англичан, Левша решительно отказывается от этого заманчивого предложения. Ни материальные блага, ни перспективы профессионального роста не могут заставить его остаться на чужбине. Он тоскует по родной Туле, по своим товарищам-мастерам, по привычному укладу жизни. Сердце Левши принадлежит России, и никакие соблазны не в силах изменить его решение.
Этот отказ становится символом глубокой духовной связи Левши со своей родиной. Он не может представить себя без своих корней, без того мира, который сформировал его как личность и как мастера. В этом отказе проявляется не только патриотизм Левши, но и его нравственная стойкость, верность своим принципам и идеалам.
Левша возвращается в Россию, привезя с собой не только новые знания и впечатления, но и гордость за свое отечество, за мастерство русского народа. Он доказал всему миру, что и в России есть свои таланты, способные удивить и восхитить своим искусством.
Глава 5. Болезнь и смерть Левши٫ забвение его заслуг
Финал повести Лескова «Левша» пронизан горечью и трагизмом. Вернувшись в Россию, Левша оказывается никому не нужным. Его удивительное мастерство, вызвавшее восхищение в Англии, на родине не находит признания. Забытый и оставленный без поддержки, Левша тяжело заболевает.
В болезни он продолжает думать о том, как принести пользу своему отечеству. Находясь на пороге смерти, Левша передает случайному знакомому важную тайну, которую ему удалось узнать в Англии , секрет чистки английских ружей. Он верит, что это знание поможет России укрепить свою обороноспособность и избежать возможных поражений.
Однако и эта попытка Левши принести пользу своей стране оказывается напрасной. Его слова не доходят до тех, кто мог бы их оценить и воспользоваться ими. Трагическая судьба Левши становится символом равнодушия и забвения, с которыми нередко сталкиваются талантливые люди на своей родине.
Смерть Левши проходит незамеченной для высшего света, но она становится невосполнимой потерей для России, которая лишается одного из своих лучших сыновей. В этом трагическом финале Лесков поднимает важные социальные и нравственные проблемы — проблему равнодушия к народному таланту, проблему невостребованности гениев на своей родине.
История Левши заставляет задуматься о том, как важно ценить и беречь народные таланты, создавать условия для их развития и реализации. Только так страна может стать по-настоящему сильной и процветающей.
Коротко о главных персонажах
В сказе Н.С. Лескова «Левша» немного действующих лиц, но каждый из них ярко индивидуален и играет важную роль в раскрытии главной идеи произведения.
Левша
Главный герой сказа, тульский косой оружейник, воплощающий в себе лучшие черты русского народа⁚ талант, простоту, трудолюбие, патриотизм. Левша ⏤ мастер своего дела, способный на невероятные вещи. Он подковывает крошечную стальную блоху, демонстрируя миру непревзойденное мастерство русских умельцев. Несмотря на свою одаренность, Левша остается скромным и непритязательным человеком, преданным своему ремеслу и своей родине.
Образ Левши трагичен. Он не находит признания на родине, его талант остаеться невостребованным. Смерть Левши в нищете и забвении — горький укор обществу, не способному ценить своих героев.
Платов
Атаман Донского казачьего войска, верный слуга императора Александра I. Платов противопоставлен образу царя как представитель народной мудрости и патриотизма. Он не разделяет восторгов государя по поводу заграничных диковинок, веря в мастерство русских умельцев.
Платов — единственный, кто ценит талант Левши и пытается помочь ему. Однако даже его усилий оказывается недостаточно, чтобы спасти мастера от трагической участи.
Император Александр I
Российский император, увлеченный западной культурой и техникой. Александр I восхищается мастерством иностранных умельцев, стремясь доказать, что и в России есть свои таланты. Однако его интерес к русскому мастерству поверхностен.
Образ Александра I в сказе неоднозначен. С одной стороны, он патриот, желающий прославить свою страну. С другой стороны, он далек от народа, не понимает истинной ценности русского таланта, представленного в образе Левши.
Английские мастера
Второстепенные персонажи, коллективный образ, представляющий западную цивилизацию. Английские мастера поражены мастерством Левши, но в их отношении к нему чувствуется высокомерие и желание переманить талантливого мастера на свою сторону.
Краткий вывод
Сказ Н.С. Лескова «Левша», это не просто история о талантливом мастере, подковавшем стальную блоху. Это произведение многоплановое, поднимающее важные социальные, нравственные и философские вопросы;
Одна из главных тем сказа — противопоставление русского и западного миров. Лесков показывает, что русские мастера, несмотря на свою простоту и непритязательность, обладают удивительным талантом и смекалкой, способными удивить весь мир. Однако этот талант часто остается невостребованным на родине, где царит равнодушие и забвение.
Трагический образ Левши ⏤ это символ не только таланта, но и трагедии русского народа, его неприкаянности, его способности на подвиг и самопожертвование во имя отечества, которое не всегда ценит своих героев.
Сказ Лескова актуален и в наше время. Он заставляет задуматься о том, как важно ценить и беречь народные традиции, поддерживать талантливых людей, создавать условия для их развития и реализации. Только так страна может сохранить свою самобытность и занять достойное место в мире.
Основные идеи, заложенные в сказе⁚
- Тема народного таланта и его трагической судьбы в России.
- Проблема взаимоотношений власти и народа.
- Противоречивость русского национального характера.
- Важность сохранения традиций и духовных ценностей.
«Левша», это произведение, которое заставляет задуматься о судьбе России, о ее прошлом, настоящем и будущем. Это сказ-предупреждение, призывающий к бережному отношению к народному таланту, к сохранению национальной идентичности.
Интересно, что противопоставлены не только император и атаман, но и две культуры — русская и западная.
С нетерпением жду продолжения! Хочется узнать, чем закончится это противостояние и что за шедевр создадут тульские мастера.
Язык Лескова неподражаем! Столько колорита и народных выражений. Сразу погружаешься в атмосферу того времени.
Любопытно, как Лесков показывает характеры Александра I и Платова. Один в восторге от всего иностранного, другой стоит за своих.
Лесков мастерски описывает детали, которые создают яркие образы. Кажется, что сам переносишься в то время и видишь все своими глазами.
Первая глава — это как завязка интриги. Чувствуется, что дальше будет соревнование между русскими и английскими мастерами.
Очень интересное начало! Сразу чувствуется дух того времени и контраст между русским и европейским восприятием мира.