Ложное торжество и крах иллюзий в комедии Ревизор

Ложное торжество и крах иллюзий в комедии Ревизор Краткие пересказы

Действие четвертое

Городничий с семьей предвкушал скорые перемены⁚ он мечтал о наградах, его жена ⎻ о самом лучшем доме в Петербурге.​ Пришли важные горожане, помещики и чиновники, чтобы поздравить городничего с привалившим счастьем.​ Посреди торжества появился запыхавшийся почтмейстер, прочитавший письмо Хлестакова.​

сцена 1⁚ Ложное торжество

Четвертое действие «Ревизора» открывается картиной неподдельного ликования в доме городничего.​ Хлестаков, принятый за важную персону, отбыл из города, оставив после себя шлейф обещаний и надежд.​ Городничий, опьяненный мнимым успехом, вкушает плоды своей ловкости.​ Он уверен, что избежал наказания и обвел ревизора вокруг пальца.​

Он торжествует и принимает поздравления от местных чиновников, которые поражены его «дипломатическим искусством». Каждый из них пытается выслужиться перед городничим, превознося его ум и прозорливость.​ В доме царит атмосфера праздника, гости предаются веселью и самодовольству, не подозревая о грозящей им опасности.

Городничий, опьяненный успехом, делится с гостями планами на будущее. Он мечтает о повышении по службе, о роскошной жизни в столице. Его жена и дочь разделяют его восторги, предвкушая блестящие перспективы. В момент наивысшего торжества, когда городничий уже почти поверил в собственную непогрешимость, в комнату вбегает почтмейстер с письмом в руках.​ Это письмо Хлестакова другу в Петербург, в котором он описывает свои приключения в городе N и высмеивает местных чиновников.​

сцена 2⁚ Письмо Хлестакова

Появление почтмейстера с письмом Хлестакова становится поворотным моментом в четвертом действии «Ревизора».​ Праздничная атмосфера мгновенно рассеивается, сменяясь тревогой и страхом.​ Письмо, адресованное приятелю Хлестакова, становится бомбой, которая разрушает иллюзии и обнажает истинное лицо всех действующих лиц.​

Читая письмо вслух, почтмейстер невольно становится глашатаем правды.​ С каждой строчкой письма раскрывается вся глубина заблуждения городничего и чиновников. Хлестаков, которого они принимали за важную персону, оказывается ничтожным и пустым человеком, насмехающимся над их доверчивостью и глупостью.​ Он не только не скрывает своего презрения к ним, но и хвастается своим «триумфом», описывая все подачки и взятки, которые ему удалось выманить.​

Сцена чтения письма наполнена нарастающим напряжением.​ С каждой фразой надежда городничего и чиновников на благополучный исход тает на глазах.​ Их лица выражают ужас и отчаяние, они понимают, что стали жертвой собственной глупости и продажности. Письмо Хлестакова становится зеркалом, в котором они видят свое истинное лицо – лицо взяточников, лжецов и карьеристов;

сцена 3⁚ Приезд настоящего ревизора

Кульминацией четвертого действия «Ревизора» становится сцена приезда настоящего ревизора.​ Этот момент словно удар молнии, разрушает иллюзии и погружает городничего и его свиту в пучину ужаса.​ Только что они торжествовали, упиваясь своим мнимым успехом, и вот уже оказываются на краю пропасти, грозящей им полным крахом.​

Появление жандарма с сообщением о приезде ревизора вызывает в доме городничего эффект разорвавшейся бомбы.​ Всеобщее смятение, паника и страх перед неизбежным возмездием ─ вот такова реакция чиновников на эту новость.​ Городничий, еще недавно пышущий самодовольством, теряет дар речи и каменеет на месте.​ Его мечты о повышении и богатой жизни рушатся в одночасье.

Финал четвертого действия «Ревизора» ─ это картина полного краха и нравственного падения героев.​ Они пожинают плоды своей лжи, продажности и беспринципности.​ Приезд настоящего ревизора становится для них символом неотвратимости наказания и суда, перед которым не утаиться никому.​

Действие пятое

Пятое действие «Ревизора» ⎻ это развязка интриги, которая держала зрителей в напряжении на протяжении всей пьесы.​

Развязка

Развязка «Ревизора» стремительна и сокрушительна для героев пьесы.​ Приезд настоящего ревизора становится холодным душем, который смывает маску благополучия и порядка с уездного городка.​ Городничий и его свита, еще недавно упивавшиеся своей безнаказанностью, оказываются в панике и ужасе перед неизбежным возмездием.

