Краткое содержание поэмы Мертвые души по главам

Краткое содержание поэмы Мертвые души по главам Краткие пересказы

Краткое содержание поэмы «Мертвые души» по главам

Поэма повествует о похождениях Павла Ивановича Чичикова, который путешествует по России с целью скупки «мертвых душ» ⎻ умерших крестьян, все еще числящихся в документах как живые.​

Глава 1⁚ Приезд Чичикова

В ничем не примечательный город NN въезжает бричка, привлекающая внимание праздно шатающихся мужиков.​ Их внимание приковано к колесу, и они пытаются угадать, сколько верст оно сможет преодолеть.​ Приезжим оказывается некто Павел Иванович Чичиков, прибывший в город по своим, пока неизвестным, делам.​ Этот мужчина средних лет, ничем не примечательной внешности, производит впечатление человека «приятного во всех отношениях».​

Чичиков останавливается в местной гостинице, где, демонстрируя обходительность и вежливость, начинает расспрашивать слугу о городских порядках, знатных людях и влиятельных чиновниках.​ Он старательно создает образ приятного и общительного человека, не раскрывая при этом истинных целей своего визита.​

На следующий день Чичиков начинает серию визитов к местным высокопоставленным лицам. Он мастерски подбирает ключик к каждому собеседнику, щедро раздавая комплименты и льстивые речи. Губернатор, чиновники, помещики – все оказываются очарованы обходительностью нового знакомого. Молва о приятном и учтивом Чичикове быстро распространяется по городу.​

Павел Иванович не обходит вниманием и дамское общество, посещая балы и рауты.​ Он с легкостью заводит знакомства и очаровывает дам своим умением вести светскую беседу.​ За несколько дней пребывания в городе Чичиков успевает произвести впечатление на всех жителей, даже на самых придирчивых и скептически настроенных.​

На одном из званых обедов Чичиков знакомится с помещиками Маниловым и Собакевичем. Он принимает их приглашения посетить их имения, преследуя при этом свои, пока не ясные, цели. Первая глава завершается описанием подготовки Чичикова к поездке. Автор знакомит читателя с двумя крепостными Чичикова – лакеем Петрушкой и кучером Селифаном. Петрушка – молчаливый и нелюдимый, находящий утешение в чтении, пусть даже и не всегда понимая прочитанное.​ Селифан же, напротив, любитель поговорить и выпить.​

Так, с описания колоритных персонажей и интригующего поведения главного героя, начинается путешествие Чичикова по просторам России, которое откроет читателю неприглядные стороны жизни поместного дворянства и чиновничества.​

Глава 2⁚ Манилов

Путешествие Чичикова к помещику Манилову начинается с дорожных перипетий.​ Вместо обещанных пятнадцати верст путь растягивается на неопределенное расстояние, а ливень превращает дорогу в непролазное месиво. Наконец, бричка Чичикова подъезжает к усадьбе Манилова.​

Господский дом, расположенный на возвышенности, открыт всем ветрам.​ Вокруг него разбит некогда ухоженный, а ныне запущенный сад.​ Сам Манилов, вышедший встречать гостя, производит впечатление человека приятного, но совершенно бесхарактерного.​

Внутри дом Манилова соответствует своему хозяину – местами роскошный, но в целом неуютный и запущенный.​ Манилов – мастер вести досужие разговоры, он осыпает Чичикова комплиментами и рассуждает о высоких материях, не замечая при этом царящего вокруг беспорядка.​

Жена Манилова, столь же сентиментальная и оторванная от реальности особа, с радостью поддерживает беседу мужа.​ Они кажутся идеальной парой, живущей в мире своих фантазий и не замечающей настоящей жизни.​

За обедом Чичиков решает перейти к истинной цели своего визита.​ Он осторожно расспрашивает Манилова об умерших крестьянах, чем приводит хозяина в полное замешательство.

Манилов, человек непрактичный и оторванный от реальности, не может понять, зачем Чичикову нужны «мертвые души», и с готовностью отдает их ему даром.​ Чичиков, довольный таким удачным поворотом событий, покидает Манилова, получив не только «мертвые души», но и приглашение навестить его вновь.​

Глава завершается рассуждениями автора о людях, подобных Манилову – «ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».​ Они кажутся приятными и безобидными, но за их внешней благопристойностью скрывается пустота и бездуховность.​

Глава 3⁚ Коробочка

По дороге от Манилова Чичиков попадает в грозу и сбивается с пути.​ Кучер Селифан, не отличавшийся трезвостью, усугубляет ситуацию.​ В результате бричка оказывается в грязи, и путникам приходится искать ночлег.​ Они набредают на деревню и останавливаются у дома коллежской секретарши Настасьи Петровны Коробочки.​

Коробочка – пожилая вдова, типичная представительница мелкопоместного дворянства.​ Ее дом, хозяйство и образ жизни пропитаны скупостью, прижимистостью и страхом перед любыми переменами.​

Чичиков, привыкший к светским манерам и умеющий находить подход к людям, на этот раз сталкивается с непреодолимой преградой в лице Коробочки.​ Она с подозрением относится к приезжему гостю и неохотно отвечает на его вопросы.​

Чичиков пытается завести разговор о «мертвых душах», но Коробочка, привыкшая торговать только материальными товарами – пенькой, медом, салом, не может понять смысла такой сделки.

