Миргород⁚ краткий пересказ
Сборник «Миргород» состоит из четырёх повестей, объединенных темой Украины⁚ «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Старосветские помещики
В повести «Старосветские помещики» Гоголь изображает тихую и размеренную жизнь старых супругов Товстогубов – Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. Их дни протекают в уютном мирке своего имения, наполненного незатейливыми радостями⁚ вкусной едой, заботой друг о друге и хлопотами по хозяйству.
Пульхерия Ивановна – душа дома, хлопотливая и рачительная хозяйка. Она обожает готовить для мужа разнообразные соленья и варенья, а он с неизменным удовольствием все это поглощает. Их отношения полны трогательной нежности и заботы друг о друге. Они живут словно в своем маленьком мире, где нет места бурям и потрясениям внешнего мира.
Однако идиллия не может длиться вечно. Смерть Пульхерии Ивановны становится ударом для Афанасия Ивановича. Он не может смириться с утратой и вскоре умирает от тоски по любимой жене.
В этой, казалось бы, простой истории Гоголь поднимает важные темы любви, старости и смерти. «Старосветские помещики» – это повесть-элегия, пронизанная грустью и светлой печалью. В ней нет острых социальных конфликтов, свойственных другим повестям «Миргорода», но есть то, что трогает душу читателя – любовь и преданность, верность традициям и укладу старой жизни.
Образы старосветских помещиков, несмотря на всю их комичность и чудаковатость, вызывают у читателя не насмешку, а скорее светлую грусть и сочувствие. Гоголь показывает, что и в этой, кажущейся со стороны скучной и однообразной, жизни есть место искренним чувствам и настоящей любви.
Тарас Бульба
«Тарас Бульба» ⎻ самая масштабная и эпическая повесть цикла «Миргород». Она повествует о жизни запорожского казачества, о его борьбе за свободу и независимость. В центре повествования ⏤ образ сурового и мужественного полковника Тараса Бульбы, для которого понятия товарищества, верности и любви к родине превыше всего.
После обучения в Киевской бурсе сыновья Тараса, Остап и Андрий, возвращаются домой. Отец решает отправить их на Запорожскую Сечь, чтобы закалить их характеры и сделать настоящими воинами. На Сечи Остап и Андрий проявляют себя как храбрые и умелые казаки. Однако если Остап полностью разделяет идеалы отца и готов отдать жизнь за товарищей и веру, то Андрий оказывается раздираем внутренними противоречиями.
Во время осады польского города Дубно Андрий узнает, что в городе находится его возлюбленная – польская панночка. Любовь к ней оказывается сильнее чувства долга, и Андрий переходит на сторону врага. Это становится для Тараса страшным ударом. Во время одной из битв он встречается с Андрием лицом к лицу и, не колеблясь, убивает сына, предавшего веру и товарищество.
В финале повести Тарас Бульба погибает мученической смертью, схваченный поляками и сожженный на костре. Но даже перед лицом смерти он не теряет присутствия духа и думает о своих товарищах, о судьбе родной земли.
«Тарас Бульба» ⏤ это гимн мужеству, патриотизму и братству. Гоголь создает яркий и запоминающийся образ казачества, для которого свобода и независимость были превыше всего. Повесть наполнена батальными сценами, описанными с невероятной силой и реализмом, а образы Тараса Бульбы, Остапа, Андрия и других героев стали символами мужества, героизма и трагизма.
Вий
Повесть «Вий» — самая мистическая и таинственная часть «Миргорода», погружающая читателя в мир украинских легенд и поверий. Главный герой, Хома Брут, студент киевской бурсы, оказывается втянут в водоворот пугающих событий.
Возвращаясь домой на каникулы, Хома случайно попадает на хутор к старухе, которая оказывается ведьмой. Она насылает на него чары, заставляя летать по ночному небу. Только молитва помогает Хоме справиться с колдовством и обратить старуху в прекрасную девушку.
Однако зло не отпускает Хому. Вскоре его вызывают в богатое поместье, чтобы читать молитвы над телом умершей панночки. Оказавшись в церкви, Хома с ужасом узнает в покойнице ту самую ведьму с хутора. Три ночи он проводит в молитве, защищаясь от страшных видений и нападок нечистой силы, пытающейся добраться до него.
На третью ночь по просьбе панночки из преисподней является сам Вий — жуткое чудовище с железным лицом и веками до земли. Вий приказывает поднять свои веки, чтобы увидеть Хому, и в этот момент студент, не выдержав ужаса, нарушает запрет и смотрит на чудовище.
Нечистая сила набрасывается на Хому, и он погибает страшной смертью. Финал повести остается открытым⁚ неясно, одержало ли зло окончательную победу, или же молитвы Хомы все же смогли хоть немного сдержать его натиск.
«Вий» — это история о противостоянии человека и темных сил, о борьбе веры и суеверия. Гоголь мастерски создает атмосферу мистического ужаса, используя фольклорные мотивы и образы, и заставляет читателя задуматься о вечных вопросах добра и зла, жизни и смерти.
Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» ⎻ сатирическое произведение, высмеивающее глупость, мелочность и косность провинциального дворянства. Два закадычных друга, Иван Иванович и Иван Никифорович, из-за пустяковой ссоры становятся заклятыми врагами.