Настоящий ревизор, в отличие от мнимого, не поддается на взятки и не ведется на лесть.​ Он быстро раскрывает все махинации и злоупотребления городничего и его чиновников, и его приговор неумолим.​ Город N предстает перед ним во всей своей «красе» ⎻ с его взяточничеством, казнокрадством, произволом и равнодушием к простым людям.​

Финал пьесы оставляет у зрителя двоякое чувство.​ С одной стороны, он испытывает удовлетворение от того, что порок наказан, а справедливость восстановлена. С другой стороны, он не может не задуматься о том, что произошедшее в городе N ─ это лишь частный случай, а проблема коррупции и беззакония гораздо шире и глубже.​

Коротко о главных персонажах

В центре действия «Ревизора» ⎻ галерея ярких и запоминающихся персонажей, каждый из которых воплощает в себе определенный порок или человеческий недостаток.​

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий

Это главное действующее лицо пьесы, вокруг которого разгорается вся интрига. Он хитер, изворотлив и жаден до денег.​ Городничий привык жить по принципу «власть ─ это все», и готов на все, чтобы сохранить свое положение и не попасть в немилость к вышестоящему начальству. Он берет взятки, злоупотребляет служебным положением и без зазрения совести обманывает всех вокруг.​

Иван Александрович Хлестаков

Молодой человек, случайно оказавшийся в городе N и принятый за ревизора.​ Он глуп, самовлюблен и легкомыслен.​ Хлестаков не прочь пожить на чужой счет и с удовольствием принимает подарки и взятки от чиновников, не подозревая, что его могут разоблачить.​

Другие персонажи

Помимо городничего и Хлестакова, в пьесе действует целый ряд колоритных персонажей, среди которых⁚

  • Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин ─ судья, взяточник и любитель собачьей охоты;
  • Артемий Филиппович Земляника ─ попечитель богоугодных заведений, лицемер и хапуга;
  • Иван Кузьмич Шпекин ⎻ почтмейстер, сплетник и любопытный;
  • Петр Иванович Бобчинский и Петр Иванович Добчинский ⎻ городские помещики, сплетники и пустословы.​

Все эти персонажи ярко и сатирически изображают пороки и недостатки российской действительности начала XIX века.​

Краткий вывод

«Ревизор» Николая Васильевича Гоголя ─ это острая социальная сатира, которая не теряет своей актуальности и в наши дни.​ Пьеса обнажает пороки и недостатки не только российского общества XIX века, но и человеческой природы в целом.

Главная тема «Ревизора» ⎻ это страх перед наказанием. Городничий и его свита живут в атмосфере постоянного страха перед вышестоящим начальством, которое может в любой момент разоблачить их махинации.​ Этот страх заставляет их идти на самые низкие поступки, брать взятки, лгать и изворачиваться.

Другая важная тема пьесы ⎻ это бездушие и равнодушие власти к простым людям. Городничий и его чиновники заботятся только о собственном благополучии, а нужды и проблемы горожан их мало волнуют.​ Они готовы на все, чтобы угодить «ревизору», даже если для этого придется пожертвовать интересами всего города.​

«Ревизор» ⎻ это не только сатира на пороки общества, но и глубокое философское произведение, которое заставляет задуматься о нравственности, справедливости и смысле человеческого существования.​ Пьеса не дает однозначных ответов на поставленные вопросы, но заставляет зрителя самостоятельно искать на них ответы.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Мария Морозова

    Невозможно оторваться от чтения! Гоголь — мастер интриги.

  2. Анна Соколова

    Письмо Хлестакова — это как гром среди ясного неба.

  3. Петр Сидоров

    Сцена с письмом Хлестакова — одна из самых смешных и напряженных в пьесе!

  4. Дмитрий Новиков

    Ложное торжество городничего и его семьи вызывает смех и жалость одновременно.

  5. Иван Иванов

    Классика русской литературы! Гоголь гениально высмеивает пороки общества.

  6. Сергей Лебедев

    Очень живо и реалистично описаны характеры героев.

  7. Алексей Кузнецов

    Четвертое действие — кульминация пьесы, где все тайное становится явным.

  8. Екатерина Смирнова

    Интересно наблюдать за тем, как меняется настроение героев после прочтения письма.

  9. Ольга Попова

    Гоголь мастерски показывает, как легко люди попадаются на обман.