Действие четвертое
Городничий с семьей предвкушал скорые перемены⁚ он мечтал о наградах, его жена ⎻ о самом лучшем доме в Петербурге. Пришли важные горожане, помещики и чиновники, чтобы поздравить городничего с привалившим счастьем. Посреди торжества появился запыхавшийся почтмейстер, прочитавший письмо Хлестакова.
сцена 1⁚ Ложное торжество
Четвертое действие «Ревизора» открывается картиной неподдельного ликования в доме городничего. Хлестаков, принятый за важную персону, отбыл из города, оставив после себя шлейф обещаний и надежд. Городничий, опьяненный мнимым успехом, вкушает плоды своей ловкости. Он уверен, что избежал наказания и обвел ревизора вокруг пальца.
Он торжествует и принимает поздравления от местных чиновников, которые поражены его «дипломатическим искусством». Каждый из них пытается выслужиться перед городничим, превознося его ум и прозорливость. В доме царит атмосфера праздника, гости предаются веселью и самодовольству, не подозревая о грозящей им опасности.
Городничий, опьяненный успехом, делится с гостями планами на будущее. Он мечтает о повышении по службе, о роскошной жизни в столице. Его жена и дочь разделяют его восторги, предвкушая блестящие перспективы. В момент наивысшего торжества, когда городничий уже почти поверил в собственную непогрешимость, в комнату вбегает почтмейстер с письмом в руках. Это письмо Хлестакова другу в Петербург, в котором он описывает свои приключения в городе N и высмеивает местных чиновников.
сцена 2⁚ Письмо Хлестакова
Появление почтмейстера с письмом Хлестакова становится поворотным моментом в четвертом действии «Ревизора». Праздничная атмосфера мгновенно рассеивается, сменяясь тревогой и страхом. Письмо, адресованное приятелю Хлестакова, становится бомбой, которая разрушает иллюзии и обнажает истинное лицо всех действующих лиц.
Читая письмо вслух, почтмейстер невольно становится глашатаем правды. С каждой строчкой письма раскрывается вся глубина заблуждения городничего и чиновников. Хлестаков, которого они принимали за важную персону, оказывается ничтожным и пустым человеком, насмехающимся над их доверчивостью и глупостью. Он не только не скрывает своего презрения к ним, но и хвастается своим «триумфом», описывая все подачки и взятки, которые ему удалось выманить.
Сцена чтения письма наполнена нарастающим напряжением. С каждой фразой надежда городничего и чиновников на благополучный исход тает на глазах. Их лица выражают ужас и отчаяние, они понимают, что стали жертвой собственной глупости и продажности. Письмо Хлестакова становится зеркалом, в котором они видят свое истинное лицо – лицо взяточников, лжецов и карьеристов;
сцена 3⁚ Приезд настоящего ревизора
Кульминацией четвертого действия «Ревизора» становится сцена приезда настоящего ревизора. Этот момент словно удар молнии, разрушает иллюзии и погружает городничего и его свиту в пучину ужаса. Только что они торжествовали, упиваясь своим мнимым успехом, и вот уже оказываются на краю пропасти, грозящей им полным крахом.
Появление жандарма с сообщением о приезде ревизора вызывает в доме городничего эффект разорвавшейся бомбы. Всеобщее смятение, паника и страх перед неизбежным возмездием ─ вот такова реакция чиновников на эту новость. Городничий, еще недавно пышущий самодовольством, теряет дар речи и каменеет на месте. Его мечты о повышении и богатой жизни рушатся в одночасье.
Финал четвертого действия «Ревизора» ─ это картина полного краха и нравственного падения героев. Они пожинают плоды своей лжи, продажности и беспринципности. Приезд настоящего ревизора становится для них символом неотвратимости наказания и суда, перед которым не утаиться никому.
Действие пятое
Пятое действие «Ревизора» ⎻ это развязка интриги, которая держала зрителей в напряжении на протяжении всей пьесы.
Развязка
Развязка «Ревизора» стремительна и сокрушительна для героев пьесы. Приезд настоящего ревизора становится холодным душем, который смывает маску благополучия и порядка с уездного городка. Городничий и его свита, еще недавно упивавшиеся своей безнаказанностью, оказываются в панике и ужасе перед неизбежным возмездием.