Иван Иванович, высокий и худой, – любитель поговорить и пофилософствовать. Иван Никифорович, полный и приземистый, – молчун и домосед, больше всего ценящий свое хозяйство. Однажды Иван Иванович, увидев у соседа прекрасное ружье, в порыве зависти предлагает обменять его на своего бурого кабана и доплату овсом. Иван Никифорович, оскорбленный таким предложением, категорически отказывается;
С этого момента начинается многолетняя вражда. Оба Ивана Ивановича пишут друг на друга жалобы, подают иски в суд, всячески стараясь насолить друг другу. Их нелепая тяжба превращается в фарс, в котором они сами становятся посмешищем для всего города.
Гоголь мастерски высмеивает пустоту и бессмысленность жизни провинциальных дворян, их мелочные интересы и страсти. Ссора героев, начавшаяся из-за пустяка, разрастается до невероятных размеров, показывая всю абсурдность и нелепость подобных конфликтов.
Финал повести остается открытым⁚ вражда Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича продолжается, и неясно, чем она закончится. Гоголь оставляет читателя с горькой иронией⁚ такие ссоры, основанные на пустоте и глупости, могут длиться бесконечно, отравляя жизнь не только самим участникам, но и всем окружающим.
Коротко о главных персонажах
«Старосветские помещики»
- Афанасий Иванович Товстогуб – пожилой помещик, муж Пульхерии Ивановны. Добрый и простодушный, он безмерно любит свою жену и не представляет жизни без нее. Афанасий Иванович – человек старого уклада, привыкший к размеренной и спокойной жизни в своем имении.
- Пульхерия Ивановна Товстогуб – жена Афанасия Ивановича, заботливая и гостеприимная хозяйка. Она всю свою жизнь посвятила мужу и заботам о доме. Пульхерия Ивановна – воплощение традиционного образа русской женщины, преданной семье и дому.
«Тарас Бульба»
- Тарас Бульба – старый запорожский казак, полковник. Суровый и мужественный воин, он безгранично предан товариществу и родной земле. Тарас Бульба – олицетворение силы, мужества и непокорности казачества.
- Остап Бульба – старший сын Тараса Бульбы. Смелый и решительный, он следует отцовским идеалам и готов отдать жизнь за веру и товарищей. Остап – верный сын своего отца, настоящий казак.
- Андрий Бульба – младший сын Тараса Бульбы. Более романтичный и чувствительный, чем его брат, он оказывается не готов пожертвовать личным счастьем ради долга. Андрий – трагический персонаж, раздираемый противоречиями между любовью и долгом.
«Вий»
- Хома Брут – студент киевской бурсы. Суеверный и трусливый, он оказывается один на один с потусторонними силами. Хома – воплощение человеческих страхов перед неизведанным и сверхъестественным.
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
- Иван Иванович – помещик, высокий и худой, любитель поговорить и пофилософствовать. Склонен к зависти и не умеет признавать свои ошибки.
- Иван Никифорович – помещик, полный и приземистый, молчун и домосед. Упрямый и злопамятный, он не готов прощать обиды.
Каждый из этих персонажей, несмотря на свою краткость, ярко обрисован Гоголем и запоминается читателю. Они воплощают в себе как типические черты русского характера, так и индивидуальные особенности, делающие их образы неповторимыми.
Краткий вывод
Сборник «Миргород» ⎻ яркое свидетельство многогранности таланта Гоголя. В этом цикле повестей автор обращается к различным темам и жанрам, создавая удивительно колоритные и запоминающиеся образы.
В «Старосветских помещиках» Гоголь с теплотой и грустью рисует картину уходящего в прошлое быта украинского дворянства, воспевая тихую и размеренную жизнь, полную любви и заботы друг о друге.
«Тарас Бульба» ⏤ героическая эпопея, посвященная жизни и борьбе запорожского казачества. В этой повести Гоголь создает яркие образы мужественных воинов, готовых отдать жизнь за свободу и независимость своей земли.
Повесть «Вий» погружает читателя в мир украинских легенд и поверий, заставляя задуматься о вечном противостоянии добра и зла, веры и суеверия.
И, наконец, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» ⏤ сатирическое произведение, высмеивающее глупость, мелочность и косность провинциального дворянства.
Несмотря на различие тем и настроений, все повести «Миргорода» объединены общими чертами⁚ мастерством Гоголя в изображении характеров, его умением создавать яркие и запоминающиеся образы, неповторимым языком и стилем.
«Миргород» ⏤ это не просто сборник повестей, это целая галерея человеческих типов и характеров, отражающая жизнь украинской провинции первой половины XIX века во всем ее многообразии. Это произведение, которое и сегодня не теряет своей актуальности, заставляя читателя задуматься о вечных вопросах человеческого бытия.
Замечательный обзор! Автор очень точно передал атмосферу повестей Гоголя. «Старосветские помещики» — это настоящая ода любви и преданности.
Спасибо за краткий пересказ, освежил в памяти эти произведения. «Старосветские помещики» всегда казались мне немного грустными, но очень трогательными.
Прекрасно написано! Сразу видно, что автор хорошо знает и понимает творчество Гоголя. Особенно понравилась интерпретация образа Тараса Бульбы.
Очень интересный анализ «Миргорода»! Автор точно подметил главную идею «Старосветских помещиков» — любовь и быт как основа мира. Хотелось бы побольше про Тараса Бульбу почитать, очень мощный образ!
Спасибо за интересный материал! «Миргород» — одно из моих любимых произведений Гоголя, и ваш анализ помог мне по-новому взглянуть на эти повести.
Хороший разбор «Миргорода», кратко и по делу. Интересно было бы узнать ваше мнение о повести «Вий», она всегда казалась мне самой загадочной.