Краткое содержание повести «Прощание с Матёрой» по главам
В этом разделе вы найдете краткий пересказ повести «Прощание с Матерой» Валентина Распутина по главам․ Каждая глава ー это кусочек жизни острова и его жителей, борющихся с неизбежным переселением из-за строительства Братской ГЭС․ Вы узнаете о судьбах Дарьи Пинигиной, её сына Павла, стариков и других жителей Матеры, которые готовятся покинуть родную землю․
Глава 1⁚ Начало конца
Наступает весна на остров Матера, затерянный в бескрайних просторах Сибири․ Казалось бы, всё как всегда⁚ природа пробуждается, река Ангара несет свои воды, а жители готовятся к весенним работам․ Но эта весна последняя для Матеры⁚ надвигается нечто неотвратимое, то, что навсегда изменит привычный уклад жизни․
Валентин Распутин с первых страниц знакомит нас с главной героиней – старухой Дарьей Пинигиной, воплощением мудрости и стойкости, хранительницей традиций и памяти Матеры․ Она чувствует неладное⁚ слишком уж тревожно и непонятно шумит река, слишком уж громко кричат птицы, словно предчувствуя беду․
По деревне ползут слухи о строительстве Братской ГЭС, о грядущем затоплении острова․ Люди встревожены, но не до конца осознают масштаб перемен․ Кто-то радуется новой жизни в городских квартирах, кто-то горюет о потерянной родине, но никто не в силах остановить ход истории․
Дарья, как и многие старики, не хочет покидать родную землю․ Здесь её корни, здесь покоятся её предки, здесь прошла вся её жизнь․ Она не представляет себя в холодных стенах городской квартиры, вдали от привычного быта, от своих соседей, от самой Матеры․
Автор мастерски передает атмосферу тревоги и неопределенности, которая нависла над Матерой․ Природа словно вторит настроению людей⁚ небо затянуто тучами, дует пронизывающий ветер, а в глубине леса слышны непонятные звуки․ Всё это предвещает грядущие перемены, которые навсегда изменят облик этого затерянного в сибирской тайге уголка․
Глава 2-3⁚ Жизнь и смерть на пороге перемен
Жители Матеры оказываются на пороге неизведанного․ Старый уклад рушится, а что ждет их впереди неизвестно․ В этих главах особенно ярко проявляется контраст между жизнью и смертью, старым и новым․
Старухи – Дарья, Катерина, Настасья – собираются вместе, чтобы обсудить новости и хоть немного отвлечься от тяжелых мыслей․ Их вечерние посиделки ― это не просто чаепития, а своеобразный ритуал, который помогает им сохранить душевное равновесие перед лицом перемен․
Но и смерть не обходит Матеру стороной․ Умирает старик Петр Калашников, и его смерть становится символом уходящей эпохи․ На похоронах собирается вся деревня, и в этом общем горе люди находят утешение и поддержку․
Особенно тяжело переживает смерть Калашникова Дарья․ Она видит в этом зловещее предзнаменование, символ того, что Матера уже никогда не будет прежней․ Она вспоминает всех, кого похоронила на этой земле, и понимает, что скоро и она сама станет частью прошлого․
Тем временем на острове начинаются работы по подготовке к затоплению․ Приезжает бригада рабочих, которые должны снести все постройки и вырубить лес․ Для стариков это настоящее святотатство⁚ они не могут понять, как можно разрушать то, что создавалось веками․
Конфликт между старым и новым, между природой и цивилизацией обостряется с каждым днем․ Жители Матеры оказываются перед непростым выбором⁚ смириться с неизбежным или бороться за свою землю, за свой образ жизни, за саму память о Матере․
Глава 4-6⁚ Борьба за прошлое
С приездом на Матеру бригады рабочих, задача которых — подготовить остров к затоплению, конфликт между старым и новым миром достигает своего пика․ Старики, для которых Матера — не просто место жительства, а живое существо, хранящее память поколений, воспринимают происходящее как личное оскорбление․
