В мире сатиры Михаила Зощенко, зарисовки из обыденной жизни превращаются в острые комментарии о человеческой природе и общественных нравах․ Рассказ «Монтер» не исключение․ Под пером мастера разворачивается комичный, но заставляющий задуматься, конфликт, обнажающий проблемы социального неравенства, мелкого тщеславия и хрупкости установленного порядка․
Краткое содержание рассказа «Монтер»
Действие рассказа разворачивается в театре провинциального города, где во время фотосъемки труппы происходит мелкий, но досадный инцидент․ Монтера, простого рабочего сцены, отодвигают на задний план, отдавая место в центре тенору, звезде театра․ Этот, казалось бы, незначительный эпизод глубоко задевает самолюбие монтера․
Дальнейшее развитие событий еще больше усугубляет ситуацию․ Две знакомые монтера девушки просят провести их в зрительный зал, но получают отказ от администратора – все места заняты․ И вот тут обиженный рабочий сцены решает воспользоваться ситуацией, чтобы отомстить за пренебрежение к своей персоне․ Он отключает в театре свет, погружая всех во тьму․
Спектакль оказывается под угрозой срыва․ Тенор категорически отказывается петь в темноте․ Разгорается скандал, в котором монтер выдвигает ультиматум⁚ он даст свет только после того, как его знакомым предоставят места в зале․ Администрация театра вынуждена уступить требованиям монтера, чтобы спасти спектакль․ Свет зажигается, и представление, наконец, начинается․
В этой комичной, на первый взгляд, истории, Зощенко с присущей ему сатирой высвечивает важные социальные проблемы․ За внешне незначительным конфликтом скрывается глубокая пропасть между «важными» и «неважными» людьми, между теми, кто находится в центре внимания, и теми, чей труд остается незамеченным․ Монтер, став заложником собственной обиды, неожиданно для всех получает возможность диктовать свои условия, демонстрируя хрупкость установленного порядка и иллюзорность привычной иерархии․
Анализ произведения
Рассказ Михаила Зощенко «Монтер» – это не просто забавная история о театральном инциденте, а острое сатирическое отражение пороков современного автору общества․ Под слоем юмора скрывается глубокий социальный подтекст․
Одна из центральных тем произведения – проблема социального неравенства․ Зощенко высмеивает снобизм «звезд» театра, которые превозносят себя над «простыми смертными», считая их недостойными внимания и уважения․ Монтер, будучи скромным работником сцены, сталкивается с пренебрежительным отношением со стороны актеров и администрации, что оскорбляет его чувство собственного достоинства․ В отместку он решается на своеобразный бунт, демонстрируя, что даже «маленький» человек способен нарушить привычный ход вещей․
Другая важная тема – тщеславие и амбиции․ Монтер, хоть и является жертвой несправедливости, сам не лишен амбиций․ Он жаждет признания и уважения, хочет, чтобы с ним считались․ Его «месть» – это не только протест против неравенства, но и способ самоутвердиться, показать свою значимость․ Зощенко иронично подчеркивает, что даже в своем бунте монтер руководствуеться не столько благородными побуждениями, сколько желанием возвыситься в глазах окружающих, и в первую очередь – знакомых девушек․
Рассказ написан в характерной для Зощенко сатирической манере․ Автор использует просторечия, яркие характеры, гротескные ситуации, чтобы сделать повествование более живым и доходчивым․ За внешней комичностью сюжета скрывается глубокий социальный подтекст, заставляющий задуматься о важных нравственных проблемах․
Интерпретация образа монтера
Образ монтера в рассказе Зощенко многогранен и не сводится к однозначной трактовке․ С одной стороны, он – типичный «маленький человек», скромный работник сцены, чьим трудом никто не дорожит․ Он сталкивается с пренебрежением и несправедливостью, что вызывает сочувствие и понимание у читателя․ Монтер олицетворяет собой множество «незаметных» людей, без которых невозможно нормальное функционирование общества, но которые редко удостаиваются внимания и уважения․
С другой стороны, поступок монтера – отключение света в театре – выглядит довольно противоречиво․ С одной стороны, это своеобразный бунт против несправедливости, попытка отстоять свое достоинство․ Монтер впервые чувствует себя хозяином положения, способным влиять на ход событий․ Он наслаждается властью, которую неожиданно получил, и этим вызывает у читателя смешанные чувства․
Однако в этом бунте нет ничего возвышенного․ Монтер руководствуется не столько желанием восстановить справедливость, сколько мелким тщеславием, желанием самоутвердиться, привлечь к себе внимание․ Он готов пожертвовать интересами других людей ради собственной минуты славы․ В этом проявляется его ограниченность, неспособность мыслить широко и действовать в интересах общества․