Настоящий ревизор, в отличие от мнимого, не поддается на взятки и не ведется на лесть. Он быстро раскрывает все махинации и злоупотребления городничего и его чиновников, и его приговор неумолим. Город N предстает перед ним во всей своей «красе» ⎻ с его взяточничеством, казнокрадством, произволом и равнодушием к простым людям.
Финал пьесы оставляет у зрителя двоякое чувство. С одной стороны, он испытывает удовлетворение от того, что порок наказан, а справедливость восстановлена. С другой стороны, он не может не задуматься о том, что произошедшее в городе N ─ это лишь частный случай, а проблема коррупции и беззакония гораздо шире и глубже.
Коротко о главных персонажах
В центре действия «Ревизора» ⎻ галерея ярких и запоминающихся персонажей, каждый из которых воплощает в себе определенный порок или человеческий недостаток.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий
Это главное действующее лицо пьесы, вокруг которого разгорается вся интрига. Он хитер, изворотлив и жаден до денег. Городничий привык жить по принципу «власть ─ это все», и готов на все, чтобы сохранить свое положение и не попасть в немилость к вышестоящему начальству. Он берет взятки, злоупотребляет служебным положением и без зазрения совести обманывает всех вокруг.
Иван Александрович Хлестаков
Молодой человек, случайно оказавшийся в городе N и принятый за ревизора. Он глуп, самовлюблен и легкомыслен. Хлестаков не прочь пожить на чужой счет и с удовольствием принимает подарки и взятки от чиновников, не подозревая, что его могут разоблачить.
Другие персонажи
Помимо городничего и Хлестакова, в пьесе действует целый ряд колоритных персонажей, среди которых⁚
- Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин ─ судья, взяточник и любитель собачьей охоты;
- Артемий Филиппович Земляника ─ попечитель богоугодных заведений, лицемер и хапуга;
- Иван Кузьмич Шпекин ⎻ почтмейстер, сплетник и любопытный;
- Петр Иванович Бобчинский и Петр Иванович Добчинский ⎻ городские помещики, сплетники и пустословы.
Все эти персонажи ярко и сатирически изображают пороки и недостатки российской действительности начала XIX века.
Краткий вывод
«Ревизор» Николая Васильевича Гоголя ─ это острая социальная сатира, которая не теряет своей актуальности и в наши дни. Пьеса обнажает пороки и недостатки не только российского общества XIX века, но и человеческой природы в целом.
Главная тема «Ревизора» ⎻ это страх перед наказанием. Городничий и его свита живут в атмосфере постоянного страха перед вышестоящим начальством, которое может в любой момент разоблачить их махинации. Этот страх заставляет их идти на самые низкие поступки, брать взятки, лгать и изворачиваться.
Другая важная тема пьесы ⎻ это бездушие и равнодушие власти к простым людям. Городничий и его чиновники заботятся только о собственном благополучии, а нужды и проблемы горожан их мало волнуют. Они готовы на все, чтобы угодить «ревизору», даже если для этого придется пожертвовать интересами всего города.
«Ревизор» ⎻ это не только сатира на пороки общества, но и глубокое философское произведение, которое заставляет задуматься о нравственности, справедливости и смысле человеческого существования. Пьеса не дает однозначных ответов на поставленные вопросы, но заставляет зрителя самостоятельно искать на них ответы.
Невозможно оторваться от чтения! Гоголь — мастер интриги.
Письмо Хлестакова — это как гром среди ясного неба.
Сцена с письмом Хлестакова — одна из самых смешных и напряженных в пьесе!
Ложное торжество городничего и его семьи вызывает смех и жалость одновременно.
Классика русской литературы! Гоголь гениально высмеивает пороки общества.
Очень живо и реалистично описаны характеры героев.
Четвертое действие — кульминация пьесы, где все тайное становится явным.
Интересно наблюдать за тем, как меняется настроение героев после прочтения письма.
Гоголь мастерски показывает, как легко люди попадаются на обман.