Она боится продешевить, поэтому всячески увиливает от прямого ответа и пытается выторговать у Чичикова максимально выгодную для себя цену.​

Долгое и мучительное для Чичикова торгашество завершается тем, что он в сердцах срывается на крик, чем приводит Коробочку в ужас.​ Она соглашается продать ему «мертвые души», но только чтобы поскорее избавиться от неприятного гостя;

Чичиков, измученный бессмысленным торгом и грубостью Коробочки, поспешно покидает ее имение.​ Он рад, что ему удалось провернуть сделку, но осадок от общения с этой «дубинноголовой» старухой еще долго не покидает его.​

Образ Коробочки – это сатирическое изображение ограниченности, скупости и духовной нищеты, царящих в глубинке России.​

Глава 4⁚ Ноздрёв

Едва оправившись от тягостного визита к Коробочке, Чичиков встречает на постоялом дворе нового колоритного персонажа – помещика Ноздрёва.​ Этот «рубаха-парень», балагур и любитель кутежей, производит на Чичикова неоднозначное впечатление.​

Ноздрёв – мастер хвастовства и выдумок.​ Он с легкостью заводит новые знакомства, но так же легко забывает о них, ввязываясь в очередную авантюру.​

Несмотря на внутреннее отторжение, Чичиков видит в Ноздрёве потенциального поставщика «мертвых душ» и принимает его приглашение посетить имение.​

В имении Ноздрёва царит такой же хаос и беспорядок, как и в жизни его хозяина.​ Чичиков становится свидетелем бесконечных повествований Ноздрёва о его «подвигах», большинство из которых являются откровенной ложью.​

За обедом, щедро сдобренным алкоголем, Ноздрёв становится еще более разговорчивым и неудержимым.​ Чичиков пытается намекнуть на цель своего визита, но Ноздрёв, алкоголь и азарт берут свое, и он предлагает Чичикову сыграть в карты на «мертвые души».​

Чичиков, понимая, что имеет дело с человеком неуравновешенным и непредсказуемым, всячески пытается уклонится от игры.​ Ноздрёв, оскорбленный отказом, впадает в ярость и начинает осыпать Чичикова угрозами.​

Ситуация разрешается самым неожиданным образом – в дом Ноздрёва приезжает полицейский пристав с сообщением о том, что помещик отдан под суд за пьяную драку.​ Чичиков, пользуясь моментом, поспешно покидает имение Ноздрёва, так и не добившись своей цели;

Встреча с Ноздрёвым становится для Чичикова не только бесполезной, но и опасной.​ Он чудом избегает серьезных неприятностей, вновь убеждаясь в том, что мир, в котором он вращается, населен людьми порочными, лживыми и опасными.​

Глава 5⁚ Собакевич

После злополучной встречи с Ноздревым Чичиков направляется к Собакевичу, помещику, с которым он познакомился на обеде у губернатора.​ Дорога к имению Собакевича, как и предыдущие, полна неожиданностей.​ Кучер Селифан, засмотревшись на окрестности, сворачивает не туда, и бричка Чичикова оказывается в незнакомой местности.​

Встретившись с Собакевичем, Чичиков сразу же отмечает его сходство с медведем – грозная внешность, тяжелая поступь, неуклюжие движения.​ Весь облик Собакевича говорит о его грубости, практичности и нелюбви к лишним словам.​

В доме Собакевича, как и в нем самом, нет места излишествам и украшательствам.​ Все прочно, надежно, но без тени изящества и утонченности.​ Чичикова удивляет прямота и откровенность Собакевича, который без лишних церемоний переходит к делу.​

Услышав о предложении Чичикова купить «мертвые души», Собакевич не выражает ни удивления, ни возмущения.​ Он деловито начинает торговаться, причем делает это с таким упорством и напором, что Чичиков чувствует себя не покупателем, а продавцом.​

Собакевич расхваливает своих умерших крестьян, как будто они были лучшими работниками в округе. Он требует за них немыслимую цену, уверяя Чичикова, что такой товар еще нужно поискать.​

Чичикову, привыкшему к льстивым речам и ужимкам других помещиков, неуютно в обществе этого грубого и прямолинейного человека.​ Он старается как можно скорее завершить сделку и покинуть имение Собакевича.​

Образ Собакевича – это сатирическое изображение грубости, жадности и духовной ограниченности, которые, по мнению Гоголя, были характерны для значительной части российского поместного дворянства.​

Коротко о главных персонажах

В поэме «Мертвые души» Гоголь создает целую галерею колоритных и запоминающихся персонажей, каждый из которых воплощает определенный тип русского человека того времени.