Таким образом, образ монтера становится яркой иллюстрацией сложности и противоречивости человеческой природы․ В нем уживаются и жертва обстоятельств, и мелкий тиран, способный на подлость ради собственных амбиций․ Зощенко не дает однозначных оценок своему герою, предоставляя читателю право самостоятельно разбираться в переплетениях его души․
Коротко о главных персонажах
В рассказе «Монтер» Михаил Зощенко использует лаконичный набор персонажей, каждый из которых, несмотря на краткость появления на страницах произведения, ярко иллюстрирует определенный социальный типаж или порок общества того времени․
Монтер
Центральная фигура повествования, скромный работник сцены, чье имя читатель так и не узнает; Он олицетворяет собой «маленького человека», незаметного винтика в громадной машине театра, а возможно, и всего общества․ Обиженный пренебрежительным отношением, он решается на своеобразный бунт, отключив свет в театре․ В его характере уживаются и чувство собственного достоинства, и мелкое тщеславие, и желание хоть на мгновение стать центром внимания․
Тенор
Типичный представитель театральной богемы, уверенный в собственной исключительности и важности․ Он не обращает внимания на «простых смертных», считая их ниже себя․ Его образ служит яркой иллюстрацией тщеславия и снобизма, царивших в театральной среде․
Администратор
Функционер, ответственный за порядок в театре․ Он предстает перед нами как безынициативный и трусливый бюрократ, неспособный самостоятельно принять решение в нестандартной ситуации․ Он легко поддается нажиму со стороны монтера, лишь бы уладить конфликт и не ставить под угрозу проведение спектакля․
Две знакомые монтера
Девушки, чьи имена также остаются неизвестными, играют роль катализатора конфликта․ Их желание попасть на спектакль и просьба к монтеру о помощи становятся толчком к развитию событий․ Образы девушек не получают подробного раскрытия, однако можно предположить, что они стремятся к развлечениям, к прекрасному, не задумываясь о том, какой ценой это достигается․
В целом, персонажи рассказа «Монтер» представляют собой яркие социальные типажи, которые встречались в советском обществе 20-х годов․ Зощенко мастерски высмеивает их пороки и слабости٫ заставляя читателя задуматься о нравственном облике человека и общества в целом․
Краткий вывод
Рассказ Михаила Зощенко «Монтер», несмотря на свой небольшой объем и кажущуюся простоту, представляет собой глубокое сатирическое осмысление важных социальных и нравственных проблем․ За комичным сюжетом о театральном инциденте скрывается критика социального неравенства, тщеславия, амбиций, бюрократизма, царивших в советском обществе 20-х годов․
Зощенко мастерски выстраивает конфликт между «маленьким человеком» монтером и «большим миром» театра, который становится метафорой всего общества․ В этом противостоянии нет однозначных победителей и побежденных․ Монтер, хоть и добивается своего, выглядит не столько борцом за справедливость, сколько обиженным и закомплексованным человеком, стремящимся к самоутверждению любой ценой․ Его «бунт» носит скорее стихийный и эгоистичный характер, чем сознательный и целеустремленный․
Образы тенора и администратора также не вызывают симпатии у читателя․ Первый предстает как самодовольный и эгоистичный «барин», не замечающий никого вокруг․ Второй – как безынициативный бюрократ, готовый на все, чтобы сохранить свое место и не брать на себя ответственность․
Финал рассказа оставляет у читателя двоякое ощущение․ С одной стороны, монтер добивается справедливости – его знакомым предоставляют места в зале, а тенор и администратор вынуждены с ним считаться․ С другой стороны, его победа оказывается пирровой․ Он так и остается «маленьким человеком», чьи интересы и чувства никто не принимает всерьез․ А театр, как и общество в целом, продолжает жить по своим жестоким и несправедливым законам․
Рассказ «Монтер» актуален и в наши дни, так как поднимает вечные проблемы человеческих взаимоотношений, власти, справедливости․ Он заставляет задуматься о том, какое место занимает «маленький человек» в современном мире, и есть ли у него шанс на достойную и счастливую жизнь․
Интересно наблюдать за реакцией персонажей на выходку монтера. Кто-то возмущается, кто-то пытается извлечь выгоду, а кто-то просто смиренно ждет развязки.
Забавный рассказ, но с горьким привкусом. Зощенко мастерски показывает, как система может унижать человека, и как даже маленькая победа может стать причиной для гордости.
Рассказ хоть и короткий, но очень ёмкий. Заставляет задуматься о несправедливости и о том, как порой незначительные события могут привести к неожиданным последствиям.
Юмор Зощенко всегда актуален! Читаешь и узнаешь в героях наших современников. «Монтер» — яркая сатира на мещанство и жажду власти.
Классика! Читается на одном дыхании. Зощенко умеет в простых, казалось бы, ситуациях раскрыть глубинные проблемы общества.
Зощенко гениально высмеивает человеческие слабости! Этот «маленький человек», монтер, вдруг почувствовавший власть, — отличный пример того, как легко мы поддаемся самомнению.