Вступление
В рассказе «Гриша», Антон Павлович Чехов с удивительной чуткостью погружает нас в мир двухлетнего мальчика, открывающего для себя огромный и непонятный мир за пределами детской комнаты.
Мир глазами Гриши
Для маленького Гриши, мир до этого момента ограничивался стенами детской комнаты. Это был его уютный и понятный «четырехугольник», где в каждом углу находилось что-то знакомое⁚ кровать, сундук няни, стул, лампадка. Под кроватью ютился мир поломанных игрушек – куклы с оторванной рукой и барабана, оставшегося от таинственной тети, которая то появлялась, то исчезала. За сундуком няни хранился целый клад непонятных, но манящих вещей⁚ катушки ниток, бумажки, коробка без крышки. В этом мире, помимо самого Гриши, обитали няня, похожая на большую куклу, мама и кошка, напоминающая папину шубу, только без глаз и хвоста.
За пределами детской простирался мир неизведанного – столовая с высоким стулом и часами, которые махали маятником и звонили. Далее следовала комната с красными креслами и темным пятном на ковре, за которое Грише всегда грозили пальцем. А за ней скрывалась самая загадочная комната, куда мальчику был вход воспрещен, – там обитал папа, личность, назначение которой оставалось для Гриши тайной. Ведь няня и мама были понятны⁚ они кормили, одевали, укладывали спать. А вот зачем нужен папа?
И вот, впервые Гриша оказывается за пределами своего привычного мирка. Улица представляется ему хаотичным нагрождением незнакомых предметов и явлений. Солнце слепит глаза, незнакомые люди снуют туда-сюда, пугая мальчика своим количеством. Особенно странными кажутся лошади – существа с непонятными движениями ног.
Первая прогулка
Теплая одежда сковывает движения, весеннее солнце слепит глаза – так начинается первая в жизни Гриши прогулка. Все вокруг ново и необычно⁚ прохожие, лошади с их странными ногами, кошки с задранными хвостами. Вдруг, из-за угла появляется толпа солдат с красными лицами и банными вениками под мышками; Громкий топот наводит ужас на малыша, но няня, кажется, не замечает опасности. Гриша успокаивается и начинает притоптывать ножками в такт шагающим солдатам.
На пути им встречается лавка с апельсинами. Яркие фрукты так и манят маленького Гришу, он тянется к ним ручонкой, но строгий окрик няни прерывает его порыв. Чуть позже к ним подходит незнакомый мужчина с блестящими пуговицами на одежде. Гриша, завороженный блеском, тянется к нему, пытаясь схватить пуговицу. Взрослые начинают разговор, а Гриша, переполненный эмоциями от новых впечатлений, заливается звонким смехом.
Няня, увлеченная беседой, сворачивает с оживленного бульвара во двор и ведет за собой восхищенного Гришу. Они входят в незнакомый дом.
Незнакомый дом и новые впечатления
Гриша с любопытством оглядывает незнакомую кухню. Здесь шумно и многолюдно. Няня здоровается с полной кухаркой, и они, обменявшись парой фраз, устраиваются за столом. Грише непонятно, почему ему так душно в этой комнате, ведь на улице было гораздо прохладнее. Взрослые весело болтают, пьют и закусывают. Гриша, уставший от новой обстановки, начинает капризничать. Чтобы его успокоить, кухарка угощает его куском пирога. Мальчик с удовольствием его съедает и с интересом наблюдает за взрослыми.
Незнакомый мужчина, пригубив из рюмки, протягивает ее Грише. «На, попробуй!», ⏤ смеется он. Мальчик делает глоток и тут же начинает кашлять, чувствуя, как горькая жидкость обжигает горло. Взрослые вокруг веселятся, наблюдая за ним. Гриша, не понимая причины их смеха, но чувствуя себя в центре внимания, улыбается и тянется к рюмке еще раз.
Время для Гриши теперь течет незаметно⁚ он увлечен наблюдением за взрослыми, их непонятными разговорами и действиями.
Возвращение домой и уроки дня
День клонится к вечеру, и няня, попрощавшись с компанией, ведет уставшего Гришу домой. Голова мальчика полна ярких, но несвязных впечатлений⁚ солдаты, апельсины, блестящие пуговицы, смех кухарки. Он пытается рассказать маме о своих приключениях, но слова путаются, а образы не складываются в понятный рассказ. Мама, обеспокоенная возбужденным состоянием сына, трогает его лоб и понимает, что у него жар.