Павел Иванович Чичиков

Главный герой поэмы, бывший чиновник, а ныне ловкий и предприимчивый аферист.​ Он путешествует по России с целью скупки «мертвых душ», планируя использовать их для получения прибыли.​

Чичиков – мастер притворства и лести, он умеет найти подход к любому человеку и убедить его в своей правоте.​ Однако за внешней обходительностью и приветливостью скрывается расчетливый и беспринципный ум.​

Манилов

Сентиментальный и мечтательный помещик, живущий в мире своих иллюзий.​ Он совершенно не приспособлен к реальной жизни и не замечает упадка своего хозяйства. Манилов – добродушен и гостеприимен, но его доброта бесплодна и бесполезна.​

Коробочка

Пожилая вдова, типичная представительница мелкопоместного дворянства.​ Она скупа, прижимиста и подозрительна ко всему новому.​ Коробочка живет по старинке, не желая ничего менять в своей жизни.​

Ноздрёв

Азартный и неудержимый помещик, мастер хвастовства и выдумок.​ Он не пропускает ни одной юбки и постоянно ввязывается в рискованные авантюры.​ Ноздрёв – человек без царя в голове, не способный контролировать свои поступки.

Собакевич

Грубый и прямолинейный помещик, во всем видящий только выгоду.​ Он жесток к своим крестьянам и не стесняется в выражениях. Собакевич – антипод Манилова, он твердо стоит на земле и не витает в облаках.​

Помимо этих центральных персонажей, в поэме действует множество второстепенных героев – чиновники, помещики, крестьяне, – которые создают широкую панораму российской жизни начала XIX века.

Краткий вывод

«Мертвые души» ⎻ это не просто история о мошеннике, скупающем умерших крестьян.​ Это глубокое и многогранное произведение, в котором Гоголь создает широкую панораму российской жизни первой половины XIX века, с ее социальными противоречиями, пороками и надеждами.​

Путешествуя вместе с Чичиковым по просторам России, читатель знакомится с разными слоями общества – от мелких поместных дворян до высокопоставленных чиновников.​ Каждый встречающийся на пути герой – это яркий и запоминающийся образ, воплощающий определенный тип русского человека того времени.​

Гоголь мастерски использует сатиру и юмор, чтобы обличить пороки своего времени – чиновничий произвол, взяточничество, крепостничество, духовную нищету и бездуховность.​ Однако за язвительной сатирой скрывается боль и любовь автора к своей родине, вера в ее великое будущее.

Образ «мертвых душ» приобретает в поэме символическое значение. Это не только умершие крестьяне, но и живые люди, потерявшие свою душу, смысл жизни, нравственные ориентиры.​ Чичиков, скупая «мертвые души», сам является «мертвой душой», человеком без совести и чести.​

Несмотря на трагизм и безысходность, царящие в поэме, Гоголь все же оставляет надежду на возрождение России. Он верит, что в глубине русской души еще живы нравственные ценности, способные преодолеть мрак и безнадежность.​

«Мертвые души» – это произведение, которое не оставляет равнодушным и заставляет задуматься о важных вопросах бытия, о судьбе России, о месте человека в мире.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга Петрова

    Автор с большой иронией описывает нравы провинциального общества.

  2. Анна Михайлова

    Язык Гоголя — это нечто! Столько колорита, юмора и сатиры.

  3. Сергей Новиков

    Первая глава — это только завязка, но уже чувствуется, что нас ждет увлекательное путешествие.

  4. Дмитрий Соколов

    С нетерпением жду встречи с Маниловым и Собакевичем! Уверен, это будут колоритные персонажи.

  5. Мария Федорова

    Очень живо и реалистично описаны характеры героев. Кажется, что встречал таких людей в жизни.

  6. Петр Сидоров

    Чичиков — типичный представитель своего времени. Хитер, изворотлив, умеет произвести впечатление.

  7. Иван Иванов

    Интересное начало! Сразу хочется узнать, зачем Чичикову эти «мертвые души». Автор мастерски создает интригу.

  8. Екатерина Смирнова

    Описание города NN очень колоритно! Сразу представляешь себе эти пыльные улочки и праздных зевак.

  9. Алексей Кузнецов

    Любопытно наблюдать, как Чичиков ловко манипулирует людьми, играя на их слабостях.