Особенно тяжело старожилам видеть, как бессердечно оскверняется кладбище, где покоятся их близкие․ Сцены сноса крестов и оградок, выкорчевывания могильных плит пропитаны горечью и немым укором․ Старики, не в силах остановить это кощунство, пытаются хотя бы сохранить память о своих предках, восстанавливая разрушенные могилы․
В этих главах ярко проявляется образ Хозяина , духа-хранителя Матеры, воплощения её души․ Он незримо присутствует на острове, наблюдая за происходящим, скорбя о гибели родной земли․ Хозяин — это символ связи с прошлым, с корнями, которые люди так легко готовы отвергнуть ради сомнительного будущего․
Сын Дарьи, Павел, разрывается между двумя мирами — старым и новым․ Он понимает чувства матери, но в то же время стремится к лучшей жизни для своей семьи, а эта жизнь ждет его уже за пределами Матеры․ Павел олицетворяет собой поколение, которое стоит на распутье, вынужденное делать непростой выбор между традициями и прогрессом․
Борьба за прошлое, за право на память, на свою историю становится главным лейтмотивом этих глав․ Старики Матеры, несмотря на свою беспомощность перед лицом неотвратимого, продолжают сражаться за свой мир, за право уйти из жизни достойно, сохранив до конца верность родной земле․
Глава 7-9⁚ Новая жизнь и старые привычки
Переселение с Матеры набирает обороты, стирая привычный уклад жизни․ Молодежь, жаждущая перемен, быстро осваивается на новом месте, тогда как старики тяжело переносят разлуку с родиной․ Новая жизнь в городских квартирах кажется им чужой и неуютной․
Дарья, несмотря на уговоры сына переехать к нему, до последнего оттягивает момент прощания с Матерой․ Она продолжает жить в своем старом доме, ухаживает за огородом, словно пытаясь остановить время․ Старуха чувствует себя ненужной в этом новом мире, где нет места старым привычкам и традициям․
В этих главах особенно остро звучит тема разрыва между поколениями․ Внук Дарьи, Андрей, приезжает на Матеру помочь с сенокосом, но он уже не понимает чувств своей бабушки․ Для него Матера — это прошлое, от которого нужно скорее избавиться, чтобы строить новую, более совершенную жизнь․
Противоречия между Дарьей и Андреем , это противоречия между двумя мировоззрениями, двумя системами ценностей․ Старуха дорожит памятью предков, связью с родной землей, для нее важно сохранить традиции и обычаи․ Андрей же устремлен в будущее, он верит в прогресс и не видит ничего плохого в том, чтобы пожертвовать прошлым ради лучшей жизни․
Однако, несмотря на все противоречия, между бабушкой и внуком остается невидимая нить понимания и любви․ Они оба — части одного целого, и их судьбы неразрывно связаны с судьбой Матеры․
Глава 10-15⁚ Время прощания
Неотвратимо приближается день, когда Матера должна навсегда скрыться под водой․ Жители покидают остров, увозя с собой самое необходимое, оставляя позади родные дома, огороды, могилы предков․ Атмосфера прощания, грусти и щемящей боли пронизывает каждую строчку повести․
Дарья, одна из немногих, кто остался на Матере, готовится к прощанию по-своему․ Она приводит в порядок свой дом, белит стены, словно пытаясь вернуть ему былую красоту․ Это не просто уборка, а своеобразный обряд прощания, выражение любви и уважения к родному очагу․
Старуха отправляется на кладбище, чтобы в последний раз побыть рядом с близкими, попросить у них прощения за то, что не смогла сохранить их покой․ Сцены прощания Дарьи с Матерой проникнуты глубоким трагизмом и поэзией одновременно․
Природа словно сочувствует горе людей⁚ над Матерой нависают тяжелые тучи, идут проливные дожди, а ветер несет с собой запах сырой земли и увядающей травы․ В этих природных картинах отражается вся глубина переживаний героев, их безысходность перед лицом неизбежного․
Время прощания — это время подведения итогов, переосмысления жизненных ценностей․ Герои повести, лишенные привычного уклада, оказываются один на один со своей совестью, со своим прошлым․ И каждый из них должен найти ответ на вопрос⁚ что же было главным в его жизни, ради чего стоило жить?