Гриша получает ложку касторки – неизменное лекарство от всех болезней, и его укладывают в кровать. Мир за пределами детской, такой манящий и непонятный, снова скрывается за плотно закрытой дверью. Малыш засыпает, а вместе с ним затихают и яркие картинки прошедшего дня.
Этот день, полный новых эмоций и впечатлений, стал для Гриши первым шагом на пути познания огромного и противоречивого мира взрослых. Мира, где рядом с радостью открытий подстерегают опасности и непонимание.
Коротко о главных персонажах
В центре повествования, конечно же, сам Гриша — двухлетний мальчик, познающий мир. Он наблюдателен, любознателен, восприимчив к новому и неизведанному. Мир для него полон загадок и чудес, которые он стремится понять, пусть и по-своему, по-детски. Его восприятие не отягощено стереотипами и условностями, он видит мир таким, какой он есть, , ярким, многогранным, полным неожиданностей.
Няня — типичная представительница прислуги того времени. Она ответственна за физическое благополучие Гриши, но не задумывается о его внутреннем мире, не стремится понять его чувства и переживания. Ее собственные интересы и проблемы занимают ее гораздо больше, чем внутренний мир ребенка. Она не злая, но и не слишком внимательная, скорее равнодушная к тому, что происходит с ее маленьким подопечным.
Мама , фигура более далекая для Гриши, чем няня. Она заботится о нем, но ее забота выражается скорее в практических вещах⁚ накормить, одеть, уложить спать. Она не понимает сбивчивого рассказа сына о прогулке, не видит его внутреннего волнения и переживаний. Образ матери в рассказе отражает типичную для того времени модель воспитания, где эмоциональная сфера ребенка оставалась без должного внимания.
Незнакомец с блестящими пуговицами и другие персонажи, встречающиеся Грише на прогулке, — это скорее символы внешнего мира, нежели полноценные герои. Они мелькают перед глазами мальчика, вызывая у него то интерес, то испуг, то недоумение.
Каждый из персонажей рассказа, даже самый эпизодический, вносит свой вклад в создание общей атмосферы произведения, помогает раскрыть главную тему — столкновение детского и взрослого мировосприятия.
Краткий вывод
Рассказ А.П. Чехова «Гриша» – это небольшое по объему, но глубокое по содержанию произведение, которое заставляет задуматься о важности детского восприятия мира и о том, как важно не упустить момент, когда ребенок начинает делать свои первые шаги не только в физическом, но и в социальном, эмоциональном пространстве.
Автор мастерски передает восприятие мира глазами двухлетнего малыша. Мы видим, как привычные вещи превращаются в нечто удивительное и загадочное, как случайные встречи оставляют глубокий след в детской душе, как яркие, но фрагментарные впечатления формируют первые представления о мире и его законах.
«Гриша» ‒ это не просто рассказ о прогулке маленького мальчика. Это история о столкновении детского и взрослого мировосприятия, о том, как важно быть внимательным к внутреннему миру ребенка, видеть в нем не просто объект заботы, а самостоятельную личность со своими мыслями, чувствами, переживаниями.
Чехов напоминает нам о том, что детство — это не только пора беззаботных игр, но и важный этап становления личности, время, когда закладываются основы мировоззрения и характера. И от того, насколько внимательно мы, взрослые, будем относиться к этому периоду жизни ребенка, зависит его будущее.
Читаешь и будто сам становишься маленьким Гришей, который с удивлением и страхом открывает для себя мир за пределами детской комнаты.
Какая чудесная зарисовка! Чехов гениально передает восприятие мира глазами ребенка. Все эти «четырехугольники», «большие куклы» — так точно и непосредственно.
Интересно, как Чехов использует детали, чтобы показать ограниченность мира ребенка и постепенное его расширение.
Очень точно подмечено, как ребенок воспринимает окружающих — няня похожа на куклу, а кошка — на папину шубу.
Очень трогательно описаны чувства Гриши — и любопытство, и страх перед неизвестным.
Чехов — мастер короткого рассказа! В нескольких страницах он сумел создать целый мир, полный жизни и красок.
Замечательный рассказ! В нем столько детской непосредственности и в то же время глубокого психологизма.
Читала этот рассказ еще в детстве, но перечитываю всегда с удовольствием.
Прекрасное описание! Язык Чехова — это просто наслаждение.