Глава 16-20⁚ Исход
Наступают последние дни существования Матеры․ Остров опустел, дома почти все уже снесены или сожжены, и только горстка стариков все еще цепляется за родную землю, не желая покидать ее до последнего вздоха․
Дарья, отказавшаяся от переезда к сыну, остается в одиночестве среди этого хаоса и разрухи․ Она прощается с домом, с каждым уголком, с каждой вещью, хранящей тепло прожитых лет․ В ее действиях нет паники, нет отчаяния, только глубокая печаль и смирение перед неизбежным․
Символична сцена борьбы бригады рабочих с огромным лиственем, старым деревом, которое никак не удается ни срубить, ни сжечь․ Этот листвень, словно последний страж Матеры, символизирует силу и живучесть природы, ее противостояние разрушительной силе человека․
Исход с Матеры , это не просто переселение, это настоящая трагедия, ломающая судьбы и разрушающая устоявшийся уклад жизни․ Старики, лишившиеся родного дома, чувствуют себя лишними в этом новом мире, где нет места их памяти, их традициям, их корням․
Автор мастерски передает атмосферу безысходности и обреченности, которая царит на острове в эти последние дни․ Природа словно прощается с Матерой, окрашивая все вокруг в грустные, приглушенные тона․ И в этой тишине, нарушаемой лишь шумом воды и ветра, особенно ярко звучит боль расставания, боль потерь, боль конца целой эпохи․
Глава 21⁚ Туманное будущее
Матера на пороге затопления․ Остров окутан плотным туманом, который словно символизирует собой неизвестность, настигающую как оставшихся стариков, так и читателя․ Прошлое ушло безвратно, а будущее предстает размытым, непонятным, полным неопределенности․
Дарья, Настасья и старик Богодул, проведшие последнюю ночь на Матере, олицетворяют собой поколение, для которого перемены оказались слишком тяжелым испытанием․ Они потеряли не просто свои дома, они потеряли свою землю, свой образ жизни, свою историю․ Смогут ли они найти свое место в новом мире, где нет места старым привычкам и традициям?
Финал повести остается открытым․ Автор не дает нам однозначного ответа на вопрос о том, что же ждет героев дальше․ Судьба Матеры предрешена, но судьба ее жителей все еще в тумане, как и тот туман, что окутал остров в последние часы его существования․
Финальная сцена, в которой председатель Воронцов с трудом пробирается сквозь туман к Матере, чтобы забрать оставшихся стариков, символична․ Туман — это не только природное явление, это еще и метафора сложного, противоречивого времени, в котором человеку приходится делать непростой выбор, определять свои нравственные ориентиры․
«Прощание с Матерой» — это не просто повесть о затоплении деревни, это философское размышление о судьбе человека в эпоху глобальных перемен, о цене прогресса, о важности сохранения связи с прошлым, с истоками, с родной землей․ И хотя финал повести остается открытым, он заставляет нас задуматься о том, каким будет наше будущее, если мы забудем о своих корнях, о своей истории, о своей душе․
Интересно наблюдать за реакцией людей на перемены. Кто-то радуется, кто-то горюет… Наверное, так было всегда в подобных ситуациях.
Описание природы в начале повести просто завораживает! Чувствуется, что автор сам родом из этих мест и знает их как свои пять пальцев.
Образ Дарьи Пинигиной вызывает огромное уважение. Она олицетворяет собой мудрость и силу русского народа, его связь с землей и традициями.
Тема затопления деревень для строительства ГЭС очень актуальна и по сей день. Интересно, как Распутин покажет драму людей, вынужденных покидать свои дома.
Прочитала на одном дыхании! С нетерпением жду продолжения, чтобы узнать, как Дарья и другие жители справятся с грядущими переменами.
Уже с первых строк понимаешь, что Матера — это не просто остров, а целый мир, который скоро исчезнет. Очень грустно…
Язык произведения просто потрясающий! Так точно передана атмосфера деревенской жизни, чувствуется любовь автора к русской природе.
Тема неизбежности перемен, столкновения старого и нового — очень глубокая и философская. Жду продолжения, чтобы узнать, как сложатся судьбы героев.
Очень сильное начало! Сразу чувствуется, что повесть будет непростой. Дарья Пинигина — настоящая русская женщина, которая не боится трудностей и готова бороться за свою землю.